Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» (национальный исследовательский университет)

Факультет «Право и финансы»

Кафедра «Конституционного, административного  и гражданского права»

 

 

РАБОТА ПРОВЕРЕНА            ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Рецензент                            (должность)          Заведующий кафедрой _______________________(И.О. Ф.)                            _________________В.В. Киреев

_______________________20__ г.                         __________________ 20__ г.

 

 

Предоставление земельных  участков, находящихся в муниципальной  собственности

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ВЫПУСКНОЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ЮУрГУ–030501.2013.      . ПЗ ВКР

 

 

 

Руководитель  работы,

к.ю.н., доцент______________

______________ С.А. Бурмистрова

____________________ 20__ г.

 

Автор работы

студент группы ПФ-463/З

________________ Т.В. Мушаева

_____________________ 20__ г.

 

Нормоконтролер,

_______________ Н.В. Панина

______________________ 20__г.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………6

1 СРАВНЕНИЕ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ   И   ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ………………………………………………………

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    1. Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса…………………………………………………………………………..9
    2. Основания возникновения и прекращения муниципальной собственности на землю……………………………………………………………………………16
    3. Органы, осуществляющие предоставление земельных участков…………...25
    4. Нормы предоставления земельных участков…………………………………27
  1. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    1. Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта……………….
    2. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта…………………………………….
    3. Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством……………………………………………………...60
  2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ   ЗЕМЕЛЬ
    1. Предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ………………………………………………………….………….62
    2. Предоставления земельных участков из земель населенных пунктов……..68
    3. Предоставления земельных участков из земель запаса……………………..79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..87

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбирая тему дипломной  работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как предоставление земельных участков в пользование.

      Чем обусловлена актуальность этой темы:

В настоящее время  законодательство в этой сфере динамично  развивается и изменяется, вводятся новые положения предоставления земельных участков, например, предоставление отдельных категорий земель, льготные порядки предоставления участков гражданам и т.д.

Актуальность проблем  предоставления земельных участков для строительства в настоящее  время не вызывает сомнений. Динамичное развитие инвестиционно-строительной сферы привело к резкому увеличению потребности в незастроенных  земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.

Процедура предоставления земельного участка для строительства  является сложной и продолжительной  во времени, связанной с определением и защитой интересов и прав множества лиц.

Значимость строительства  для экономики, развитие строительной отрасли, заинтересованность местных властей в воспроизводстве жилого фонда и модернизации жилищной инфраструктуры, высокая прибыльность данной сферы предпринимательской деятельности приводят к повышенной криминализации данных отношений, к многочисленным нарушениям прав и законных интересов широкого круга лиц. Это общепризнанный факт.

Цель законодателя, правоприменителя, исследователя данной категории  общественных отношений состоит в том, как мне кажется, чтобы максимально справедливо уравновесить интересы общества, государства, частного лица и предпринимателя в сфере строительства, в том числе в вопросах предоставления земельного участка под застройку.

Годы проведения реформ в Российской Федерации подтвердили значимость вопросов о земле и нормативного регулирования в этой сфере.

Отраслевое законодательство (конституционное, гражданское, уголовное, административное, финансовое, природоресурсное и др.) корреспондируется и содержит нормы земельного права, регулирует общественные отношения с учетом специфики, свойственной каждой правовой отрасли.

 Специфичность земельных  правоотношений вытекает из правовой  природы и особенностей объектов  земельных правоотношений.

 К таким объектам законодатель отнес землю как:

 природный ресурс, который наравне с другими  природными ресурсами в силу  экологического права является  объектом охраны окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и другого  негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности;

  природный объект, т.е. естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

  земельный участок – недвижимое имущество, правовой режим которого определяется различными отраслями права. Земельный участок из состава земель населенных пунктов – еще более частный случай, объект в отношении которого одновременно действуют нормы градостроительного, земельного, гражданского и других отраслей права.

К настоящему времени не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания. Дискуссионными остаются и многие иные вопросы, по которым готовится разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Данная дипломная работа направлена на решение следующих  задач:

  • Изучение основных положений, субъектов и объектов земельных правоотношений;
  • Изучение основных положений, способы, сроки и порядок предоставления земельных участков
  • Муниципальное регулирование, использования и управление земельными ресурсами
  • Основные черты зарубежного земельного законодательства

Содержание работы нашло свое отражение в четырех главах:

1. Сравнение отечественных   и   передовых зарубежных технологий и решений;

2. Общие условия предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности;

      1. Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности;
      2. Особенности предоставления земельных участков из отдельных категорий   земель.

Данные главы поэтапно рассматриваются основные моменты  предоставления земельных участков. В первой главе выполнено сравнение  отечественных   и   передовых зарубежных технологий и решений в сфере земельного законодательства; во второй – рассматривается понятие земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, органы, осуществляющие предоставление земель, нормы предоставления земель. В третьей главе рассмотрен основной порядок предоставления земельных участков для строительства и для целей не связанных со строительством. В четвертой главе рассмотрены особенности и проблемы предоставления земельных участков отдельных категорий, в частности: земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса и земель населенных пунктов.

Теоретический материал, собранный в данной работе, будет  использован для разработки Положений  о предоставлении земельных участков в Саткинском муниципальном районе.

 

 

1 СРАВНЕНИЕ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ

 

Необходимость и цель изучения правового регулирования  земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах.

Коренные изменения в правовом регулировании, происходящие в нашей  стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего социалистического  лагеря, обусловливают необходимость в их сравнительно-правовом анализе, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах бывшего социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

С этих позиций все  зарубежные страны могут быть условно  разделены на две группы: страны с развитой рыночной экономикой и  стабильным правовым регулированием земельных  отношений и страны, в которых  осуществляются земельные реформы.

В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование  земельных отношений давно приобрело  стабильность и сравнительно высокий  уровень.

Основным институтом земельного права в этих странах  является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права, в силу чего он занимает центральное место и в самом земельном законодательстве зарубежных стран, и в земельно-правовой литературе. На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве получила распространение и нормативное закрепление теория «социальной функции» собственности, в особенности земельной собственности. Она обосновывает необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что оправдывается приоритетом публичных интересов над частными интересами собственника.

Помимо права частной  и государственной собственности  на землю и другие природные ресурсы  в зарубежном земельном праве  заметное место занимает институт аренды земли и арендные отношения. В  зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

Одно из центральных  мест в зарубежном земельном праве  занимают субъекты земельных отношений. Этот институт, по мнению некоторых зарубежных ученых-юристов, является ключевым для понимания не только земельного, но и ряда других отраслей права.

Для целей анализа  происходящих ныне в зарубежных странах  земельных преобразований можно  выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной  Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных  земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии - основными направлениями  земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

Особенностью земельной  реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Разумеется, реформирование земельного строя в каждой стране Восточной Европы имеет определенные особенности, обусловленные спецификой ее земельного и аграрного строя, однако в целом указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений свойственны всем этим странам.

Реформирование земельных  и аграрных отношений в Китае  и других странах Юго-Восточной  Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая «сельская индустрия», давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат – быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции благодаря «сельской индустрии».

Формирование рынка  земли в России обусловлено несколькими факторами, связанными с переходностью экономики.

Во-первых, сокращающееся  производство в сельском хозяйстве  на фоне относительного многоземелья в большинстве регионов страны ведет  к отсутствию эффективного спроса на землю, а значит, и к невозможности быстрого формирования земельного оборота даже при наличии адекватного законодательства. Примером тому могут служить страны восточной и центральной Европы, где правовая база земельных отношений сформирована раньше и относительно хорошо, но рынок сельскохозяйственных земель также слабо развит.

Во-вторых, переходность экономики означает также и слабое исполнение контрактов и правовых норм. Даже наличие правовых норм не всегда означает их реальную реализацию на практике. Текущее российское федеральное законодательство является одним из самых либеральных в мире, в нем не содержится каких-либо серьезных запретов на оборот сельскохозяйственных земель. Тем не менее, даже те сделки, которые сегодня фактически совершаются с участками, в том числе с арендованными, зачастую оформляются в виде фиктивных договоров дарения, соглашений переуступки прав и обязанностей по договору аренды или иным обходным способом в силу явного или неявного саботажа чиновничества.

В-третьих, вопросы земельной  собственности в силу исторических причин крайне политизированы и идеологизированы в обществе, что мешает подходить к этому производственному ресурсу как одному из прочих ресурсов. В России эта проблема усугубляется также и отсутствием исторического опыта частного землевладения на основной территории (наиболее населенной Европейской части) страны. Кроме того, многонациональность населения, иммиграция из бывших республик СССР создает определенное социальное напряжение вокруг вопросов земельной собственности во многих регионах России. В результате, все проекты нового Земельного кодекса, а также законодательные акты ряда регионов (например, Краснодарского края) носят резко ограничительный характер. В сложившихся социальных условиях не приходится ожидать рыночно ориентированного законодательного акта.

Скорость развития реформ, а также социальные условия в  различных регионах различна, соответственно различны и подходы к земельному вопросу в этих регионах.

С другой стороны, нарождающийся  земельный оборот является неотвратимым экономическим процессом, который неизбежно ускориться с первыми признаками подъема в экономике. Этот оборот земли должен находить адекватную правовую поддержку. Многие правовые вопросы не имеют ярко выраженной идеологической или политической окраски, такие, как, например, вопросы регистрации сделок или кадастра, налогообложения сделок с землей и др. В этой связи развитие земельного законодательства должно идти по пути частных законов, регулирующих отдельные стороны вопроса и не вызывающие непримиримых противоречий в обществе. Земельный кодекс станет завершающей стадией такого законодательного процесса, кодифицирующим уже накопленные, апробированные практикой правовые акты. К этому времени процессы реформ (как и процессы осознания их необходимости) в регионах выровняются, и принятый новый Кодекс не будет входить в противоречие с региональной политикой.

Выводы по разделу  один

  1. Общая мировая тенденция предоставления земельных участков направлена на разгосударствление и приватизацию земли, передача в частные руки, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
  2. Как в российском, так и в зарубежном праве, помимо права частной и государственной собственности на землю, заметное место занимает институт аренды земли и арендные отношения.
  3. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др., в российском же законодательстве аренда земельных участков не рассмотрена так подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1 Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса

 

Понятие "земельный  участок" используется различными отраслями  права: гражданским, административным, налоговым, жилищным, земельным, водным и т.д. Для гражданского права  оно вообще имеет особое значение, поскольку в ст. 130 Гражданского кодекса  РФ земельный участок назван первым среди недвижимых вещей. Да и большинство остальных недвижимых объектов определяются посредством прочной связи с землей. Однако это понятие, от которого зависит правильное понимание и применение норм указанных отраслей, остается на сегодняшний день практически не исследованным.

Начнем с раскрытия  содержания терминов, использованных в вышеуказанных нормах для характеристики земельного участка. Это поверхность  земли; почвенный слой (ст. 6 ЗК РФ) и  поверхностный почвенный слой (ст. 261 ГК РФ); границы (ст. 6 ЗК РФ) и территориальные границы (ст. 261 ГК РФ). Необходимо также выяснить, каков "установленный порядок описания и удостоверения границ".

Норма ст. 16 ЗК РФ, согласно которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, едва ли не дословно воспроизводит положения ст. 214 ГК РФ, в которой, однако, употребляется не слово "земли", а слово "земля". На наш взгляд, понятие "земли", которое употребляет ЗК РФ, и понятие "земля", используемое ГК РФ, хотя бы в данном контексте можно рассматривать как тождественные. Земля наряду с земельными участками относится ст. 6 ЗК РФ к объектам земельных отношений и рассматривается как природный объект и природный ресурс. Характеристика названных понятий дана в Федеральном законе РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. В соответствии со ст. 1 названного Закона под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природные ресурсы в соответствии с той же статьей понимаются как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. К природным ресурсам, таким образом, относятся не все природные объекты, а лишь те, которые используются или могут быть использованы указанным в Законе образом и имеют потребительскую ценность. Понятие земли как природного объекта значимо исключительно с природоохранных позиций, но при определении земельного участка интереса не вызывает. Категория "земельный участок" возникает только в связи с наличным или предполагаемым использованием земли, что и означает рассмотрение ее в качестве природного ресурса.

Земля как природный  ресурс и природный объект согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения по охране земли имеют публично - правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования.

И все же, наряду с понятием "земля" ЗК РФ использует и понятие "земли", причем, они не тождественны. При этом законодатель проявляет  известную последовательность, которую  уже не объяснишь низким юридико-техническим уровнем современных законов, где наблюдается путаница в терминологии. Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" подразделяет земли в РФ по целевому назначению на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений и т.д.

Указанные земли используются в соответствии с их целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Получается, таким образом, что земли - это та же земля как объект земельных отношений, но уже не абстрактных, а совершенно конкретных, подвергнутых специфическому воздействию земельного права.

Термину же "земельный  участок" как земельное, так и, тем более, гражданское законодательство придают исключительно частноправовое значение. Однако, если рассматривать проблему под частноправовым углом зрения, то сама земля (земли) может представать как совокупность земельных участков. Неслучайно поэтому, используя понятие "земля", законодатель в одних случаях расставляет акценты на его публично-правовую сторону, а в других - на частноправовую.

Федеральный закон "О  землеустройстве" от 18 июня 2001 г. относит  к объектам землеустройства территории субъектов РФ, территории муниципальных  образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков (ст. 1). На этих позициях находится и Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г. (ст. 12). Это порождает проблему разграничения земельного участка и иных объектов, стоящих в данном ряду.

Всех их роднит то обстоятельство, что земля составляет физическую сущность каждого из них. И именно оно позволяет подвергнуть каждый из них территориальному землеустройству.

Территориальное землеустройство  включает в себя описание и установление границ его объектов (ст. 17, 19 Закона о землеустройстве). Эти границы  фиксируются в землеустроительной документации, которая утверждается (и тем самым удостоверяется) в порядке, определенном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514. Причем, это относится к любому объекту землеустройства, а не только к земельному участку. Поэтому указаний ст. 6 ЗК РФ и ст. 261 ГК РФ на то, что земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены (определены) в порядке, предусмотренном земельным законодательства явно недостаточно для отграничения земель - участка от иных объектов землеустройства. Нельзя также при разграничении этих объектов земельного участка руководствоваться дополнительно лишь критерием, о котором упоминает ст. 261 ГК РФ: выдачей собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству документов на земельный участок. Такие документы могут быть фактически и не выданы. Это формальный момент, определяющий подтверждение права собственности, но не относящийся к характеристикам объекта этого права - земельного участка. Поэтому для разграничения земельного участка и иных объектов землеустройства необходимы дополнительные критерии.

Понятие территориальной  зоны дано в Законе о государственном земельном кадастре как части территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы, которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 1). Статья 85 ЗК РФ указывает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к жилым, общественно-деловым и иным территориальным зонам и т.д.

Таким образом, территориальная  зона и земельный участок соотносятся  как общее и частное в том  плане, что одну территориальную  зону составляют несколько земельных участков. В то же время земли (та или иная их категория) состоят не только из территориальных зон и земельных участков. В их рамках не исключено наличие не зонированных и не разграниченных на земельные участки территорий. Земли могут состоять как из земельных участков, так и собственно из земель, не подвергшихся территориальному землеустройству с целью деления на земельные участки.

Рассмотрев такие используемые законодателем (и, как представляется, далеко не случайно) правовые категории, как "земля", "земли", "территориальная зона" и, тем самым, в общем виде установив различия между ними и земельным участком, необходимо перейти к выявлению тех характеристик земельного участка, которые можно положить в основу его развернутого определения.

Земельный участок определяется в Законе как часть поверхности земли. Несомненно, что земля имеется здесь в виду как природный ресурс. Под поверхностью же понимается наружная часть чего-нибудь или общая часть двух смежных областей пространства. В нашем случае имеются в виду земное и воздушное пространства. И как наружная часть земли земельный участок может иметь лишь одну количественную физическую характеристику - площадь.

Определение земельного участка посредством указания на пространственный почвенный слой едва ли верно как по форме, так и по содержанию. Земельный участок – понятие не столько фактическое, сколько юридическое. Правовое содержание этого понятия не сводится только к тому, что властный орган должен установить границы и указать целевое назначение земельного участка. С правовых позиций земельный участок мыслится как объект идеальный и материальный одновременно. Материальность земельного участка состоит в том, что земная поверхность, составляющая его материальную суть, вполне реальна и воспринимаема нашими чувствами. Ее можно увидеть, потрогать и т.д. Абстрактность понятия "земельный участок" как раз и состоит в том, что с позиций права он рассматривается как некая идеальная поверхность (внешняя оболочка) земли как природного ресурса, важнейшего средства производства и вещественного фактора процесса труда, определяемая исключительно плоскостными границами. Поэтому для его индивидуализации определение глубинных границ безразлично.

Поскольку земельный  участок - понятие не только фактическое, но и юридическое, оно не должно и не может совпадать с натуралистическим, естественнонаучным определением его посредством слоя почвы. Земельный участок - правовая абстракция, за которой скрывается земная поверхность, а не слой плодородной земли (почвы). Это может быть и песок, и щебень, и монолитный камень. И тогда совершенно справедливыми выглядят имеющиеся в законодательстве указания на почву как на одну из возможных, но не единственную материальную составляющую земли и земельного участка (ст. 6 ЗК РФ, ст. 11 Закона о землеустройстве, преамбула Закона о недрах). Поверхность земли, отвечающая признакам земельного участка, не перестанет быть земельным участком лишь по той причине, что на ней отсутствует почва. Наличие или отсутствие почвы может повлиять лишь на содержание таких правовых характеристик земельного участка, как целевое назначение и разрешенное использование.

Мы рассматриваем земельный участок как часть поверхности земли, имеющую исключительно территориальные (плоскостные) границы, описанные и утвержденные в порядке, установленном законодательством о землеустройстве.

Сказанное позволяет  предложить следующее определение  земельного участка как объекта  гражданских прав, недвижимой вещи: земельный участок - это поверхность  земли, имеющая территориально-плоскостные  границы, описанные и удостоверенные в порядке землеустройства, расположенная в границах соответствующей категории земель и территориальной зоны, и характеризующаяся определенным земельным законодательством целевым назначением и разрешенным использованием.

Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок, это:

- кадастровый номер;

- размер и местоположение (адрес) земельного участка;

- целевое назначение;

- разрешенное использование;

- вид права;

- обременения земельного  участка;

- наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Целевое назначение земельных  участков предполагает отнесение последних  к той или иной категории земель. ЗК РФ выделяет семь категорий земель (п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных  пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической  деятельности, земли обороны, безопасности  и земли иного специального назначения;

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности