Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся

без попечения родителей…………………………………………………………………6

1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6

1.2  Российское  законодательство о формах  устройства  детей, 

оставшихся  без попечения родителей………………………………………………….17

2  Приемная  семья как форма воспитания  детей, оставшихся без попечения  родителей…………………………………………………………………………………21

2.1 Понятие, порядок   образования и содержание договора  о  передаче

ребенка в  приемную семью……………………………………………………………..21

2.2  Права  и обязанности приемных родителей…………………………………31

2.3  Права  ребенка (детей), переданного на  воспитание 

в приемную семью……………………………………………………………………….37

2.4  Материальное  обеспечение приемной семьи……………………………….43

Заключение………………………………………………………………………...50

Глоссарий………………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………….57

Приложение  А……………………………………………………………………..63

Приложение  Б……………………………………………………………………...65

Приложение  В………………………………………………………………………69

 

 

 

 
Введение

 

Актуальность  исследования выражается в том, что медленными  темпами развивается  остро  необходимый  в нынешних условиях институт  приемной семьи1.  По данным правозащитных организаций в 2008 году  общее количество случаев возврата детей из приемных  семей в интернатные учреждения выросло в два раза  ( с трех до шести тысяч). Каждый такой случай – трагедия для ребенка. За такой   статистикой стоит и неготовность приемных родителей к своим новым родительским обязанностям, и недостаточность помощи, которую им оказывает государство, и недоброжелательность общественного мнения.  Назрела необходимость  создания  программы комплексного исследования данного института.

 Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся  в сфере   правового регулирования приемной семьи как формы воспитания  детей, оставшихся без родительского попечения.

Предмет исследования:  анализ норм  российского законодательства, регулирующих вопросы устройства детей, оказавшихся без родительского попечения в силу  различных жизненных обстоятельств; вопросы, связанные с устройством детей в приемные семьи, материалы судебной практики.

Цель исследования: правовая характеристика  института приемной семьи как формы устройства  детей,  оставшихся без родительского попечения.

Задачи исследования:

- анализ законодательства, регулирующего  отношения в сфере    устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- рассмотрение  вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей; 

- раскрытие понятия, порядка  образования приемной  семьи;

- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;                                                                                                

- анализ   прав и  обязанностей приемных родителей;                                    

- рассмотрение  прав ребенка (детей), переданного  на воспитание в приемную семью;                                                                                                                  

- раскрытие   вопросов материального обеспечения   приемной семьи.

-выявление проблем в данной сфере и выработка предложений по усовершенствованию законодательства в рассматриваемой  сфере.                   

Методологическую  основу исследования составляют  анализ, синтез,     логико-правовой,  исторический,  метод системного анализа, другие методы научного познания.

Степень научной  разработанности  темы. Данная тема недостаточно исследована в отечественной литературе. Имеются  серьезные исследования в рассматриваемой теме таких авторов, как М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова,  А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева,  Г.К. Матвеев и др.  Однако в рассматриваемой теме имеются серьезные законодательные пробелы, в частности, проблема  государственной поддержки  приемной семьи.

Новизна настоящего исследования заключается  системном  и комплексном изучении источников юридической литературы, эмпирического материала, а также массива нормативно-правовых актов, которые подвергаются обновлению и  дополнению. Кроме того, новизна данного исследования заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства.

При выполнении исследования были использованы различные источники

- нормативно-правовые  акты: Конституция Российской Федерации,  Семейный кодекс Российской Федерации,  Гражданский кодекс РФ;  другие  федеральные законы, имеющие отношение  к рассматриваемой теме;

- материалы юридических журналов, монографии известных юристов, таких как, М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова,  А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева,  Г.К. Матвеев, др.;

- материалы правоприменительной практики: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

 

1 Государственная защита прав и интересов  детей, оставшихся без попечения родителей

 

1.1 Общие  принципы,  меры и содержание  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

В последние  годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005 г. выявлено 132 2000  детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997 — 2000 гг.  этот показатель составлял соответственно 105 534, 110 930, 113 913 и 123 200 детей2. Их общее количество составляет свыше 730 тыс.

Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым  данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства»,  т. е. являются сиротами при живых родителях.  Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне  важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством3.

В Российской Федерации  задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Федеральной целевой  программой «Дети-сироты» на 1998— 2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства  РФ от 19 сентября 1997 г. 4, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Логическим  продолжением этой программы стали утвержденные постановлениями Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 Федеральная целевая программа «Дети сироты» (2001—2002 годы)5,  от 3 октября 2002 года № 732 «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы 6,  Федеральная целевая   программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ в январе 2007  года7

Общие принципы, содержание и меры государственной  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»8  

Данный Закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.  При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей9).

Гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ (например, в Ленинградской области, в Нижегородской области, в г. Москве и др.10)

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)11.

В Семейном кодексе  Российской Федерации от 8 декабря 1995 года (в ред. от 28 декабря 2004 года) (далее  по тексту- СК РФ)12 общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121. Используемый в ст. 121 СК РФ термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени13.

В  статье 121 СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом  недееспособными;

б) уклонение  родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в)длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и 
иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте,  признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Основанное  на положениях СК РФ законодательное  определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано уже упомянутым  Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном законе установлено, что дети-сироты — это  лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без  попечения родителей, — это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;  уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)14.

Семейным кодексом РФ определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ).

Указанная обязанность  органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

а)       выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости 
от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями 
содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки  и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 2 ст. 121 СК, п. 1 ст. 34 ГК) .  Однако согласно ст. 132 Конституции РФ   органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

В соответствии с законодательством  РФ  органы местного самоуправления всех уровней:  (поселковая (сельская), районная и городская  администрации)  обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе  РФ (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 15-0, 151 и др.), в Гражданском кодексе  РФ (ст. 31—41)15, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности16.

В СК РФ не называются структурные подразделения органов  опеки и попечительства и стоящие  перед ними задачи.  Указанные  вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде,  функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией)17.

Ряд функций  по опеке и попечительству реализуется  путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством

В ряде субъектов  РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей18.

Организация методической помощи и оказание содействия органам  опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ.. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. 

СК РФ (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается  деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание  в семью (т. е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Несмотря на то,  что деятельность других юридических  и физических лиц по выявлению  и устройству детей, оставшихся без  попечения родителей, запрещена, тем  не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны (п. 1 ст.  122 СК РФ)19.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.  122 СК РФ решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

Понятно, что  в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.),  по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.),  по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства.

Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства20. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»21 утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. 22.

Как установлено  п. 1 ст. 122 СК РФ, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения  может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее,  п. 1. ст. 122 СК РФ обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган  опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации). Однако,  данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение23.

Возможна  ситуация, когда сами родители в  связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

Органы  опеки и попечительства, получив  сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их  временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях,  оставшихся без попечения родителей.

Согласно  п. 3 ст. 122 СК РФ порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 года  «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»24. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»  вступил в силу 20 октября 2001 г. (внесены изменения 10 марта 2005 года)

Целями  формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются:

а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения 
родителей;

б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, 
постоянно проживающих на территории РФ;

в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из регионального и федерального банков соответствующих данных. 

На  основании сообщений органов  опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан,  проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерству образования РФ), которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на  воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ (п. 3 ст. 122 СК РФ). Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ25.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к  федеральным  и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. 

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и  иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный  срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения    (п. 2 ст. 122 СК РФ).  Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно происходить в строгом соответствии с требованиями закона,

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету  детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК РФ могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом (в частности,  к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда — ст. 5.36  Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях 26).

 

1.2 Российское  законодательство о формах  устройства  детей, 

оставшихся  без попечения родителей

 

Каждый ребенок имеет  право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому Семейный кодекс Российской Федерации в ст.123  установил приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. С учетом  требования п.1 ст.123 СК РФ  в 2000-2005  гг. более 2/3  детей, лишившихся родительского попечения, передано на воспитание в семьи.27

В связи с тем, что при  устройстве детей на воспитание в  семью,  и, особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК РФ). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в их распоряжении.

Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети.

Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей