Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения

 
 
 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

     На  тему «Проблемы вступления России в Болонский  процесс и пути их решения» 
 
 
 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5

1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США 5

1.2. Противоречивость Болонского процесса 15

1.3. Классификация образования в Европе и России. Зарубежная система образования. 23

2. ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 42

2.1. Концепция модернизации образования в России 42

2.2. Реформа образования в России: основные проблемы и пути их решения 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 84 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий в современном  мире особую актуальность приобретают  вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных  специалистов. В этой связи одной  из важнейших задач современного развития общества становится поддержка  образования и науки, от которых  зависит экономическая, политическая и культурная стабильность любой  развитой страны, ее авторитет на мировой  арене.

     В XXI веке высшее образование выступает  в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого  сообщества, в котором важнейшее  место отводится университетскому образованию, главной задачей которого является формирование универсальной  образовательной модели, основанной на приоритетах гуманитаризации знания.

     Образование и наука на настоящем этапе  являются не только культурным, но и  одним из решающих факторов политического  и экономического развития, а также  эффективным способом международного общения. Особенно важно учитывать  это на данном этапе, когда обмен  информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира. Особый интерес к вопросам образования в последнее время  обусловлен еще и тем, что сейчас многие образовательные системы  переживают период серьезных реформ, от которых напрямую зависит будущее  современного гуманитарного прогресса. В Российской Федерации в данный момент проходит реформа всех ступеней образования, которая  воспринимается обществом неоднозначно. Особенно неоднозначно воспринимается реформа высшей школы и реализация принципов Болонского процесса, которая направлена на решение основных проблем современного высшего образования и европейской образовательной интеграции.

     Проблемы  вступления России в Болонский процесс – объект нашего исследования.

     Целью данной работы является формирование максимально полного представления  о современных тенденциях в области  высшего образования, в результате  вступления России в Болонский процесс. Поэтому основными задачами данной работы будут являться следующие:

  1. Формирование определенного уровня компетентности в вопросах истории появления современного единого образовательного пространства и Болонского процесса;
  2. Исследование разнообразных моделей зарубежной системы образования;
  3. Формирование необходимого уровня компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; изучение содержательной (документальной) стороны Болонского процесса и особенностей его практической реализации в различных странах Европы, и США;
  4. Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс  вхождения России в Болонский процесс;
  5. Анализ основных проблем вступления России в Болонский процесс и поиск путей их решения.

 

1. РАЗВИТИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    1.1. Исторические аспекты интеграции образовательного процесса в Европе и США

 

     «Болонским» называют процесс создания единого  европейского пространства высшего  образования. Он является ярким проявлением  интеграционных тенденций, которые  интенсивно развиваются в этой части  света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое  пространство, открылись границы, введена  единая валюта, формируется общеевропейский  рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной  рабочей силы.

     В истории Болонского процесса можно  выделить три этапа:

  1. предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г.) до Болонской декларации;
  2. начало: Болонская декларация (1999 г.);
  3. развитие: после Болонской декларации.

     Идеи  создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования  исходят от старейшего в Италии и  во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов  – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

     Постепенно  процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься  с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

     Официальной датой Болонского процесса принято  считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования" или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагалось, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

     Обязательства участников Страны присоединяются к  Болонской Декларации на добровольной основе.

     Подписав  Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

     Некоторые обязательства ограничены сроками:

  • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
  • До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

    Рисунок №1

     

 
 
 

     В тексте Болонской декларации сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

     1. Принятие системы легко понимаемых  и сопоставимых степеней, в том  числе, через внедрение общеевропейского  Приложения к диплому, для обеспечения  возможности трудоустройства европейских  граждан и повышения международной  конкурентоспособности европейской  системы высшего образования. 

     2. Принятие системы, основанной  на двух основных циклах - достепенного (udergraduate) и послестепенного (graduate). Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

     3. Внедрение системы кредитов по  типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelong learning – LLL), если они признаются принимающими заинтересованными университетами. 

     4. Содействие мобильности путем  преодоления препятствий эффективному  осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: 

  • учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; 
  • преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание, и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом. 

     5. Содействие европейскому сотрудничеству  в обеспечении качества образования  с целью разработки сопоставимых  критериев и методологий. 

     6. Содействие необходимым европейским  воззрениям в высшем образовании,  особенно относительно развития  учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. [№1; стр. .76] 

    Рисунок № 2

     

 
 
 

     Из  сказанного ясно, что моделью для  будущей гармонизированной европейской  послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система  высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Для выбора двухуровневой системы имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). Бакалавр (от лат. baccalarius — «молодой человек», в свою очередь от лат. bacca lauri — плод лавра) — академическая степень или квалификация, степень «бакалавр» — это законченное базовое высшее образование. Диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями.

     Диплом  «бакалавра» дает также право  продолжить обучение в магистратуре.

     Техникумы, училища и средние школы не имеют права выдавать диплом со степенью «бакалавр». Диплом «бакалавра» является законченным базовым высшим образованием, и выдавать диплом «бакалавра» имеют право только ВУЗ III—IV уровня аккредитации.

     Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более  узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и или преподавательскую работу.

     Магистр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

     Степень «магистра» предусматривает более  глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к  научно-исследовательской и педагогической деятельности по выбранному направлению. (Таблица №1) Диплом степени «магистр» как и диплом «бакалавра» признаётся во всех странах мира без подтверждения, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также признаётся зарубежными работодателями. В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень – специалист, в ближайшие годы прекратит своё существование, останутся научные степени: бакалавр, магистр и доктор философии.

     Таблица №1

     Степени магистра в Западной Европе и США

    Степени Область применения
    Master of Arts, M.A. (Магистр искусств) присуждается  в гуманитарных областях знания
    Master of Business Administration, MBA Магистр делового администрирования
    Master of Public Administration, MPA Магистр государственного управления
    Master of Science, M.Sc. (Магистр наук) присуждается  в точных и естественных науках
    Legum Magister (Master of Laws), LL.M Магистр права
    Master of Engineering, M.Eng Магистр технических наук
 

В документах Болонского процесса подготовка магистров рассматривается  как вторая ступень в рамках трехступенчатой  структуры высшего образования. Продолжительность обучения по магистерской программе составляет, как правило, четыре семестра. На Конференции в Берлине (2003 г.) было подчеркнуто, что степени второго цикла обучения предоставляют возможность дальнейших исследований для получения докторской степени (Doctoral studies, аспирантура). В соответствии с Дублинскими дескрипторами выпускники второго цикла должны -  владеть в своей области новейшими методами и техниками исследования, знать новейшие теории и их интерпретации; -  критически осмысливать развитие теории и практики; -  владеть методами независимого исследования и -  быть в состоянии внести оригинальный вклад в дисциплину, например, в рамках квалификационной работы. В соответствии с «Положением о магистерской подготовке в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации» магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования в высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой. Лицензия на право подготовки магистров предоставляется на основании заключения экспертной комиссии. Правом обучения по программе магистров обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ в системе высшего образования. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю. Контроль над выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах. Магистерская программа в значительной степени ориентирована на подготовку студентов для последующей научно-педагогической деятельности и одновременно дает возможность для продолжения образования в рамках третьего цикла. [№27 ; стр. .18]

     24 октября 2007 года Президент России  Владимир Путин подписал закон  о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

     Согласно  статье №6 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр" [№ 3 ]

     Сроки освоения основных образовательных  программ высшего профессионального  образования составляют: для получения  квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года; для  получения квалификации "дипломированный  специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных  соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

     Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с  полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

     Освоение  лицом образовательной программы  высшего профессионального образования  соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную  аккредитацию, является основанием для  занятия им в государственной, муниципальной  организации определенной должности, получения должностного оклада и  надбавок к нему. Для лиц, освоивших  образовательные программы высшего  медицинского и высшего фармацевтического  образования, основанием для занятия  ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

     Квалификация "бакалавр" при поступлении  на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой  квалификационными требованиями предусмотрено  высшее профессиональное образование.

     Согласно  статье №7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании. [№ 3]

     По  данным Минобразования, студентов ‑ бакалавров будут учить базовым профессиям, число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

     Магистратура  будет готовить специалистов, способных  к решению наиболее сложных задач  профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.

     Двухуровневая система высшего образования  должна была заработать с 1 сентября 2009 года.

     В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.

    1.2. Противоречивость  Болонского процесса

 

     Вопрос  о плюсах и минусах "болонского процесса" сложен. Противоречивость наблюдается сразу в тех целях, которые ставят перед собой инициаторы этого процесса.

     Сами  по себе эти цели - вполне хороши. Проблема в том, что реализуются они, в конкретных условиях развития той или иной страны, со своими социально-культурными традициями, экономическими условиями.

       Например, академическая мобильность. Студенты смогут свободно продолжать обучение за рубежом, а позже там находить работу. Точно так же и преподаватели. Однако проблема дефицита квалифицированных работников есть не только в богатых, но и в бедных странах. Поэтому вдохновленные возможностью мобильности, лучшие студенты и преподаватели в рамках Болонского процесса не поедут поднимать уровень науки из Германии и Франции в Польшу, Португалию или Украину, а устремятся в США, которые имеют возможность тратить на науку, гораздо больше, чем Европа.

     Таким образом, вполне возможно, что реализация болонских целей не только углубит  разрыв между богатыми и бедными  странами Европы, но и не обеспечит  конкурентоспособности европейских  монополий в их борьбе с американскими конкурентами.

     Одним из необходимых условий мобильности студентов и преподавателей является знание английского языка. Главная причина этого в том, что английский в последние десятилетия стал языком науки. Подавляющее большинство научной продукции выпускается в США, то есть на английском языке. Теперь вот он становится еще и «болонским языком». Круг замкнулся. Любой выпускник болонского вуза оказывается потенциальным соискателем работы в США.

     Другая  сторона этого же противоречия состоит  в том, что главным стимулом в  болонской системе считается  личный успех студента: на это направлено все – начиная от накопительной  рейтинговой системы оценивания знаний и заканчивая максимальной ориентацией  этих знаний на потребности рынка. Но личный интерес студента или ученого  далеко не всегда совпадает с интересом  страны и Европы в целом. Мало того, в конкретной ситуации, как России, так и современной Европы, подавляющее большинство успешных ученых ориентируется на США, где не только зарплата выше, но и денег на исследования выделяется больше, то есть условия для их личного успеха в науке гораздо лучше.

     Гораздо более серьезны внутренние, сущностные противоречия образования, вызванные  к жизни предпринимающимися уже  давно попытками приспособления системы образования к нуждам рынка и «канонизированными»  теперь в рамках Болонского процесса. Провозглашаемая ориентация образования  на потребности рынка труда заставляет максимально освободить программы  от изучения общих, то есть теоретических  предметов. Студентов учат тому, что  непосредственно необходимо на практике. Результатом этого оказывается нечто ровно противоположное ожидаемому – что такого рода образование оказывается совершенно непрактичным. Самая элементарная причина этому, что за время, пока студент учился, на практике многое поменялось. Для того же, чтобы можно было предвосхищать изменения, нужна теория, но именно ее и стараются исключить, ориентируя образование непосредственно на практику.

     Но  самый главный недостаток Болонского процесса на сегодняшний день –  это его забюрократизированность.

     Какими  бы высокими ни были европейские стандарты  образования, их введение ни к чему хорошему привести не может, поскольку  по своей природе высшей школы  не совместима со стандартизацией. Университет – как средоточие живой научной мысли представляет собой то место, где происходит соединение прошлого и будущего. Там не просто старые и не очень старые преподаватели передают молодым студентам «информацию». Там одна эпоха, представителями которой выступают преподаватели, превращается в другую, еще пока неизведанную эпоху, которую представляют студенты. Там, собственно и «выращиваются», проходят испытания, проверяются на прочность и эффективность все формы будущего, включая и будущие формы самого образования.

     Любая попытка подогнать этот процесс  под какие-то стандарты изначально обречена на неудачу. Причем, неудачу  чаще всего терпит не попытка навязать шаблоны и схемы, формализовать  и стандартизировать школу. Неудачу  чаще всего терпит само образование, оно лишается своего содержания, превращается в чистую формальность – продажу дипломов в рассрочку.

     Ведь  задача вуза состоит в том, чтобы  подготовить творчески, то есть нестандартно мыслящего человека. Там же, где  начинаются стандарты, наука заканчивается.

     Хотя  стандартизация необходима и неизбежна, поскольку этого требует массовость сегодняшнего образования. Единство нужно, но оно не может быть навязано сверху. Единство образовательного процесса обеспечивается научной и университетской традицией. В первую очередь – это университетская автономия, потом свобода научной деятельности, политической деятельности.

     Принцип ориентации в образовании на европейские ценности, в котором речь идет о разумном ограничении влияния глобализационных процессов и о конкурентоспособности, привлекательности европейского образования. С одной стороны, процессы глобализации носят объективный характер; страны мира с неизбежностью оказываются взаимозависимыми в экономическом, политическом и во многих других отношениях. Альтернативой может быть только изоляция, которая, как показывает история, никогда и нигде не давала позитивных результатов. С другой стороны, примитивная трактовка глобализации нередко подменяет это понятие понятием американизации. В этом последнем случае мир, как считается, превращается в одну «всемирную деревню» (global village), устроенную по американскому образцу.

Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения