Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
Реферат
Курсовая
работа: 44 с., 2 табл., 5 рис., 35 источников.
кредитные
отношения, международные
организации, сущность,
тенденции, кредитная
политика, формы, особенности.
Объект исследования – кредитные отношения.
Цель работы: оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок и анкетирования.
Исследования и разработки: изучены организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО; совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО; выявлены особенности кредитной политики Республики Беларусь; изучены кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций и кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
содержание
Введение | 4 | |
1 | Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО | 6 |
1.1 | Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия | 6 |
1.2 | Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО | 12 |
1.3 | Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО | 18 |
2 | Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями | 25 |
2.1 | Особенности кредитной политики Республики Беларусь | 25 |
2.2 | Республика Беларусь и международные организации | 31 |
2.3 | Республика Беларусь и МВФ | 38 |
Заключение | 41 | |
Список использованных источников | 43 |
Введение
Валютно-кредитные отношения - финансовые отношения между субъектами разных стран, т.е. резидентами и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями.
Кредитные отношения - это экономические отношения, суть которых заключается в предоставлении стоимости - денег, имущества, других средств - взаймы и возврат этой стоимости вместе с определённым процентом - платой за кредит.
Кредитные отношения делятся на кредитно-денежные и кредитно-товарные отношения.
Кредитные отношения - это имущественные (денежные, гражданско-правовые) отношения, которые предполагают имущественную гражданско-правовую, денежную, материальную ответственность Cторон кредитной сделки.
В кредитных отношениях каждый субъект рынка может выступать в двух лицах, как кредитор и как заемщик.
Кредитные
отношения в экономике
Кредитные организации взаимосвязаны между собой и реализуют потребности участников рыночных отношений — коммерческих организаций, физических лиц, институтов государства в денежных средствах или услугах связанных с финансами и денежным оборотом.
Кредитная политика вообще и кредит, в частности, являются неотъемлемыми составными частями различных общественно-экономических систем. Их значимость, как фундаментальных элементов устройства хозяйственной деятельности и эффективного функционирования системы производственных отношений очевидна и в рамках централизованной экономики, и в рыночной экономике. Неслучайно среди экономистов господствует точка зрения, в соответствии с которой кредит считается внеисторической категорией и определяется как технический инструмент, при помощи которого осуществляются отношения между кредитором и заемщиком.
Инструментально-
Все внимание специалистов, как правило, экономистов-прикладников, при этом уделяется следствию, то есть кредиту. Теоретическая неразработанность проблем кредитной политики на практике приводит к тому, что кредит превращается не в инструмент повышения эффективности экономики, а в тормоз экономического роста и фактор углубления кризиса. С наибольшей остротой это проявилось в период рыночных преобразований российского общества.
Кредитная
система, выступая посредником между
первичными экономическими субъектами
- производителями и
Такое положение всецело определяется содержанием проводящейся в настоящее время в Республики Беларусь кредитной политики, суть которой в реализации финансовых интересов государства, в «благодарность» позволяющего кредитно-банковским учреждениям реализовывать свой интерес. Интересы первичных экономических субъектов, которые в условиях рыночной экономики как раз и определяют содержание кредитной политики, в реальной российской практике функционирования кредитно-банковских учреждений, представлены постольку-поскольку.
Исследование кредитных отношений само по себе является делом достаточно трудным, прежде всего по причине наибольшей устойчивости научных стереотипов по таким вопросам как деньги и кредит.
Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
изучить организационно-
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
-
рассмотреть кредитные
Объектом исследования являются кредитные отношения.
1
Особенности и перспективы
институционального
взаимодействия Республики
Беларусь с системой
МФО
1.1
Система МФО: базовые
характеристики, структура,
алгоритм взаимодействия
Эволюция
функциональных задач МФО, их институциональной
структуры привела к
К концу 80-х гг. ХХ в. в мировой экономике сформировалась четкая, регулируемая и взаимосвязанная система МФО с подсистемами в виде всемирных финансовых организаций, региональных, межрегиональных и двусторонних МФО, а также взаимодействующих с ними национальных финансовых организаций.
Система
МФО — это совокупность международных
финансовых организаций, объединенных
общностью целей и задач
Система МФО обладает адаптивными характеристиками. Изменения внутри системы происходят как под влиянием внешней среды (мировой экономики), так и на основе внутренних концепций целевых задач наднациональных институтов по регулированию международных экономических отношений. При этом система самостоятельно активно влияет на внешнюю среду посредством обусловленности кредитования стран-реципиентов, участия в урегулировании долговой зависимости, стимулирования экономического развития в развивающихся странах, установления параметров транспарентности деятельности субъектов рынка в целях предотвращения кризисов.
Система МФО имеет признаки как иерархической структуры (условием сотрудничества потенциального заемщика со всей системой МФО является получение от МВФ "сертификата одобрения" макроэкономической политики, проводимой в стране), так и функциональной (взаимодействие в рамках системы осуществляется согласованно, скоординированно, исходя из специализации той или иной организации).
Субъектами
системы МФО выступают
Целью
деятельности системы МФО является
обеспечение устойчивого
Алгоритм взаимодействия между МФО различных уровней и страной-реципиентом осуществляется следующим образом: страны-доноры, являясь основными акционерами МФО, определяют стратегию деятельности наднациональных институтов. Донорами направляются дополнительные ресурсы МФО всех уровней для их предоставления на особо льготных условиях беднейшим странам либо для ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций. Двусторонние МФО совместно финансируют главным образом трастовые фонды.
Связь
между МФО и страной-
Важно отметить, что объем ресурсов, предоставляемых МФО стране-реципиенту на втором этапе, гораздо больший, чем на подготовительном, главным образом за счет функциональных возможностей МФО, позволяющих им выступать независимыми субъектами международного финансового рынка и привлекать заемные ресурсы под меньший процент в больших объемах (обусловлено высокой степенью доверия частных инвесторов к МФО, их кредитоспособности), чем заимствования целого ряда развивающихся государств.
Взаимодействие
в рамках системы осуществляется
на основе координации кредитно-
Группа Всемирного банка сфокусирована на решении глобальных экономических проблем развития, социальных вопросов, на совершенствовании институциональной среды и инфраструктуры, предоставлении арбитражных услуг, инвестиционных гарантий и др.
Континентальные
МФО призваны осуществлять деятельность
по реализации инвестиционных проектов,
укреплению финансовых организаций, инфраструктуры
и развитию корпоративного сектора.
Другим МФО отводится роль сокредиторов, они должны также осуществлять проведение инвестиционной политики на уровне частных компаний для создания демонстрационного эффекта результативности программ финансирования и позитивного влияния на экономику стран-заемщиков в целом.
Институциональная координация действий на уровне всемирных МФО осуществляется в рамках структур комитета по развитию — общего органа директоров Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также в рамках проведения совместных форумов, конференций с участием различных финансовых организаций, обмена информацией и опытом, путем создания объединенных технических групп для анализа и разработки рекомендаций по решению современных экономических проблем.
МФО
активно взаимодействуют в
— софинансирование — механизм, в соответствии с которым затраты по предварительной договоренности распределяются между партнерами в определенной пропорции;
— параллельное финансирование проектов, в соответствии с которым МФО вместе с партнерами самостоятельно финансируют разные, предварительно согласованные компоненты проекта. Формы кредитов партнеров имеют связанный характер и целенаправленно выделяются под закупки конкретных товаров и услуг;
— синдицирование (привлечение финансовых организаций к кредитованию на основе подготовленных МФО документов на условиях, сходных с теми, на которых готова осуществлять кредитование сама МФО).
В рамках программ софинансирования Всемирным банком в 2000 г. было предоставлено около 9 млрд дол. При этом прослеживается динамика увеличения доли данной формы сотрудничества в общем объеме предоставленных финансовых ресурсов с 32,8 % в 1998 г. до 76,7 % в 2000 г., связанная с повышением уровня координации и взаимодействия в рамках системы МФО по преодолению кризисных явлений в мировой экономике, имевших место в середине 1990-х гг.
Особое внимание, полагаем, следует уделить практике взаимодействия системы МФО с Национальными финансовыми организациями (НФО). Тенденции последних десятилетий свидетельствуют о том, что приоритетными субъектами сотрудничества МФО на мировом финансовом рынке становятся национальные учреждения стран-доноров, представленные 4 основными кредитно-финансовыми институтами: национальными агентствами развития, национальными экспортно-импортными учреждениями, органами государственного управления, национальными экологическими агентствами.
Данная
тенденция объясняется
Национальные
агентства развития взаимодействуют
с МФО, разрабатывая общие стратегии
преодоления бедности и стимулирования
экономического роста, используют во взаимоотношениях
с заемщиками кредиты для реализации условий
МФО, при которых ресурсы предоставляются
для покрытия временных издержек, связанных
с либерализацией торговых операций и
режимов. В результате НФО совместно с
МФО играют активную роль в аккумулировании
финансовых ресурсов для реализации совместных
инвестиционных проектов и программ, урегулирования
финансовых дисбалансов в различных регионах
мира, а также для решения глобальной проблемы
борьбы с бедностью. Кроме того, национальные
финансовые организации выходят на рынки
стран заемщиков для реализации своих
функций и задач. Основными кредитно-финансовыми
инструментами являются: экспортные и
импортные кредиты, инвестиционные кредиты,
несвязанные кредиты, предоставление
простых гарантий и гарантий с участием
правительства страны-заемщика, участие
в акционерном капитале предприятий (рис.
1).
Рисунок 1 - Взаимодействие между МФО различных уровней, НФО и страной-реципиентом
Всемирным банком была разработана и предложена комплексная программа развития в качестве основной стратегии построения эффективной экономики развивающихся государств, в основе которой лежит теория неразрывной связи макроэкономических и финансовых условий развития со структурными, социальными и гуманитарными аспектами. В качестве стратегических направлений глобальной борьбы с бедностью определены следующие: обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, совершенствование системы перераспределения доходов среди населения, повышение эффективности государственного управления и др.
Программа направлена на повышение эффективности взаимодействия и координации различных МФО, а также НФО путем согласования функциональных задач различных наднациональных институтов в рамках общей комплексной стратегии регулирования мировой экономики [17, c. 68].
На
базе исследований финансовых кризисов,
проведенных как западными
Основным направлением взаимодействия различных МФО в рамках системы является разрешение глобальных проблем, одной из которых является урегулирование внешней задолженности развивающихся стран. Следует отметить, что МВФ, международные банки развития и экспортно-кредитные агентства активно участвовали в решении данной задачи путем обеспечения развивающихся стран кредитными ресурсами, необходимыми для поддержания программ реформирования. В то же время ключевое решение о реструктуризации принималось на уровне неформальной группы официальных кредиторов — "Парижского клуба", который, в рамках многосторонних соглашений, осуществил списание около 29 млрд дол. задолженности в 1976—1991 гг.
В 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно со странами-донорами разработали инициативу HIPC, отличительной особенностью которой является активная реализация комплекса механизмов МФО на всех стадиях осуществления программы, в рамках которой были установлены границы обслуживания внешней задолженности развивающихся стран на уровне 150 % от объема экспорта (в некоторых случаях на уровне 250 % доходов бюджета). При этом расходы по обслуживанию долга не должны превышать 15—20 % доходов по экспорту. Следует отметить, что при выявлении позитивного воздействия новой инициативы на страны "третьего мира" необходимо учитывать два аспекта: снижение непосредственных выплат по обслуживанию долга путем списания этих средств, реструктуризации или временной отсрочки; а также уменьшение настоящего бремени невозвратных долгов.
Классификационным критерием участия страны в представленной программе является наличие факторов низкого уровня доходов на душу населения и значительной внешней государственной финансовой задолженности.
Проект реструктуризации задолженности включает два этапа. На первом этапе страна-реципиент осуществляет (в течение 3 лет) программу стабилизации и реформирования своей экономики, согласованную с МВФ и Всемирным банком. При этом ее кредиторы производят переоформление потоков платежей на "неапольских условиях". Общая сумма платежей в счет обслуживания внешней задолженности сокращается на 67 % общей суммы, исчисленной с учетом чистой дисконтированной стоимости. Страна допускается ко второму этапу инициативы, если к концу первого этапа отношение чистой дисконтированной стоимости государственного и гарантированного государством внешнего долга к экспорту оказывается выше установленного для данной страны уровня (200—250 %); отношение суммы обслуживания внешнего долга к экспорту составляет 20—25 %; отношение чистой дисконтированной стоимости долга к величине доходов бюджета — выше 280 % [21, c. 59].
На втором этапе официальные кредиторы осуществляют дополнительное сокращение задолженности до 80 % дисконтированной стоимости долга в соответствии с "лионскими условиями" (одобрены в ноябре 1996 г.).
Следует отметить, что помощь со стороны МВФ на завершающей стадии процесса урегулирования внешнего долга наиболее бедных стран оказывается главным образом в виде специальных безвозмездных субсидий ("грантов") в рамках расширенного механизма структурной трансформации экономики (ESAF).
Таким образом, правительства развитых стран, решая проблему кризиса задолженности посредством вышеперечисленных программ, стремятся создать механизм повышения эффективности кредитования, предоставления безвозмездной помощи в рамках многонациональных проектов и разработки национальных стратегий по борьбе с бедностью.
В
течение 1999—2000 гг. проводились многочисленные
встречи сотрудников МВФ, как
основного координирующего
Базовая
программа помощи развивающимся
странам имеет комплексный
В
качестве дополнительных механизмов предоставления
финансовой помощи используются создаваемые
в определенных областях экономики
под конкретные проекты фонды акционерного
капитала, венчурные, инвестиционные,
трастовые фонды, фонды поддержки малого
и среднего бизнеса и др. Так, например,
Межамериканский банк развития управляет
45 трастовыми фондами, созданными на местах
с участием правительств стран-реципиентов
и МФО, для предоставления главным образом
технической помощи в форме грантов с
целью привлечения новых знаний, технологий
в промышленность и сельское хозяйство
развивающихся стран.
1.2
Организационно-экономические
формы и методы взаимодействия
Республики Беларусь
с системой МФО
Республика Беларусь взаимодействует с рядом МФО, среди которых: МВФ, группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ, МЦУИС) и ЕБРР. При этом используются прямые и косвенные методы регулирования данных процессов. Основными методами прямого (административного) взаимодействия Республики Беларусь с МФО являются [9, c. 57]:
1) обусловленность кредитования;
2)
задержки инвестиционных
Взаимодействие
республики с МФО осуществляется
с помощью следующих