Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра: «Государственного и муниципального управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория управления»
на тему: «Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России»
Работу выполнил:
Работу проверила:
Коркина Т.А., профессор,
доктор. экон. наук . доцент
Челябинск 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества , а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой . Cледует подчеркнуть, что для решения данной задачи государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации системы государственного управления.
Безусловно, что данная проблема является наиболее острой и фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов наш основной закон-Конституция является квинтэссенцией миро-вого опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку. В данном контексте напрашивается весьма резонное умоза-ключение, и здесь уместно перефразировать слова гениального М. Булгакова, вложенные в уста профессора Преображенского - “разруха начинается с головы! ”Если рассматривать государство с точки зрения социального механизма, то данная метафора является оптимальной для оценки актуальности темы " Эффективность государственного управления".
В данной работе были использованы
труды, относящиеся к передовым
разработкам в области обеспече
Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
- Определить само понятие “управление”;
- Рассмотреть специфику государственного управления;
- Выявить составляющие эффективности государственного управления;
- Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации;
- Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации;
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Объектом исследования является –управление, как социальное явление и государственное управление в Российской Федерации.
При разработке данной проблемы мною были использованы следующие методы: исторический, метод анализ, метод синтез.
Глава 1. "Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления. "
1. 1 Управление, как социальное
явление.
Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо прежде всего определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
Управление служит интересам
взаимодействия составляющих ту или
иную систему элементов и
Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это–целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие– прерогатива субъекта управления. Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т. п. ) Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.
Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. (1 с. 41) Наиболее существенное значение имеют следующие из них:
1. Социальное управление
есть только там, где
2. Социальное управление
своим главным назначением
3. Социальное управление
имеет в качестве главного
объекта воздействия поведение
(действия) участников совместной
деятельности, их взаимоотношения.
Это–критерии сознательно-
4. Социальное управление,
выступая в роли регулятора
поведения людей, достигает
5. Социальное управление
базируется на определенной
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).
1. 2 Специфика государственного управления.
Многие авторы основанием видов управления признают при-роду и субстанциональную специфику субьектов управления, исхо-дя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управле-ние (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник) (8, с. 34). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Государство, выступая
в качестве субъекта
2. Опредеделяющее влияние
на характер воздействий, осу-
3. Это, безусловно, границы
распространения государст-
Итак, Государственное управление - это практическое, органи-зующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин “государственное
управление”широко используется в
отечественной и зарубежной научной
литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные
основания для выделения данного вида
государственной деятельности.
1.3.Цель,функции и принципы государственного управления.
Оценка и анализ состояния
государственного управления РФ и поиски
решений по повышению производительности государствен-ного
управления в сложившейся в Российской
Федерации ситуации затруднены непроясненностью
ряда общественно-политических и особенно
обострившихся экономических проблем,
которые выступа-ют обьективными основаниями
для самого государственного управ-ления.
В данный момент мы должны ответить на
принципиальные вопросы, без ясного понимания
ответов на которые государственное управление
как технология их реализации не имеет
большого значения. Нужно определиться
в следующих моментах:
1. В каком направление мы движемся?
В данном контексте следует
ответить на вопросы, являющиеся концептуальными,
системообразующими: Определиться, какое
общество мы желаем построить и действительно
можем. Определить адекватность ресурсов,
которыми мы располагаем и охарактеризова-ть
ту политическую волю, которой мы обладаем.
Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация
общественно-экономической формации,
произошел переход к частной собственности,
мы находимся в плоскости рыночных отношений
и живем в демократи-ческой стране со всеми
недостатками этой модели в рамках нашего,
специфического общества. Но данные ценности
и завоевания явля-ются общим выбором
и весьма неопределенным. На основе выбора
в пользу данных ценностей нельзя построить
и сформулировать новую концепцию государственного
управления. Надо определиться в специфике
нашего общества и выделить общее и частное
в рамках мирового опыта. Здесь следует
принять во внимание огромный спектр факторов:
от исторической специфики до особенностей
менталитета.
2. В чем истоки преобразуемого нами общества?
Как мы видим, этот вопрос
органически перекликается с
предыдущим, так как выбор пути
включает в себя отбор и сохранение
элементов накопленных знаний и
их целевое исполь-зование... Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма
и считать, что они не востребованы. Немало
от идей и принципов социализма взято
и практически реализовано во многих странах.
Как пример можно взять идеи "нового"
курса Ф. Д Рузвельта. Значит нам нужен
более глубокий и критический анализ,
необходимо вычленить то, что является
функциональным для развития будущего
общества, а что выявило свою несостоятельность.
Нам необходимо ранжировать общественные
элементы, произвести селекцию элементов,
которые могут быть адаптированы. Уже
более 10 лет мы живем в переходном обществе
и систему государственного управления
необходимо адаптировать к интересам
всего социального состава общества и
ни в коем случае не допускать социального
антаганизма.
3. Какие действия нужно совершать в переходный
период?
Этот вопрос является вполне логичным, так как достижение лю- бых целей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов, форм и методов и в определенной мере они накладывают свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном обществе и рассматривать историю совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале которой происходит рассмотрение.
Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.
- Цели государственного управления в современной России:
Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. - Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
- Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
- Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
- Поддержание позитивной экологической обстановки.
Поддержание рыночных механизмов. - Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и , безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т. е так называемым " легитимным насилием", а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции ( я имею ввиду " на-силие " ). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реали-зацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего балан-са, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уме-ньшения государственного сектора ( приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
Функции государственного управления:
- Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция. )
- Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат. ) Функция регулирования. ( Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий обьем деятельности. )
- Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание. ) Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций. )
К сожалению, постулат неоконсерваторов о всеобщем, про-низывающем все сферы общественной жизни рыночном регу-лировании в рамках нашей страны не может найти подтверждение. Здесь важно определить специфические функции государства, чтобы данные функции не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики. К специфическим функциям я отношу: научно-техническое развитие, контроль и регулирование за сферой трудовых отношений и, естественно, финансовая система. Данные функции стоят особняком и требуют строжайшего контроля со стороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозе безопасности страны. То есть при их реализации необходимо учитывать все особенности развития страны, ее специфику.
Не секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип(от лат."principium" - первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
• Онтологический ( этот аспект включает в себя генезис прин-ципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают. )
• Гнесеологический ( анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации )
• Методологический ( указывает на механизмы теоретичес-кого и практического применения принципов )
Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществ-ление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятель-ности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:
- Отражать существенные
закономерности, отношения и взаимосвязи.
- Закономерности, отношения и взаимосвязи
должны быть устойчивыми - Закономерности,
отношения и взаимосвязи должны быть присущи
государственному управлению, как целостному
социальному явлению;
- Отражать специфику государственного
управления.
Рассматривая систематизацию принципов государственного управления, можно наблюдать некую неоднородность, что свидетельствует о больших трудностях в данной области. В данной работе использована систематизация, позаимствованную из труда Г. В Атаманчука " Теория государственного управления":
Принципы государственного управления:
- Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития);
- Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий);
- Организционно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий);
- Государственно-управленческой деятельности (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций).