Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1.  Общая характеристика оборота  информационных ресурсов 6

1.1. Законодательное регулирование  оборота информации 6

1.2. Виды информационных ресурсов 22

1.3. Зарубежное регулирование защиты  коммерческой тайны 41

Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46

2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46

2.2. Субъекты права на коммерческую  тайну 57

2.3. Содержание права на коммерческую  тайну 63

2.4. Способы охраны коммерческой  тайны 69

Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения  коммерческой информации 77

Заключение 91

Список  использованных источников 93

 

 

 

Введение

 

Установление правовых основ  защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей  коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения  предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность  за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали  стандарты международной торговли. Так, в Великобритании отсутствует  законодательная (статутная) защита коммерческих секретов, и, соответственно, не существует четкого определения коммерческой тайны. Тем не менее данная отрасль  права, включающая в себя отдельные  элементы регулирования вещных и  обязательственных прав, развивалась  на протяжении 150 лет на основе судебных прецедентов и получила название конфиденциального права (law of confidence). Объектом ее регулирования прежде всего  являются отношения в сфере предпринимательской, и в частности торговой, деятельности, однако соответствующие положения  применяются также и для защиты государственной тайны и тайны  частной жизни. Весьма интересным представляется сравнение конфиденциальной информации с ледяным кубом, использованное в одном из известных судебных разбирательств. «Передайте ледяной куб лицу, которое будет хранить его в холодильнике, и мы по-прежнему будем иметь ледяной куб. Отдайте его тому, у кого нет холодильника, или тому, кто откажется его там держать, и ко времени судебного разбирательства у нас останется только не нужная ни одной из сторон лужа воды».

Принятие четвертой части ГК РФ, а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии названного института. Нельзя сказать, что принятые поправки являются исчерпывающими. Между тем уже можно утверждать однозначно, что они добавят хлопот при толковании действующих норм.

Институт коммерческой тайны  является одним из наиболее сложных  в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными  изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и  защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей  день.

Таким образом, целью работы является исследование режима коммерческой тайны по российскому законодательству.

Для достижения цели работы автором будут решены следующие  задачи: изучить законодательно регулирование оборота информация в России; проанализировать основные виды информационных ресурсов; рассмотреть законодательное регулирование защиты коммерческой тайны в современных зарубежных странах; выявить особенности законодательного регулирование оборота и защиты коммерческой тайны в России.

Предметом изучения является совокупность правоотношений, складывающихся в процессе оборота коммерческой тайны.

Объектом изучения выступает  действующее законодательство Российской Федерации в части регламентации  оборота и защиты коммерческой тайны.

Теоретическую и методологическую основу работы составили российское законодательство, научные материалы, публикации  и судебная практика.

Методологической основой  работы послужил системный подход к  предмету изучения  посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнения, анализа и синтеза, статистического и графического анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, сделанные  по итогам решения поставленных в  работе задач, могут быть использованы как для дальнейшей теоретической  разработки вопроса, так и в практической  деятельности.

 

 

Глава 1.  Общая  характеристика оборота информационных ресурсов 

1.1. Законодательное  регулирование оборота информации 

Определение и характеристику понятия «информация» на правовом уровне стали осуществлять относительно недавно.

В ГК для нас значимы ст. 128, где в перечне объектов гражданских прав упоминаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также утратившая силу с 1 января 2008 г. ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», где информация приравнена к сведениям.

Основным источником является ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ об информации). В его ст. 2 информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». С учетом социального аспекта можно добавить: в форме, понятной для восприятия людьми. Такое определение позволяет исключить программы для ЭВМ, которые закон относит к средствам оснащения ЭВМ, в том числе ПК.1

В ст. 5 ФЗ об информации указано, что она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, и предложены некоторые классификации этого понятия.

1. В зависимости от  категории доступа к ней:

а) общедоступная;

б) ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами).

2. В зависимости от  порядка ее предоставления или  распространения:

а) свободно распространяемая;

б) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих  отношениях;

в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

г) распространение которой  в Российской Федерации ограничивается или запрещается.2

Законодательством РФ могут  быть установлены виды информации в  зависимости от ее содержания или  обладателя.

ФЗ об информации раскрывает отдельные виды информационных отношений, организационные формы предоставления и распространения информации.

Кроме вышеуказанных источниками  правового регулирования информационных отношений являются: нормы международного права и международные договоры РФ; Конституция РФ; национальное законодательство РФ; иные правовые акты.3

Например, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. Стороны этого договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Также Хартия провозглашает  принципы содействия развитию конкуренции  в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности  на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте ВТО, механизма защиты частной жизни потребителя, электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

ФЗ от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» Россия ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. В п. 1012 Устава зафиксировано, что электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам.

В рамках Содружества Независимых  Государств заключено Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. и др.

Кроме того, предусматривается  сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций (например, Соглашения о  сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г., Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. и др.).4

Базовым законом является Конституция РФ. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом). Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию.

Оно занимает особое место  в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как может быть отнесено и  к личным правам (ст. 23 Конституции закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации).

Исходя из ст. 17 Конституции РФ, право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (естественное право).5

Среди основных информационных прав и свобод человека и гражданина, получивших конституционное закрепление, выделяют также: право на свободу  мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др. В ст. 51 Конституции РФ закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др.

Некоторые ученые признают сформировавшимися информационное право и информационное законодательство. Последнее предлагают разделить на следующие группы: об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права); о гражданском обороте информации; о формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг; о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; об информационной безопасности; о средствах массовой информации; о библиотечном деле; об архивах; о государственной тайне; о коммерческой, служебной тайне (отсутствует); о персональных данных.

Ставя эти факты под  сомнение, мы назовем лишь наиболее значимые, на наш взгляд (в силу содержания понятийного аппарата), но разрозненные Законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».6

Иные правовые акты, за редким исключением (например, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 «Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования»), касаются частных вопросов: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и др.)

По отношению к информации разделяют субъектов информационных отношений: производители или создатели  информации; обладатели информации; потребители.

ФЗ об информации регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права  на поиск, получение, передачу, производство и распространение  информации;

2) применении информационных  технологий (ст. 2 - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов);

3) обеспечении защиты  информации (ст. 1).

Приблизительно тот же предмет регулирования у других правовых актов.

Однако при обращении  к информологии и информатике  круг информационных отношений расширяется.

Информатика (фр. informatique, нем. informatik) - наука, изучающая законы и  методы накопления, передачи обработки  информации с помощью ЭВМ, оформившаяся в качестве самостоятельной научной  дисциплины в 60-е - 70-е гг. XX в. (ранее  развивалась в составе математики, электроники и других технических  наук).7

В 1979 г., обращаясь в письме к Президиуму АН СССР, В.М. Глушков  предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную  с разработкой, оценкой и материально-технической  поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и  человеческие ресурсы, и техническое  обеспечение (машины и оборудование), а также воздействующие на них  административные, социальные и промышленные факторы.8

Общая теория информации, или  информология, - наука о процессах  и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Ее появление как науки относится  к концу 50-х гг. XX в.

Таким образом, мы обращаем внимание на создание информации и  ее прикладное использование.

Информация существовала всегда, но вначале существовала в  форме межличностной, передаваемой непосредственно. Затем при сохранении первой формы возникла и сначала  постепенно, а потом и скачкообразно  стала превалировать форма фиксации и опосредованной передачи информации. Запись на физическом носителе (камне, пергаменте, бумаге и т.п. вплоть до электронных носителей) преследует цели накопления знаний из поколения  в поколение, передачи информации без  искажений в любое время, в  любом месте.9

Длительное время в  теме информации доминировал технический  подход: создание, передача и хранение информации, формирование банков или  баз данных, кодирование и раскодирование информации, единицы ее выражения, вопросы  ее восприятия и т.п. Особую роль сыграли  создание компьютера и появление  Интернета.

Вторую половину XX в. можно  рассматривать как период развития техники и технологии информационного  обеспечения разных общественных задач.

Возрастает удельный вес  информационных отношений в экономике.

К. Эрроу сместил акценты  в экономической теории при помощи двух фундаментальных фактов: информация или сигналы имеют экономическую  ценность (value), и поэтому их получение  и передача стоят определенных издержек; разные индивиды располагают разной информацией. Из этих на первый взгляд несложных и бесспорных утверждений  К. Эрроу сделал фундаментальные  выводы, например, о том, что свободный  рынок информации не ведет к эффективному распределению соответственных  ресурсов, о роли координирования  в данной области и «этических кодов» в принятии решений и т.п.10

Другой качественный скачок в экономической теории произвел Р. Коуз: он создал теорию трансакционных издержек, которая дает возможность  проанализировать деятельность экономики  и ее агентов с точки зрения информации. Ведущую роль в ней  стали играть обмен информацией  между агентами и их старание побороть недостаток информации. Трансакционные издержки - это расход на обмен информацией  в целях ликвидации ее недостатка и взаимосвязанной с ней неясности. Р. Коуз доказал, что само формирование и величина фирм тесно связаны  со склонностью уменьшить трансакционные издержки.

Остальные задачи проявились в постиндустриальном, информационном обществе.

В гражданском обороте  относительно четко выделяются отношения, объектом которых является информация, и отношения, где действия с информацией  выступают как служебные по сравнению  с основными.

Первая группа подпадает  под действие части четвертой  ГК: разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».11

Вторая весьма разнообразна. Выделяют: информационные отношения по определению статуса субъекта (его идентификация) и реализации его прав; отношения по квалификации объекта прав и учету этих прав на него; информационное обеспечение деятельности - сделок, решений и т.п. (в частности, служебные информационные отношения в сфере договорного права и служебные информационные отношения в сфере ответственности).

Гражданин приобретает и  осуществляет права и обязанности  под своим именем, включающим фамилию  и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или  национального обычая (п. 1 ст. 19 ГК).

Имя, полученное гражданином  при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в  порядке, установленном для регистрации  актов гражданского состояния (п. 3 ст. 19 ГК, ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в  предусмотренных законом случаях  других коммерческих организаций - на характер деятельности (п. 1 ст. 54, ст. 1473 ГК).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает  в гражданском обороте под  своим фирменным наименованием, на использование которого организации  принадлежит исключительное право  использования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1226, 1473, 1474 ГК).12

Фирменное наименование определяется в учредительных документах и  включается в Единый государственный  реестр юридических лиц при государственной  регистрации юридического лица (п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК, ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также  имеет исключительное право на его  использование.

Специфика фирменного наименования отдельных юридических лиц отражена в ГК (ст. ст. 69, 82, 87, 96, 107 и др.) и в специальном законодательстве.

Существует ряд ограничений  на использование в наименовании юридического лица различных слов и словосочетаний.

Наименование юридического лица должно быть указано в его  учредительных документах и на его  круглой печати.

С вышеизложенным корреспондируют  отношения, регулируемые Федеральным законом «О персональных данных», но он носит межотраслевой характер, и соответствующие нормы содержатся в ТК (гл. 14 «Защита персональных данных работника»), НК (ст. 84 «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика», ст. 85 «Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков») и других актах.13

В ряде случаев статус требует  специальной конкретизации (например, Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896).14

Занятие отдельными видами деятельности, участие в определенных организациях влечет за собой сбор, фиксацию, раскрытие и предоставление информации об этом. Например, государственная  регистрация индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), лицензирование (ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), участие в саморегулируемых организациях (ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях») и т.д.

Специфика правового статуса  в ряде случаев влечет за собой  информационные отношения по реализации субъективных прав и законных интересов. Например, участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с  его бухгалтерскими книгами и  иной документацией в установленном учредительными документами порядке (ст. 67 ГК, законы о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц).

Гражданский оборот ряда объектов требует подтверждения их существования  и учета прав на них.

Первое место среди  таких объектов занимает недвижимость.

Действия уполномоченного  органа (Федеральная служба государственной  регистрации, кадастра и картографии - Росреестр) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе, называются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).15

Статья 131 ГК, ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» и ряд других правовых актов предусматривают государственную регистрацию недвижимости, подразумевая под этим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В законодательстве относительно единообразно решен вопрос об открытости сведений о таких видах учета  объектов и прав на них, предоставлении и раскрытии соответствующей  информации (п. 4 ст. 131 ГК, ст. ст. 7, 8 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»).

Второе место отводится ценным бумагам.

Удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, является одной  из целей ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27, Приказ ФСФР от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг»). В этих, а также в ряде специальных правовых актов большое внимание уделено содержанию фиксируемой информации, а также получению, учету и предоставлению/раскрытию информации.

Информационную функцию  осуществляет регистрация аттракционной  техники, генно-инженерно-модифицированных организмов, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, животных, кино- и видеофильмов, лекарственных средств, медицинской техники, опасных производственных объектов, оружия, транспортных средств и т.д.

По разбросу в правовых актах близко к предыдущему вопросу  информационное обеспечение деятельности.16

ГК говорит о государственной  регистрации ряда сделок и договоров (например, ст. ст. 164, 574), что влечет, как мы установили, сбор, учет, раскрытие и предоставление информации. С ним корреспондируют ст. 25.1, 26 и др. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 26 ЗК (договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком), ст. 12 Водного кодекса РФ (договор водопользования), ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (договор участия в долевом строительстве).

В ряде случаев регистрация  осуществляется не государством, а  иными заинтересованными лицами, например биржей (ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»).

В существенные условия ряда договоров или дополнительные обязанности  сторон входит предоставление контрагенту  информации: например, в ГК ст. ст. 495 «Предоставление покупателю информации о товаре»; 726 «Обязанность подрядчика передать информацию заказчику», 732 «Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе»; 774 «Обязанности заказчика» (в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ); 804 «Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору»; 840 - обязанность банка при заключении договора банковского вклада предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада; 1031 - обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии.

Специальное законодательство содержит нормы, регулирующие информационные отношения, связанные с другими  действиями, как односторонними, так  и многосторонними: например, раскрытие  и предоставление информации при  эмиссии ценных бумаг в отношении  соглашений участников хозяйственных  обществ и т.д.17

Большой блок составляет правовое регулирование информационного  обеспечения деятельности органов  юридических лиц. Например, акционерное  общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам:

а) определяющим статус и  компетенцию органов управления (устав и внутренние документы  общества, например положение об общем  собрании акционеров);

б) опосредующим их деятельность, например:

- предложения, внесенные  акционерами в повестку дня  общего собрания акционеров;

Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации