Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»(2002) и практика его применения

Федеральное агентство  по сельскому хозяйству

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московская государственная  академия ветеринарной медицины и биотехнологии  имени К.И. Скрябина».

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Зоологии и экологии и охраны природы имени А.Г. Банникова

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Тема:   Закон Российской Федерации  «Об охране окружающей среды»(2002) и практика его применения.

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса, 2 группы

очного отделения

факультета ТЭС

Проверила:.

 

 

 

 

Москва 2006 г

Содержание:

                                                                                                                                                   Стр.

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Основные аспекты и значение охраны окружающей среды………………..5

2.Законодательное обеспечение экологической политики…………………...6

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среде»……………………..7

4. Природный объект как объект природопользования…………...……..…..10

5. Общее право природопользования…………………………………..……..12

6. Влияние факторов  окружающей среды на здоровье  россиян……………..14

7. Региональные экологические проблемы……………………………………16

8.  Юридическая ответственность по экологическому праву………………...17

8.1 Сущность экологических правонарушений…………………………17

8.2.  Виды экологической ответственности……………………………..18

8.3. Плата за негативное воздействие  на окружающую среду………....21

    1. Экологические преступления……………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наш динамический век наряду с  восхищением успехами человека, его  познаниями и «покорением» природы  во всем мире растет озабоченность  людей состоянием окружающей природной среды. В последние три десятилетия, эта озабоченность людей, и прежде всего ученых, переросла в серьезное беспокойство. Это связано с ухудшением качества окружающей человека природной среды в результате индустриализации и урбанизации его образа жизни, истощения энергетических и сырьевых ресурсов, постепенного возрастания демографической «нагрузки» на природу, «хозяйственные» уничтожения отдельных видов животных и растений, отрицательных генетических послежствий загрязнения природы отходами производственной деятельности человека. Если люди не будут принимать меря по предотвращению загрязнения окружающей среды, то существующий экологический кризис может перерасти в экологическую катастрофу.

Охрана окружающей природной среды  – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят  обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных  ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.

Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 55 лет. Каждый девятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным, вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

Только 15-20% жителей городов  и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные аспекты и значение охраны окружающей среды.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Социальная значимость проблемы делают очевидной роль общественных наук. Проблема охраны природы тесно связана с политикой, экономикой и социальной сферой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах: социально-политическом, правовом, технико-технологическом, эколого-экономическом.

Социально-политический аспект связан с решением проблем охраны природы в масштабах всего человечества.

Правовой аспект – установленная законом система мер, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и приумножение природных богатств.

Технико-технологический – предполагает организацию производства по принципу безотходности.

Эколого-экономический – стратегия проектирования и создания нужной для человека природно-технической среды, найти такие методы ведения хозяйства, которые учитывали бы природное равновесие в сторону минимально вредных последствий.

Из всего выше перечисленного можно сформулировать понятие. «Охрана окружающей среды» - система мер, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

До последнего времени  представление о безграничности наших природных богатств порождало  их нерациональное использование.

Современная практика использования  даров природы выработала принципы рационального природопользования:

  • Исключение вредных выбросов и отходов в ОС;
  • Применение во всех отраслях народного хозяйства безотходных технологий и замкнутых циклов водопотребления;
  • Комплексное использование минеральных ресурсов;
  • Улучшение условий жизни людей во всех регионах страны за счет сохранения и улучшения ОС, к основным компонентам которых относится чистая вода, чистый воздух и солнце.

 

    1. Законодательное обеспечение экологической политики.

Природоохранное законодательство должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты питания и жилье, свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений. Уголовным кодексом РФ предусмотрена материальная и уголовная ответственность за нарушения правил охраны окружающей среды, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, а также за порчу земли и нарушение правил охраны и использования недр.

Важную роль играет усиление экологического надзора правоохранительных органов. Создается во многих регионах экологическая полиция, которая уполномочена проводить контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства, а также привлечение нарушителей в установленном порядке к административной и уголовной ответственности.

Правительством РФ утвержден  «Порядок определения платы и  ее придельных размеров за загрязнение  окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».[5].

Главным направлением выхода РФ из социально-экономического и экологического кризиса является создание новых экономических отношений в обществе, с помощью которых можно будет осуществить структурную перестройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии.

Необходимо учитывать  особенности оценки экономической  эффективности вложения средств  в охрану окружающей среды.

 

 

    1. Федеральный закон «Об охране окружающей среде»

(от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит 16 глав, которые включают в себя 84 статьи.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» - новый комплексный основополагающий закон, который ориентирован на рыночные отношения. В нем заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических  и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованности в охране окружающей природной среды. Предусмотрены механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. Детально определена компетенция законодательной и исполнительной власти, уполномоченных органов, компетенция республик в составе РФ, автономий, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

Согласно Конституции  РФ (ст.76, п.2) по вопросам охраны ОС и природопользования субъектами РФ принимаются законы и иные нормативные акты, позволяющие регулировать природоохранную деятельность в пределах своих территорий.

В соответствии с конституцией Российской Федерации каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с законом РФ «Об охране ОС» установлены ограничения на содержание в атмосферном воздухе, воде и почве загрязняющих веществ, а также на их выбросы, сбросы и складирование. Экологическими нормами также регулируются изъятие и использование природных ресурсов, а также установление квот на вылов рыбы, отстрел животных и т.д.

Настоящий Федеральный  закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  сфере взаимодействия общества и  природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе  и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.[1]

Статья 2 Законодательство в области охраны окружающей среды.

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
    2. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
    3. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами  Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    4. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами  Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
    5. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.[1].

 

    1. Природный объект – как объект природопользования

Объектами окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности являются:

    • земли, недра, почвы;
    • поверхностные и подземные воды;
    • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
    • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.[3]

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его  свойств, которую можно условно  разделить на три элемента:

Свойства природного объекта –  типичные и устойчивые для данного  типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного, плодородного слоя;

  1. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в  результате природной и хозяйственной деятельности, например: засоренность сельскохозяйственных угодий  камнями, санитарное состояние леса и т.п.;
  2. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права  частной, государственной, муниципальной  и других форм собственности на природные  объекты являются:

  • отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
  • только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
  • при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися  экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его  полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для  выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую  ценность объектов природы.

Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.  

Природные объекты должны находиться в пределах государственных  границ и континентального шельфа России.[4]

Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности на природные  ресурсы являются народы России, проживающие  на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

Однако следует особо  заметить, что в законе народам  не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию  и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной   и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации  введена множественность субъектов права государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.

 

    1. Общее право природопользования

Право пользования землей и иными  природными объектами выражается в  хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств  и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и иными природными объектами  осуществляется с соблюдение определенных правил, основополагающая конструкция  которых введена Законом РФ «Об  охране окружающей среды», и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.[2]

Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами  имеет две основные стороны:

  • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Известный американский публицист Barry Commoner сформулировал следующие принципы общения человека с природой: 1) Все связано со всем; 2) Все должно куда-то деваться; 3) Природа знает лучше; 4) Ничто не дается даром.

Законам РФ предусмотрена  также и защита окружающей природной  среды от вредного биологического воздействия. В частности, сюда можно отнести  ст. 52 ЗоООС, ст. 248 УК РФ, ст. 102 Земельного кодекса.

 В Законе «Об  атмосфере» (1980 г.) и Водном кодексе указанные нормы отсутствуют, замененные общими положениями. Отсюда следует то, что биологическое загрязнение относится к числу еще малоизученных видов загрязнений. Поэтому это понятие не имеет единого толкования – в основном под ним понимается деятельность человека, выражающая в превышении численности (биомассы) животных организмов сверх допустимой в естественных условиях предельной нормы. А также в привнесении в  окружающую природную среду новых, не свойственных ей ранее животных организмов.

Последствия этого могут проявляться в резком возрастании численности вредных для человека сорных растений, насекомых, животных. Дополнительную опасность представляют вспышки инфекционных заболеваний, переносимых некоторыми вышеуказанными биологическими объектами. В данном случае, мы будем иметь дело с эпидемиологической эпизоотией,  эпифитотией.

Так же вредное биологическое  воздействие на окружающую природную  среду может иметь и иные последствия, например – при повышении численности  популяции некоторых животных полностью  истощаются их привычные кормовые ресурсы, что в конечном итоге ведет  к опустыниванию земель (эпизоотия или в случае с растениями – эпифитотия). Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) запрещает самовольное переселение, акклиматизацию, сокращение животных и растений. Для завоза растений и животных из зарубежных стран необходимо разрешение карантинной службы. Лесными культурами занимаются лесхозы, культурными растениями – управления зеленого хозяйства  городов, органы ветеринарного надзора решают вопросы акклиматизации и переселения домашних и сельскохозяйственных животных, органы охоты и охотничьего хозяйства ведают дикими животными инспекции госрыбнадзора  рыбой и иными водными животными. 

Развитие биотехнологии  и генной инженерии создает новую  экологическую опасность – возможность  попадания из цеха завода в природную  среду агрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичную опасность представляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории, работающие с возбудителями болезней.

Контроль за соблюдением  предельно допустимых норм биологического загрязнения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет право выносить обязательные предписания о приостановлении или закрытии предприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленные нормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия (см. ст. 28 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

 

6. Влияние факторов  окружающей среды на здоровье  россиян.

Существенное влияние  на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся ОС и неправильное отношение к своему здоровью. По некоторым данным, с действием этих факторов связано около 77% всех случаев заболеваний и более 50% случаев смерти, а также до 57 % случаев неправильного физического развития. По одном данным, в России можно считать здоровыми около 20% населения. По другим, 15% россиян считают себя здоровыми и лишь 5%  таковыми на самом деле являются.

Сейчас многое стало  недоступно. Резко возросла интенсивность  жизни – возросли усилия человека не на качественную жизнь, а за выживание. Нищета, плохое питание, пенсии – ниже прожиточного минимума, загрязненные продукты питания, почти утрачено физическое воспитание и т.д.

На наше здоровье обрушилась все увеличивающаяся загрязненность окружающей среды обитания человека, животного и растительного мира. В более чем 80 городах России загрязненность по отдельным загрязнителям составляет более 10 ПДК. В России не стали беречь природу. Многие живут как будто временно, не убирая за собой. И не случайно, - экология стала одним из наиболее значительных факторов, влияющих на здоровье и продолжительность жизни человека.

В настоящее время  первенство по степени опасности  для человека и окружающей среды  принадлежит следующим классам  веществ: тяжелые металлы, хлорированные  углеводороды, нитраты, нитриты и  нитросоединения, асбест, пестициды и другие.

Таблица 1. Влияние различных факторов среды на здоровье населения.

Факторы

Учтенные показатели

Степень влияния, %

Жилая среда

Жилая площадь

4,5

Расстояние до лесопарка

1,0

Химическое загрязнение  воздуха

6,0

Шум

4,0

Длительность поездок  в транспорте

1,0

Суммарное влияние  жилой среды

16,5

Производственные

Контакт с химическими  вредностями

5,5

Шум

5,0

Профессиональный стаж

6,0

Сменность и характер труда

2,0

Суммарное влияние  производственных факторов

18,5

Социальные

Образование

4,0

Семейное положение

0,5

Среднедушевой доход

0,5

Суммарное влияние  социальных факторов

5,0

Образ жизни

Курение

9,0

Длительность сна

1,0

Занятия спортом

3,5

Активный отдых на воздухе

9,0

Суммарное влияние  образа жизни

22,5

Биологические

Возраст

10,0

Пол

1,0

Суммарное влияние  биологических факторов

11,0


 

    1. Региональные экологические проблемы.

В законе «Об охране окружающей среды» даны определения зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Эти зоны устанавливаются  правительственными постановлениями, при этом необходимо учитывать показатели здоровья населения.

В соответствии со ст.57 ЗоООС  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и ОС, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

 

 

 

Табл.2. Регионы с очень острой экологической ситуацией.

Регионы

Экологические проблемы, вызванные антропогенным  воздействием

Московский регион

Загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод  суши, утрата продуктивных земель, загрязнение  почв, деградация лесных массивов

Промышленная зона Урала

Нарушение земель горными  разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод  суши, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивов

Нефтегазопромысловые  районы Западной Сибири

Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны.

Районы оз. Байкал

Загрязнение вод и  атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование, нарушение режима особо охраняемых территорий

Зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС

Радиационное поражение  территории, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнении вод  суши, загрязнение почв.


 

На экологическую ситуацию в России большое влияние оказывает состояние ОС сопредельных государств. В свою очередь, антропогенные источники загрязнения на территории России воздействуют на экологическую обстановку в этих странах.[5].

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»(2002) и практика его применения