Тенденции развития системы ипотечного кредитования жилищного строительства

Департамент образования  города Москвы

ГБОУ СПО Банковский колледж  № 45

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Организация кредитной работы»

На тему «Современное состояние  и тенденции развития системы  ипотечного кредитования жилищного  строительства»

 

 

 

 

 

Разработала

Студентка

306 группы

Никишина Ксения Игоревна

 

 

 

 

 

Работу проверил

Преподаватель

Банковского колледжа № 45

Молчанов. А. А

 

 

Москва 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные цели и принципы  формирования системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования

1.1. Содержание проблемы

1.2. Роль и место системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования  в жилищном финансировании

1.3. Цели и принципы развития  системы долгосрочного ипотечного  жилищного кредитования

2. Организация системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования

2.1. Задачи и функции основных  участников рынка ипотечного  жилищного кредитования

2.2. Основные стандарты и требования  к долгосрочным ипотечным жилищным  кредитам

2.3. Основные этапы и порядок  процесса предоставления долгосрочных  ипотечных жилищных кредитов

3. Организационно – экономический механизм привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования

3.1. Рефинансирование кредиторов  через систему коллективных инвестиций

4. Современное состояние правовой  и организационной базы для  развития системы жилищного финансирования  в России

4.1. Совершенствование законодательной  базы привлечения долгосрочных  финансовых ресурсов в сферу  ипотечного жилищного кредитования

5. Роль органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления в содействии  становлению системы ипотечного  жилищного кредитования

5.1. Опыт финансирования приобретения  и строительства жилья в регионах  Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ                                

ПРИЛОЖЕНИЯ                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

До  перехода на рыночные отношения основными  источниками пополнения жилого фонда  нашей страны были государственное  жилищное строительство и строительство  жилья предприятиями и организациями, а кооперативное и индивидуальное жилищное строительства играли вспомогательную  роль. Однако в начале 90-х гг. наметилось резкое свертывание темпов строительства жилья со стороны государства, предприятий и организаций, что привело к почти полному исчезновению какой либо поддержки населения в жилищной сфере. Кроме того, в результате кризисов, потрясших экономику страны в конце ХХ века, в России сильно возросла дифференциация доходов населения. В силу этих причин одной из социальных проблем сегодня является обеспечение населения жильем. В России жилье является дорогостоящим объектом и покупка данного товара при разовом получении дохода (заработная плата) для многих россиян практически невозможна.

Создание  условий для долгосрочного ипотечного кредитования является привлекательной  альтернативой для населения, вынужденного сейчас копить на жилье в полном объеме, поскольку оно позволяет  получить жилье в пользование  на начальном этапе.

Кроме того, ипотека содержит в себе огромный потенциал экономического развития, развития кредитной системы. Она  позволяет недвижимости превращаться в рабочий капитал, дающий возможность  кредиторам получить гарантированный  доход, а населению - финансировать  покупку жилья.

Система ипотечного кредитования является одним  из самых проверенных в мировой  практике и надежных инструментов привлечения  частных инвестиций в жилищную сферу. В зарубежной практике ипотечное  кредитование приносит банкам стабильный доход при сравнительно небольших  рисках, позволяя наиболее выгодно  сочетать интересы населения в улучшении  жилищных условий, коммерческих банков и других кредиторов - в эффективной  и прибыльной работе, строительного  комплекса - в ритмичной загрузке производства и, конечно же, государства, заинтересованного в общем экономическом  росте.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что проблема развития системы  ипотечного кредитования в России является актуальной в социально-экономическом  плане. Это подтверждается тем, что  в последние годы в направлении  развития кредитования населения России под залог жилья были сделаны  важные шаги. В настоящее время  разработана концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, одобренная и утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 года, которая определяет место и роль ипотечного кредитования в жилищном финансировании, в кредитной  системе Российской Федерации, а  также стратегию государства  в становлении данной сферы. Кроме  того, принят ряд законов, являющихся базовыми для ипотечного жилищного  кредитования в России. Проблемам  развития системы ипотечного жилищного  кредитования в последнее время  уделяется все большее внимание со стороны органов государственной  власти.

Целью данной работы является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного  кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе  и возможностей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные цели  и принципы формирования системы  долгосрочного ипотечного жилищного  кредитования

1.1. Содержание  проблемы

Система жилищного финансирования в дореформенный период соответствовала  проводимой жилищной политике и заключалась  в централизованном распределении  бюджетных ресурсов для строительства  государственного жилья и его  бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение  жилищных условий. В 1987 году доля государственных  капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80 процентов, а средства населения – лишь 14,6 процента (включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно – строительных кооперативов).

К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие  населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья  практически отсутствовал, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и предоставлялись в  основном индивидуальным застройщикам, жилищно – строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.

За период реформ 1990 – 1998 годов в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения.

Кардинальным образом  изменилась структура вводимых в  эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Значительно увеличилась доля частного сектора, в то же время государство  перестало быть основным участником на этом рынке. В общем объеме вводимого  в эксплуатацию жилья доля, приходящаяся на предприятия и организации, которые  находятся в государственной  и муниципальной собственности, сократилась с 80 до 20 процентов, в  том числе доля предприятий федеральной  собственности уменьшилась до 9 процентов. При этом непосредственно за счет средств федерального бюджета в 1998 году было построено всего 1,3 млн. кв. метров общей площади жилых  домов, что составило 4,2 процента от общего объема ввода жилья. Главным  позитивным итогом реформ стал существенный рост доли жилья, возводимого за счет средств индивидуальных застройщиков, которая увеличилась примерно в 3 раза за период с конца 1990 по 1998 год и достигла 39,4 процента общего годового объема вводимого в эксплуатацию жилья.

Сформировался и быстро развивается  рынок жилья. В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья  и снятия ограничений на количество и размер жилых помещений, находящихся  в собственности населения, изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. В настоящее  время 57 процентов всего жилищного  фонда в России находится в  частной собственности. По оценкам, в крупных городах России ежегодно в сделки купли – продажи вовлекается 1,5 – 2 процента квартир, находящихся  в частной собственности.

Сокращающиеся бюджетные  ассигнования на строительство привели  к значительному снижению объема бесплатно предоставляемого очередникам  жилья. Выделение бесплатного социального  жилья сократилось с 1990 по 1998 год более чем в 3 раза и было доступно в 1998 году лишь 344 тыс. семей, тогда как имеют зарегистрированное право на такое жилье более 6 млн. семей. Таким образом, ежегодное предоставление социального жилья по отношению к числу семей, состоящих на учете на его получение, снизилось примерно в 2 раза, что свидетельствует об увеличении сроков решения этой проблемы.

В условиях недостаточного платежеспособного  спроса большей части населения  на вновь построенное жилье, а  также отсутствия кредитов на строительство  и приобретение готового жилья произошло  сокращение объемов жилищного строительства. Объем ввода нового жилья уменьшился с 61,7 млн. кв. метров в 1990 году до 30,7 млн. кв. метров в 1998 году.

В результате созданный в первые годы реформ рынок жилья оказался не обеспечен необходимыми кредитно – финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство.

В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе  государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных  категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов.

Задача государства в  новых условиях заключается в  поддержании платежеспособного  спроса различных слоев населения  на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно – финансовую сферу посредством  развития системы долгосрочного  жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства  жилья за счет бюджетных средств  и его последующего бесплатного  распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.

Необходимо отметить, что  за государством безусловно остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья.

1.2. Роль и место  системы долгосрочного ипотечного  жилищного кредитования в жилищном  финансировании

Определяя основные направления  и подходы к созданию эффективного рыночного механизма жилищного  финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение жилищной проблемы, необходимо выделить следующие основные взаимосвязанные блоки:

– долгосрочное ипотечное  жилищное кредитование населения; 
– кредитование жилищного строительства; 
– государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).

Долгосрочное ипотечное  жилищное кредитование населения

Основой является создание рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для приобретения готового жилья на свободном рынке, включая как вновь построенное жилье, так и жилье на вторичном рынке.

Жилье является дорогостоящим  товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих  доходов потребителей или накоплений. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в  эту сферу. Государство выполняет  регулирующую роль посредством создания правовой основы, обеспечивающей эффективное  взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также  при необходимости прямым или  косвенным образом оказывает  воздействие на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу  и содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.

Концепция предполагает создание целостной системы ипотечного жилищного  кредитования, которая включает в  себя предоставление долгосрочных жилищных ипотечных кредитов коммерческими  банками и иными кредиторами  гражданам – заемщикам, а также  механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для  кредитования.

Расширение операций по долгосрочному  ипотечному кредитованию со всей необходимостью ставит задачу привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов с финансового  рынка и рынка капиталов, что  определяет важность отработки надежного  механизма финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных жилищных ипотечных  кредитов.

Концепция учитывает применяемое  в мировой практике большое многообразие моделей и форм взаимодействия участников первичного и вторичного рынка ипотечных  кредитов. На первичном рынке взаимодействуют  кредиторы и заемщики (выдача и  обслуживание ипотечных кредитов), а на вторичном рынке – кредиторы  и инвесторы, осуществляющие функцию  рефинансирования кредиторов.

Обеспечение финансовыми  ресурсами долгосрочных кредитов для  населения возможно как за счет средств, привлекаемых кредиторами самостоятельно на первичном рынке (одноуровневая  система ипотечного жилищного кредитования), так и за счет средств, привлекаемых на вторичном рынке через специализированных операторов (двухуровневая система  ипотечного жилищного кредитования).

Ключевыми условиями для  привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования являются создание в стране благоприятной экономико – политической обстановки, разработка необходимой законодательно – нормативной базы и повышение уровня благосостояния населения. Один из центральных вопросов – стандартизация процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств.

Кредитование жилищного  строительства

В рамках этого важнейшего блока в системе жилищного  финансирования предлагается стимулировать  инвестиции в строительство на основе предоставления застройщикам банковских кредитов на строительство жилья (строительных кредитов). Эти кредиты выдаются банком – кредитором частями на оплату выполненных строительно – монтажных работ при строгом контроле за ходом строительства, сроками и качеством работ. Застройщики – получатели кредитов имеют возможность погашать полученные кредиты в соответствии с графиком их погашения после завершения строительства и реализации объекта.

Основная проблема для  коммерческого банка, выдающего  строительный кредит, – точно оценить  вероятность реализации проекта, в  частности уровень риска незавершения строительства в срок и риска, связанного с ликвидностью построенного жилого дома. Банк совместно с застройщиком должен тщательно проанализировать комплекс факторов, включая спрос на данный тип жилья, емкость рынка, способность застройщика контролировать сроки и смету затрат в ходе строительства, чтобы при его завершении выйти на запланированные цены и, таким образом, выдержать предложенные первоначальные условия продажи жилья.

Строительный кредит выдается застройщику при условии, что  он располагает (предпочтительно на правах собственности или долгосрочной аренды) отведенным участком под строительство  жилья и местными органами власти предоставлены необходимые разрешения на осуществление строительства. Застройщик может использовать свою долю вложений не только на приобретение земли под  застройку, но и на финансирование других необходимых первоначальных затрат. Степень риска для банка значительно  снижается, если застройщик берет на себя значительную часть финансирования разработки проекта застройки. Риск также может быть снижен, если до начала строительства существует предварительная  договоренность между застройщиком и банком о возможности предоставления ипотечных кредитов потенциальным  покупателям для приобретения построенных  домов или квартир.

Данный механизм эффективно сопрягается с ипотечным кредитованием  физических лиц – покупателей  жилья в построенных таким  способом домах: получаемые ипотечные  кредиты и собственные средства граждан используются для оплаты жилья, а владельцы продаваемого жилья (застройщики) получают возможность  погасить ранее полученный строительный кредит.

1.3. Цели и принципы  развития системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования

Главная цель развития долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования – создать эффективно работающую систему обеспечения доступным  по стоимости жильем российских граждан  со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Создание указанной системы  позволит:

– увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья доступным для основной части населения; 
– активизировать рынок жилья; 
– вовлечь в реальный экономический оборот приватизированное жилье; 
– привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы; 
– обеспечить развитие строительного комплекса; 
– оживить экономику страны в целом.

Система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в России должна опираться на имеющийся международный  опыт развития ипотечного кредитования, быть адаптирована к российской законодательной  базе, учитывать макроэкономические условия (характерные для переходной экономики), ограниченную платежеспособность населения, высокую инфляцию.

Система ипотечного жилищного  кредитования должна опираться в  первую очередь на эффективное использование  привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков – кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны государственного бюджета. Темпы и масштабы развития системы  ипотечного жилищного кредитования в регионах должны определяться объективной  экономической ситуацией в регионе, платежеспособным спросом на жилье  и его предложением, а также  наличием (или отсутствием) необходимой  региональной нормативно – правовой базы и инфраструктуры.

Для становления и развития системы ипотечного жилищного кредитования необходимо предусмотреть решение  следующих основных задач:

– совершенствование законодательной  и нормативной базы для реализации механизма данного вида кредитования и эффективного функционирования первичного и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов;

– создание и внедрение  универсального механизма обеспечения  притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных  жилищных кредитов;

– создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников рынка ипотечных  жилищных кредитов;

– налоговое стимулирование граждан, получающих ипотечные кредиты, кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование кредиторов;

– создание равных условий  для свободной конкуренции между  субъектами рынка ипотечных жилищных кредитов;

– создание механизмов социальной защиты заемщиков от неправомерных  действий кредиторов и их социальной адаптации при процедуре выселения  в случае невозможности погашения  взятого ранее ипотечного кредита.

При формировании стратегии  создания системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования следует учитывать следующие  аспекты:

– ориентация ипотечного кредитования в настоящее время в первую очередь на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите. Это позволит при ограниченных ресурсах обеспечить кредитами большее число заемщиков. Доля населения, нуждающегося в небольших ипотечных кредитах, значительна и, по расчетам, составляет не менее трети желающих улучшить свои жилищные условия;

– возможность оплаты части  нового жилья за счет продажи уже  имеющегося в собственности жилья. Поскольку при малом объеме кредита  заемщику требуется иметь значительные собственные средства, то для тех  граждан, у которых нет достаточных  собственных сбережений в денежной форме, это ограничение преодолевается путем оплаты ими части нового жилья за счет продажи старого;

– предоставление государственных  субсидий заемщикам при приобретении жилья с помощью ипотечного кредита. Граждане, получающие в установленном  порядке субсидии на приобретение жилья, могут использовать их для оплаты части стоимости жилья в дополнение к собственным средствам и  ипотечному кредиту.

 

 

 

 

2. Организация  системы долгосрочного ипотечного  жилищного кредитования

2.1. Задачи и  функции основных участников  рынка ипотечного жилищного кредитования

Долгосрочный ипотечный  жилищный кредит (далее именуется  – ипотечный кредит) – это  кредит или заем, предоставленные  на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или  юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

На рынке долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования действуют следующие основные участники:

1) заемщики – физические  лица, граждане Российской Федерации,  заключившие кредитные договоры  с банками (кредитными организациями)  или договоры займа с юридическими  лицами (некредитными организациями), по условиям которых полученные в виде кредита средства используются для приобретения жилья. Обеспечением исполнения обязательств по договорам служит залог приобретаемого жилья (ипотека);

2) продавцы жилья –  физические и юридические лица, продающие жилые помещения, находящиеся  в их собственности или принадлежащие  другим физическим и юридическим  лицам, по их поручению;

3) кредиторы – банки  (кредитные организации) и иные  юридические лица, предоставляющие  заемщикам в установленном законом  порядке ипотечные кредиты (займы).

Основными функциями кредитора  являются:

– предоставление ипотечного кредита на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в  соответствии с требованиями и условиями  кредитования; 
– оформление кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке; 
– обслуживание выданных ипотечных кредитов.

По договору об ипотеке  жилья кредитор становится залогодержателем, что дает ему возможность в  случае неисполнения заемщиком обязательств по кредитному договору получить удовлетворение своих денежных требований к должнику из стоимости заложенного жилого помещения преимущественно перед  другими кредиторами залогодателя;

4) операторы вторичного  рынка ипотечных кредитов (агентства  по ипотечному жилищному кредитованию) – специализированные организации,  осуществляющие рефинансирование  кредиторов, выдающих долгосрочные  ипотечные жилищные кредиты населению.

К основным функциям операторов вторичного рынка относятся:

– рефинансирование кредиторов на основе установленных стандартов и требований, предъявляемых к  процедурам ипотечного кредитования; 
– выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг; 
– привлечение средств инвесторов в сферу жилищного кредитования; 
– оказание кредиторам содействия во внедрении рациональной практики проведения операций ипотечного кредитования и в разработке типов ипотечных кредитов, более доступных для заемщиков и менее рискованных для кредиторов;

5) органы государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним  – государственные органы, обеспечивающие  государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним.

Основными функциями этих органов являются:

– регистрация сделок купли  – продажи жилых помещений, оформление перехода прав собственности к новому собственнику; 
– регистрация договоров об ипотеке и права ипотеки; 
– хранение и предоставление информации по правам собственности и обременению залогом жилья всем участникам ипотечного рынка;

6) страховые компании –  страховые компании, имеющие лицензии, осуществляющие имущественное страхование  (страхование заложенного жилья), личное страхование заемщиков  и страхование гражданско – правовой ответственности участников ипотечного рынка;

7) оценщики – юридические  и физические лица, имеющие право  на осуществление профессиональной  оценки жилых помещений, являющихся  предметом залога при ипотечном  кредитовании;

8) риэлтерские фирмы –  юридические лица, являющиеся профессиональными  посредниками на рынке купли  – продажи жилья. К функциям  риэлтеров относятся подбор вариантов купли – продажи жилья для заемщиков и продавцов жилья, помощь в заключении сделок по купле – продаже, организация продажи жилья по поручению других участников рынка жилья, участие в организации проведения торгов по реализации жилья, на которое обращено взыскание; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302)

9) инвесторы – юридические  и физические лица, приобретающие  ценные бумаги, обеспеченные ипотечными  кредитами, эмитируемые кредиторами  или операторами вторичного рынка.  К их числу относятся пенсионные  фонды, страховые компании, инвестиционные  банки, паевые инвестиционные  фонды и др.;

10) инфраструктурные звенья  системы ипотечного кредитования  – нотариат, паспортные службы, органы  опеки и попечительства, юридические  консультации и т.д., обеспечивающие  необходимое юридическое сопровождение  сделок с жилыми помещениями,  регистрацию граждан по месту  жительства (в том числе в заложенных  квартирах и домах), защиту прав  несовершеннолетних при заключении  сделок с недвижимостью.

Особую роль особенно на начальном  этапе создания системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования населения призвано играть государство.

Государство определяет концепцию  развития системы ипотечного жилищного  кредитования и формирует правовую базу для надежного и эффективного функционирования системы ипотечного кредитования, создает механизм социальной защиты заемщиков, проводит налоговую  политику, стимулирующую участников рынка ипотечного кредитования, создает  необходимые институты для организации  рынка и участвует в управлении ими.

В настоящее время долгосрочные жилищные кредиты населению предоставляют  универсальные коммерческие банки. Расширение этих операций, рост масштабов  рынка неминуемо приведут к созданию специализированных кредитных организаций, ограничивающихся деятельностью по ипотечному кредитованию населения. Создание кредитных организаций типа "ипотечных  банков", "ссудосберегательных ассоциаций", "стройсберкасс" позволит повысить профессионализм и качество услуг, предлагаемых населению банками и кредитными организациями. Их создание и работа в сфере кредитования населения во многом будут определяться адекватным развитием банковского законодательства и созданием необходимой нормативной базы, регулирующей их деятельность.

Помимо коммерческих банков определенную роль в формировании дополнительного  платежеспособного спроса на жилье  могут сыграть другие организации, создаваемые в настоящее время  в соответствии с гражданским  законодательством, в том числе  в качестве кредиторов (фонды поддержки  и развития жилищного строительства, кредитные союзы и др.). Указанные  организации за счет собственных  и привлеченных средств предоставляют населению займы на строительство и приобретение готового жилья в рамках создаваемых паевых капиталов или фондов. Они не являются кредитными организациями, и для осуществления ими деятельности по предоставлению ипотечных займов им не требуется получения лицензии Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некредитных организаций по предоставлению ипотечных займов в настоящее время не подпадает под контроль государственных органов. Выпуск ими эмиссионных ипотечных ценных бумаг может быть осуществлен только при условии установления на законодательном уровне строгого государственного контроля за их деятельностью и разработки специального механизма защиты прав и интересов инвесторов (граждан).