Тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка

Содержание

Введение

  1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
    1. Понятие и сущность неблагополучной семьи
    2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
  2. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи:
    1. Семьи с алкогольной зависимостью 
    2. Конфликтные семьи
    3. Недоверчивая семья
    4. Легкомысленная семья
    5. Хитрая семья
    6. Семьи, ориентированы на успех ребенка
    7. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
    8. Семьи известных людей
    9. Семьи состоятельных людей
    10. Семьи с недееспособными членами
    11. Неполные семьи
  3. Неблагополучные семьи в современном российском обществе:
    1. Законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями
    2. Неблагополучная семья в семейном законодательстве РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Проблематика неблагополучной  семьи в современном российском обществе представляет несомненный  интерес для социологического изучения и является остроактуальной ввиду  причин, изложенных во введении к настоящей  работе. Исследования на эту тему весьма перспективны и включают множество  интересных и важных направлений.

Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья – сложная система  взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов  этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и  родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат  в семье, личностные свойства и качества самих детей.

Деформация личности под  влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для  дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения  ее членов, сопровождая человека с  рождения и до взрослости. Так должно быть, но бывают и исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности1.

К наиболее острым проблемам  современной семьи относятся: изменение  типа взаимоотношений взрослых и  детей — они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая  тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей  жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень  часты скандалы, разводы.

Таким образом, социологические  исследования феномена неблагополучной семьи обладает в настоящее время особой актуальностью, как в научно-теоретическом, так и в социально-практическом плане.

Объект данной работы – социализация ребенка в неблагополучной семье.

Предметом является тенденции и причины влияния отношений в неблагополучной семье на социализацию ребенка.

Цель заключается в изучении особенностей и влияния факторов на социализацию ребенка из неблагополучных семей в современном обществе.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теретико-методологические особенности неблагополучной семьи: понятие, сущность, типы и виды.
  2. Выявить социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
  3. Проанализировать типологию и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи.  
  4. Рассмотреть семейное законодательство и законопроект о социальном патронате над неблагополучными семьями РФ.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико – методологические особенности неблагополучной семьи в современном обществе:
    1. Понятие и сущность неблагополучной семьи.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения  в научной литературе. Употребляются  синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья,

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.

При этом только один вид  проблем у семьи встречается  довольно редко, поскольку все они  взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет  удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

Неблагополучная семья –  это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются  явные или скрытые дефекты  воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»2.

Неблагополучные семьи - это  семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляющиеся  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим  трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной нужно понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных  отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной  формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность  со стороны родителей (недостаточная  забота о нем, неправильный уход и  питание, различные формы семейного  насилия, игнорирование его душевного  мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных  внутрисемейных факторов у ребенка  появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед  окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в  которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных  веществ, прежде всего алкоголя и  наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма  и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты  стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость  от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема.

 

1.2.Социально - психологические проблемы

 неблагополучных  семей.

Семью можно отнести к  естественно малой группе, так  как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так  же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Семейные условия, включая  социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень  образования родителей, в большой  мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь  в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны3.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую  роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что  сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся  в семье атмосфера способна оказать  существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в  ней детей.

Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений  и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в  мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как  создание неблагоприятных условий  для развития ребенка. Согласно его  трактовке, неблагополучная для  ребенка семья - это не синоним  асоциальной семьи. Существует множество  семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать  нельзя, но для конкретного ребенка  эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья  может быть подходящей, а для другого  эта же семья станет причиной тягостных  душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться  как благополучная или неблагополучная»4.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние  на развитие личности ребенка, неблагополучные  семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ  жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение  родителей резко расходятся с  общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких  семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения  их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного  воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное  влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология и тенденции влияния на социализацию ребенка из неблагополучной семьи5.

Неблагополучные семьи можно  условно разделить на две большие  группы: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

· конфликтные семьи

· проблемные семьи

· асоциальные семьи

· аморально-криминальные семьи

· семьи с недостатком  воспитательных ресурсов (неполные семьи).

Семьи со скрытой  формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

    1. Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи:
  • Размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
  • Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
  • Низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
  • Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Дети в алкогольной  семье:

· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что  происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»);

· живут в состоянии  секретности, уверток, обмана («жизнь в  укрытии»);

· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

· испытывают амбивалентное  отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии  и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);

· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим  родителям;

· испытывают страхи и тревожные  предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;

· испытывают разочарования  – родители не выполняют своих  обещаний, дети знают о несбыточности  обещанного, не доверяют им;

· слишком быстро взрослеют  – старшие дети вынуждены брать  на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;

· испытывают оскорбления  и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим  поведением;

· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что  приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;

· пониженная самооценка, недостаток самоуважения;

· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

    1. Конфликтные семьи. Признаки семьи6:
  • в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
  • конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
  • конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Дети в конфликтной  семье. Возможны 3 модели: ребенок – свидетель семейных конфликтов.

  • испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;
  • необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;
  • душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
  • агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;
  • капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих  родителей.

  • напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом;
  • и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.
  • если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку.

Ребенок – орудие разрешения семейных споров.

  • мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;
  • ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;
  • у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым, проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
    1. Недоверчивая семья:
  • повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;
  • слабые контакты с окружающими;
  • нередки длительные конфликты с родственниками;
  • в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка;

Дети в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

    1. Легкомысленная семья:

 отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны.  семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.

Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

    1. Хитрая семья:

ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных  целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых,  к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

    1. Семьи, ориентированные на успех ребенка:
  • ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
  • упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
  • у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
  • срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
    1. Псевдовзаимные семьи: поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные  семьи: наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье: ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

    1. Семьи известных людей: семья постоянно находится в поле зрения общественности, недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям.

Дети в семьях известных людей7:

Первый тип поведения -

  • многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;
  • испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;
  • эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;
  • ведут праздный образ жизни.

Второй тип поведения  –

  • тяжело переживают бремя родительской славы;
  • тяготятся повышенным интересом окружающих;
  • стремятся превзойти своих знаменитых родителей;
  • страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
    1. Семьи состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
    2. Семьи с недееспособными членами: испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

  • типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
  • вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;
  • часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
  • родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
  • чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;
  • проявляют к ребенку гиперопеку;
  • заключительная реакция – эмоциональная адаптация;
  • в подобных семьях часто бывают разводы.
    1. Неполные семьи и их типы. Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько  разновидностей неполных семей: разведенная семья; осиротевшая семья; мать (отец) - одиночка с ребенком.

Для любого типа неполной семьи  характерны из-за дефицита мужского влияния:

  • нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
  • менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
  • затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  • становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.