Тематическая дискотека как средство формирования здорового образа жизни подростков

«Здоровье – это  еще не все,

 но без здоровья, все – ничто» 

 Артур Шопенгауэр

Введение

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет  позволяют говорить о том, что  продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.

На сегодняшний день у  школьников, как и у населения  в целом, преобладает пренебрежительное  безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В  целом у учащихся не развита потребность  в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки  и выпускники общеобразовательных  школ имеют неточное и неполное представление  о сущности здоровья человека и его  аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового  образа жизни.

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день.

В свою очередь, досуг оказывает  огромное влияние на все сферы  жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема здорового образа жизни подростков заключается ещё и в неумении организовать правильно своё свободное время. Сегодня, именно дискотека является одной из самых популярных форм досуга подростка и молодёжи. Почему же не воспользоваться её огромным потенциалом? Сделать дискотеку тематической и направить подростка в правильное русло? Дискотека выступает как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. Организация и проведение дискотеки ставит перед коллективом комплекс творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества и изобретательства, помогает развивать познавательную активность и художественный вкус. Также развивает музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и многое другое. Очевидно, что в современных условиях общественной жизни дискотека как форма организации досуга подростка должна подняться на более высокую качественную ступень развития.

Возможности использования  различных технологий социально-культурной деятельности в формировании личности отражены в трудах М.А. Ариарского,. А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В.Литовкина,  и других авторов.  Тем не менее, несмотря на наличие  многочисленных работ, посвященных  проблемам формирования здорового  образа жизни молодежи проблема по сей день остаётся актуальной.

 

 

 

Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков

Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни средствами тематической дискотеки

Объект исследования: подростки – посетители дискотеки

Задачи:

- дать характеристику  понятия «дискотека»

- изучить психолого-педагогические  особенности подросткового возраста

- определить специфику  проведения дискотек для подростков

- выявить проблемы формирования  здорового образа жизни у подростков

Методологической базой  исследования являются принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и системного подходов к изучению дискотек как  формы социально-культурной деятельности. Структурно-функциональный подход позволяет  рассмотреть дискотеки через  их функции, а именно через самореализующую, развивающую, релаксации и коммуникативную.

Практическая значимость. Данная работа имеет практическую значимость в проведении программы тематической дискотеки на базе школ, для формирования здорового образа жизни подростков.

База исследования: Средняя школа №90 города Минска

Курсовая состоит  из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений

 

 

Глава 1 «Теоретический аспект тематической дискотеки и  её роль в жизни подростка»

    1. Сущность понятия «дискотека», особенности и основные составляющие «тематической дискотеки»

 

Дискотека способна синтезировать  в себе самые разные виды художественного  творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности  для проявления творческой активности, расширения различных познаний и  интересов. Не смотря на то, что сочетания  познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё  же она позволяет молодёжи реализовать  потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в  основу дискотеки заложено общение  молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные  увлечения молодёжи одного поколения  весьма разнообразны. Именно на дискотеке  собирается разносторонняя  аудитория  с широким кругом ориентации и  требований.

Известно, что посещение  дискотечных вечеров превышает  количество посещений других видов  клубных мероприятий. Поэтому вопросы  организации и совершенствования  молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. 

 

Дискотека — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте, либо на открытом воздухе (танцплощадке). (Запесовецкий А.С. «Молодёжная дискотека) [1]

 

Дискотека включает в себя:

  • постановочное мероприятие со сценарием и режиссурой;
  • наличие информационной и даже просветительской составляющих: околомузыкальные новости, рассказы об исполнителях и т.п.;
  • фигура диск-жокея как музыкального обозревателя, автора программы и даже, возможно, исполнителя.

Дискотека выступает и  как одна из популярнейших форм самодеятельного  творчества. В этом качестве дискотека  обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует  проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает  познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными  словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма  и его расширению способствует. Это  делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому  общество заинтересовано в том, чтобы  самодеятельных дискотек было больше. Но дискотека формирует личность не только участника творческого  коллектива. Она – средство идейно-эстетического  воспитания всех ее посетителей. Аудитория  сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое  поколение молодежи, а также людей  иных возрастов. Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее появления просто не существовало того профессионального  образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался  постепенно, как выстраданный результат  самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также  принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки.

 

Дискотека обладает специфическими характеристиками, выделяющими  её из остальных форм организации  социально-культурной деятельности:

 

  1. Организация на основе музыкальных интересов и предпочтений
  2. Развлекательная направленность
  3. Рекреативный характер деятельности
  4. Удовлетворение духовных потребностей
  5. Возрастная характеристика
  6. Частота и обязательность посещения не регламентируется
  7. Организована частным образом

(Адаховская Е.А. Дискотека в пространстве культуры) [2]

 

Основные составляющие тематической дискотеки:

1. Аудиоряд. Это может быть музыкальной подборкой по заданному тематическому параметру.

2.  Видеоряд. Какой-то общий  элемент одежды участников (как  частный случай - раскраски лица, прически и т.д.) по заданному  тематическому параметру. (Например – « Иван-Купала», «Гавайская вечеринка»)

3. Театрализованный ряд.  Несколько ряженых аниматоров  на протяжении дискотеки проводят  некое театрализованное действо  с мелкими вкраплениями конкурсов  с призами, интервью, концертных  номеров и т. д. 

При разработке тематической дискотеки можно учитывать как  один компонент, так и складывать их вместе

(Запесовецкий  А.С. «Молодёжная дискотека) [1]

 

 

1.2  Психолого-педагогические  особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (от 12—14 до 15—17 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. (Бодалев, А.А. Психология личности) [3]

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают  все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта  проявляется абсолютное большинство  жизненно необходимых личных и деловых  качеств человека. Например, высшего  уровня своего развития в детстве  достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки  для дальнейшего развития и совершенствования  логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают  произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют  уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам  практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств  обучения. Формируются и развиваются  общие и специальные способности, в том числе необходимые для  будущей профессиональной деятельности.

Подростковый период имеет  множество характерных именно для  данного возраста противоречий и  конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они  демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных  проблем, да и сами подростки активно  к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения  к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного роста и  физиологической перестройки организма  у подростков может возникнуть чувство  тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается с  острым недовольством собой.

 

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания  отношения к самому себе как к  взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе  и семье не меняется. И тогда  начинается борьба за признание своих  прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми  и подростками.

 

  • Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

 

  • Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

 

  • Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

 

(Мухина В.С.  Возрастная психология) [6]

 

Они делятся на следующие виды:

 

  1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
  2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
  3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

 

Знание подростковых увлечений  помогает лучше понять внутренний мир  и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками  и взрослыми.В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают  все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам  практической и умственной деятельности.Главная  новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

 

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей, в том  числе умения налаживать деловые  контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток и которые  могут быть организованы на групповой  основе: учение, труд, игра.

Дубровина И.В. Рабочая  книга школьного психолога) [5]

 

Главными личностными  чертами подростка являются следующие:

 

1. Непримиримость ко злу,  эмоциональное неприятие его,  с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни – с  другой.

2. Подросток хочет быть  хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его  прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть  личностью. Совершить что-нибудь  героическое, романтическое, необычное.  При наличии потребностей к  действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка выражено  противоречие между богатством  желаний и ограниченностью сил.  Отсюда множественность и непостоянство  увлечений. Подросток боится обнаружить  свою несостоятельность, он слишком  самолюбив и может прикрываться  показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

 

5. В подростке очень  сочетаются романтическая восторженность  и грубые выходки. Восхищение  красотой и хроническое отношение  к ней. Он стыдится своих  чувств. Такие человеческие чувства  кажутся ему детскими. Он опасается,  что будут считать чересчур  чувствительным, и прикрывается  грубостью.

(Мухина В.С.  Возрастная психология) [6]

Прилив физических сил  побуждает к деятельности. Не у  каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования  этого возраста.

 

 

 

 

1.3 Проблема формирования  здорового образа жизни среди  подростков средствами тематической  дискотеки

В целях совершенствования  досуговой деятельности подростков, необходимо развивать новые формы  досуга и преобразовывать старые. Сейчас наиболее популярной формой досуга подростков, является дискотека.

При проведении культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи  легче адаптироваться во взрослом мире, очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что  значительный объём музыкальной  информации, влияние теле, аудио, видео  программ, изменчивость палитры музыкальных  увлечений молодёжи – всё это  требует на современном этапе  специального изучения, постоянного  внимания со стороны организаторов  дискотечных программ и постоянного  осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.

Здоровый образ жизни  подростков, являясь координирующим элементом культуры молодого человека, содействует формированию здоровья, повышению общей работоспособности  и творческой активности. Конкретная повседневная реализация ЗОЖ - неотъемлемая часть гуманитарной культуры молодого человека, богатство его духовного  мира, жизненных целей и ценностных ориентаций. Поэтому одно из центральных направлений ЗОЖ - это воспитание сознательного отношения учащихся к здоровью своему и окружающих. Ответственность в этом формируется в комплексе всего индивидуального пути развития человека, его взаимоотношения с окружающими, как часть общей культуры, проявляющейся в единстве стилевых особенностей поведения, манеры общения, способов мышления и ценностных ориентаций, реализуемых в индивидуальном образе жизни.

Большое значение на формирование культуры здоровья подрастающего поколения  влияет массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, среди основных направлений и проявлений, которой  можно выделить индустрию формирования имиджа и "улучшения" физических данных индивида (массовое физкультурное  движение, культуризм, шейпинг, спортивный туризм, индустрия услуг физической реабилитации, сфера медицинских  услуг и фармацевтических средств  изменения внешности и т.п.), являющаяся специфической областью в общей  индустрий услуг, стандартизирующая  физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж или  на основании идеологических установок  общества на формирование нации потенциальных  воинов с должной спортивно-физической подготовленностью, как это было в советское время.

Решение проблемы образа жизни  в отношении формировании культуры здоровья подростка лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области  профилактики и укрепления здоровья. Речь идет о формировании мировозренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значений культуры здоровья, усвоенных индивидом  с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и саморазвитие), без которых происходит физиологическая, умственная, эмоциональная и психическая деградация личности.

Формирование  установки на здоровый образ жизни  – длительный и много аспектный  процесс, успешность которого определяется рядом условий:

1. Охват в процессе формирования установки важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих:

- соблюдение оптимального  двигательного режима;

- тренировку иммунитета  и закаливание;

- организацию рационального  питания и режима жизнедеятельности;

- психофизиологическую регуляцию; 

- искоренение вредных  привычек.

2. Учет в процессе формирования установки структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы:

- усвоения системы знаний  о сущности здорового образа  жизни и путях его формирования;

- стимулирования самосознания  человека, направленного на эмоционально-личностное  отношение к идее здорового  образа жизни;

- освоения норм поведения,  соответствующих здоровому образу  жизни.

(Акилов, М.В. Индивидуальный  стиль здорового образа жизни) [7]

Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность  здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении  трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Таким образом, в данной работе понятия «установка» и «ценностная ориентация» на ЗОЖ синонимичны.

Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане  для установки любой формы  поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая  усилий и достижимая.

Можно выделить несколько  факторов, существенных для установки  здорового образа жизни:

1) Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

2) Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

3) Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

5)  Проговоренные правила в семье.

6) Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.

7)  Адекватная самооценка.

8)  Личный пример родителей.

(Алексеев, С.В.  Мудрость здоровья. Культура и  образ жизни человека.) [8]

И не следует забывать о  том, что стремление современного подростка  сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание  важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.

Для вовлечения учащихся в  процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка  индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту  деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут  овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет  им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим  понятием здоровье, связать его с  поведением человека, а также состоянием природы.

Подготовить школьника к  самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации  – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие  образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке  моделей реальных условий жизни  – это те мостики, которые позволяют  учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Задача здоровье сберегающей  педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда  аттестат о среднем образовании  будет действительной путёвкой в  счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и  бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии). [7]

 

Вывод:

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни  во внеклассной работе проходило  эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.