Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку

                                                                           



Департамент образования г. Москвы  
ГОУ Педагогический колледж №5  
Специальность 050709  
Преподавание в начальных классах  

 

Применение символов при формировании  
грамматических  
навыков у младших школьников  
на начальном этапе обучения  
английскому языку

 

 

Выпускная квалификационная работа       
    Студента 5 курса очного отделения  
54 группы  
Никитиной Любови Александровны  
Научный руководитель:  
Харькова Ольга Павловна

                                                                      Рецензент: Долгих Людмила  Михайловна

 

                                                          Отметка:                  (ГАК) 

 

2010

                        Содержание

 

Введение ………………………………………………………………...………...3

Глава 1. Процесс формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе обучения

1.1.Возрастные особенности развития младших школьников…………………5

1.2. Этапы формирования грамматических навыков……………………….......7

1.3.Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке……………………………………………………………………………….9

1.4.Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку……11

Вывод …………………………………………………………………………….13

Глава 2.Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения

2.1.Методика проведения опытно-исследовательской работы…………………………………………………………………………….14

2.2.Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса…………………………………………………………..15

2.3.Описание хода проведения опытно-исследовательской работы…………………………………………………………………………….17

2.4.Анализ и описание достигнутых результатов……………………………..19

Вывод……………………………………………………………………………. 21

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………....24

Приложение

 

      

                                            

 

 

 

 

 

Введение

             Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика.  В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических               навыков.

              Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.

           Поэтому не случайна тема нашей работы: « Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку».

          Актуальность исследования заключается в том, что усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

            Грамматика имеет огромное значение  при обучении и формировании  практических навыков иностранного  языка. Пожалуй, ни один из  аспектов обучения языкам не  был на протяжении многих лет  предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Данной проблемой занимались следующие ученые: Тимофеева В.Г., Вильнер А.Б., Пассов Е.И., Скалкин В.П., Гальперин П.Я., Brumfit C.J., Johnson K. и др.

                   

           На данный момент остается противоречие между теоретическими исследованиями по данной проблеме и практическими их воплощениями в жизнь.

Это противоречие позволило  нам сформировать проблему нашего исследования: являются ли символы эффективным средством формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе обучения.

             Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать роль символов в формировании грамматических навыков английского языка у детей младшего школьного возраста.

               Объект исследования – процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.

              Предмет исследования – использование символов, способствующих эффективному формированию грамматических навыков на уроках английского языка.

             Гипотеза – формирование грамматических навыков английского языка у младших школьников будет успешнее, если в ходе обучения грамматике будут использованы символы.

             Задачи:

1) Раскрыть психолого  – педагогические основы  формирования грамматических навыков английского языка у младших школьников.

2) Выявить эффективные  средства формирования грамматических  навыков у школьников на начальном  этапе обучения английскому языку.

3) Разработать систему  упражнений с применением символов для формирования грамматических навыков английского языка на начальном этапе.

4) Апробировать разработанную  систему упражнений на практике  и проанализировать достигнутые  результаты.

 

 

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, анализ имеющихся программ обучения; практические-наблюдение за деятельностью учащихся на уроке и вне его, беседы, анкетирование; проведение опытно-исследовательской работы направленной на выявление исходного уровня развития грамматических навыков детей и фиксацию результатов, достигнутых после формирования выделенных компонентов.

       

 

 

                    1. 1.Возрастные особенности развития младших школьников

 

        Младший школьный возраст - первая  крупная перемена в жизни ребенка,  решительные изменения в его  деятельности, общении, отношениях  с другими людьми. Ведущей деятельностью  становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими.

Быстро развивается  психика ребенка. Изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более  сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Повышается точность работы органов чувств. Познавательная деятельность возникает преимущественно в процессе обучения. Ребенок учится осознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, “созерцательной любознательностью”, ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. Восприятие эмоционально.

Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс  обучения в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается с такими функциями как мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление развивается  от наглядно - образного к абстрактно - логическому. Это надо использовать в обучении грамматики. Задача начальной школы - развить мышление, развить интеллект до уровня понимания причинно - следственных связей. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. Именно в школе в значительной мере развивается интеллект и здесь велика роль учителя. Мышление развивается во взаимосвязи с их речью. Обучение не только расширяет словарный запас, но и развивает умение устно и письменно излагать свои мысли.

Память имеет по преимуществу наглядно - образный характер. Запоминается интересный, конкретный, яркий материал. Однако учителю необходимо обратить внимание на выработку самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организации учебного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Этапы формирования грамматических навыков

 

 

При обучении иностранным  языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы.

Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется  тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную  задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют  психологическим фазам формирования навыков.

Процесс формирования грамматических навыков проходит несколько этапов.

              Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы [8,25].

 Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.

Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях преобладают элементы творчества, механические упражнения отходят на задний план.

Показателем достижения результата на этом этапе можно считать  самостоятельное творческое использование  отрабатываемой грамматической формы наряду с другими[9,33].

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служат схемы и таблицы.

Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

 

 

 

 

 

1.3. Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке

 

           Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроется в действиях учителя по ознакомлению с грамматическими явлениями и их тренировке. Часто во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:

  • Зафиксировать все формы данного явления на доске;
  • Показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усеченную, если они возможны в данном случае;
  • Сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;
  • Сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, бездумными роботами, хором повторяющими или механически записывающими мало значащие для них фразы.

Трудности возникают  и при определении значения и  употреблении того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами.

                          Для того, чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку, предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, учитель старается проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.

            Соловова Е.Н. [10,107] классифицирует возможные трудности при обучении грамматике с позиции возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции.

                  

                            

                                 Межъязыковая интерференция.

      В любом  языке при изучении грамматики выделяют морфологию и синтаксис. В морфологии изучают различные части речи, словообразование и т.д. Синтаксис рассматривает вопросы построения простых и сложных предложений, пунктуацию, прямую и косвенную речь и многое другое.

      В то  же время, например, при изучении раздела «Имя существительное» в русском, английском, немецком, испанском и французском языках можно найти много особенностей, свойственных только одному из этих языков.

                          Соизучение родного и иностранного/иностранных языков неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

 

 

                    Внутриязыковая интерференция.

        В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке. Так, например, при изучении английского языка трудно различаются учащимися временные формы глаголов, особенно формы перфекта и продолженных времен, которых нет в русском. Настоящее, будущее и прошедшее время в английском языке может быть выражено различными временными формами. Для русскоязычных учащихся такое обилие временных форм, а также связанное с ними явление согласования времен не может не представлять трудностей и не способствовать появлению ошибок.

 

 

 

1.4.Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку

 

               В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания.                      Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексике и первичной грамматике (существительное - треугольник, модальный глагол - круг, смысловой глагол - прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное значение в раннем обучении иностранному языку, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, в первую очередь выделяется показатель развития наглядно-образного мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте.                                                           Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.

         Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности временных форм. «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-), действия, которые совершатся в будущем, - с правой (+).                  Как показала практика, использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты.   Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также грамматических и использовать их в речи. 

 

 

 

 

                                                 Вывод

 

     В ходе решения поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:

 

    • в процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно;
    • следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;
    • упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;
    • следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.
    • При формировании грамматических навыков английского языка в младшей школе целесообразно использовать символы и схемы- опоры при изучении грамматических времен, а так же порядка слов в предложении.

 

Глава 2. Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения

 

2.1. Методика проведения  опытно-исследовательской работы

 

       Базой исследования явилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. В исследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса.

       Целью исследования было на практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматических навыков у младших школьников. В ходе проведения опытно- исследовательской работы предстояло решить следующие задачи:

    1. изучение уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса;
    2. разработка системы упражнений с использованием и символов с целью повышения уровня сформированности грамматических навыков и реализация ее на практике;
    3. анализ результатов опытно-исследовательской работы и подведение итогов;

               

         Основным методом исследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов применялись частные методы, в том числе эмпирические:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • изучение продуктов деятельности учащихся;

 

 

  • изучение школьной документации.

Математически-статические:

  • метод регистрации данных (таблицы)

Графические (диаграммы).

     Всего было  проведено 12 уроков английского языка, на каждом из которых были использованы и символы. Все эти уроки были направлены на формирование и совершенствование грамматических навыков.

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса

 

    Диагностика сформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующего этапа опытно-исследовательской работы.

     В связи с тем, что упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно было дать краткий утвердительный ответ и 5 предложений, в которых нужно было выбрать правильный ответ (см. Приложение №1). Проверялись следующие грамматические темы: глагол в Present Simple в 3 л. ед. числе; модальный глагол can; to be в Present Simple и Past Simple.

  В зависимости от качества выполнения теста были выделены три уровня сформированности грамматических навыков:

 

     Низкий - учащиеся не справились с выполнением заданий, допустили максимум ошибок, не написали ответы на вопросы.

  Средний - учащиеся допустили минимум ошибок, дали правильные краткие ответы к вопросам.

Высокий - учащиеся не допустили ошибок,  дали правильные ответы на вопросы.

В ходе обработки полученных данных на основе показателей сформированности грамматических навыков у учащихся были выявлены следующие уровни:

 

 

Фамилия, имя учащегося

Уровни сформированности грамматических навыков

низкий

средний

высокий

1

Войнич Артур

+

   

2

Вовченко Ксения

   

+

3

Вольная Елизавета

 

+

 

4

Колеса Анна

+

   

5

Разина Софья

   

+

6

Реунин Георгий

 

+

 

7

Цой Александр

   

+

8

Цымбалова Мария 

 

+

 

 

        Данные по выявлению уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса также отражены в диаграмме. (см. Приложение №2)

 

      Из приведенных выше данных видно, что на констатирующем этапе из восьми учащихся двое имели низкий уровень сформированности грамматических навыков, трое - средний уровень, трое учащихся – высокий уровень.

    Исходя из полученных данных и анализа трудностей, которые испытывали учащиеся при выполнении данных заданий, была спланирована дальнейшая работа, предполагающая применение  символов для формирования новых грамматических навыков и совершенствования уже сформированных.

 

2.3. Описание хода  проведения опытно-исследовательской работы

 

На формирующем этапе  исследования было разработано и  проведено 8 уроков, в течение которых  при формировании грамматических навыков  использовались символы, что по нашему мнению должно было способствовать совершенствованию  этих навыков и преодолению трудностей английской грамматики, связанных с  порядком слов английского предложения; временами английского глагола и употреблением модального глагола.

В этой связи была разработана  система упражнений, которые были направлены на решение следующих задач: избежать излишней терминологии; чередовать формы работы, которые бы вызывали активность всех учащихся; сделать процесс обучения грамматике   интересным, познавательным. При этом учитывались следующие требования: уровень сложности заданий находился в зоне ближайшего развития учащихся; данные задания были посильны всем учащимся; задания были связаны с темой урока.

На уроках учитель  постепенно вводил  символы, которыми заменялись члены предложений. Сначала  учитель объяснял, что каждый символ означает, и какие слова он может заменить. Для закрепления материала предлагалось представить предложения в виде модели. Когда значения символов были усвоены, задания изменились – теперь надо было составить предложения по заданным моделям.

— действующее лицо

 



— действующее лицо (she, he, it)

 

—  качество, объект











—  глагол, обозначающий действие, чувство, состояние

—  г  —  глагол-связка


—  глагол, обозначающий отношение к действию

 

—  глагол-помощник


—  место  действия

Применение символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку