Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей………………………………………………………
1.1 Общие принципы,
содержание и меры защиты детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся
без попечения родителей…………………
2 Приемная
семья как форма воспитания
детей, оставшихся без
2.1 Понятие, порядок
образования и содержание
ребенка в приемную
семью……………………………………………………………..
2.2 Права
и обязанности приемных
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью…………………………………………………………………
2.4 Материальное
обеспечение приемной семьи…………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….57
Приложение
А……………………………………………………………………..
Приложение
Б……………………………………………………………………...
Приложение В………………………………………………………………………69
Введение
Актуальность исследования выражается в том, что медленными темпами развивается остро необходимый в нынешних условиях институт приемной семьи1. По данным правозащитных организаций в 2008 году общее количество случаев возврата детей из приемных семей в интернатные учреждения выросло в два раза ( с трех до шести тысяч). Каждый такой случай – трагедия для ребенка. За такой статистикой стоит и неготовность приемных родителей к своим новым родительским обязанностям, и недостаточность помощи, которую им оказывает государство, и недоброжелательность общественного мнения. Назрела необходимость создания программы комплексного исследования данного института.
Объект исследования:
общественные отношения,
Предмет исследования: анализ норм российского законодательства, регулирующих вопросы устройства детей, оказавшихся без родительского попечения в силу различных жизненных обстоятельств; вопросы, связанные с устройством детей в приемные семьи, материалы судебной практики.
Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью;
- анализ прав и
обязанностей приемных
- рассмотрение
прав ребенка (детей), переданного
на воспитание в приемную
- раскрытие
вопросов материального
-выявление проблем в данной сфере и выработка предложений по усовершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, логико-правовой, исторический, метод системного анализа, другие методы научного познания.
Степень научной разработанности темы. Данная тема недостаточно исследована в отечественной литературе. Имеются серьезные исследования в рассматриваемой теме таких авторов, как М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Г.К. Матвеев и др. Однако в рассматриваемой теме имеются серьезные законодательные пробелы, в частности, проблема государственной поддержки приемной семьи.
Новизна настоящего исследования заключается системном и комплексном изучении источников юридической литературы, эмпирического материала, а также массива нормативно-правовых актов, которые подвергаются обновлению и дополнению. Кроме того, новизна данного исследования заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства.
При выполнении исследования были использованы различные источники
- нормативно-правовые
акты: Конституция Российской
- материалы юридических журналов, монографии известных юристов, таких как, М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Г.К. Матвеев, др.;
- материалы правоприменительной практики: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Общие принципы, меры и содержание защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005 г. выявлено 132 2000 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997 — 2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105 534, 110 930, 113 913 и 123 200 детей2. Их общее количество составляет свыше 730 тыс.
Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т. е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством3.
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Федеральной целевой программой «Дети-сироты» на 1998— 2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. 4, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Логическим продолжением этой программы стали утвержденные постановлениями Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 Федеральная целевая программа «Дети сироты» (2001—2002 годы)5, от 3 октября 2002 года № 732 «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы 6, Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ в январе 2007 года7
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»8 .
Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей9).
Гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ (например, в Ленинградской области, в Нижегородской области, в г. Москве и др.10)
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)11.
В Семейном кодексе Российской Федерации от 8 декабря 1995 года (в ред. от 28 декабря 2004 года) (далее по тексту- СК РФ)12 общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121. Используемый в ст. 121 СК РФ термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени13.
В статье 121 СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:
а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
в)длительное отсутствие родителей,
болезнь родителей и
иные причины (отбывание родителями наказания
в местах заключения, нахождение под стражей
в период следствия, постоянное проживание
родителей в другом населенном пункте,
признание родителей безвестно отсутствующими,
розыск их органами внутренних дел в связи
с уклонением от уплаты алиментов).
Основанное на положениях СК РФ законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано уже упомянутым Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном законе установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)14.
Семейным кодексом РФ определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ).
Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:
а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
б) избрание форм устройства таких
детей в зависимости
от конкретных обстоятельств утраты попечения
родителей;
в) осуществление последующего
контроля за условиями
содержания, воспитания и образования
детей.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 2 ст. 121 СК, п. 1 ст. 34 ГК) . Однако согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
В соответствии с законодательством РФ органы местного самоуправления всех уровней: (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе РФ (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 15-0, 151 и др.), в Гражданском кодексе РФ (ст. 31—41)15, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности16.
В СК РФ не называются
структурные подразделения
Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством
В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей18.
Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ.. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.
СК РФ (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т. е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
Несмотря на то, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст. 122 СК РФ)19.
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК РФ решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.
Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.), по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.), по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства.
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства20. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»21 утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. 22.
Как установлено п. 1 ст. 122 СК РФ, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1. ст. 122 СК РФ обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.
Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации). Однако, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение23.
Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3 ст. 122 СК РФ порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»24. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» вступил в силу 20 октября 2001 г. (внесены изменения 10 марта 2005 года)
Целями
формирования и использования
а) осуществление учета
детей, оставшихся без попечения
родителей;
б) оказание содействия
в устройстве детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи граждан
РФ,
постоянно проживающих на территории
РФ;
в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из регионального и федерального банков соответствующих данных.
На основании сообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерству образования РФ), которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ (п. 3 ст. 122 СК РФ). Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ25.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральным и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.
С учетом приоритета
семейных форм воспитания детей на
руководителей воспитательных и
иных учреждений (лечебных, социальной
защиты), в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей,
возложена обязанность в
За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК РФ могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом (в частности, к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда — ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 26).
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому Семейный кодекс Российской Федерации в ст.123 установил приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. С учетом требования п.1 ст.123 СК РФ в 2000-2005 гг. более 2/3 детей, лишившихся родительского попечения, передано на воспитание в семьи.27
В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью, и, особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК РФ). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в их распоряжении.
Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети.
- Прием, обработка и выдача почтовых отправлений с наложенным платежом
- Приемы и средства эффективного обучения чтению на уроках иностранного языка на начальном этапе
- Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»
- Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
- Приёмы обучения монологической речи
- Приемы перевода технической сопроводительной документации
- Приемы стрельбы из пневматической винтовки
- Приготування страв з птиці та кролика
- Приготування страв з яєць:яйця варені,яєчні. Відпуск, вимоги до якості
- Приготування супу з квасолею, окрошки, філе баранини в гранатовому соусі, тістечка "Еклер"
- Приём "испытано на себе" в работе журналистов
- Прием и увольнение несовершеннолетних работников, особенности труда. несовершеннолетних работников
- Приём моделирования как средство развития учащихся при обучении решению задач
- Приемная семья