Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Реферат 
 

         Курсовая  работа: 44 с., 2 табл., 5 рис., 35 источников. 

      кредитные отношения, международные организации, сущность, тенденции, кредитная политика, формы, особенности. 
 

     Объект  исследования – кредитные отношения.

     Цель  работы: оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок и анкетирования.

     Исследования  и разработки: изучены организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;  совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО; выявлены особенности кредитной политики Республики Беларусь; изучены кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций и кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

       
 
 

     (подпись студента) 

 

     

содержание

Введение 4
1 Особенности и  перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО  
6
1.1 Система МФО: базовые  характеристики, структура, алгоритм взаимодействия  
6
1.2 Организационно-экономические  формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО  
12
1.3 Совершенствование институциональной организации  государственных органов управления сотрудничеством с МФО  
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями  
25
2.1 Особенности кредитной  политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика  Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика  Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список  использованных источников 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
 

     Валютно-кредитные  отношения - финансовые отношения между  субъектами разных стран, т.е. резидентами  и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями.

     Кредитные отношения - это экономические отношения, суть которых заключается в предоставлении стоимости - денег, имущества, других средств - взаймы и возврат этой стоимости вместе с определённым процентом - платой за кредит.

     Кредитные отношения делятся на кредитно-денежные и кредитно-товарные отношения.

     Кредитные отношения - это имущественные (денежные, гражданско-правовые) отношения, которые предполагают имущественную гражданско-правовую, денежную, материальную ответственность Cторон кредитной сделки.

     В кредитных отношениях каждый субъект  рынка может выступать в двух лицах, как кредитор и как заемщик.

     Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают  принципы, строго соблюдаемые при  практической организации любой  операции на рынке кредита.

     Кредитные организации взаимосвязаны между собой и реализуют потребности участников рыночных отношений — коммерческих организаций, физических лиц, институтов государства в денежных средствах или услугах связанных с финансами и денежным оборотом.

     Кредитная политика вообще и кредит, в частности, являются неотъемлемыми составными частями различных общественно-экономических систем. Их значимость, как фундаментальных элементов устройства хозяйственной деятельности и эффективного функционирования системы производственных отношений очевидна и в рамках централизованной экономики, и в рыночной экономике. Неслучайно среди экономистов господствует точка зрения, в соответствии с которой кредит считается внеисторической категорией и определяется как технический инструмент, при помощи которого осуществляются отношения между кредитором и заемщиком.

     Инструментально-технический  подход к кредиту автоматически  переносится на кредитную политику. Следствием этого является то, что  социально-экономическая природа  кредитной политики остается вне поля зрения специалистов. Этот вопрос даже не рассматривается в специальной экономической литературе, при том, что кредиту, его сущности, функциям, формам проявления уделяется достаточно большое внимание. Возникает очевидное логическое противоречие: первопричина, каковой является кредитная политика, определяющая социально-экономическую природу кредита и кредитной системы в целом, выпадает из поля зрения экономистов-теоретиков.

     Все внимание специалистов, как правило, экономистов-прикладников, при этом уделяется следствию, то есть кредиту. Теоретическая неразработанность проблем кредитной политики на практике приводит к тому, что кредит превращается не в инструмент повышения эффективности экономики, а в тормоз экономического роста и фактор углубления кризиса. С наибольшей остротой это проявилось в период рыночных преобразований российского общества.

     Кредитная система, выступая посредником между  первичными экономическими субъектами - производителями и потребителями, минимизирующий тем самым капитальную  стоимость в форме сэкономленных ресурсов, начинает работать в своих собственных интересах. Более того, собственный интерес кредитной системы в абсолютном выражении начинает многократно превышать размеры экономии ресурсов, которое обеспечивается кредитом, как посредником между экономическими субъектами.

     Такое положение всецело определяется содержанием проводящейся в настоящее  время в Республики Беларусь кредитной  политики, суть которой в реализации финансовых интересов государства, в «благодарность» позволяющего кредитно-банковским учреждениям реализовывать свой интерес. Интересы первичных экономических субъектов, которые в условиях рыночной экономики как раз и определяют содержание кредитной политики, в реальной российской практике функционирования кредитно-банковских учреждений, представлены постольку-поскольку.

     Исследование  кредитных отношений само по себе является делом достаточно трудным, прежде всего по причине наибольшей устойчивости научных стереотипов по таким вопросам как деньги и кредит.

     Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;

     - рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;

     - выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;

     - изучить кредитные отношения  Республики Беларусь и международных организаций;

     - рассмотреть кредитные отношения  Республики Беларусь и МВФ.

     Объектом  исследования являются кредитные отношения.

 

     

1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО 
 

      1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия 
 

     Эволюция  функциональных задач МФО, их институциональной  структуры привела к необходимости  реализации совместных программ и проектов международных институтов, направленных на повышение эффективности оказания финансово-технической помощи государствам-реципиентам и исключение вероятности перекрестного кредитования.

     К концу 80-х гг. ХХ в. в мировой экономике  сформировалась четкая, регулируемая и взаимосвязанная система МФО  с подсистемами в виде всемирных  финансовых организаций, региональных, межрегиональных и двусторонних МФО, а также взаимодействующих с ними национальных финансовых организаций.

     Система МФО — это совокупность международных  финансовых организаций, объединенных общностью целей и задач функционирования, координирующих и согласующих свою деятельность посредством участия в совместных комитетах, форумах и конференциях, призванных обеспечить осуществление комплексного проведения кредитно-финансовых операций как на национальном уровне стран — субъектов МФО, так и на международном уровне в целом [12, c. 54].

     Система МФО обладает адаптивными характеристиками. Изменения внутри системы происходят как под влиянием внешней среды (мировой экономики), так и на основе внутренних концепций целевых задач  наднациональных институтов по регулированию международных экономических отношений. При этом система самостоятельно активно влияет на внешнюю среду посредством обусловленности кредитования стран-реципиентов, участия в урегулировании долговой зависимости, стимулирования экономического развития в развивающихся странах, установления параметров транспарентности деятельности субъектов рынка в целях предотвращения кризисов.

     Система МФО имеет признаки как иерархической  структуры (условием сотрудничества потенциального заемщика со всей системой МФО является получение от МВФ "сертификата одобрения" макроэкономической политики, проводимой в стране), так и функциональной (взаимодействие в рамках системы осуществляется согласованно, скоординированно, исходя из специализации той или иной организации).

     Субъектами  системы МФО выступают развивающиеся  страны, страны с переходной экономикой, а также страны-доноры.  

     Целью деятельности системы МФО является обеспечение устойчивого продолжительного экономического роста стран —  членов организации и мировой экономики в целом.

     Алгоритм  взаимодействия между МФО различных  уровней и страной-реципиентом  осуществляется следующим образом: страны-доноры, являясь основными  акционерами МФО, определяют стратегию  деятельности наднациональных институтов. Донорами направляются дополнительные ресурсы МФО всех уровней для их предоставления на особо льготных условиях беднейшим странам либо для ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций. Двусторонние МФО совместно финансируют главным образом трастовые фонды.

     Связь между МФО и страной-реципиентом  — двусторонняя. На первом этапе (подготовительном) органы государственной власти (правительство, национальный банк) принимают участие  в формировании МФО (взнос в акционерный  капитал), в определении функций  и задач ее деятельности, структуры (участие в создании и оформлении устава организации), учреждении первоначального органа, с которого начинается функционирование организации. На втором этапе (активном) МФО осуществляет финансовые проекты либо проводит обусловленное предоставление ресурсов государству-участнику для реализации определенной программы действий.

     Важно отметить, что объем ресурсов, предоставляемых  МФО стране-реципиенту на втором этапе, гораздо больший, чем на подготовительном, главным образом за счет функциональных возможностей МФО, позволяющих им выступать независимыми субъектами международного финансового рынка и привлекать заемные ресурсы под меньший процент в больших объемах (обусловлено высокой степенью доверия частных инвесторов к МФО, их кредитоспособности), чем заимствования целого ряда развивающихся государств.

     Взаимодействие  в рамках системы осуществляется на основе координации кредитно-финансовой политики организаций. С целью оптимизации  взаимодействия между различными международными финансовыми организациями экспертами МФО были проведены комплексные исследования, основной задачей которых было выявление в деятельности каждого из основных институтов по отношению к другим учреждениям системы определенных сравнительных преимуществ.

     Группа  Всемирного банка сфокусирована на решении глобальных экономических проблем развития, социальных вопросов, на совершенствовании институциональной среды и инфраструктуры, предоставлении арбитражных услуг, инвестиционных гарантий и др.

     Континентальные МФО призваны осуществлять деятельность по реализации инвестиционных проектов, укреплению финансовых организаций, инфраструктуры и развитию корпоративного сектора. 

     Другим  МФО отводится роль сокредиторов, они должны также осуществлять проведение инвестиционной политики на уровне частных компаний для создания демонстрационного эффекта результативности программ финансирования и позитивного влияния на экономику стран-заемщиков в целом.

     Институциональная координация действий на уровне всемирных  МФО осуществляется в рамках структур комитета по развитию — общего органа директоров Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также в рамках проведения совместных форумов, конференций с участием различных финансовых организаций, обмена информацией и опытом, путем создания объединенных технических групп для анализа и разработки рекомендаций по решению современных экономических проблем.

     МФО активно взаимодействуют в рамках реализации совместных инвестиционных программ и проектов в странах-реципиентах. Основными формами сотрудничества в области предоставления МФО финансовых ресурсов являются [14, c. 65]:

     — софинансирование — механизм, в  соответствии с которым затраты  по предварительной договоренности распределяются между партнерами в  определенной пропорции;

     — параллельное финансирование проектов, в соответствии с которым МФО вместе с партнерами самостоятельно финансируют разные, предварительно согласованные компоненты проекта. Формы кредитов партнеров имеют связанный характер и целенаправленно выделяются под закупки конкретных товаров и услуг;

     — синдицирование (привлечение финансовых организаций к кредитованию на основе подготовленных МФО документов на условиях, сходных с теми, на которых готова осуществлять кредитование сама МФО).

     В рамках программ софинансирования Всемирным  банком в 2000 г. было предоставлено около 9 млрд дол. При этом прослеживается динамика увеличения доли данной формы сотрудничества в общем объеме предоставленных финансовых ресурсов с 32,8 % в 1998 г. до 76,7 % в 2000 г., связанная с повышением уровня координации и взаимодействия в рамках системы МФО по преодолению кризисных явлений в мировой экономике, имевших место в середине 1990-х гг.

     Особое  внимание, полагаем, следует уделить  практике взаимодействия системы МФО  с Национальными финансовыми  организациями (НФО). Тенденции последних десятилетий свидетельствуют о том, что приоритетными субъектами сотрудничества МФО на мировом финансовом рынке становятся национальные учреждения стран-доноров, представленные 4 основными кредитно-финансовыми институтами: национальными агентствами развития, национальными экспортно-импортными учреждениями, органами государственного управления, национальными экологическими агентствами.

     Данная  тенденция объясняется общностью  целей и задач этих институтов, из которых основными являются: ускорение экономического роста и улучшение инвестиционного климата стран-реципиентов; мобилизация инвестиционных ресурсов национального частного сектора в целях стимулирования экономического развития стран с переходной экономикой и развивающихся государств, передача новейших технологий, улучшение инфраструктуры; интеграция развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое хозяйство.

     Национальные  агентства развития взаимодействуют  с МФО, разрабатывая общие стратегии  преодоления бедности и стимулирования экономического роста, используют во взаимоотношениях с заемщиками кредиты для реализации условий МФО, при которых ресурсы предоставляются для покрытия временных издержек, связанных с либерализацией торговых операций и режимов. В результате НФО совместно с МФО играют активную роль в аккумулировании финансовых ресурсов для реализации совместных инвестиционных проектов и программ, урегулирования финансовых дисбалансов в различных регионах мира, а также для решения глобальной проблемы борьбы с бедностью. Кроме того, национальные финансовые организации выходят на рынки стран заемщиков для реализации своих функций и задач. Основными кредитно-финансовыми инструментами являются: экспортные и импортные кредиты, инвестиционные кредиты, несвязанные кредиты, предоставление простых гарантий и гарантий с участием правительства страны-заемщика, участие в акционерном капитале предприятий (рис. 1). 

       

Рисунок 1 - Взаимодействие между МФО различных уровней, НФО и страной-реципиентом

     Всемирным банком была разработана и предложена комплексная программа развития в качестве основной стратегии построения эффективной экономики развивающихся государств, в основе которой лежит теория неразрывной связи макроэкономических и финансовых условий развития со структурными, социальными и гуманитарными аспектами. В качестве стратегических направлений глобальной борьбы с бедностью определены следующие: обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, совершенствование системы перераспределения доходов среди населения, повышение эффективности государственного управления и др. 

     Программа направлена на повышение эффективности  взаимодействия и координации различных  МФО, а также НФО путем согласования функциональных задач различных  наднациональных институтов в рамках общей комплексной стратегии регулирования мировой экономики [17, c. 68].

     На  базе исследований финансовых кризисов, проведенных как западными экономистами (Фр. Мишкиным, Дж. Соросом, Дж. Саксом и  др.), так и отечественными (И. Г. Дорониным, П. М. Мозаисом, М. Е. Яковенко и др.), можно сделать вывод о том, что международные организации не смогли спрогнозировать и вовремя предотвратить экономическую дестабилизацию. Несмотря на существенные различия между странами, между необходимыми для них мерами по выходу из кризиса, стратегия МФО содержала ряд унифицированных составляющих. Они были направлены на восстановление национальной финансовой системы путем усиления регулирующих функций государственного аппарата в рамках комплексной программы мероприятий по оздоровлению экономики. Программа включала совершенствование процедуры санации и банкротства кредитно-банковских учреждений, механизмы урегулирования проблемы просроченной задолженности, стимулирования и укрепления корпоративного сектора, в том числе путем разработки антикризисной нормативно-законодательной базы, внедрения стандартов транспарентности бухгалтерской отчетности, принятия международных норм в области финансового управления.

     Основным  направлением взаимодействия различных  МФО в рамках системы является разрешение глобальных проблем, одной из которых является урегулирование внешней задолженности развивающихся стран. Следует отметить, что МВФ, международные банки развития и экспортно-кредитные агентства активно участвовали в решении данной задачи путем обеспечения развивающихся стран кредитными ресурсами, необходимыми для поддержания программ реформирования. В то же время ключевое решение о реструктуризации принималось на уровне неформальной группы официальных кредиторов — "Парижского клуба", который, в рамках многосторонних соглашений, осуществил списание около 29 млрд дол. задолженности в 1976—1991 гг.

     В 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно  со странами-донорами разработали инициативу HIPC, отличительной особенностью которой  является активная реализация комплекса  механизмов МФО на всех стадиях осуществления программы, в рамках которой были установлены границы обслуживания внешней задолженности развивающихся стран на уровне 150 % от объема экспорта (в некоторых случаях на уровне 250 % доходов бюджета). При этом расходы по обслуживанию долга не должны превышать 15—20 % доходов по экспорту. Следует отметить, что при выявлении позитивного воздействия новой инициативы на страны "третьего мира" необходимо учитывать два аспекта: снижение непосредственных выплат по обслуживанию долга путем списания этих средств, реструктуризации или временной отсрочки; а также уменьшение настоящего бремени невозвратных долгов.

     Классификационным критерием участия страны в представленной программе является наличие факторов низкого уровня доходов на душу населения и значительной внешней государственной финансовой задолженности.

     Проект  реструктуризации задолженности включает два этапа. На первом этапе страна-реципиент  осуществляет (в течение 3 лет) программу  стабилизации и реформирования своей  экономики, согласованную с МВФ и Всемирным банком. При этом ее кредиторы производят переоформление потоков платежей на "неапольских условиях". Общая сумма платежей в счет обслуживания внешней задолженности сокращается на 67 % общей суммы, исчисленной с учетом чистой дисконтированной стоимости. Страна допускается ко второму этапу инициативы, если к концу первого этапа отношение чистой дисконтированной стоимости государственного и гарантированного государством внешнего долга к экспорту оказывается выше установленного для данной страны уровня (200—250 %); отношение суммы обслуживания внешнего долга к экспорту составляет 20—25 %; отношение чистой дисконтированной стоимости долга к величине доходов бюджета — выше 280 % [21, c. 59].

     На  втором этапе официальные кредиторы осуществляют дополнительное сокращение задолженности до 80 % дисконтированной стоимости долга в соответствии с "лионскими условиями" (одобрены в ноябре 1996 г.).

     Следует отметить, что помощь со стороны  МВФ на завершающей стадии процесса урегулирования внешнего долга наиболее бедных стран оказывается главным образом в виде специальных безвозмездных субсидий ("грантов") в рамках расширенного механизма структурной трансформации экономики (ESAF).

     Таким образом, правительства развитых стран, решая проблему кризиса задолженности посредством вышеперечисленных программ, стремятся создать механизм повышения эффективности кредитования, предоставления безвозмездной помощи в рамках многонациональных проектов и разработки национальных стратегий по борьбе с бедностью.

     В течение 1999—2000 гг. проводились многочисленные встречи сотрудников МВФ, как  основного координирующего учреждения, с руководством континентальных  МФО с целью обсуждения путей  и методов их участия в программе. В 2000—2001 гг. согласие на участие в  проекте дали Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Восточно-Африканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции, Европейский инвестиционный банк, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Северный фонд развития, Северный инвестиционный банк, Фонд OPEC, Арабский банк экономического развития Африки, Андская корпорация развития, Исламский банк развития и Финансовый фонд развития.

     Базовая программа помощи развивающимся  странам имеет комплексный характер. Формы оказания финансово-технической помощи со стороны МФО стране-реципиенту могут различаться в зависимости от особенностей деятельности отдельных организаций, конкретных целей и задач в рамках региона и страны-реципиента, а также национальных экономических условий. Наднациональные институты различных уровней могут предоставлять кредиты, гранты, техническое содействие, гарантии, консультации. При этом преимущество отдается предоставлению ссудного капитала правительству страны-реципиента либо под его гарантии. Выделение финансовых ресурсов, предпринимательского капитала заинтересованным компаниям и предприятиям осуществляется опосредованно через национальные банки, лизинговые и финансовые компании, которые имеют возможность более эффективно использовать заимствованные средства. Это также позволяет МФО избежать дополнительных затрат, связанных с обслуживанием большого числа потенциальных заемщиков микрокредитов.

     В качестве дополнительных механизмов предоставления финансовой помощи используются создаваемые  в определенных областях экономики под конкретные проекты фонды акционерного капитала, венчурные, инвестиционные, трастовые фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и др. Так, например, Межамериканский банк развития управляет 45 трастовыми фондами, созданными на местах с участием правительств стран-реципиентов и МФО, для предоставления главным образом технической помощи в форме грантов с целью привлечения новых знаний, технологий в промышленность и сельское хозяйство развивающихся стран. 
 

     1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО 
 

     Республика  Беларусь взаимодействует с рядом  МФО, среди которых: МВФ, группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ, МЦУИС) и ЕБРР. При этом используются прямые и косвенные  методы регулирования данных процессов. Основными методами прямого (административного) взаимодействия Республики Беларусь с МФО являются [9, c. 57]:

     1) обусловленность кредитования;

     2) задержки инвестиционных траншей,  связанные с требованиями к  результативности использования предыдущих вложений.

     Взаимодействие  республики с МФО осуществляется с помощью следующих организационно-экономических  форм: