Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования. Построение демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, неразрывно связано с обеспечением приемлемых для жизни граждан, и в целом для жизни народа Казахстана, условий окружающей среды. Охрана окружающей среды, благоприятная для жизни и здоровья человека, обозначена в статье 31 Конституции Республики Казахстан, как цель государства, закрепляет важность поддержания благоприятного для человека состояния экологии. «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека; Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом» [1].

Развитие экономики  нашего государства, нарастание объемов  производства и потребления в  обществе, наряду с показателями определенной динамики обеспеченности и потребления населения, воздействует на условия окружающей человека среды вследствие увеличения нагрузки на экологическую систему твердо-бытовых, промышленных и иных видов отходов. Сохранение и защита окружающей среды требует установления адекватных требований к экологически вредной, в том числе и опасной, деятельности. Полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, при этом необходимы ограничения на загрязнения окружающей среды и действенные меры правового, экономического реагирования за нанесение экологического вреда, нарушение экологического законодательства.

К сожалению, в истории Казахстана имеются яркие примеры неразумной деятельности, последствия которой  причинили, и будут причинять  в силу масштабности и невозможности  устранения в краткосрочной перспективе, колоссальный вред окружающей среде  и здоровью населения. Экологическая катастрофа Арала, превышение допустимого уровня радиации на территории ранее действовавших ядерных полигонов Казахстана, заболеваемость населения генетическими болезнями, одним из основных факторов, возникновения которых признают неблагоприятное состояние экологии, противозаконная охота на животных, занесенных в Красную книгу, залповые выбросы промышленных предприятий в окружающую среду загрязняющих, токсичных отходов, исчезновение отдельных видов растений, животных на территории Казахстана являются негативными последствиями потребительского отношения к природе, отсутствия должного внимания к вопросам охраны окружающей среды.

Деятельность международных организаций в деле охраны природы имеет большое значение, однако необходимо отметить, что без принятия действенных мер каждым государством в отдельности охрана и сохранение природы представляется трудно достижимым. Республика Казахстан являясь участником международных отношений в деле охраны окружающей среды и сохранения объектов природы, приняла на себя ряд соответствующих обязательств. Содержание международных договоров, конвенций, направлено на соблюдение и обеспечение гарантий защиты прав ныне живущих, и справедливое удовлетворение потребностей будущих поколений человечества.

Необходимым условием укрепления стабильности и развития общества, государства является не только разработка и установление качественного, соответствующего современным требованиям, законодательства, но и соблюдение его гражданами, должностными лицами, организациями. В связи с этим, построение демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, немыслимо без эффективно функционирующего правового механизма по обеспечению исполнения требований установленных законом.

Юридическая ответственность  как мера воздействия на правонарушителя за совершенное экологическое правонарушение способствует формированию желательного поведения, неукоснительного исполнения требований законодательства в сфере экологии и на предупреждение экологических правонарушений.

Сущность и значение юридической ответственности в  традиционных отраслях уголовного, гражданского, административного и трудового  права подвергалась исследованиям, а также выдающимися учеными выдвигались определенные концепции юридической ответственности.

Юридическая ответственность  за экологические правонарушения являясь  предметом общетеоретического научного исследования, а также отраслевых наук (экологического, гражданского, гражданско-процессуального, отчасти уголовного, трудового и др.), будет изучена с учетом достижений наук теории и истории права, экологического, уголовного, гражданского, административного, трудового права и других отраслей, институтов.

В рамках науки экологического права представляется возможным выработать на основе анализа существующих научных трудов понятие, определение и признаки экологического правонарушения. А также свести проверенные временем и существующие в настоящее время воззрения на природу юридической ответственности, выявить критерии разграничения уголовной и административной юридической ответственности за экологические правонарушения.

Необходимость исследования обусловлена принятием новых правовых актов, регламентирующих основные положения юридической ответственности в сфере экологии, принятием на государственном уровне комплекса программ и международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды, а также отсутствием системного исследования по теме юридической ответственности за экологические правонарушения с учетом новелл в законодательстве и появлением новых взглядов на юридическую ответственность в различных отраслях права.

Вполне закономерно, что  без научно обоснованного и активно  действующего механизма юридической  ответственности немыслимо ни формирование гражданского общества, ни создание правового государства, ни достижение соблюдения требований экологического законодательства.

Вместе с тем, актуальность темы обусловлена поиском резервов правового обеспечения по соблюдению экологического законодательства. Имеется в виду более эффективное применение уже имеющихся способов охраны и защиты экологических прав, которые бы расширяли возможности восстановления физическими и юридическими лицами своих экологических прав. 

Степень разработанности  темы исследования. В науке экологического права тема юридической ответственности на концептуальном уровне подвергалась изучению Байдельдиновым Д.Л. в монографиях посвященных вопросам экологического законодательства, юридической ответственности за экологические правонарушения, возмещению трансграничного экологического вреда.

Проблеме правового  регулирования охраны, рационального  использования окружающей среды  и отдельных видов природных  объектов уделяли внимание ученые Абдраимов  Б.ЖБайдельдинов Д.Л., Байсалов С.Б., Хаджиев А.Х., Шайбеков К.А., Косанов Ж.Х

Еркинбаевой Л.К., Асылбекова А.П, Баимбетова Н.С., Бекишевой С.Д.,

Однако назрела потребность в современном осмыслении и изучении проблемы юридической ответственности с учетом развития экологического законодательства, трансформации общественных отношений.

Объект исследования. Объектом дипломной работы являются правовые отношения по установлению юридической ответственности за совершение экологического правонарушения.

Предметом написания дипломной работы являются правовые нормы, устанавливающие юридическую ответственность за совершение экологического правонарушения, судебная практика, правовая статистика экологических правонарушений,

Цели и задачи дипломной работы. Цели и задачи дипломной работы состоят в разработке предложений по развитию и совершенствованию института юридической ответственности за экологические правонарушения. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

  1. Дан анализ состояния законодательства Республики Казахстан об охране и защите окружающей человека природной среды;
  2. Рассмотрены понятие, признаки экологических правонарушений, дана характеристика, классификация экологических правонарушений;
  3. Составлена характеристика и проанализирована эффективность отдельных видов юридической ответственности за совершение экологического правонарушения;
  4. Установлена взаимосвязь необходимости экологизации законодательства и развитием механизма юридической ответственности за экологические правонарушения;
  5. Определены критерии разграничения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения.

Методологическую основу дипломной работы составляют принципы познания социальных явлений в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, диалектический подход к изучению теории и практики, истории и современного состояния права.

Теоретической основой дипломной работы для обоснования сформулированных в положений послужили труды правоведов, изучающих различные отрасли и науки права, принадлежащих к различным направлениям и школам, а также материалы, опубликованные в периодической печати.Кроме того  для написания дипломной работы были использованы  материалы  преддипломной практики ,которые я проходила в Департаменте экологии по Карагандинской области Комитета  экологического регулирования  и контроля Министерства  охраны окружающей среды Республики Казахстан

Научно – теоретическая  и практическая значимость дипломной работы. Предпринятое в настоящем исследовании анализ, обобщение и систематизация вопросов ответственности за экологические правонарушения развивает и дополняет содержание общетеоретических положений многих отраслей права, таких как теория права, экологическое, земельное, гражданское, уголовное, административное право и др.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, объединяющих в себе 8 подразделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

    1. Экологическое правонарушение как основание юридической ответственности

 

 

Согласно Концепции  экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, национальное законодательство должно соответствовать  экологическому критерию, что предусматривает  совершенствование существующей нормативной  базы с учетом экосистемного принципа в правовом регулировании общественных отношений, а также требует повышение эффективности механизма юридической ответственности за экологические правонарушения [2].

В следующем не менее  важном программном документе Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года относительно экологического законодательства затрагивающего социально-правовую политику государства, направленную на решение целого спектра социально значимых проблем, расположенном в разделе «Основные направления развития национального права» уделено внимание разрешению экологоправовых вопросов [3]. В частности, констатируется сложная экологическая обстановка и актуальность развития и дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства. В четком разграничении механизмов правового регулирования пользования природными ресурсами и их охраны в тексте Концепции представляется повысить эффективность природоохранной деятельности. Природоохранному законодательству также отводится роль в стимулировании рационального природопользования и соблюдения экологических нормативов, развития экологически чистых производств и экологически безопасного поведения граждан. Кроме того, в Концепции является новацией в национальной правовой системе введение уголовной ответственности юридических лиц за экологические правонарушения. Что свидетельствует о необходимости улучшения экологической обстановки и принятии дальнейших мер развития экологического законодательства.

Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в четвертом приоритете определена задача обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с международными стандартами [4].

В указанных документах является значимым соблюдение экологических  прав человека, права на благоприятную  окружающую среду, дальнейшее совершенствование, в соответствии с международными стандартами, законодательства по обеспечению охраны и сохранению окружающей природной среды. Основополагающим положением, закрепленным в Конституции Республики Казахстан является правовое государство. В связи с этим, представляется востребованным правовой механизм охраны окружающей среды и экологических прав человека, которым является юридическая ответственность.

Широко известный казахстанский ученый С.Б. Байсалов около 30 лет назад отмечал необходимость теоретической разработки понятия экологического правонарушения и по настоящее время слова выдающегося ученого остаются актуальными [5].

В настоящее время  после разрешения острых экономических  и социальных вопросов в период обретения  независимости Казахстана вопросы  обеспечения качества окружающей человека природной среды по актуальности становятся на первый план.

Относительно положения  вещей в сфере охраны окружающей среды в период Советского Союза  и закрепленной в Конституции  Республики Казахстан права на благоприятную  окружающую среду, профессор Сапаргалиев  Г.С. указал, что «За последние 40-50 лет природе Казахстана был нанесен тяжелейший, невосполнимый урон. Этот урон является следствием близорукой политики Советского государства. В результате освоения целинных и залежных земель плодородный слой подвергся эрозии. Черные бури унесли миллионами лет формировавшийся гумус. Хозяйства потеряли пастбищные земли. Из-за неправильного использования водных ресурсов исчезло Аральское море. Даже древние рабовладельческие государства Азии строили ирригационные сооружения, чтобы экономно использовать воду. В результате испытаний ядерного оружия в течение десятков лет отравлены земли, воды Восточного Казахстана. Все это пагубно отразилось на состоянии здоровья людей. Трагические последствия указанных бедствий будут испытывать нынешние и будущие поколения. В свете всего происшедшего, провозглашение в Конституции права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду означает, во-первых, что суверенное государство Казахстан должно предоставлять льготы пострадавшим от антигуманной политики прежнего социалистического режима. Во-вторых, государство Казахстан впредь должно проводить такую политику, которая бы не допускала разрушения окружающей природной среды» [6].

На территории Республики Казахстан существуют экологические  проблемы ставшие итогом ранее осуществлявшейся крайне вредной для экологии деятельности. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В период с 1949 по 1989 годы на Семипалатинском ядерном полигоне произведено не менее 456 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе около 30 наземных ядерных взрывов и около 86 воздушных. Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). За период интенсивных испытаний 1949-63 годов суммарная мощность ядерных зарядов на Семипалатинском полигоне в 2 500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Данные, собранные советскими учеными в ходе испытаний, не предавались огласке.

В республике имелось  еще пять полигонов, где проводились  ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский  полигон Лоб-Нор. Радиационный фон  в Казахстане повышается также в  результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Кроме того, запуск сопровождается падением радиоактивных частей отделяемых ступеней, в некоторых случаях даже падением ракетоносителей с высокотоксичным топливом. Радиоактивные отходы представляют огромную проблему для Казахстана. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. Всего в республике имеются три могильника для ядерных отходов, которые располагаются в водоносном слое, данное обстоятельство несет в себе угрозу для водных ресурсов. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.

Серьезность проблемы радиационного  загрязнения привела к тому, что  одним из первых законов суверенного  Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне. По истечению десятков лет общий фон радиации снижается, однако частицы плутония и других радиоактивных веществ остаются в районах проведения испытаний. Наносит непоправимый ущерб здоровью человека попадание радиоактивных частиц в дыхательные пути. Требуется проведение работ по очищению загрязненной местности от ядерных шлаков.

Одной из наиболее серьезных  экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления  пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амурдарьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. А значит и к ухудшению уровня жизни местного населения. Уменьшение зеркала, то есть поверхности, моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.

Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень  которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра, при том, что глубина его составляет 6 метров. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки. В этой связи, необходимо принятие комплекса мер по сооружению защитных насыпей, плотин для предотвращения затопления, непринятие которых несет угрозу для экологической безопасности Республики Казахстан.

В критическом состоянии  находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли. Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота [7].

Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в  крупных промышленных центрах. Актуально разрешение проблемы загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта. В крупных городах Казахстана обусловливается загрязнение воздушного бассейна городов токсичными компонентами выхлопных газов. Введение стандартов Евро-2 и Евро-3 предъявляет требования к производителям автотранспорта и ограничениями относительно возраста ввозимого автотранспорта и качества реализуемого в Республике Казахстан топлива. Однако механизм контроля за содержанием вредных веществ в выхлопе автотранспорта, введенного в эксплуатацию в республике до начала действия экологических стандартов, не проработан.

Разрешение ситуаций экологической напряженности сопровождается созданием необходимого правового  режима для объектов природы, направленных на восстановление благоприятной окружающей среды, правового механизма охраны и защиты окружающей среды, экологических прав [8].

Природа и ее богатства  являются естественной средой жизнедеятельности  человека, основой устойчивого социально-экономического развития государства и повышения благосостояния народа Республики Казахстан. Состояние экологии, окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье, жизненную активность, человеческий потенциал населения страны. Вследствие чего, защита и сохранение экологии, контроль и снижение воздействия человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, в свете проводимой политики нашего государства, является важным вопросом современности.

В силу физических характеристик  объектов природы многие экологические  проблемы не имеют территориальной локализации. Загрязнение воздуха, влияющее на заболеваемость верхних дыхательных путей населения, выбросы вредных веществ разрушающих озоновый слой в атмосферу, причиной чего считают повышение уровня Мирового океана, оказывают влияние на все население планеты и ставится первостепенной долгосрочной задачей значительного числа государств. При этом Республика Казахстан не остается в стороне от международного сотрудничества в деле охраны природы. Ратифицирован ряд международных договоров и конвенций.

Правовые вопросы юридической  ответственности постоянно являются полем дискуссий и творческого  поиска как общеправовых дисциплин  – теории и истории права, так  и отраслей уголовного, гражданского, административного, трудового, конституционного, экологического, парламентского, таможенного права и др. Справедливо будет отметить, что правовой основой для исследования юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, являются выверенные концепции уголовного, гражданского, административного и трудового права.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предполагает наличие совершенного экологического правонарушения и поэтому, может рассматриваться как негативная реакция государства, в лице уполномоченного органа, за совершенное противоправное деяние в адрес правонарушителя.

Общественная вредность, опасность – основной объективный  признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное  основание, отграничивающее правомерное  от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению» [9].

Классики права советского периода Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. указывали, что «Основания и условия привлечения к юридической ответственности предусматриваются в нормах права. В них же определяются и сами меры правовой ответственности. Поэтому ответственность может наступать только при наличии условий, обозначенных в правовой норме, и только в таком объеме, какой этой нормой определен».

Основанием привлечения  к юридической ответственности  является правонарушение. В законодательстве Республики Казахстан, к сожалению, не уделяется должного внимания к определению состава того или иного правонарушения, однако в теории права понятие состава является предметом пристального внимания, особенно в отраслях уголовного, административного права. Общим признаком правонарушения является его свойство порождать юридическую ответственность, то есть различные установленные законом неблагоприятные последствия для правонарушителя: физические, имущественные, моральные.

Экологическое правонарушение, будучи закрепленным на законодательном  уровне в содержании Экологического кодекса Республики Казахстан, представляет собой основание наложения правовых мер юридической ответственности. Экологическому правонарушению в целом присущи, как и правонарушению, общие признаки. 

Общетеоретические подходы  к понятию такого феномена как  правонарушение, раскрывают диалектическую взаимосвязь правомерного поведения и правонарушения. Правонарушение является основанием юридической ответственности, так Иоффе О. С. и Шаргородский М. Д. полагают, что «Действия бывают правомерными и неправомерными. Неправомерные действия противоречат требованиям юридических норм. Они именуются поэтому правонарушениями, а юридическим последствием их совершения является привлечение правонарушителя к ответственности. Правомерные действия соответствуют требованиям закона. Поскольку, однако, социалистическое право имеет дело не только с недозволенной, аномальной деятельностью, но в первую очередь, с нормированием дозволенной, общественно полезной деятельности, то и такие действия влекут за собою определенные, предусмотренные законом юридические последствия, которые обычно выражаются в возникновении, изменении или прекращении правоотношений» [10, с. 247-248]. 

Согласно статье 69 ЭК РК, природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны  получить разрешение на эмиссии в  окружающую среду. Не требуется получение  разрешения на эмиссии в окружающую среду, если эти эмиссии происходят в процессе общего природопользования [11].

Определение эмиссий  в окружающую среду дается в пункте 26) пункта 1 статьи 1 ЭК РК, эмиссии в окружающую среду — выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия.

Природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду  в повседневной жизни человека, в  хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование. Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами РК. Специальное природопользование — деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном ЭК РК, иными законами РК.

Тем самым, осуществление  природопользователем эмиссии в  окружающую среду при соблюдении условий специального природопользования является правомерным нанесением ущерба окружающей среды. Многие нейтральные, с точки зрения права, действия (использование транспортных средств, расходование тепла и пр.) интенсивно влияют на состояние окружающей среды, выходя вместе с тем за пределы правового регулирования экологического законодательства [12].

Пунктом 25 постановления пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» № 16 от 22 декабря 2000 года, указано, что при рассмотрении требований граждан и общественных объединений о прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека (статьи 5 и 6 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды»), суды вправе принять решение о прекращении как противоправной, так и правомерной (разрешенной) деятельности, поскольку основанием для удовлетворения исковых требований по данной категории дел является не правонарушение, а установление факта отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, признанного заключением соответствующей экспертизы.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований о прекращении экологически вредной  деятельности, суды должны иметь в  виду, что прекращение отрицательного воздействия возможно не только в результате закрытия объекта, но также и путем возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на устранение источника вредного влияния: проведение ремонта, реконструкции, установки новых очистных сооружений, внедрение новых технологий производства, изменение условий природопользования и т.п. [13].

 Во время прохождении  преддипломной практики  в ГУ «Департамент экологии по Карагандинской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан», при ознакомлении с документами, по представлению прокуратуры Октябрьского района, города Караганды, по итогам проверки ТОО «Кларус» была назначена проверка на предмет соблюдения природоохранного  законодательства. По итогам проверки  ТОО «Кларус» вынесено предписание  по выявленному нарушению  в части  оформлении эмиссии  на загрязнение окружающей среды, также  произведен  расчет ущерба, нанесенный  в окружающую среду. Предъявлен иск  через суд, о возмещении ущерба. ПРИЛОЖЕНИЕ А.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды