Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества

Республики Казахстан

Алматинская академия экономки и статистики

Кафедра «Экономики и менеджмента»

№ ________

«____»___________2013 г.

 

Контрольная работа

 

      По дисциплине: _________________________________________________

 

                   На тему: Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества.

 

Студента (ки) 3    курса, группы №   ______________

 

Ф.И.О. студента __Неуструевой Н.Ю..

Ф.И.О.преподавателя   ______________

 

 

 

 

_________________________________                        ________________________________

                  (допуск к защите)                                                                   (оценка)

«____» _____________________2013 г.                     «____» _____________________2013 г.

________________________________                        ________________________________

          (подпись  руководителя)                                               (подпись руководителя)

 

Усть – Каменогорск, 2013 г.

Содержание

Введение  
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.  
2.      Пенсионный фонд: назначение и функции

3.     Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения            Казахстана 
4.  Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы  
Заключение  
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
          Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять  бюджетную нагрузку и создать  более справедливую систему пенсионного  обеспечения. Пенсионные накопления позволили  осуществить массу государственных  программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.

В первой главе я постаралась  раскрыть сущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества. А также рассмотрела некоторые  из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Так как Пенсионные фонды  являются важным звеном сегодняшней  накопительной пенсионной системы, во второй главе я дала их характеристику и рассмотрела задачи, которые  они выполняют. Выяснила источники  формирования и основные направления  использования средств Пенсионного  фонда.

Становится все более  очевидным, что важный недостающий  компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов  частных пенсионных фондов. Поэтому  в третьей главе я выявила  взаимосвязь Пенсионного фонда  и Фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения  Казахстана. Так как пенсионная система  на сегодняшний день в недостаточной  степени развита, я осветила не менее  важный вопрос о совершенствовании  механизма реализации пенсионной реформы  Казахстана.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  накопительной пенсионной  
системы.

 
          Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:  
         1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

2)четкого законодательного  разграничения функций и установления  системы взаимоконтроля между  тремя основными группами участников  новой пенсионной системы –  накопительными пенсионными фондами,  компаниями по управлению пенсионными  активами и банками кастодианами;  
          3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

Главным же звеном накопительной  пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющую негосударственные  пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и  преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный  пенсионный фонд или негосударственный  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного  договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер –  социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через  уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Как известно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы  и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно  отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

Одним из главных преимуществ  данной реформы является то, что  бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект – раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.  
Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.

В настоящее время ни в  одном пенсионном договоре не указывается  финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процент не может быть ниже 3,5,7% и т.д.  
К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.

Из текущих проблем  самая досадная – неполное поступление  пенсионных взносов. Они должны производиться  у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды  некоторыми не сразу и не всегда. Это мешает фондам качественно выполнять  свои обязательства перед вкладчиками, отнимает дополнительные силы и время  на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существенной части инвестиционного  дохода.  
Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одно стимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.

Как и при прежней солидарной, так и при накопительной системе  пенсионного обеспечения государство  оставило за собой право регулирования. Для этого был разработан ныне действующий Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», состоящий из пяти разделов.

В нем предусмотрены меры по обеспечению сохранности пенсионных накоплений, порядок пенсионного  обеспечения из Центра, а также  из накопительных пенсионных фондов.

Обратимся к некоторым  статьям Закона.В соответствии со статьёй 27, вкладчик накопительных пенсионных фондов имеют право выбирать накопительный фонд, получать информацию о состоянии пенсионных накоплений, осуществлять добровольные пенсионные взносы в пользу третьих лиц, обжаловать в судебном порядке действия накопительного фонда. Но вместе с этим вкладчик должен вносить обязательные пенсионные взносы только в один из накопительных пенсионных фондов, сообщать в накопительные пенсионные фонды о всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств фондом, в течение 10 дней с момента изменений.

Получатель в свою очередь  имеет право получать пенсионные выплаты из накопительных фондов по достижении пенсионного возраста и в иных случаях, предусмотренных  в Законе, переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой не чаще чем два раза в календарном  году, завещать свои накопления, а также  имеет право изъять их при выезде на постоянное жительство за пределы  Казахстана.

В соответствии с Законом  граждане имеют право на назначение пенсий:  
* с 1 января 1998г – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет;  
* с 1 июля 1998г – мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;  
* с 1 июля 1999г – мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;  
* с 1 июля 2000г – мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет;  
* c 1 июля 2001г – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет.

Граждане, проживающие в  зонах чрезвычайного и максимального  радиационного риска, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года имеют  право на назначение пенсии:

мужчинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;

женщинам – по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.3  
Выплата пенсий будут осуществляться следующим образом: если трудовая деятельность началась после 1 января 1998 года, то по достижении пенсионного возраста будут получать пенсионные выплаты только за счет собственных пенсионных накоплений из своего накопительного пенсионного фонда. Для тех, кто на этот срок имели 6 месяцев или больше, согласно закону, их пенсия будет состоять из двух частей. Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается пропорционально трудовому стажу. Вторая часть выплачивается из накопительного пенсионного фонда, и её размер прямо зависит от величины пенсионных накоплений. Все кто получал пенсию до 1 января 1998 года (т.е. те граждане, которые достигли пенсионного возраста и имеющие трудовой стаж 20 и 25 лет) будут продолжать получать пенсионные выплаты из Государственного центра по выплате пенсий параллельно с выплатами из накопительной системы.

Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов  в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.

Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий, в  конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.  
Сейчас, когда такие специфические преграды пенсионной реформы как недоверие населения к финансовым структурам, низкий уровень доходов населения и другие изживают себя, когда экономика идет в гору, а занятость населения растет, появились новые возможности повышения эффективности работы накопительной системы. Система будет оптимизироваться с учетом практических результатов реформы. То есть, её законодательная база будет усовершенствована, технологии отточены и отработаны до автоматизма, качество услуг достигнет мировых стандартов. Но реализация по-прежнему в большей мере будет зависеть от самих вкладчиков.

 

2. Пенсионный фонд, назначение  и функции. 

 
          Поскольку накопительные пенсионные фонды являются главным звеном системы пенсионного обеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них.

Пенсионный фонд создан как  самостоятельная финансово-банковская система, и его средства не входят в состав государственного бюджета. Пенсионный фонд не подменяет, не дублирует органы социального обеспечения: за ними остается задача назначения и выплата пенсий, пособий. Пенсионный фонд создает резервы, чтобы можно было перечислять средства на территорию, по той или иной причине оказавшуюся в трудном финансовом положении – при нехватке средств на выплату пенсий и пособий. Пенсионному фонду разрешено помещать резервы в краткосрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги, заниматься коммерческой деятельностью, что позволит наращивать средства фонда. Накопительные пенсионные фонды вправе также открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченным органом, но накопительный фонд не может выступать в качестве учредителя другого накопительного пенсионного фонда.

Руководящий орган Пенсионного  фонда – правление во главе  с председателем.

В Казахстане существуют два  вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный  пенсионный фонд создается в форме  закрытого акционерного общества, учредителем  которого является Правительство Республики Казахстан.

Государственный пенсионный фонд финансирует:

1)государственные пенсии  состоявшимся пенсионерам и получателям  пенсионных выплат, в пользу которых  производились пенсионные взносы  в указанный фонд;  
         2)социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.  
Данный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Негосударственные накопительные  пенсионные фонды создаются в  форме закрытого акционерного общества. Его учредителями могут быть юридические  и физические лица, являющиеся резидентами  Республики Казахстан. Учредителями и  акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда являются юридические  лица РК. Но государственное предприятие  и предприятие с пакетом акций  или долей государства не могут  быть учредителями и акционерами  негосударственных накопительных  пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:

  1. открытыми;  
             2) корпоративными.

Открытые накопительные  пенсионные фонды осуществляют прием  пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные  пенсионные фонды создаются для  получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами  данного фонда.

