Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о политике власти и государстве

Введение

 

Новое время в Европе - эпоха буржуазных революций и  последующего развития капитализма  на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связан с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характера его взаимоотношений с государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о  политике власти и государстве

 

Основными политическими  доктринами эпохи Просвещения стали  теории "естественного права" и "общественного договора". Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых уходят еще с античности, приобрели классической формы в эпоху, когда стал актуальным принцип личной свободы. По учению Гроция, естественные права определены самой природой человека и по содержанию является свободой любой человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни. Он выделял естественное право, которое в свою очередь разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право, хотя и является переменным, в результате не должно противоречить человеческой природе и праву.

На основе концепции естественного  права возникла договорная теория происхождения  государства, что трактует ее появление  как результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: природного - без государства и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах. Этот переход осуществляется путем заключения договора между людьми. Хотя еще в догражданском состоянии люди владели естественными правами, но они не были надежно защищенными по той причине, что не все индивиды достаточно умны. В лице государства (правительства) люди получают безопасность и защита их естественных прав. Самые известные версии договорной теории были созданы Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ж. - Ж.Руссо.

Томас Гоббс. Согласно мнениям английского философа Томаса Гоббса, естественное состояние человека - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, из склонности делать друг другу зло, которое сложилось в результате своеобразной равенства людей, права, которое предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивает то с искусственным человеком, то с сотворенным Богом, то Левиафаном, библейским персонажем, что является огромным морским чудовищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не вправе от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Только в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранения подданным, она перестает быть законным. Будучи сторонником абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Джон Локк. Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку природном состояния и отношениям людей с государственной властью после подписания договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к властной выгоды. Поэтому они требуют независимого судью. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его основатель. Последнее дает право народа отменять законы, которые противоречат его интересам.

Более того, народ имеет  право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. Дж.Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественные права человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

К природным, неприкосновенных прав человека он отнес следующие:

  • право на жизнь, что защищает безопасность человека;
  • право на свободу, что уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь в соответствии со своими желаниями;
  • право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда. Дж. Локк оправдывал частную собственность, потому что считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.

Жан-Жак Руссо. Самую радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой возраст", он считал, что гражданское состояние должен гарантировать человеку возмещения естественного равенства в виде договорено установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя во власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между любыми органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

Политические идеалы Руссо  противоречивы. Убежденный сторонник свободы, которому принадлежит известное изречение "человек рождается свободным, но повсюду он в оковах", в своем политическом трактате "Общественный договор" конструирует модель политической ассоциации, что гарантирует личности ее права и свободы. Но его модель создает новые кандалы. Общая воля народа, который формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в неделимую часть коллективного целого. Никто из граждан не может высказать своего частного интереса. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, считая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воли, можно заставить быть свободными.

Идеи Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789) - провозглашал право человека на свободу, собственность и на сопротивление насилию. Получила практическое воплощение также идея "общей воли" Руссо. Знаменитый М. Робеспьер и его сторонники использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством утверждения "общей воли" стала гильотина. В годы революции в результате ее использования погибло семнадцать тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами революционеры. В XX веке идея господства коллективного целого (государства, общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами.

В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей. Ее смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности, которая позволяла бы создавать дополнительные гарантии против тирании и нарушение политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил разделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной. Законодательная власть хотя и является верховной не носит абсолютного характера. Среди условий, которые его ограничивают, он называет равенство закона для всех - богатых и бедных, а также направленность на достижение блага людей.

Функции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам. Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического  управления, что сложилось в Британии после Славной революции 1688 г. На самом деле ветви власти были не настолько независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров осуществлял  влияние на работу парламента.

Шарль Луи де Монтескье. Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Шарлем Луи де Монтескье. Он увлекался римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенной конституции и разделения властей, он идеализировал форму правления в Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей.

1. Каждая ветвь власти  отвечает за выполнение определенных  функций:

  • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
  • исполнительная власть ответственная за практическое воплощение законов;
  • судебная власть отвечает за безопасность граждан.

2. Взаимоконтроль ветвей  власти, что позволяет достичь  баланса сил. Сторонник народовластия,  он понимал, что сам народ  через организационные сложности  не сможет постоянно выполнять  функцию контроля над властью,  поэтому предложил, что более  эффективным будет взаимоконтроль  ветвей власти по горизонтали.  Монтескье разработал теорию  народного представительства, обосновывая  право каждого гражданина выбирать  своих представителей в органы  власти. Собрание представителей, обладая  законодательной властью, выражают  народную (совместную) волю.

Джеймс Мэдисон. Идеи Монтескье вызвали большое влияние на практику конституционализма. Последователем его идей был один из "отцов" американской конституции Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения властей он связал с механизмом сдерживания и противовеса, позволяющие устранить угрозу гарантии со стороны любого органа: хотя каждая власть имеет определенные полномочия, но ряд из них контролируется ветвями власти. Дополнительным барьером от ошибок произвол должен был стать, согласно утверждению Эдисона, разделение самой законодательной власти на две палаты. Идея системы сдерживания и противовеса в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, что обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы, законы могут быть приостановлены правом вето, в то же время глава исполнительной власти может быть отстранен от должности через процедуру импичмента при соответствующей функции Конституционного суда. Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правление как представительной демократии.

Иммануил Кант. Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил философскую основу теории правового государства. Согласно учению Канта, государство - это сочетание множества людей, которые подчиняются праву. Но сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвола и тирании. Идея обязательности права в учении Канта сочетается с идеей народного суверенитета, что нашло выражение в следующей фразе: "Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа". В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются умением ума и моральными нормами, т.е. требованиями категорического императива.

Он дает два определения  категориального императива:

  • "действуй так, чтобы твои действия были образцом общего закона поведения";
  • "всегда произошел до всего человеческого в себе и в других, как к самоцели и никогда не относись к нему только как к средству". Другими словами, нельзя использовать другого человека как средство для достижения чужого благополучия.

Эдмунд Берк и Жозеф де Местр. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли английский философ Эдмунд Берк и французский философ Жозеф де Местр.

Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения  и французской революции. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что  в основе органической целостности  общества лежит традиция, что уничтожение  традиционной основы ведет к гибели общества. Если просветители верили в  возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая  порядок и традицию, сделали ставку на религиозные чувства и веру.

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель. Оппозицию либерализма и идеи народного суверенитета составила политико-правовая теория Г.Гегеля. Восторженное отношение к французской революции и Наполеона в конце жизни изменилось на критику демократии и защиту прусской полицейского государства, что казалось ему реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности. Личность обретает свободу, выполняя свой долг перед государством. Само государство в состоянии защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок. Вместе с тем Гегель сделал большой вклад в развитие следующей философской и политической мысли, создав теорию диалектики и обосновывая идею закономерного развития истории. Весьма интересны и взгляды Гегеля на гражданское общество. Сторонники теории общественного договора фактически отождествляли гражданское общество с государством. У Гегеля гражданское общество хоть и связано с государством, оно является другим социальным образованием, чем государство. В его учении гражданское общество неустойчиво и конфликтное. Противоречивость общества определяется имущественным неравенством людей и наличием в его структуре состояний, преследующих личные интересы. Наоборот, государство - это единый организм, поскольку все его части существуют ради целого. Соотношение гражданского общества с государством - это соотношение здравого смысла с умом. Отсюда следует, что государство призвано доминировать над обществом. Только ограничивая гражданское общество, государство может обеспечить его свободу.

Бенджамин Констан. После французской революции традиция либерализма была продолжена в трудах мыслителя Бенджамина Констана. Он увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отстраненным от власти. Тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм) возникла как выражение общей воли. Не отрицая идею народного суверенитета, он, в противовес идеям Руссо, утверждал, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом в отношении индивидуальной свободы. Свобода в толковании Констана - это "мирное пользование своей независимостью". Гражданская свобода раскрывается в правах индивида как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

Алексис де Токвиль. Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования является универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. Спор о преимуществе демократии или аристократии решена в пользу первой, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы скрывается в том, что демократия может владеть трудно выраженным разновидностью деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Джон Стюарт Милль. Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мысли. Подавление дискуссий несправедливое и даже вредное для общества, потому что оно теряет возможность познать мнение, которое может оказаться справедливым. Следование догмам, которые не поддаются экзамена свободного обсуждения, не оставляет обществу шанс дальнейшего развития.

Представители утопического социализма. Противоречия капитализма, который развивался, породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешла границы политико-правового толкования (политические права, равенство перед законом) и распространялась на сферу социальных и экономических отношений. Вопрос о лучшее обустройство общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решения других социальных вопросов.

Эти идеи были развиты такими представителями утопического социализма начала XIX вв.:

  • Шарлем Фурье;
  • Робертом Оуэном;
  • Анри де Сен-Симоном.

Они высказали целый ряд  идей, которые стали исходным моментом для коммунистической теории К.Маркса и Ф.энгельса.

Среди них:

  • противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса;
  • уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом, городом и селом;
  • труд как первая потребность человека;
  • принцип распределения согласно количества и качества затраченного труда;
  • индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в обиход термины "индустриализация" и "индустриальное общество").

Проектируемые ими черты  будущего справедливого общества уже  не несли рис уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли путем полного уничтожения частной собственности. По Сен-Симоном, полное равенство недостижимо. Приближение к равенства заключается в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал довольно оригинальные мнения относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, к которому он относил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он считал, что в будущем может быть уничтожена разница между управляющими и руководителями, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единственная промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.

Ш.Фур'є выступил с идеей децентрализации власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских обществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов общества.

Проект политической реорганизации  общества Р.Оуена предусматривал объединение "поселений сообщества и сотрудничества", которые самоуправлялись на основе конституции в национальные федерации, которые в свою очередь перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и едиными законами.

Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшее значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего века, - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:

  • обусловленность политики экономической сферой и признания за ней относительной самостоятельности, способности влиять на экономику;
  • идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;
  • классовая борьба и революции как движущая сила социальных изменений;
  • трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;
  • борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;
  • классовое видение процесса происхождения и сущности государства;
  • необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому общества;
  • идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое потянет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму  со стороны политической науки противоречивое. Много современных концепций  появилось или в споре с  марксизмом, или как углубление его  отдельных теоретических положений. Но в целом современная политология  рассматривает марксизм как один из подходов при исследовании сущности политической жизни.

Развитие политической мысли  второй половины XIX в. связан со становлением социологии как самостоятельной  науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечательный факт: его известная классификация наук по мере сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - изначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука".

Заключение

 

Многие идеи позитивизма  оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как о системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, которые поддерживают устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды О.Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал главное требование позитивизма: независимый, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.

В конце XIX в. начинается процесс  выделения политической науки в  самостоятельную научную дисциплину со своим предметом, объектом и методами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Антанович, Н.А. Основы политологии/ Н.А Антанович, Н.П. Денисюк - Минск: Беларус, 2009. - с.18-23.

2. Ильинский Н.И. История политических  и правовых учений: курс лекций/ Н.И. Ильинский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.- с.191-209.

3. Круглова, Г.А. Политология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.А. Круглова. - Минск: Асар, 2009. - с. 24-28.

4. Мальцев В.А. Основы политологии/  Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 2010. - с.35-39.


Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о политике власти и государстве