Мусульманское право: возникновение и основные тенденции развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Кафедра Теории государства  и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Сравнительное правоведение»

на тему: «Мусульманское право:  возникновение и основные  тенденции развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита -2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……….….....…3

1. Общая характеристика и отличительные черты мусульманского права...…...4

2. Источники  мусульманского права.……………………………….…………..…7

  1. Классификация современных правовых систем стран Востока….………….11
  2. Тенденции развития современного мусульманского права……….………....15

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованных источников и литературы…………………………..….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбранная тематика актуальна, поскольку изучение особенностей мусульманского права представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Мусульманское право  имеет возможность широкого действия в современной исторической обстановке.

Актуальность изучения данного вопроса заключается  и в сложности современных  международных отношений. Не остается без пристального внимания вражда народов, причиной которых выступают этнические и религиозные разногласия, поэтому особый интерес вызывает значение мусульманского права.

Мусульманское право  представляет собой сложное социальное явление, которое оказало значимое влияние на историческое развитие стран Востока.

По сравнению со всеми  мировыми религиями, ислам наиболее тесно соприкасается с правом и государством. В данном случае мусульманское право – это  связующее звено, оказывающее значимое влияние на международную политику. Мусульманское право всегда находится в центре учения ислама и выступает в качестве политико-правовой доктрины.

Характерная черта мусульманского права – формирование большей  части его норм без участия  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика и отличительные черты  мусульманского права

История мусульманского права, которое часто обозначается термином «фикх», берет свое начало от пророка Мухаммеда, который жил  в 570-632 гг.

Далее все нормы отразились в первичных источниках мусульманского права и религии. Но их было не достаточно для системного регулирования всех правовых отношений мусульманской общины, поэтому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Они формулировали новые правила поведения, опираясь на Коран и сунну.

Возникнув на Аравийском полуострове в VII—X вв., мусульманское право претерпело длительную историческую эволюцию, в ходе которой его структура и социальная сущность не оставались неизменными. Как продукт раннеклассового аравийского общества, оно несет на себе его отпечаток. Вместе с тем с завоеванием арабами обширных территорий в VII—VIII вв. мусульманское право испытывало влияние более развитых и культурных стран (Египет, Сирия и т. д.). Наконец, на развитие мусульманского права оказали влияние такие факторы, как зарождение капитализма на мусульманском Востоке, колониальная экспансия европейских держав, буржуазная эволюция стран мусульманского Востока в условиях независимости.

Слово "Ислам" по-арабски значит "повиновение", "покорность", "послушание". Как религия, он требует полного повиновения и послушания Аллаху. Другое значение слова Ислам "мир", и это значит, что достичь истинного умиротворения тела и души можно только через повиновение Аллаху.1

Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Кроме писаного права, в  мусульманских странах сохраняются правовые обычаи – адаты, отвечающие местным традициям. Они действуют наряду с шариатом. Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени. Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариата.

Мусульманское право  принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. признается большая  ценность права, но само право  понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама  идея права и утверждается, что  общественные отношения должны  регламентироваться иным путем.

Мусульманское право  есть система норм, которые выражены в религиозной форме, и основаны на исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, даже не подлежащие правовому регулированию.

Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, составляют божественное право ислама, или шариат. В действительности термин "право" применяется к данному понятию достаточно условно, поскольку шариат (букв. - "путь, указанный Богом") помимо норм права включает в себя также нормы морали и религии. В этих условиях право есть часть единого мирового порядка, основанного на божественном законе. Оно регулирует не только отношения между верующими, но также их отношения с Богом и выступает как всеобъемлющий кодекс поведения, определяющий все аспекты жизни мусульманина, — это и собственно правовая сфера, и ритуальная практика, допустимые пища и одежда, правила этикета и т. д. Поэтому поступки мусульманина имеют как правовую, так и религиозно-нравственную оценку, а всякое правонарушение является также и религиозным грехом. Соответственно мусульманские юристы являются одновременно и теологами.

 

 

 

2. Источники  мусульманского права.

В отличие от европейской  правовой традиции, нормы шариата  не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности  перед Всевышним. Предписания носят  императивный (властный, приказной) характер. Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман. Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.

Количество источников мусульманского права ограничивается небольшим числом.

  1. Основным источником мусульманского права является священная книга ислама – Коран. Коран - это откровения бога Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду и обращенные к правоверным мусульманам. Они были записаны и систематизированы уже после смерти Мухаммеда, при халифе Османе (640—648 гг.). Божественная природа Корана обусловливает вечность, неизменность и универсальность содержащихся в нем норм. Согласно исламской доктрине, нормы Корана применимы во все времена и в любых обстоятельствах. Однако в действительности из более чем 6 тыс. стихов Корана, по разным оценкам, лишь от 200 до 500 содержат правила поведения, которых должны придерживаться мусульмане в своих взаимоотношениях. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно  правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и  семье), остальные  касаются религиозного ритуала и обязанностей.  Большая часть  положений  Корана  носит казуальный характер и представляет собой конкретные  толкования,  содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления  имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости  оттого,  какое  содержание  в  них  вкладывается.

Мусульманская мысль  делает акцент на «неподражаемости», т.е. неземном происхождении словесной формы Корана, считая именно этот факт решающим доказательством подлинности пророчества Мухаммеда. Отсюда в значительной мере вытекает и та роль, которую Коран сыграл в истории мусульманского общества и культуры. Человек, получивший традиционное мусульманское образование, знает Коран наизусть. Требование сохранять Коран неизменным предопределило тот факт, что арабский литературный язык сформировался в эпоху Средневековья прежде всего как язык Корана.2

Коран состоит из 114 глав, называемых сурами. Суры делятся на аяты. Членение сур на аяты было установлено  не сразу и вызывало в ряде случаев  расхождения в толковании смысла коранического текста. Суры обычно делят по времени их ниспослания  на мекканские и мединские. Первые, как правило, короче и посвящены скорее описанию потустороннего мира; вторые пространнее и в большей степени относятся к земным делам. В Коране суры расположены не хронологически, а в порядке убывания по объему. Краткая «Открывающая» сура, которой придается особое значение и которая чаще других используется в ритуальных и богослужебных действиях, помещена в начале Корана.

  1. Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, — сунны, т. е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т. е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при или проблемности положений Корана. Существует шесть общепризнанных  сборников  хадисов, из которых наиболее авторитетными являются сборники, составленные аль-Бухари (ум. в 870 г.) и Муслимом (ум. в 875 г) Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Хотя число хадисов насчитывает несколько тысяч, однако само по себе это не решило проблемы в силу преобладания в сборниках религиозных норм, повествовательного изложения хадисов, а также подложного характера известной их части, в чем проявилась борьба различных политических сил в рамках ислама.

По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все  нормы  Корана и Сунны делятся  на  две  категории.  К  первой  относятся  абсолютно точные и недопускающие  различных  толкований  установления,  среди  которых значатся все правила религиозного культа  и  некоторые  нормы,  регулирующие взаимоотношения людей. Эта категория  норм  представляет  собой  понятные  и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и  единообразно применяться на практике.

Вторую разновидность  составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы - маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения3.

  1. Третий источник мусульманского права – иджма т. е. согласованное мнение мусульманских правоведов, которое считается мнением всей общины верующих. Иджма как способ принятия решений применяется лишь в случаях, не урегулированных Кораном и Сунной. Иджма призвана восполнить пробелы исламского права и объяснить видимые изъяны. Она основана на догме непогрешимости и единства мусульманского общества и адате, гласящем, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо в глазах Аллаха. Эти догмы позволили признать авторитет решений, которые непосредственно не вытекали из Корана или Сунны.
  2. Кияс - суждения по аналогии, решение правовых дел. В иерархии источников мусульманского права кияс следует после Корана, Сунны и Иджмы и применяется в случаях, когда ни один из них не дает ответа на решаемый вопрос. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.
  3. К источникам мусульманского права относится также фетва, т. е. официальное суждение, выносимое муфтием или другим религиозным авторитетом в ответ на запрос кади или иного частного лица по вопросам морали, религии либо права  ислама.
  4. Акты правителя исламского государства (фирман, канун) играют подчиненную роль в системе источников мусульманского права. Они имеют в классическом исламе подзаконный характер (законы уже содержатся в Коране и сунне) и издаются по вопросам, не урегулированным в этих источниках, выполняют функции способа толкования и применения права.

Признание в  качестве источника мусульманского права (хоть и второстепенного) обычая (урф, адат) способствовало экспансии ислама, поскольку нередко исламизированные народы, приняв ислам, продолжали во многом следовать своим доисламским обычаям (Тропическая Африка, Средняя Азия и т. д.)4.

 

 

 

 

 

 

3. Классификация современных правовых систем стран Востока

Правовые системы мусульманских  стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют  на религиозной основе ислама.

 Можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока, взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства.

1. Первая группа – правовые системы Саудовской Аравии и Ирана. В этих странах мусульманское право и по сей день применяется максимально широко. В первую очередь, его нормы и принципы влияют на конституционное законодательство и действующую здесь форму правления. К примеру, конституция Ирана, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат – предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Для исполнения данного положения в этом государстве изданы законы, которые закрепляют в своих статьях общие принципы и конкретные нормы той или иной школы мусульманского права.

Более того, следует отметить, что в Иране и Саудовской Аравии действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

2. Следующую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не столь широка как в первой группе, но все же остается весьма значимой, в последние годы даже набирает силу тенденция к расширению.

В первую очередь, нормы и принципы мусульманского права заметно влияют на основные акты конституционного характера, а также на деятельность государственного механизма рассматриваемых стран. Например, военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они "не соответствуют принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран был объявлен «законом общества» и заменил обычную конституцию.

Во всех перечисленных  странах данной группы, мусульманское  право и по сей день продолжает регулировать отношения личного статуса, здесь сохранились мусульманские суды.

3. Еще одна многочисленная  группа – это правовые системы следующих арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).

Конституционное право  рассматриваемых государств закрепляет особые положения мусульманского права и ислама. А конституции многих из них говорят, что только мусульманин может стать главой государства, а мусульманское право выступает источником законодательства. Но в некоторых из этих стран (Ирак, Сирия) расширяется определенная демократизация мусульманско-правовых положений в части семейного законодательства.

4. Особое положение  занимают правовые положения  Народно-Демократической республики  Йемен и Туниса. Брачно-семейные законодательства данных государств отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательство запрещает полигамию, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, в семейных отношениях наделил женщину равными правами с мужчинами5.

Далее рассмотрим мусульманское право Дальнего Востока и Африки.

Индусское право – древнейшее право в мире.

Одно из убеждений  индуизма – разделение людей с  момента рождения на социальные и  иерархические категории, каждая категорий  имеет свою систему прав и обязанностей, а также мораль.

Каждая каста (подкаста) придерживается своих собственных  обычаев. Собрание касты голосованием решает все споры, при этом опираясь на мнение общества. Оно располагает эффективными средствами принуждения. Наиболее строгое наказание – это отлучение от той или иной группы. Если же нет определенной правовой нормы по отдельному вопросу, то судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешено  законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство – это не источники права. Даже если имеется закон, судья может не применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, для того, чтобы всевозможными способами примерить власть и справедливость.

Что касается мусульманского права Дальнего Востока, здесь совершенно иная картина.6

Здесь под сомнением  стоит сама ценность права. На западе, в странах ислама, в Индии право  рассматривается как к опора  социального строя, необходимое  средство его охраны. Люди обязаны  жить в соответствии с мусульманским  правом. Власти тоже должны следовать нормам права, а суды обязаны обеспечивать уважение к праву. Право есть отражение справедливости. А его отсутствие неизбежно приведет к произволу, анархии и господству силы.

Однако странам Дальнего Востока несвойственно такое  видение. По мнению китайцев, право не только далеко функций фактора порядка и символа справедливости; право – это орудие произвола, а также фактор, способный нарушить нормальный порядок вещей.

Гражданин не обязан уважать  право и даже думать о нем: сама образ его жизни должен исключать любые правовые притязания и обращение к правосудию. В своем поведении человек должен взять за основу не юридические мотивы, а стремление к миру и гармонии.

Дальний Восток по традиции придерживается только такого взгляда, выражая его в формуле «право хорошо для варваров».

В Японии действуют кодексы, которые созданы по европейской  модели, однако население, почти не обращается к ним, также как и к правосудию. А суды склоняют стороны к мировому соглашению, разработав оригинальную технику применения права.

В настоящее время, пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, и англо-саксонскому — Ирак, Судан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тенденции развития современного мусульманского права.

 

Мусульманская правовая система, как уже говорилось, неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.

В настоящее время  ни в одной из рассматриваемых  стран мусульманское право не является единственным действующим  правом.

Направление и глубина  воздействия мусульманского, права  на современное правовое развитие той  или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных рассматриваемых стран. Не случайно, например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, где в значительной мере сохраняются феодальные общественные отношения7.

Принимая во внимание фактор социальной обусловленности, при  оценке позиций мусульманского права  не следует сбрасывать со счетов и другое важное обстоятельство – не все элементы современных правовых систем стран Востока в равной степени испытывают на себе влияние мусульманского права. Такое положение во многом определяется спецификой самой мусульманско-правовой формы, в частности характером взаимоотношений мусульманского права и государства. Большое значение имеют также особенности нормативного состава и структуры (системы) мусульманского права, для которой характерными являются заметное преобладание частноправовых отраслей и различия в уровнях развития ее отдельных элементов.

Следующая сфера  включает такие отрасли, как конституционное, гражданское, уголовное право и т.д., где наблюдаются "вкрапления" исламских норм, институтов и принципов в европейское по форме и содержанию законодательство. Так, почти повсеместно в этих странах конституции закрепляют положения о государственном характере религии ислама, провозглашают шариат (его принципы) основным источником законодательства. В области гражданского права, например институт вакфа.

 Уголовное  законодательство этих стран допускает в ряде случаев применение наказаний, предусмотренных шариатом (Иран, Ливия, Саудовская Аравия и т.д.).

Наконец, в  такой сфере, как авторское, изобретательское, компьютерное право и т.д., влияние мусульманского права, как правило, отсутствует. Поэтому даже в странах, провозгласивших исламский характер действующего в них права (Йемен, Иран, Саудовская Аравия и т. д.), оно представляет в действительности определенное (и не всегда гармоничное) сочетание европейских и мусульманских норм, институтов и принципов.

Кроме того влияние европейского права проявляется в том, что  во многих мусульманских странах  осуществляется кодификация права. Мусульманское право  во многих странах постепенно превращается из господствующей правовой системы в одну из подсистем национального права.

Рационалистически настроенные  правоведы мусульманских стран  внимательно изучают правовые системы  и опыт стран Западной Европы и  Америки, проводят работу по совершенствованию  своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.8

 

Заключение 

Мусульманское право  представляет одну из основных правовых систем современности с собственной  правовой культурой, правовой идеологией и правовой наукой.

В нашей стране интерес  к Исламу вызван еще и тем, что философская и общественно-политическая мысль мусульманских народов России имеет богатые традиции.

Шариат в наше время  – наиболее яркий пример слияния  религии (ислама) с правом.

Мусульманское право  принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Мусульманское право  есть система норм, которые выражены в религиозной форме, и основаны на исламе. Оно охватывает все сферы  социальной жизни, даже не подлежащие правовому регулированию.

На основании изложенного  выделим отличительные черты  современного мусульманского права:

  1. Религиозный характер права. Ислам исходит из того что существующее право пришло от Аллаха который открыл его человеку через Мухаммеда.

Право дано свыше, его  нужно соблюдать, оно неизменно. Основной источник права – религиозные нормы (Коран), предписывающие обязанности, а не права.

  1. Мусульманское право носит казуистичный характер норм, т.е с момента формирования основные нормы не менялись. В рамках шариата как религиозно-правовой системы теоретически не допускалась прямая отмена пережиточных норм, не отражающих социальных потребностей.
  2. В мусульманском праве нет четкого деления на отрасли права, в том числе на публичное и частное право.
  3. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина. При этом мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная  адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. И всё же мусульманское право – это в большей части только орнамент. Большая часть населения живет в соответствии с традициями, при этом не обращая внимания на искусственные своды норм права, в том числе других правовых систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
  2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007 – 376 с.
  3. Крашенинникова Н.А  История государства и права зарубежных стран. Часть  1 Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2008.
  4. Никифорова Н.А. Краткий курс. История государства и права зарубежных стран. – М.: Окей-книга, 2007. – 160 с.
  5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: “Проспект” , 2007.
  6. Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва."Наука". 2008
  7. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЕАОИ, 2007 – 198 с.
  8.   Прудникова Ю.О. Наследование по завещанию по праву Российской Федерации и по мусульманскому праву: сравнительно-правовой анализ – http://www.takafol.ru/arts.php?art=37

1 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007 – с. 133-134.

Мусульманское право: возникновение и основные тенденции развития