Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития. МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием  негативных явлений в оперативной  обстановке. Кризисные ситуации в  экономике и политике не могли  не сказаться на уровне общественного  порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Последствия названных  просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными  элементами и структурами, проникновении  их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

Роль и место МВД  в системе органов государственной  власти. МВД России непосредственно  реализуюет основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ). Такова достаточно сложная  правовая конструкция, использованная для определения назначения миссии МВД в системе органов власти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное  управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министерство подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации".

Таким образом, взаимоотношения  МВД России с вышестоящими органами выражаются в его подведомственности (подчиненности) Президенту Российской Федерации по определенным Конституцией вопросам и непосредственной подведомственности Правительству Российской Федерации.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в связи с деятельностью Министерства внутренних дел РФ.

Предметом исследования является взаимосвязанный комплекс нормативно-правовых актов, которые  лежали в основе развития и деятельности МВД Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимодействия органов МВД России с органами исполнительной власти.

Задачи выпускной квалификационной работы:

-рассмотреть место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти;

-проанализировать историю развития Министерства внутренних дел России;

-изучить значение и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе;

-рассмотреть функции МВД и направления взаимодействия с органами исполнительной власти;

-изучить аспекты межведомственного электронного взаимодействия;

-проанализировать проблемы  взаимодействия МВД Российской  Федерации и органов государственной  власти;

-определить направления  совершенствования правового механизма взаимодействия органов МВД России и органов государственной власти.

Структура выпускной  квалификационной работы. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Министерство внутренних дел: деятельность и история развития

1.1. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государственной власти

 

Становление и стремительное  развитие института государственной  защиты поставило перед государством задачу всестороннего совершенствования организационно-правовых основ его деятельности. Иными словами, встал вопрос о формировании специализированных структур государственной защиты и разработки нормативов финансово-экономического обеспечения их деятельности.

В целях реализации государственно-правовой политики в отношении института государственной защиты и развития правовых основ его деятельности с 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ1, заложивший основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Данным Федеральным  законом были установлены принципы осуществления и виды государственной  защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения названных мер.

Вместе с тем следует  отметить, что на данный момент отсутствует опыт применения конкретных мер государственной защиты, установленных Законом.

Отдельные полномочия органов  внутренних дел по осуществлению  деятельности института государственной защиты предусматривает и Федеральный закон «О полиции»2. При этом следует сказать, что государственная защита не входит в перечень обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а является в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 12 этого Закона самостоятельной обязанностью полиции, а в соответствии с утвержденным указом Президента РФ Положением о Министерстве внутренних дел РФ3 — обособленным полномочием Министерства внутренних дел РФ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства требует строгого подхода и целевого порядка выделения денежных средств, так как под защиту может попасть практически каждый человек, и число лиц, в отношении которых может понадобиться применение мер безопасности, практически безгранично. В связи с этим законодателем была избрана форма государственной программы, в рамках которой определяется размер выделяемых на каждую конкретную меру безопасности ассигнований из средств федерального бюджета. Указанный подход, с одной стороны, ограничивает число лиц, которые могут попасть под защиту, а с другой — гарантирует целевое использование выделенных денежных средств.

Впервые такая программа была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006—2008 годы»»2. В данном документе на уровне Правительства РФ впервые была изложена позиция государства по проблеме защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

В частности, в программе  отмечалось, что резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности; криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, так как уверены в своей безнаказанности.

Вместе с тем привлечение  указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением в целях недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В дальнейшем такие программы  были разработаны на период 2006—2008, а затем 2009—2013 гг. Дальнейшее развитие вышеуказанные программы получили в связи с ратификацией Соглашения стран СНГ о защите участников уголовного судопроизводства (Минск, 2006), которое предусматривает возможность использования средств государственной программы для обеспечения мер безопасности в иностранных государствах — участниках Соглашения. Положения данного Соглашения предполагают также возможность реализации мер безопасности российскими правоохранительными органами за счет иностранного государства — участника Соглашения, однако порядок финансового обеспечения подобных мероприятий не регламентирован4.

По состоянию на 22 мая 2012 г. Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства5 подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина.

В системе МВД России были созданы специализированные подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, что стало практической реализацией развития организационных форм института государственной защиты.

Согласно Федеральному закону «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ6 на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:

    1. судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;
    2. прокуроров;
    3. следователей;
    4. лиц, производящих дознание;
    5. сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
    6. военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
    7. судебных исполнителей;
    8. работников контрольных органов Президента РФ, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
    9. работников налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 9005 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» меры безопасности осуществляются в отношении следующих лиц:

    1. должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;
    2. должностных лиц контрольно-счетных органов, образуемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
    3. должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Законодатель также  предусматривает, что органы внутренних дел осуществляют меры безопасности в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ6 на органы внутренних дел по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, возлагается реализация мер безопасности в отношении следующих лиц:

    1. потерпевших;
    2. свидетелей;
    3. частных обвинителей;
    4. подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    5. экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов;
    6. гражданских истцов, гражданских ответчиков;
    7. законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;
    8. заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления;
    9. установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ7 близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных защищаемых лиц8.

С формальной точки зрения можно говорить о том, что созданные  управления, а также центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации реализовали требования Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и постановления Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200, тем более что нормативно не закреплено различие «специальных» подразделений и «неспециальных», т.е. обычных.

Однако, на наш взгляд, с учетом наличия в системе  органов внутренних дел подразделений, в которых зафиксирован их специальный  статус (отряды полиции специального назначения), целесообразно закрепить такой статус и за подразделениями государственной защиты, переименовав их соответственно в специальные управления, специальные центры, специальные части и специальные группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, МВД, ГУ (У) МВД, по субъектам Российской Федерации.

 

1.2. История  развития Министерства внутренних  дел России

 

До XIX века органами центрального управления в России были сначала  приказы, потом коллегии. 8 сентября 1802 года Александр I создает взамен коллегий восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был учрежден также Комитет министров. 

Управление страной  было разделено на две большие  сферы: внутреннюю и внешнюю. Внешнюю деятельность в основном осуществляло Министерство иностранных дел, а во время войн — также военное и морское ведомства. 

Внутренние задачи решали остальные министерства, из них самый  значительный объем работы приходила  на Министерство внутренних дел. 

К обязанностям МВД были отнесены забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке  и благоустройстве империи; в  его ведении находились все отрасли государственной промышленности, кроме горюй, построение и содержание всех общественных зданий в государстве, «отвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития» — т. е. обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. 

МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами; наделением казенными землями; реализацией всех мер сначала по усилению крепостничества, а потом по освобождению: крестьян от крепостной зависимости; переселением (в том числе иностранными выходцами); содержанием и обустройством дорог, а также судоходством; медициной и ветеринарией по всей стране; статистикой; почтой; цензурой; обустройством и управлением присоединяемых территорий; приказами общественного призрения; реализацией городских, земских, рекрутских повинностей; взиманием податей и недоимок. Особо выделялись дела евреев и цыган, управление духовными делами других вероисповеданий (протестантство, ислам, иудаизм). 

И только потом уже  ставились задачи чисто полицейские: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д. 

По задачам, их характеру  и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.

Первым министром внутренних дел был назначен видный государственный деятель, граф, В.П. Кочубей. Ему довелось работать министром внутренних дел дважды: в 1802-1807 и 1819-1823 годах. Всего же в этой должности за два века работал 61 человек9.

С момента создания МВД  контролировало управление территориями всей страны через губернаторов, которые являлись и старшими полицейскими начальниками в своих губерниях. До создания министерств губернаторы подчинялись непосредственно царю и докладывали ему о положении дел. Такой порядок был сохранен и в дальнейшем, но с некоторыми изменениями. Всем военным и гражданским губернаторам было предписано «относиться к министру внутренних дел как по личным обязанностям... так и вообще по всем делам губернского правления, особенному рассмотрению и разрешению Императорского Величества подлежащим, и доставлять через него Государю Императору рапорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных происшествиях». С МВД координировали свою работу также губернские предводители дворянства.

30 ноября 1806 года самодержец  всероссийский обнародовал указ  о том, чтобы в стране создали  «повсеместно временные ополчения или милицию». Именно тогда слово «милиция» впервые вошло в употребление. Название «милиция» уходит корнями в глубь веков, во времена римской империи. Милиция (militia) – так у римлян первоначально обозначалась служба солдата-пехотинца (mitis). Службе в милиции подлежал всякий свободный гражданин с 17 лет. Продолжалась служба многие годы (двадцать походов для пехоты). Заслуженные, прослужившие весь срок, отпускались на отдых с почестями – награждались землями или другими знаками внимания. При желании они могли оставаться на службе и назывались ветеранами (veterani).

30 апреля 1828 года вышло  распоряжение, предписывающее гражданским губернаторам ежегодно представлять в МВД отчеты обо всех действиях по управлению губерниями и предложения по улучшению их устройства. МВД же обязано было рассматривать их и доводить до царя сведения «о предметах, заключающихся в отчетах»10

Для реализации названных  выше задач в МВД создавались или упразднялись определенные структуры: канцелярии, департаменты, главные управления, экспедиции, комитеты, отделения, столы. 

Численность аппарата, поначалу небольшая, в дальнейшем выросла. 

При министре был образован  Департамент внутренних дел с подразделением на четыре экспедиции (подобие нынешних главков). 

Первая экспедиция заведовала делами народного продовольствия и соляной части. 

Вторая — делами о  спокойствии и благочинии (полицейскими) и состояла из двух отделений. 

На первое отделение были возложены дела по земской (сельской) полиции, т. е. сведения о происшествиях, распоряжения о безопасности движения на дорогах и реках, повиновении крестьян законной власти, случаи ересей и рассеивание ложных слухов, сведения о земских повинностях крестьян (денежные сборы на содержание почт, исправление дорог, сопровождение колодников и другие предметы по этой части, не относящиеся к казенным доходам), ограждение крестьян от произвольных требований. Кроме того, отделение занималось генеральным межеванием по наделению казенных крестьян землею и регистрацией вообще всех поземельных владений. 

Второму отделению были вверены  дела городских полиций: забота о  безопасности улиц и домов от пожаров и воровства, содержание полицейской команды, поддержание общественного порядка, контроль за хождением запрещенных книг, надзор за подозрительными сообществами и людьми, сведения о городских общественных доходах, сборах и повинностях, способах уравнения в постое, об освещении и содержании мостов, ночной стражи и пожарных служителей, о состоянии губернских рот и штатных команд. 

Третья экспедиция занималась государственным хозяйством и мануфактурами, четвертая — делами медицинской коллегии и приказов общественного призрения. 

Сразу после образования МВД  в 1802 году появились такие службы, действующие и поныне, как канцелярия МВД, архив и подразделения статистики (теперь аппарат министра и Главный информационный центр МВД), подразделения хозяйственного департамента МВД (ныне Главное управление ресурсного обеспечения МВД), Хозяйственное, Главное финансово-экономическое, Контрольно-ревизионное управления МВД, типография и др.)11

17 августа 1810 года по проекту М.М. Сперанского из МВД выделилось министерство полиции. После разделения МВД на два ведомства в ведении Министерства внутренних дел остались фабрики и заводы, торговля, промыслы, сельское хозяйство, реализация мероприятий по крепостному состоянию крестьян, переселенческие дела, строительство, почтовое управление.

К министерству полиции отошли продовольственная  часть, губернское управление, соблюдение порядка, руководство полицией, в том числе политической, благоустройство дорог, деревень, городов, приказы общественного призрения, врачебная часть. 

Однако создание министерства полиции было признано неоправданным, и в 1819 году было упразднено, а его аппарат вновь включен в состав МВД. 

Восстание декабристов в 1825 году, политические настроения в обществе заставили  власть провести новую реорганизацию. 

В июне 1826 года на базе особой канцелярии МВД, занимавшейся делами политической полиции, было создано III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с графом А.Х. Бенкендорфом, и до 1880 года политическая полиция и жандармы были выведены из структуры МВД. Параллельное существование органов руководства политической и общей полицией приводило к постоянному соперничеству между III Отделением и МВД. 

Это соперничество продолжалось все  последующие годы, вплоть до наших дней. Такое противостояние, борьба за власть временами побуждали политическое руководство то к разделению этих органов, то к их новому объединению. 

За свою почти двухвековую историю они восемь раз разъединялись (1810,1826,1917,1923,1941,1943,1954, 1992 гг.) и семь — объединялись (1819, 1880,1919,1934,1941,1953,1991 гг.). С момента создания МВД органы политической и общей полиции (милиции) существовали вместе примерно одну треть названного срока, а раздельно — две трети всего времени. 

В 30-70-е годы XIX века Министерством внутренних дел было немало сделано на порученных  участках, особенно при подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года и отмене крепостного права. 

В то же время положение дел в  дореволюционной полиции чаще всего оценивалось критически. Проведенные МВД в 1847 году проверки городской полиции в 27 губернских городах показали, что лишь в трех из них (Вологда, Владимир и Пермь) она была в надлежащем порядке. В остальных городах состояние полиции было признано неудовлетворительным. Как свидетельствовал отчет МВД за 1845 год, даже Санкт-Петербургская управа благочиния (полицейское учреждение) работала крайне плохо, о чем свидетельствовали ежедневные жалобы населения. 

Состояние земской (сельской) полиции к этому времени также оценивалось как «самое неудовлетворительное и несоответствующее ее предназначению». Преобразование земской полиции состояло в том, чтобы сделать из полиции на деле то, чем она быть должна: чтобы заставить полицейских чиновников постигнуть всю важность ее значения в смысле ограждения, а не притеснения обывателей». 

В другом архивном документе за 1847 год читаем: «Напротив того, внезапные осмотры 30 тюрем в 10 губерниях по направлению от Москвы до Харькова не открыли никаких важных беспорядков и злоупотреблений, что может быть отчасти приписано Тюремным комитетам». 

Характерны некоторые приемы борьбы того времени с грабежами, разбоем, нищенством. В отчетах Департамента полиции за 1848 год сообщалось, что грабежи и разбои на Волге усилились в последние годы до того, что министерство к открытию навигации 1848 года сверх крейсировавших там охранительных судов сформировало две конные команды из отставных нижних чинов. Местное начальство разрешило приглашать в эти команды людей из других сословий, для чего ассигновало до 3 тыс. руб. серебром и командировало туда своего чиновника, надворного советника Астафьева. Он принял под свое начальство сформированную команду, назначил ей посты учредил надзор за появлением беспаспортных и бродяг, заставил судопромышленников содержать на судах караулы из рабочих и обязал последних защищать хозяев от нападений. Жигулевские горы, находящиеся на берегу Волги в Симбирской и Самарской губерниях, считались непроходимыми и сделались прибежищем бродяг. Астафьев прочесал их по всем направлениям, нашел там множество землянок, каменных пещер с дверями и печами, некоторые даже с деревянными срубами, хранящих следы пребывания людей. В этих горах захватил он восемь бродяг и передал их местной полиции, а землянки и пещеры уничтожил. После принятых мер до самого закрытия навигации не было не только ни одного случая грабежа, но даже попыток нападений. 

Но бродяжничество не уменьшалось. Особый род бродяжничества нищих с изувеченными детьми потребовал новых распоряжений. Министерство из официальных донесений знало, что многие нищие, дабы возбудить сострадание, водили с собою калек, в том числе детей, которых нищие брали от родителей и родственников или сирот; были примеры, что нищие, похитив детей, сами увечили их.

Министр предписал начальникам губерний задерживать нищих с детьми, производить следствие, откуда взяты дети, каким образом произошло их увечье, и с виновными поступать по законам. 

24 мая 1826 года был издан указ  Правительствующего сената об уничтожении в течение 10 лет находящихся внутри городов фабрик и заводов, производящих смрад и признанных вредными для здоровья жителей. Во исполнение этого указа предписано было отобрать от хозяев таких заведений подписки. 

Одному владельцу кожевенного завода указ этот объявлен не был и подписка не взята. 

Между тем местный городничий потребовал от него уничтожения завода. Дело дошло до министра внутренних дел. Принимая во внимание, что немедленное перенесение заведения за город приведет к разорению заводчика, он предложил оставить завод на прежнем месте до обветшания, запретив в нем перестройки, значительные поправки и обеспечив строгое наблюдение за его работой. Когда же завод придет в негодность, надлежало перевести его в указанное место. 

Такой подход был взят за правило  при решении и других вопросов. 

Значительное внимание в дореволюционные годы МВД уделяло совершенствованию своей нормативной базы и систематизации документов. 

По указанию министра внутренних дел  Д.Г. Бибикова была проведена большая  и полезная работа по изданию «Сборника  циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с его учреждения в 1802 году по 1853 год», т. е. более чем за полвека. Труд этот составил 8 томов, содержал 4870 циркуляров и инструкций, систематизированных по видам деятельности министерства и годам. Издание имеет хороший справочный аппарат: алфавитный, хронологический указатели, общее для| восьми томов оглавление. Подобные сборники издавались и в последующие годы. 

По сути, в XIX веке Министерство внутренних дел формировало и осуществляло всю внутреннюю политику в стране, обладая широкими законодательными и карательными полномочиями.  

Ни одно государственное  ведомство не претерпело за свою историю столько кардинальных реформирований, как Министерство внутренних дел: полномочия и возможности его неоднократно либо непродуманно выхолащивались, вплоть до поглощения МВД структурами государственной безопасности, либо расширялись. 

Проблемы и перспективы взаимодействия органов Министерства внутренних дел России с органами исполнительной власти