Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ



 

Методика преподования обж, использования на уроках обж презентация в начальной классах,

 

 

Министерство образования и науки РФ.

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования.

 

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева.

 

Факультет физической культуры и спорта.

Кафедра безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической

культуры.

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой БЖ и АФК

к.м.н., профессор

Мейнгот Я.Я.

______________

 

 

ПРОБЛЕМА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности № 050104 «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

 

Работу выполнил студент 5 курса __________________ Пантелеев А.А.

Научный руководитель: доцент_____________________ Кольвинковский Е.В.

Рецензент: к.б.н., доцент________________________________ Турыгина О.В.

 

 

 

г. Красноярск 2011г.

 



 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8

1.1.           Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8

ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12

2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12

2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов  в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13

2.3. Современные разработки в области образования………………………...14

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26

3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26

3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31

3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

Отсюда потребность государства и общества в подготовке населения, особенно учащейся молодежи, к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в современных условиях, приобретает особую значимость и относится к сфере обеспечения национальной безопасности.

В этих условиях актуализируется содержание сравнительно нового школьного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как системообразуещего фактора становления культуры этой безопасности. Новая парадигма образования, определяя его фундаментальность, целостность и направленность на максимальное удовлетворение интересов личности, объективно требует при отборе и построении содержания курса ОБЖ, восприятие его как непременного условия природо- и культуросообразного бытия человека.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе насчитывает немногим более десяти лет. За это время для этого курса были разработаны учебные программы, учебники, учебные пособия. Например, существует ряд концепций, обосновывающих задачи и содержание курса безопасности жизнедеятельности. Так, в основу программы   положена идея создания школьного курса как составной части человековедения  В программе курса «ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений» (Е.Л. Вишневская, И.Б. Волошинов и др., М., 1997) [11] представлен материал различной тематики (от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само- и взаимопомощи), изучение которых должно выработать у учащихся психологическую устойчивость к стрессу и готовность к адекватному поведению в контактах с техникой, природой, людьми. В.Я. Сюньков в программе ОБЖ (М, 1996) выделяет задачи воспитания и формирования человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе преподавания ОБЖ в школе сегодня обнаружился ряд противоречий:

- противоречие между общими целями образования и существующими средствами их достижения (например, методы развивающего обучения недостаточно используются на практике, так как требуют для своей реализации более современных технологий, чем традиционные);

- противоречие между существующими формами сохранения и передачи методического и педагогического опыта и теми возможностями, которые дают новые информационные технологии. Дидактические средства, способствующие успешности учебного процесса, являются одним из важнейших инструментов в работе учителя ОБЖ. Количественная недостаточность и малая вариативность этих средств ограничивают свободу преподавателя в подборе материала;

- на уроках ОБЖ ученики получают большой объем теоретического материала, приобретают необходимые умения и навыки в решении поставленных задач. Однако при переносе полученных знаний в другие нестандартные ситуации учащиеся оказываются не в силах применить готовые алгоритмы.( Иовенко И В) [20,23]

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «ПРОБЛЕМА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Решение этой проблемы составляет цель исследования: изучить проблему применения компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Объектом исследования выступает процесс внедрения активных методов обучения в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Предметом исследования является методика внедрения активных методов обучения в курс ОБЖ.

Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования культуры безопасности жизнедеятельности и ее формирования в общеобразовательной школе.

2. Определить сущность, структуру, критерия и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьника в чрезвычайных ситуациях.

3. Выявить и обосновать основные ведущие тенденции, принципы и педагогические условия, необходимые для формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьника в чрезвычайных ситуациях.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку содержания и преподавания факультатива «Оператор по чрезвычайным ситуациям техногенного характера» и курса «Защита жизни и информатизация» в контексте формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у школьников.

Гипотеза исследования мы предположили, что внедренная нами методика активных методов обучения с использованием компьютерных технологий даст положительные результаты в овладении курса ОБЖ.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях как качества личности школьника представляет собой целенаправленный, системно организованный педагогический процесс, эффективность которого может быть существенно повышена, если:

- подготовка школьника к овладению культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях строится как процесс и результат формирования личной направленности учащегося на безопасную и защитную деятельность, а также освоение им системы знаний и умений, целенаправленного развития профессионально значимых качеств;

- этот процесс опирается на личностно - деятельностный и культурологический подходы, определяющие и целостное развитие личности в процессе безопасной и защитной деятельности, и самоопределение в этой сфере культуры;

- деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на всех этапах подготовки выступает как совокупность ее структурных элементов и направлена на развитие личности школьника;

- основу теоретической модели подготовки учащихся к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях  составляют ведущие тенденции, принципы, педагогические условия реализации учебно-воспитательного процесса в школе; технологии подготовки учащихся к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях строятся как процесс поэтапного решения задач личной готовности школьника к данному виду деятельности с использованием компьютерных технологий.(Бернс Р.) [6]

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности.

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ по безопасности жизнедеятельности, учебников и учебных пособий; изучение опыта по обновлению содержания обучения; обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа № 18  г. Красноярска.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).

Прямые связи человека со средой очевидны.

Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.

Система “человек – среда” является двухцелевой:

1)  одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;

2)  вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.

Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.

С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.

Именно в одновременности этих двух сторон состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая “аксиома о потенциальной опасности”).[8]

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:

      по природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

      по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

      по вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические,  химические, биологические и психофизические.

Физические опасности – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

           Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки.

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация.

Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы:

1-     факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

2-     факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;

3-     факторы экологического воздействия, как правило, опосредственного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

              2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС.

              Статистика свидетельствует о том, что значительно возросло количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и другого характера, масштабы людских потерь и материального ущерба от них. Анализ причин аварий и катастроф на объектах энергетики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном видах транспорта, показывает, что основной причиной большинства ЧС является человеческий фактор. Мощное антропогенное воздействие на окружающую природную среду инициирует возникновение многих опасных природных явлений (землетрясений, оползней, обвалов и др.). В таких ситуациях, не владея фундаментальными знаниями, умением и навыками по защите от ЧС, человек не способен своевременно принять правильное решение и, приступив к действиям в условиях уже сложившейся опасной ситуации, рационально реализовать его.

В связи с этим одним из наиболее значимых направлений деятельности МЧС России является разработка современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС. Реализация ожидаемых результатов будет способствовать значительному совершенствованию системы обучения населения и подготовки специалистов в указанной области и, наряду с нормативно-правовыми, организационными, инженерно-техническими и другими факторами, позволит существенно снизить риски.

Анализ системы образования в области безопасности в нашей стране с точки зрения осознания опасности в системе «человек-катастрофы», показывает, что необходимо усовершенствовать саму технологию образования в области безопасности жизнедеятельности.

 

 

2. 2  Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов  в области безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время в составе Федерального центра науки и высоких технологий (ФЦ ВНИИ МЧС России) входят десять ведущих ВУЗов страны:

Кубанский государственный университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Удмуртский государственный университет, Современный гуманитарный университет, Московский физико-технический институт (Государственный университет), Тамбовский государственный технический университет, Московский государственный горный университет, Владимирский государственный университет, Военно-инженерный университет, Академия гражданской защиты МЧС России.

           Перечень технологий, приоритетное право на разработку, которых закреплено за Федеральным центром, включает в частности, технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов, в том числе дистанционного обучения, в области безопасности жизнедеятельности; технологии обучения дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также технологии подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров в области предупреждения и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.д.

           Для решения рассматриваемых вопросов и в целях плодотворной деятельности МЧС России в данном направлении, обобщения и внедрения опыта предупреждения и ликвидации ЧС в массовую образовательную практику в 2001 году в Федеральном центре создано научное управление «Проблем развития и внедрения образовательных технологий в области безопасности жизнедеятельности».

В настоящее время в Федеральном центре существует значительное количество разработок по экономическому регулированию природной и техногенной безопасности, новым приёмам и способам выполнения аварийно-спасательных работ, перспективным образцам спасательной техники, современным средствам приёма и передачи мониторинговой и прогностической информации о ЧС и др.

Этот научно-технический задел уже широко используется при создании образовательных технологий в области предупреждения и ликвидации ЧС.

В рамках образовательной деятельности организовано взаимодействие с ведущими учебными заведениями страны, имеющими высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав в области экологического мониторинга территорий, прогнозирования риска природных и техногенных катастроф, оценки социально-экономического ущерба от ЧС.

В Федеральном центре существует мощная научно-производственная  и лабораторная база, в том числе современные вычислительные центры авиационно-космической информации и контроля территорий, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, автоматизированных систем управления. Возможности данных центров позволяют разрабатывать технологии подготовки специалистов с использованием: геоинформационных систем (ГИС), космических снимков поверхности планеты и другой мониторинговой информации, типовых сценариев реагирования на ЧС в конкретных регионах, компьютерных программ по оценке материального ущерба и размеров необходимой гуманитарной помощи. Все вычислительные средства центров объединены в единую -  локальную сеть Fast Ethernet, имеют выход в Internet и обеспечивают связь со всеми организациями, использующими передовые методы обучения, специалистов по предупреждению и ликвидации ЧС.

 

2.3. Современные разработки в области образования.

В области общего образования по инициативе ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России реализуется новый подход к изучению ряда школьных предметов через призму экологии и прогнозирования рисков на базе передовых информационных технологий.

При этом анализе мониторинговых и прогностических данных вступает инициирующим фактором более успешного усвоения таких предметов, как география, экология, физика, информатика, биология, иностранный язык и других. Для воплощения этой идеи в 2000 году в средней школе № 1294 г. Москвы создан Центр «Юный эколог и спасатель».

С целью распространения передового опыта обучения на основе информационных технологий, в 2001 году на базе данной школы открыта городская экспериментальная площадка по проекту «Интеграция знаний о безопасности жизнедеятельности в техногенной, природной, социальной среде в учебные курсы базового компонента на основе системно-деятельного подхода и информационных технологий».

Предполагаемым результатом деятельности площадки является внедрение в образовательный процесс методики, ориентированной на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе использования информационных технологий. Это позволяет существенно повысить эффективность обучения молодёжи в области предупреждения и ликвидации ЧС. Расширение экспериментальной площадки предусматривает включение в её состав образовательных учреждений из различных административных округов        г. Москвы (в настоящее время - это средние школы № 1294 и № 1958, кадетский класс школы № 709 и другие).

В процессе обучения учащихся экспериментальной площадки широко используется географическая информационная система (ГИС), разработанная специалистами Федерального центра и занявшая первое место в мире на международных соревнованиях, проводимых под эгидой Совета Европы. ГИС содержит ряд расчётных задач по обеспечению безопасности человека и охране окружающей среды, информацию об экономике, экологии, населённых пунктах России и мира, растительности, реках, дорогах, расположении потенциально-опасных объектов и возможных ЧС.

На базе данной ГИС разработана компьютерная обучающая программа «ГЕО - Экстремум», предназначенная для интегрированного преподавания ряда образовательных предметов (Основы безопасности жизнедеятельности, география, экономика, физика, экология, информатика и др.). Использование данного программного продукта при изучении географии подтверждается возможностями его применения в качестве электронного атласа, создания контурных карт и картографических пособий.

          Программа обладает рядом положительных качеств:

      наличие трёхмерной карты мира, подписей объектов с

возможностью выбора данных па русском и английском языках;                                                    доступность к справочным сведениям по странам и населённым пунктам;

      информационный блок на карте России содержит сведения о            субъектах, населённых пунктах (до районного центра), гидрографических    объектах;

      наличие системы поиска объектов (город, страна, река и т.д.);

      возможность нанесения и редактирования точечных, линейных и площадных объектов, выбор условных знаков и редактирования справочной информации;

      возможность создания новых информационных объектов,          массивов с привязкой к местности и редактирование справочных сведений о     них;

      возможность выбора свойства слоя карты; масштабирования, измерения расстояний и площадей.

          Компьютерная программа «ГЕО - Экстремум» рекомендована Московским комитетом образования для широкого использования в образовательных учреждениях.

          Для внедрения указанных подходов и методов дистанционного обучения в массовую общеобразовательную практику специалистами Федерального центра разработаны современные недорогие спутниковые антенны.

С их использованием станет возможность получать мониторинговую и прогностическую информацию о ЧС в реальном масштабе времени, в любом уголке нашей необъятной Родины. Применение малогабаритного программно-технического комплекса в учебном процессе позволяет учащимся на основе ежедневного анализа космической информации (состояние лесного массива, сельскохозяйственных угодий, зон пожарной опасности, границ снеготаяния, наводнений и др.) выработать профессиональные навыки, а значит вступить во взрослую жизнь более подготовленным. Внедрение в процесс обучения так называемой «Космической географии» позволяет более наглядно и успешно осваивать учебный материал.

В настоящее время возможна поставка в образовательные учреждения недорогих программно-технических комплексов с многоканальным выводом информации в сеть компьютеров, что позволит даже при отсутствии выхода в INTERNET ежедневно получать информацию об окружающей среде за сотни тысяч километров от места расположения учебных заведений. Данный комплекс не имеет аналогов в мире.

Это также может способствовать повышению эффективности преподавания не только курса «ОБЖ», но и ряда других общеобразовательных предметов. Комплекс обеспечивает выборку координат любых объектов на Земле и отображение их характеристик; «привязку» контуров географических карт, измерение расстояний между выбранными точками, площади и температуры объектов и др.

Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