Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах

Содержание

Введение………………………………………………………………………….      4

1 Коррупция, как социальное  явление в Республике Казахстан  …………..      6

1.1 История борьбы с  коррупцией в Республике Казахстан………………..      6

1.2 Понятие коррупции,  виды  и формы ее проявления……………………...     12

1.3 Правовая основа противодействия  коррупции…………………………..     17

1.4 Коррупция, угроза Национальной  безопасности 

Республики Казахстан………………………………………………………….      22

2 Уголовно-правовая характеристика  коррупционных преступлений

в государственных органах……………………………………………………    30

2.1 Виды коррупционных  преступлений  совершаемых 

в государственных органах……………………………………………………   30

2.2 Проблемные вопросы  квалификации коррупционных 

преступлений и смежных  составов……………………………………………   33

3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах

и основные направления ее предупреждения………………………………..    44

3.1Причины и условия,  порождающие коррупцию 

в государственных органах…………………………………………………….    44

3.2 Организационные основы противодействия коррупции………………..    59

Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................    64

3.3 Перспективы борьбы  с коррупцией в государственных  органах……...    65

3.4  Реализация  мер по антикоррупционному  воспитанию………………..    70

Заключение……………………………………………………………………...      73

Список использованных источников…………………………………………      75

 

 

 

 

         Введение

Коррупция в  той или иной степени имеет  место в любом обществе. Коррупция  «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.

Борьба против коррупции – не самоцель и не крестовый поход во имя восстановления справедливости в мире. Борьба против служебных преступлений есть часть более широкой борьбы ради создания эффективной, честной и действенной системы управления. Реформаторы озабочены не столько противостоянием коррупции как таковой, сколько устранением ее негативного воздействия на общество в целом. Мудрый реформатор знает, что коррупцию полностью не искоренить. Реально это возможно лишь при таком устройстве общества, которое не предполагает делегирование кому бы то ни было властных полномочий. Прямолинейный подход к искоренению коррупции может также отрицательно сказаться на принципах свободы личности и основных правах человека. Трудно полностью отказаться от всех тех сфер деятельности, которые могут служить основой для возникновения коррупции. Как это ни парадоксально, но без бюрократического механизма, являющегося объективной основой коррупции, сегодня невозможно бороться  с этим явлением. Поэтому цель заключается не в обеспечении всеобщей бескорыстности, а скорее в значительном повышении уровня деловой этики и, следовательно, степени эффективности и действенности системы управления в государственном и негосударственном секторах.

Сегодня тема  борьбы  c коррупцией находится в центре общественного внимания, не сходит с повестки дня Президента Республики Казахстан. Коррупция не только кардинально сдерживает социально-экономическое развитие Казахстана, мешает реализации национальных проектов, но и препятствует дальнейшей интеграции казахстанской  экономики, ухудшает имидж Казахстана за рубежом. Представляет собой серьезную угрозу функционированию государственной  власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие субъектов Республики Казахстан.

Коррупция как  вид преступности тесно переплетается  с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, "подпитывает" их и "питается" от них. Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь Казахстана. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия на правовую систему.

     Вопросы  борьбы с  коррупцией приобретают в современных условиях всю большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни. Законодательство Республики Казахстан содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально-негативному явлению. Отрицательно сказываются неполнота и бессистемность правовой базы противодействия коррупции; отсутствие законодательного определения коррупции, четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц; недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов.

Причины коррупции  как опасного социального явления  лежат в самом укладе жизни, анализ которого требует вычленения отдельных  аспектов - экономического, политического, социально-психологического. При этом для юристов борьба с коррупцией - это не только «прицельный выстрел отточенными нормами», но и попытка понять, как эти нормы воспринимаются людьми и преломляются в реальной жизни.

Коррупции способствуют политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций.

Таким образом, изучение коррупции как социокультурной  проблемы, воздействия ее на сферы  жизнедеятельности общества и разработка эффективных мер антикоррупционной политики являются в настоящее время насущной необходимостью.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан

1.1 История  борьбы с коррупцией в Республике  Казахстан.

История коррупции  не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Своими корнями это негативное социальное явление уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют библейские изречения о фактах, расценивающихся в настоящее время как проявления коррупции. Вот некоторые цитаты из этой книги: "Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою..."; "Горе тем; которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!" [2, с. 201].

В юридической  науке Казахстана история развития коррупции рассматривается впервые авторами данной работы. Известно, что нормы обычного права, принятые в родовых общинах на территории Казахской степи были во многом предопределены традициями законодательного характера, установленными принципами кочевой культуры. В свою очередь особое влияние на процессы номадной цивилизации оказывали устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства.

По мнению Ж.А. Туякбая, первый этап становления основ  правовой системы в Казахстане следует  отнести к периоду среднего и  позднего средневековья и условно датировать ХIV - первой половиной ХIХ вв. При этом основными чертами его явилось сочетание правовых устоев традиционной мусульманской системы права и обычно-правовых институтов монгольской кочевой цивилизации с определяющим влиянием последних[3, с. 11].

В этот период в  казахском феодальном обществе ответственность  за коррупцию, в каком виде мы сегодня  ее воспринимаем, не предусматривалась. Тем не менее до присоединения  Казахстана к России коррупция проявлялась  в легитимных институциональных формах, когда те или иные подношения представителям знати носили характер обязательной феодальной повинности. Так, с простых земледельцев в пользу ханов, султанов, биев и других представителей родовой знати регулярно взимался налог “ушур” - десятая часть урожая. Скотоводы платили налог “закят” - определенное количество того или иного вида скота. Наряду с ними в пользу феодальной верхушки собирались натуральные подарки в виде согума (сырое мясо) или Сыбага (вареное мясо). Кроме того, существовали всевозможные виды подарков представителям знати и аксакалам. Так, согласно “Описанию киргизских обычаев, имеющих в Орде силу закона”: “Согум производится осенью, обыкновение это имеет в основании то; дабы хан или султан мог прожить всю зиму на иждивении народа. Сыбага производится весною на тех же условиях, как и согум. Ордынец, пользующийся уважением в орде, хотя и занимает какую-либо должность, не может отказываться от принятия подарка, принесенным простым киргизцем”[4, с. 185].

С начала ХVI века в Казахстане действовали законы хана Касыма, так называемая “Столбовая дорога Касыма”, в основу которых были заложены нормы обычного права (адата). Нормы обычного права казахов были окончательно кодифицированы и дополнены в конце ХVI века при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жетi жарғы” (Семь установлений).

Как отмечает Т.М. Культелеев, в то время казахское  обычное право состояло из трех источников: обычая, практики суда биев и положения  съезда биев [4, с.139]. Судебные функции в Казахстане на тот период исполнялись ханами, султанами и биями (родоначальниками) словесно на основании казахского обычного права. Судебное разбирательство хана рассматривалось как последняя судебная инстанция. Эту функцию он осуществлял, разъезжая по степи. За судебное разбирательство он получал определенную сумму вознаграждения, называемую “ханлык”. Хан судил на основании обычного права, заменяя пробел в обычном праве своей правотворческой деятельности. В таком случае судебное решение хана становилось важным дополнением обычного права и приводило к созданию новых норм права[4, с.50-51].

По адату  сторонам не запрещалось делать судьям тарту (подарок), сыбага (угощение) и  т.п. Поэтому представители феодально-родовой  знати обычно преднамеренно затягивали, усложняли уголовные дела и другие споры, возникавшие среди населения, с расчетом получить крупное вознаграждение[4, с. 196].

Как указывает  С.З. Зиманов: “В 1855 г. казахи рода Берш и Адай (Внутренняя орда) обратились в органы местной власти с групповым  письмом о злоупотреблениях султана Кучангалия Шигаева – управляющего первой приморской частью. В нем они писали, что “ежели ордынцы, имеющие тяжбы, явятся к Шигаеву с деньгами, то жалобы их он разбирает в скором времени. Если же иногда казахи приходят без подарков, то он не только разобрать их жалобы, но даже не показывается им, которые бывают вынуждены возвращаться в свои аулы”. Проверка показала, что Шигаев не только творил подобные злоупотребления, но и продавал старшинские должности, за которые он брало по 100 и по 200 рублей серебром”[5, с. 191].

Как указывает  исследователь обычного права казахов  Л.С. Фукс: “Итак, перед нами в форме  института обязательного подарка  освященное обычаем право султанов и знати вообще бесстыдно грабить  зависимых от них людей. В этом подлинная причина и цель сохранения в казахском частнособственническом обществе такого пережитка патриархально-родовых отношений, как обязательный подарок, дающего возможность норму, санкционирующую их грабеж, представить как общую для всех норму, правопорядка. Возможно даже, что формально это соответствовало обычно-правовой норме, вуалировавшей таким путем свою грабительскую суть”[6, с. 54-55].

Таким образом, традиции казахов делать подарки  и всевозможные подношения имеют  традиционный характер, а ее корни  уходят в социально-политические и экономические отношения, господствовавшие в казахском обществе в период феодализма. Коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах и ее главными факторами в то время были: социальное расслоение общества на богатых и бедных, жесткая иерархия между этими слоями по критерию их состоятельности, а также родовые отношения и патриархальная культура, воспитывавшие у казахов психологию чинопочитания.

Положения фундаментального свода казахского права “Жетi жарғы” довольно разнообразны. Они содержат нормы гражданского, административного и уголовного права, а также положения о религии, налогах и другое, охватывая, таким образом, все стороны казахского общества. Децентрализация власти и отсутствие единого государственного чиновничьего аппарата, осуществление государственного управления органами феодальной родовой власти в совокупности исключало возможность хотя бы и формально зарождения в казахском праве норм, предусматривающих ответственность за взяточничество, злоупотребление положением и т.д., то есть за коррупцию.

Следующий этап формирования правовой системы в  Казахстане, которая объективно повлияла на изменение социально-правовой сущности коррупции, начинает отсчет с периода  утверждения Российской колониальной политики и расширения границ империи. При этом судебное устройство Казахстана в период его присоединения к России представляло собой две параллельно действовавшие системы:

1) местные национальные  суды – суды биев и суды  казиев, разбиравшие относительно  незначительные уголовные и гражданские дела между казахами, которые действовали на основе адата и шариата;

2) общеимперские  судебные учреждения, разбиравшие  особо важные уголовные дела  казахов и все дела, возникавшие  между представителями различных  народностей.

В Республике Казахстан  в переходный период ее развития коррупция не только сохранилась, а стала еще больше распространяться. Это связано с возникновением элементов рыночных отношений, когда многие стали действовать по принципу: «Все можно сделать за деньги». Такой принцип стал господствовать потому, что произошли довольно большие перемены, что повлекло перелом в сознании людей, падение уровня морали населения. Особенно в первые годы после развала СССР стали наблюдаться массовые нарушения законности во всех сферах жизни общества, игнорирование законов, вседозволенность в поведении многих лиц, в том числе и чиновников.

           Издержки и просчеты, допущенные в ходе реформ, ослабление государственного и общественного контроля над преступностью, отсутствие необходимой законодательной базы превратили угрозу коррумпированности многих сфер общественной жизни в реальность. Коррупция пришла в казахстанское общество и казахстанскую государственно-политическую систему с легкой руки ее нынешних творцов прочно и надолго. Также прочно и надолго она пришла в другие постсоветские страны, что порождает солидарность и взаимную поддержку коррумпированных режимов на всем постсоветском пространстве. Коррупция имеет и общие исторические корни на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить известное письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором он писал, что в России "... нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". Как актуально звучат эти слова Белинского сейчас как для России и Казахстана, так и для всего постсоветского пространства. Что же касается традиционного казахского общества, то исторические источники полны бесчисленных сообщений о всеобщей барымте, процветавшей среди кочевников в дореволюционный период. Да и сейчас сельское население Казахстана больше всего страдает от краж скота. Коррупция в Казахстане пышно цвела и в советское время. И даже сталинские репрессии не могли ее подавить. Все помнят известное изречение "блат выше наркома". А уж в брежневскую эпоху все было пронизано коррупцией. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана в феврале текущего года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отмечено, что «Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве принял антикоррупционное законодательство, присоединился к международным конвенциям. Немало чиновников понесло наказание. Многое сделано. В то же время, мы не на должном уровне работаем с теми международными организациями, которые занимаются этой проблемой, и дают нам оценки, базируясь на нашей же информации.

Прошло время, изменилась ситуация, и законодательство требует тщательного анализа  и совершенствования. Должны быть пересмотрены все подзаконные акты, вольно или  невольно создающие условия для коррупционных действий чиновников. Необходимо окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки, чтобы обойти закон, и т.д. Как известно, о коррупции, как об особо опасном явлении в нашей республике, стали особенно часто говорить, начиная с 1991 года. 17 марта 1992 года был принят Указ Президента РК «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией». В Указе отмечалось, что в Республике усиливается криминальный профессионализм, преступность приобретает организованный характер, получают распространение международные связи преступных групп, происходит сращивание последних с коррумпированными должностными лицами. Несмотря на то, что в Указе впервые употребляется слово «коррупция», определение понятия «коррупция» не было дано.

В связи с  этим специалистами предлагалось введение в уголовный закон единого понятия «коррупция». Впоследствии учеными и практиками нашей республики был подготовлен и принят Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, который определяет коррупцию как «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Однако, учитывая то, что коррупция является одной  из основных угроз национальной безопасности Казахстана, ограничивает свободное  действие экономических законов, остается одним из главных препятствий на пути зарубежных инвестиций, автором рассматриваются актуальные проблемы по разработке мер воздействия на нее. Безусловно, проблема коррупции затрагивает все страны мира, в связи с этим представляет значительный интерес сравнительный анализ законодательства и практики борьбы с коррупцией. В рассматриваемой работе освящены взаимосвязь преступности и коррупции, негативное место и роль коррупции в государстве, факторы, ей способствующие, и меры ее предупреждения.

У казахстанского общества, как в целом, так и у его отдельных сегментов сильный отрицательный иммунитет к декларативным заявлениям президента и его команды, прочное и устойчивое отношение к коррупции как составной части системы власти. Для того, чтобы народ поверил декларациям о борьбе с коррупцией придется расстрелять не одну тысячу, а то и много тысяч чиновников. А это уже гражданская война. Поэтому пока в народе господствует в отношении громких деклараций о борьбе властей с коррупцией мнение, что "ворон ворону глаз не выклюет".

Коррупция - это фундамент созданного в Казахстане государства и единственный реальный и сколько-нибудь значимый ресурс бюрократической поддержки правящего политического режима. И никакого другого значимого ресурса у власти просто нет.

Более того, коррупция вошла в плоть и кровь казахстанского общества, всей государственно-бюрократической системы. Она стала целью, смыслом существования всех звеньев и институтов государственной "машины" начиная от самых высших и кончая самыми низшими ее эшелонами. Коррупцией пронизана вся деятельность Системы, под нее принимаются законы и проводятся законодательные и институциональные реформы. Она полностью доминирует в системе как вертикальных, так и горизонтальных отношений среди класса госслужащих. Поэтому вполне закономерно, что казнокрадство и коррупция стали весьма престижными и самодостаточными ценностями казахского общества и особенно класса чиновничества. Некоторые наивные романтики от политики, как и самые отъявленные циники, преимущественно представители бюрократии, действующие политики и политологи любят поговорить о том, что когда-нибудь у коррупции кончатся ресурсы, и она сама по себе отомрет. Поэтому, мол, не надо с ней бороться.

Однако реальная жизнь свидетельствует, что пока будут бессловесные люди - всегда будет коррупция, основанная на алчности, эгоизме и бесконтрольности одних и трусости и жалкой никчемности других. А население в Казахстане, хотя и уменьшается, но еще порядка 15 млн. человек проживает в стране. Что же касается территории и минеральных ресурсов, то их предостаточно.

Существующая  ныне власть никогда серьезно не боролась, и никогда не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку коррупция  является важнейшим механизмом функционирования институтов власти. А весь нынешний класс чиновников - это служители коррупционной системы и носители и выразители идеологии коррупции.

Так что иллюзии  рассеялись, и всем уже стало очевидно, что в Казахстане процветают культ  и идеология коррупции. Но здесь  возникает другой вопрос. Может ли коррупционная система работать более или менее рационально - часто спрашивают либо по недомыслию простые обыватели, либо прагматически мыслящие люди, в надежде услышать ответ, что в любой системе заложены хоть какие-то позитивы. "Ну не может же быть все плохо! В любой системе есть что-то хорошее", - искренне думают они. И это мнение действительно является стереотипным. Ведь жить-то надо. Значит надо как-то приспосабливаться. Отсюда в народе господствует идеология - "воруйте, но и нам дайте кусочек отщипнуть". Обывательская позиция. Глупый народ думает, что "золотую курицу резать не будут". По-простому он прав. Не понимает народ лишь того, что "курица-то" для высших эшелонов власти - это территория и ее ресурсы (нефть, газ, металлы), а народ для нынешней верховной власти в Казахстане - это просто лишние рты, с которыми надо делиться бюджетом и своими доходами. А делиться то не хочется. Поэтому-то родственники правящей элиты занимают все хлебные места в нефтяной сфере. В перспективе такая политика едва ли устроит среднее и низшее звено бюрократической системы, ибо тогда для них ресурсы коррупции могут иссякнуть. Вот где существует одно из противоречий внутри самой бюрократической системы.

 

        

      

         1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления.

Как известно, еще в трудах философов-просветителей проблема борьбы с коррупцией занимала особое место. Так, одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел в борьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей. Вместе с тем борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». Более того, отмечал он, что «только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными. Отклонения же от справедливости в государственном строе он считал главной причиной крушения государств. «Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния».

В свою очередь, говоря о предупреждении коррупции, Гегель отмечал, что: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет: теперь же полагают, что это никого не касается».

Другой великий  философ Аль-Фараби отмечал, что  «должность люди занимают не в зависимости от знатности и богатства, а в зависимости от способностей».

«Коррупция  наблюдается в деятельности всех правоохранительных органов и судов,»  – отметил Президент Н.А. Назарбаев  в своем выступлении на совещании  по вопросам борьбы с преступностью  и коррупцией в апреле 2011 г. Президент не раз подчеркивал, что без активной борьбы с этим страшным социальным явлением невозможно в конечном итоге достижение целей проводимых в стране реформ. Коррупция страшна во всех своих проявлениях, но особенно в работе правоохранительных органов, так как они призваны защищать права и свободы «высшей ценности государства» - граждан Казахстана.

За последние  годы принято множество нормативных  правовых актов, так или иначе  затрагивающих борьбу с коррупцией: Законы Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. и «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998г., Уголовный и Административный кодексы РК, Указ Президента РК «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией» от 20 апреля 2000г. и др. Данные нормативные правовые акты уже апробированы и теорией и практикой, где наряду с их достоинством выявились и недостатки. Задача науки – теоретически сформулировать меры совершенствования норм борьбы с коррупцией и, тем самым, внести свой вклад в дело борьбы с этим социальным злом.

Сегодня для  всех, очевидно, что проблема коррупции  стала ключевым моментом для понимания  и изменения существующего положения  вещей. Причиной неудач рыночных реформ в таких странах, как Россия и  Казахстан, равно как и краха  «азиатского чуда», по мнению большинства, следует считать коррупцию.

В Послании народу «Казахстан-2030» Президент Республики Н.А. Назарбаев отметил, что «…в  число наших пассивов следует  отнести и такую слабую сторону, как недостаточно подробное и  плохо организованное государственное управление. Привычки вмешательства во все дела, ненужный и вредный ореол таинственности, приводящий к укрытию информации от общества, ведомственность и местничество, кумовство и групповщина, коллективная безответственность, серость и безынициативность, неадекватное и многоступенчатое построение, коррупция – вот далеко не полный букет «качеств» нашей бюрократии, воспитанной прежним режимом, и явно проявившихся в последние годы, перешедших из скрытой формы в открытую».

Так, отмечается, что коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Другие авторы понимают под ней использование  лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или  приравненных к ним, своего статуса  и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения  материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Механизм коррупции - это:

а) двухсторонняя  сделка, при которой лицо, находящееся  на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственных либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко  с одновременным сильным психологическим  воздействием на них. Последнее, характерно для организованной преступности.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные  правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции  и обеспечивающие ее (использование  служебных полномочий вопреки интересам  службы, превышение власти и т.п.).

Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер. В связи с этим ведущие криминологи, академик Кудрявцев В.Н., профессора Бородин С.В., Кузнецова Н.Ф. поддерживают концепцию о четком разграничении коррупционного правонарушения: административного, финансового, налогового, способствующего взятке.

Коррупция в  высших эшелонах власти может порождать  серьезные дефекты в способах функционирования государства и  общества. Государство платит слишком  высокую цену за крупномасштабные госзаказы и получает слишком мало от приватизации и от предоставления концессий. Продажные чиновники способствуют принятию неправильных политических решений ради извлечения личной материальной выгоды, и ценой их поведения является неэффективный и несправедливый экономический курс, проводимый государством. Правительство предлагает слишком много ненужных проектов и тратит слишком много на даже в целом нужные проекты. Коррупция снижает уровень доходов от приватизации и предоставленных концессий. Фирмы, сохраняющие монопольную власть не рынке выгоды от передачи государственных фирм в руки частных собственников.

Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах