Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка
Содержание
Введение
- Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
- Понятие и сущность неблагополучной семьи
- Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
- Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
- Семьи с алкогольной зависимостью
- Конфликтные семьи
- Недоверчивая семья
- Легкомысленная семья
- Хитрая семья
- Семьи, ориентированы на успех ребенка
- Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
- Семьи известных людей
- Семьи состоятельных людей
- Семьи с недееспособными членами
- Неполные семьи
- Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
- Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
- Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Проблематика неблагополучной семьи в современном российском обществе представляет несомненный интерес для социологического изучения и является остроактуальной ввиду причин, изложенных во введении к настоящей работе. Исследования на эту тему весьма перспективны и включают множество интересных и важных направлений.
Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть, но бывают и исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности1.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей — они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.
Таким образом, социологические исследования феномена неблагополучной семьи обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально-практическом плане.
Объект данной работы – социализация ребенка в неблагополучной семье.
Предметом является тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка.
Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
- Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
- Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
- Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.
- Теоретико – методологические особенности неблагополучной се
мьи в современном обществе: - Понятие и сущность неблагополучной семьи.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья,
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.
При этом только один вид
проблем у семьи встречается
довольно редко, поскольку все они
взаимосвязаны и
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»2.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Под неблагополучной нужно понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема.
1.2.Социально - психологические проблемы
неблагополучных семей.
Семью можно отнести к
естественно малой группе, так
как она возникает и существует
исходя из потребностей её членов. Так
же, семью можно охарактеризовать
как высокоразвитую малую группу
по тому, что в ней присутствуют
- достаточная психологическая
Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.
Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Семейные условия, включая
социальное положение, род занятий,
материальное обеспечение и уровень
образования родителей, в большой
мере предопределяют жизненный путь
ребенка. Помимо сознательного, полноценного
и целенаправленного
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны3.
Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Увеличение числа разводов
и снижение рождаемости, рост преступности
в сфере семейно- бытовых отношений
и повышение риска
Известный детский психиатр
М. И. Буянов считает, что все в
мире относительно - и благополучие,
и неблагополучие. При этом семейное
неблагополучие он рассматривает как
создание неблагоприятных условий
для развития ребенка. Согласно его
трактовке, неблагополучная для
ребенка семья - это не синоним
асоциальной семьи. Существует множество
семей, о которых с формальной
точки зрения ничего плохого сказать
нельзя, но для конкретного ребенка
эта семья будет
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
- Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи5.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
· конфликтные семьи
· проблемные семьи
· асоциальные семьи
· аморально-криминальные семьи
· семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия:
формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
- Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи:
- Размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
- Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
- Низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
- Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Дети в алкогольной семье:
· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»);
· живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);
· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям;
· испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;
· испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
· слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
· испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением;
· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;
· пониженная самооценка, недостаток самоуважения;
· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.
- Конфликтные семьи. Признаки семьи6:
- в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
- конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
- конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Дети в конфликтной семье. Возможны 3 модели: ребенок – свидетель семейных конфликтов.
- испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;
- необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;
- душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
- агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;
- капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.
Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей.
- напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом;
- и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.
- если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку.
Ребенок – орудие разрешения семейных споров.
- мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;
- ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;
- у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым, проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
- Недоверчивая семья:
- повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;
- слабые контакты с окружающими;
- нередки длительные конфликты с родственниками;
- в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка;
Дети в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
- Легкомысленная семья:
отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны. семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
- Хитрая семья:
ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых, к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
- Семьи, ориентированные на успех ребенка:
- ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
- упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
- у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
- срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
- Псевдовзаимные семьи: поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи: наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье: ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
- Семьи известных людей: семья постоянно находится в поле зрения общественности, недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям.
Дети в семьях известных людей7:
Первый тип поведения -
- многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;
- испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;
- эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;
- ведут праздный образ жизни.
Второй тип поведения –
- тяжело переживают бремя родительской славы;
- тяготятся повышенным интересом окружающих;
- стремятся превзойти своих знаменитых родителей;
- страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
- Семьи состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
- Семьи с недееспособными членами: испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.
Семьи с детьми-инвалидами:
- типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
- вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;
- часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
- родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
- чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;
- проявляют к ребенку гиперопеку;
- заключительная реакция – эмоциональная адаптация;
- в подобных семьях часто бывают разводы.
- Неполные семьи и их типы. Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей: разведенная семья; осиротевшая семья; мать (отец) - одиночка с ребенком.
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
- менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.