Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации



66

 

Введение

 

     В дипломной работе по теме: "Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации" представлены и проанализированы положения, касающиеся порядка и применения на практике основополагающих принципов перемещения  транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время усиленно применяются экономические меры единого рынка и ведется борьба с незаконным ввозом и вывозом транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. 

     Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю -  эффективная работа таможенной службы.

     В соответствии с Таможенным  кодексом Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из нее и транзит через территорию Российской Федерации  транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных законом и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией. С другой стороны, государство запрещает ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности (в том числе интеллектуальной), защиты интересов потребителей и из других жизненно важных интересов государства.

     Принцип ограничения на ввоз и вывоз тpaнcпортных средств базируется на законодательных актах Президента, Правительства и международных договорах Российской Федерации.  Из смысла Таможенного кодекса Российской Федерации вытекает, что выпуск транспортных средств, подпадающих под действие установленных ограничений, производится таможенными органами только при условии соблюдения установленных законодательством требований.  Безусловно, в большинстве случаев таможенные органы имеют дело с транспортными средствами, перемещаемыми через границу в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности, поэтому рассмотрение принципов перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации является актуальным.

     Объектом исследования являются принципы, связанные с правоотношениями, возникающими при перемещении транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Предметом  исследования дипломной работы является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Цель работы - рассмотреть действие на практике принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, выявить особенности и существующие проблемы.

     Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятие принципов перемещения  транспортных средств через таможенную границу, охарактеризовав каждое из содержащихся в нем значений;

- выявить особенности правового регулирования перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- проанализировать направления, по которым раскрываются основополагающие нормы (принципы);

- рассмотреть проблемы теории и практики реализации принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- сформулировать выводы по теме исследования.

     Для решения указанных задач предполагается использование логического и исторического методов исследования рассматриваемых вопросов.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

     Особенностью правового регулирования таможенных правоотношений является то, что эти отношения всегда, так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.

     Правовое регулирование порядка перемещения транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенных правоотношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 2 Таможенного Кодекса (ТК) Российской Федерации и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств.[1] Такие принципы являются базой таможенного законодательства, концентрацией целей правового регулирования, которые определяют действия законодателей в ходе правового регулирования таможенных отношений и должны лежать в основе правоприменения в таможенной сфере. Они являются проявлением в таможенном плане основ конституционного строя нашей страны, а также принципов международного права. Правовые принципы в сфере таможенного права не являются научными теоретическими выводами, они имеют определяющее значение не только для законотворчества. В ходе правореализации они служат для правильного понимания нормативных правовых актов, для точного понимания субъектами правового регулирования смысла законов и подзаконных актов, для правильного их толкования, для точного соответствия правомерного поведения желаниям и целям законодателя.

     К таким принципам относятся:

- равное право всех лиц на ввоз и вывоз транспортных средств;

- возможность введения ограничений на ввоз и вывоз транспортных средств;

- добровольность выбора и изменения таможенного режима;

- обязательность таможенного оформления и таможенного контроля;

- определенность места и времени пересечения таможенной границы;

- регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу транспортными средствами.

 

1.1. Порядок оформления транспортных средств при перемещении через таможенную границу Российской Федерации

 

    Таможенное оформление перемещения товаров и транспортных средств представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. То есть - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями ТК Российской Федерации.

     Таможенное оформление может быть также определено как совокупность операций, производимых должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения.[2]

     Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств определяется как нормами ТК Российской Федерации, так и иными актами российского законодательства. Понятие «законодательство» употребляется в данном случае в широком смысле и включает в себя законы и многочисленные подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти и, прежде всего, органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела - ранее Государственным таможенным комитетом (ГТК Российской Федерации), а ныне - Федеральной Таможенной Службы (ФТС Российской Федерации).

     Лицо, перемещающее товары через российскую таможенную территорию, перевозчик, владелец склада и иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, а также их представители имеют право присутствовать при таможенном оформлении.

     Если таможенный орган требует такого присутствия, данное право трансформируется в обязанность. Содержание такой обязанности является более широким, нежели содержание соответствующего права, поскольку предполагает не только присутствие лица при производстве таможенного оформления, но и оказания этим лицом содействия должностным лицам таможенных органов на этом этапе. Это содействие может выражаться в совершении с товарами и транспортными средствами необходимых грузовых и иных операций, перечисленных в ТК Российской Федерации, взятии проб и образцов товаров и других.

      В зависимости от решаемых задач ТК Российской Федерации выделяет следующие таможенные операции и процедуры.[3]

      1) Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию транспортных средств);

- внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка транспортных средств до таможенного органа назначения, оформления, завершения внутреннего таможенного транзита);

- помещение товаров и транспортных средств на временное хранение.

     2) Таможенное декларирование транспортных средств.

     3) Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования транспортных средств:

- при убытии транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации (например, внутренний таможенный транзит);

- при условном выпуске транспортных средств, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей).

     4) Оформление действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза).

      Кроме того, существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению.

     Данные операции, в большинстве своем, производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     К числу таких операций можно отнести:

- предварительное декларирование транспортных средств;

- получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления;

-  получение     свидетельства     о    допущении     транспортного      средства, контейнера или съемного кузова к перевозке транспорта под таможенными пломбами и печатями.[4]

     Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК Российской Федерации, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК Российской Федерации).

      Начало и завершение таможенного оформления

     В соответствии с пунктом 1 статьи 60 ТК Российской Федерации таможенное оформление при ввозе товаров и транспортных средств может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации (предварительное таможенное декларирование - пункт 1 статья 130 ТК Российской Федерации), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в момент представления таможенному органу товаросопроводительных документов - статья 72 ТК Российской Федерации).

     При вывозе транспортных средств таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении осуществить таможенное оформление.[5]

     Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК Российской Федерации:

- для применения к товарам и транспортным средствам таможенных процедур (выпуск товаров, транспортных средств, в соответствии со специальной таможенной процедурой. Например, перемещения товаров, транспортных средств физическими лицами);

- для помещения транспортных средств под таможенный режим (выпуск транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом);

- для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока (транзит, временный ввоз);

- для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска транспортного средства, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены).

     Таким образом, таможенное оформление завершается после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства, в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

     Несмотря на то, что таможенное оформление начинается по инициативе заинтересованных лиц (перевозчики, декларанты), тем не менее, осуществление многих таможенных операций носит разрешительный характер.

      Разрешение таможенного органа на совершение операций

     Абзацем первым пункта 1 статьи 61 ТК Российской Федерации установлен предельный срок для выдачи необходимого разрешения, который приравнен к сроку проверки таможенной декларации, иных документов и проверки транспортного средства. То есть разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения заинтересованного лица в таможенный орган и представления необходимых, в соответствии с требованиями конкретной таможенной операции, документов.

      Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций может быть получено как в письменной, так и в иных формах.[6] В письменной форме разрешение выдается только в случаях, прямо предусмотренных ТК Российской Федерации:    

      1) Непринятием таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций. Представляется, что эта форма имеет место в тех случаях, когда по истечении установленного срока выдачи разрешения таможенный орган не высказал каких-либо возражений.

      2) Совершением таможенным органом соответствующих действий. Например, при предоставлении декларанту возможности изменить или дополнить сведения, заявленные в принятой таможенной декларации.[7]

     Появление статьи 61 в ТК Российской Федерации объясняется юридическим значением любого решения (разрешения), принимаемого таможенным органом. Такое разрешение может открывать для заинтересованного лица возможность реализации определенных, предусмотренных ТК Российской Федерации прав, а также может накладывать запрет на их реализацию.

     Однако разрешительный порядок предусмотрен не только для совершения конкретных таможенных операций, но и для иных действий в соответствии с ТК Российской Федерации, например, для применения таможенных режимов переработки.

      Для определения места статьи 61 в системе норм ТК Российской Федерации важно обратить внимание на следующие моменты:

- для чего выдаются разрешения;

- в рамках какого таможенно-правового института предусматривается выдача соответствующих разрешений.

     Согласно статье 61 ТК Российской Федерации разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В свою очередь, временные пределы таможенного оформления установлены статьей 60 ТК Российской Федерации. Таким образом, разрешения на совершение иных действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке, установленном иными статьями ТК Российской Федерации.

     Вместе с тем, если в качестве заявления на переработку товаров и транспортных средств вне таможенной территории используется таможенная декларация, то срок предоставления разрешения соответствует сроку, упомянутому в части 1 пункта 1 статьи 61 ТК Российской Федерации, поскольку подача таможенной декларации является таможенной операцией, охваченной институтом таможенного оформления.

      Место и время таможенного оформления

     В соответствии с пунктом 1 статьи 279 ТК Российской Федерации таможенное оформление транспортных средств, производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

     Местами нахождения таможенных органов являются, прежде всего, пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Такие таможенные органы имеют неофициальное название «пограничных». Наряду с пограничными таможенными органами создаются «внутренние» таможенные органы, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Внутренние таможенные органы создаются исходя из объема пассажиропотоков и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.[8]

     Кроме того, как пограничные, так и внутренние таможенные органы (таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов (отделы таможенного оформления таможен) могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки транспортных средств.[9]

     На основании пункта 1 статьи 407 ТК Российской Федерации время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом время работы пограничных таможенных органов устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Одновременно с этим, время работы пограничных таможенных органов, по возможности, должно совпадать со временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами Российской Федерации.

     В остальных случаях, в частности, для внутренних таможенных органов, время работы устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

     Другими словами, возможен либо обычный, так называемый нормированный, рабочий день, например, с девяти до восемнадцати часов, либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп.

     Исключения из перечисленного могут составлять случаи, когда отдельные таможенные операции совершаются вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица.

     Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия - экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица им уполномоченного, при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться зоны таможенного контроля.[10]

     Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.

    Особенностью таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, является упрощенный порядок декларирования. Таможенное оформление производится, как правило, таможенными органами, в регионе деятельности которых постоянно зарегистрировано физическое лицо. Ввозимые транспортные средства направляются для таможенного оформления таможенными органами, расположенными в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пограничный таможенный орган) в таможенные органы, в регионе деятельности которых постоянно зарегистрировано физическое лицо. Физические лица представляют таможенному органу декларацию, содержащую следующую информацию:

     1) Фамилия, имя, отчество; место жительства, а также сведения о документе, удостоверяющем личность декларанта (лица, перемещающего, декларирующего, представляющего и предъявляющего транспортное средств от собственного имени);

     2) Характеристики, идентифицирующие транспортное средство: марка объем и номер двигателя, номер шасси, номер кузова, регистрационные номерные знаки;

     3) Цели ввоза (вывоза) транспортного средства: коммерческие, некоммерческие цели временный ввоз (вывоз), ремонт и т.д.;

     4) Основания для предоставления льгот по таможенным платежам, если таковые имеются;

     5) Таможенная стоимость транспортного средства;

    6) Вид подлежащих уплате таможенных платежей и их сумма;

    7) Прилагаемые документы: транспортные и товаросопроводительные документы (счета, чеки, справки для расчета таможенной стоимости, также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления).

    Если одновременно с подачей таможенной декларации не подаются документы и дополнительные сведения, необходимые для оформления или не уплачены таможенные платежи, ввозимые физическими лицами транспортные средства должны помещаться на склады временного хранения. Предельный срок временного хранения транспортных средств составляет 2 месяца.

     При перемещении физическим лицом через таможенную границу автомобиля подается отдельная форма таможенной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 1 ноября 2006 года №1087[11], она заменила действовавшую в соответствии с приказом ГТК РФ № 688 от 17 июня 2004 года [12], до 1 ноября 2006 года периода форму таможенной декларации. Данная форма таможенной декларации используется исключительно при декларировании автомобилей и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, и их перемещение не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, торговли.[13] Целью введения новой формы таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство) является усовершенствование таможенного оформления автомобилей (транспортных средств), перемещаемых физическими лицами для личного пользования в части их декларирования.

      При таможенном оформлении транспортных средств, таможенный орган принимает въездную и выездную декларации, стандартные документы перевозчика, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и пассажирах. А также сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства.

     В  целях  надлежащего  исполнения  требований  статьи  279 ТК Российской Федерации следует:

- обеспечить заблаговременное информирование заинтересованных лиц о необходимости  декларирования  всех  видов   транспортных   средств (воздушных   грузовых,  воздушных  грузопассажирских,  железнодорожных грузовых,      железнодорожных      пассажирских,      железнодорожных грузопассажирских, автомобильных пассажирских, автомобильных грузовых, гужевых и иных) при въезде на таможенную территорию  и  при  выезде  с таможенной территории Российской Федерации;

- определить места выдачи (приема) въездной/выездной декларации о транспортном средстве;

- до  получения   изготовленной   типографским   способом   формы въездной/выездной  декларации  о  транспортном  средстве  обеспечить ее изготовление на местах;

- обеспечить  строгое  соблюдение  должностными лицами таможенных органов требований   таможенного   законодательства  при  производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля  транспортных средств,  перемещаемых  через  таможенную границу  Российской Федерации (проставление технологических отметок в графе Д  въездной/выездной декларации о транспортном средстве).[14]

     Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, если для таможенного декларирования отдельных видов транспортных средств не установлены определенные таможенные органы.[15]

     Цель представления таможенным органам в процессе таможенного оформления документов и сведений заключается в подтверждении соблюдения требований таможенного законодательства при совершении определенных таможенных операций и таможенных процедур. Отсюда и возможность разделения всех требуемых документов на отдельные группы, в зависимости от особенностей совершения конкретных таможенных операций. Например, документы, предоставляемые при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, при оформлении внутреннего таможенного транзита, при помещении товаров на склад временного хранения.

     Сроки предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются ФТС, но только в случаях, если иное не установлено ТК Российской Федерации. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 279 ТК Российской Федерации въездная или выездная декларация на транспортные средства предоставляется перевозчиком в таможенный орган соответственно при въезде транспортного средства на таможенную территорию России или его выезде за пределы этой территории.

     Как правило, документы, необходимые для таможенных целей, заполняются на русском языке. Вместе с тем Таможенный Кодекс Российской Федерации предусматривает возможность использования при таможенном оформлении документов, составленных на иностранных языках:

- если ФТС Российской Федерации заключено соглашение с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей;

- если документы и сведения представлены на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

     Статьёй 64 ТК Российской Федерации «Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления» предусматривается одновременно право и обязанность.[16]

     1) Право таможенных органов требовать присутствие заинтересованных лиц при производстве таможенного оформления (что может рассматриваться в качестве детализации отдельных положений в статье 408 ТК Российской Федерации «Правомочия таможенных органов»).

     2) Обязанность заинтересованных лиц или их представителей присутствовать по требованию таможенных органов, при производстве таможенного оформления. Данная обязанность должна учитываться, например, декларантом в совокупности с иными обязанностями, предусмотренными пунктом 2 статьёй 127 ТК Российской Федерации.

     Так как статья 64 ТК Российской Федерации имеет отношение к таможенному оформлению, соответственно можно говорить о производстве таможенными органами таких действий, как, например, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, осмотр помещений и территорий.

Принципы перемещения транспортных средств через границу Российской Федерации