В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в  РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного  фонда ни одно лицо не вправе прямо  или косвенно владеть, распоряжаться  или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения  не распространяются на корпоративный  накопительный пенсионный фонд.  
Важно заметить и то, что в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством РК.

 

3. Участие страховых компаний  в пенсионном обеспечении  
населения Казахстана.

 

Становится все более  очевидным, что важный недостающий  компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов  частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии  рассчитать будущую пенсию, с чем  встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет  надобности, так как их пенсии финансируются  за счет обязательных пенсионных взносов  юридических и физических лиц, а  также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время  пребывает Казахстан, как никогда  актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых  компаний: как субъекта пенсионного  страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные  пенсионные фонды; как субъекта страхования  финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта  их устойчивости, безусловно, важна  и необходима.

Задача любой страховой  организации, независимо от её формы  является предоставление страховой  защиты своей клиентуре от возможных  опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает  накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему.  
Пока человек молод и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести в любую выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора будут: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов со значительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться. На его будущее благополучие начинает работать теория больших чисел, то есть инвестирование внесенных им средств под сложные проценты по формуле:

 А = В(1+n)\ . За 10-15 лет  уплаченная сумма превращается  в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностей инфляции.

Страхование пенсионных активов  – это прерогатива страховых  компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования  жизни. Альтернативным методом, благодаря  которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка  пенсионной ренты (аннуитета) у страховой  компании. Под аннуитетом подразумевается  соглашение между страховой компанией  и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет  на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают  два типа аннуитета: фиксированный  и переменный.

По фиксированному аннуитету  гражданин уплачивает страховой  компании определенную сумму денег  единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качестве инвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенного времени, указанного в договоре.

По переменному аннуитету  страховая компания выплачивает  сумму средств, которая может  колебаться в зависимости от эффективности  инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в  долгосрочном периоде, поэтому они  чаще используются в пенсионном планировании.

Все сказанное позволяет  сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного  обеспечения существует уже много  лет, компании по страхованию жизни  покупают все накопления физического  лица в пенсионном фонде в обмен  на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной  ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты  или выплаты непосредственно  из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.

Что касается условий выплаты  дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: и страхование  по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод  пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность  досрочной выплаты пенсии в связи  с наступившей инвалидностью  или потерей работы за несколько  лет до наступления пенсионного  возраста, и сочетания страхования  дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования рентабельным для страховой компании.  
В данном случае мы рассмотрели вариант самостоятельного обеспечения страхователем своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования дополнительной пенсии своих сотрудников может и предприятие. Если предприятие не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия – это хороший экономический рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть договор досрочно.  
Итак, при создании системы пенсионного страхования принято руководствоваться определенными принципами, которые гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:

1)свободного волеизъявления, что предполагает право свободного  выбора предприятиями и физическими  лицами заключать договор пенсионного  страхования со страховыми компаниями;  
         2)полноценного финансового контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний;  
         3)создание равных экономических и правовых условий для всех участников этого рынка.

Создание же таких условий  предполагает:

1)введение в Положение  о составе затрат по производству  и реализации продукции (работ,  услуг), включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), и о  порядке формирования финансовых  результатов, учитываемых при  налогообложении прибыли, включив  в него платежи по договорам  пенсионного страхования, заключенным  со страховыми компаниями.  
         2) в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, включить сумму платежей работодателей по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.

В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также  всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного  обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет  построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим  гражданам достойный уровень  жизни в пенсионном возрасте.

 

4. Совершенствование механизма реализации пенсионной  
реформы Казахстана.

Сегодняшняя накопительная  система представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и не является по своей  природе страховой. В пенсионировании известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная.

Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсии пожилым людям используется актуарные поступления в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.  
При использовании же накопительной системы финансирования поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются в виде определенного (резервного) капитала.  
Для кардинального изменения ситуации в пенсионной сфере требуется решить две группы задач.

Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества