Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России. 2

 

Кафедра: «Инвестиционный Менеджмент» 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Законодательные основы деятельности иностранных

инвесторов  в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010г.

 

Оглавление

 

Введение

    Иностранные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства, независимо от уровня его экономического развития – будь то промышленно развитая или наименее развитая страна.

    Общий поток прямых иностранных инвестиций превосходит мировой объем товаров и услуг. Благодаря этому в условиях функционирования национального и международного рынков инвестиционная деятельность по производству материальных и духовных благ становится главным видом экономических отношений, в которых инвестиции являются товаром производственного назначения и объектом правового регулирования.

    Выход государств на международный рынок капиталов приводит к необходимости создания наиболее благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, создавая определенный правовой режим, определяющий основу деятельности иностранных инвесторов в условиях национальной экономики.1

    Проблема  привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала. В настоящее время суммарный объем поступивших в Россию иностранных инвестиций превысил 70 млрд. долларов, однако, их недостаточно для устойчивого развития и структурной модернизации российской экономики.

    В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП России, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.

    Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.  

          Тема данной работы актуальна в силу того, что, во-первых, роль иностранных инвесторов в экономике РФ, да и любого другого государства положительно влияют на стимулирование и рост экономики страны, во-вторых, иностранный инвестор заинтересован вкладывать инвестиции в РФ, если будут созданы благоприятные для этого условия, в-третьих, на конкретный инвестиционный проект, реализуемый иностранным инвестором, до срока его окупаемости не должны распространяться неблагоприятные изменения в законодательстве, если они приняты после начала его реализации.

    Предмет данного исследования: законодательные основы регулирования правового статуса иностранных инвесторов в Российской Федерации на основе правовое регулирование хозяйственной деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    Целью данного исследования является описание сущности правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

 

1. Законы, регулирующие иностранные инвестиции

    Для регулирования инвестиций в России, как и в других странах, используется целый комплекс законов, главным  из которых является Федеральный закон "Об иностранных инвестициях", принятый в 1991 году и утративший свою силу с принятием 9 июля 1999 года Федерального закона № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Кроме того, при регулировании иностранных инвестиций используются законы , "Об акционерных обществах", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О соглашениях о разделе продукции", "О концессионных соглашениях", "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.

    В Законе "Об иностранных инвестициях " нашли свое отражение не только опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику России, но и условия и требования, предъявляемые к этим инвестициям.

    В преамбуле нового Закона более подробно, чем в Законе 1991 года, определены приоритеты и цели Закона. При этом на первое место поставлены вопросы обеспечения основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Кроме того, по сравнению с Законом 1991 года, в новом Законе провозглашается обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и  соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

    Закон "Об иностранных инвестициях" не распространяется на отношения, связанные  с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные  учреждения, а так же в страховые  организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. Этот закон не распространяется также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Такие отношения регулируются Федеральным законом 1996 года "О некоммерческих организациях".

    В Законе "Об иностранных инвестициях Российской Федерации" раскрываются такие понятия как "инвестиционный проект" и "приоритетный инвестиционный проект". Инвестиционный проект содержит такие качественные характеристики, как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включая проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

    Приоритетный  инвестиционный проект предполагает наличие  количественных показателей, среди которых:

  • Суммарный объем иностранных инвестиций;
  • Минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале.

    Перечень  таких проектов утверждается Правительством Российской Федерации.

    Также новым Законом вводится срок окупаемости  инвестиционного проекта, который представляет собой срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретает положительное значение.

    Закон "Об иностранных инвестициях Российской Федерации " содержит положение о "стабилизационной оговорке", которая предусматривается на тот случай, если государство вводит новое законодательство, значительно ухудшающее условия инвестиционной деятельности. Закон гарантирует стабильность условий для иностранного инвестора в течении срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала его финансирования с участием иностранных капиталов. В исключительных случаях 9особенно когда суммарный объем иностранных инвестиций превышает 1 млрд руб.) Правительство Российской Федерации может продлить этот срок.

    По  закону "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" иностранный  инвестор имеет право на беспрепятственный  перевод за пределы Российской Федерации  доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте. Иностранный инвестор, который ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации. Все виды льгот для иностранных инвесторов и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

    Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, при осуществлении реинвестирования пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, если иностранные инвесторы владеют долей в уставном (складочном) капитале, составляющей не менее 10%. Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и другое недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.2

    Закон устанавливает, что Правительство  Российской Федерации разрабатывает  и реализует государственную  политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. С  этой целью Правительство Российской Федерации:

  • Определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • Утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • Разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • Привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения;
  • Осуществляет взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • Осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • Осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации об иностранных инвестициях.

2. Налогообложение иностранных инвесторов в России

    По  действующему в России налоговому законодательству налоговая система страны включает в себя налоги трех уровней: федеральные, региональные, местные.

    Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в России, обязательно должно встать на учет в налоговом органе. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории России, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующем налоговом органе, независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.

    Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль.

    Иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в России, независимо от того, будет ли их дальнейшая деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иными словами, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала деятельности иностранной фирмы в России, а не наличие или отсутствие у нее налоговых обязательств. Установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа.

    Для целей налогообложения не имеет  значения, есть ли у иностранной  фирмы разрешение на открытие представительства (аккредитация).

    При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика, который указывается во всех документах, предоставляемых в налоговые органы.

    Коммерческие  банки и иные кредитно-финансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам – иностранным фирмам только при предоставлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе Российской Федерации.

    В области налогообложения для коммерческих организаций с иностранными инвестициями и других форм прямых инвестиций в Российскую Федерацию установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории Российской Федерации законодательством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные предприятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для российских предприятий.

    По  признанию специалистов, действующая  в России налоговая система пока слабо способствует стимулированию инвестиционной активности как российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер. Сдерживают инвестиционную активность и такие факторы, как конфискационный налоговый режим, в том числе высокие налоговые ставки, множественность налогов, авансовый характер платежей, частые изменения в налоговом законодательстве, нередко противоречащие друг другу. Сложная и противоречивая налоговая система фактически стимулирует стремление предпринимателей к уклонению от уплаты налогов. Иностранные компании, которые в целом пытаются не нарушать налоговое законодательство, часто становятся объектом пристального внимания со стороны налоговых ведомств, поскольку представляют для них легкую цель.

    В законе "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" впервые  введено понятие "совокупной налоговой  нагрузки", которая представляет собой расчетный суммарный объем  денежных средств, подлежащих уплате в  виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

    Введение  совокупной налоговой нагрузки позволит инвестору:

  • Оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта;
  • Юридически зафиксировать эту денежную сумму в качестве определенного базового ориентира, чтобы в дальнейшем при реализации инвестиционного проекта можно было бы оценить, насколько изменилась налоговая нагрузка и в какую сторону – увеличения или уменьшения.

    В случае неблагоприятного изменения  налоговой нагрузки иностранный  инвестор вправе апеллировать к гарантиям, доказывая, что совокупная налоговая  нагрузка превысила расчетную норму, что, в свою очередь, препятствует нормальной реализации инвестиционного проекта.

 

3. Порядок регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России

    В России государственной регистрации  подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые, ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При  такое регистрации осуществляется проверка соответствия процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц действующему законодательству.

    За  годы реформ процедура государственной  регистрации предприятий с участием иностранного капитала менялась. Иностранным инвесторам довольно трудно было уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранного капитала в экономику страны. В самом начале 90-х годов государственным органом, осуществлявшим регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, было Министерство финансов РСФСР или иные уполномоченные на это органы. В ноябре 1991 года министерство разделило свою компетенцию с администрацией субъектов. В мае 1992 года функции по регистрации иностранных инвестиций были переданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России. Позже этот комитет был расформирован, и было создано Российское агентство международного сотрудничества и развития, которое также было ликвидировано.

    В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 года № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата. Ее наделили функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий. В этом органе должна была производиться государственная регистрация только двух типов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн руб., и предприятий топливно-энергетического комплекса (независимо от объема иностранных инвестиций). В других случаях регистрация производится уполномоченными органами республик, краев, областей. Таким образом функции государственной регистрации коммерческих организаций осуществляет Государственная регистрационная палата, которая была создана на основе постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 года на правах государственного учреждения при Министерстве экономики Российской Федерации. В сентябре 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года № 1034 она была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

    Сегодня круг полномочий Государственной регистрационной  палаты включает в себя следующие  функции:

  • аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации;
  • ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний;
  • выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации;
  • ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;
  • регистрация российских инвестиций за рубежом;
  • ведение сводного реестра зарегистрированных российских инвестиций за рубежом;
  • ведение единого государственного реестра соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов проектирования, ведения и актуализации государственных реестров, соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них с учетом международного опыта на основе российских и международных стандартов по вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
  • осуществление издательской деятельности;
  • совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц.

    При Государственной регистрационной  палате на правах самостоятельных юридических  лиц действуют Консалтингово-визовая служба и Информационно-консультативный центр.

    Коммерческим  организациям с иностранными инвестициями, зарегистрированным и внесенным  в Государственный реестр, выдается свидетельство установленного образца. С момента регистрации коммерческая организация с иностранными инвестициями приобретает права российского юридического лица и возможность ведения хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с учредительными документами. Любые изменения и дополнения в учредительных документах вступают в силу только после их регистрации и внесения в Государственный реестр.

    Регистрации и внесению в Государственный  реестр подлежат также приобретение иностранными инвесторами долей  участия (паев, акций) российских коммерческих организаций, которые тем самым приобретают статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. При ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями также делается запись в Государственном реестре и выдается соответствующее свидетельство.

    Отказ в государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями возможет в случае нарушения установленного законом порядка создания коммерческой организации, а также несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может обжаловать этот отказ в судебном порядке.

    Деятельность  незарегистрированных коммерческих организаций  запрещается. Доходы, полученные незарегистрированными  коммерческими организациями, взыскивается через суд и направляется в государственный бюджет.

    По  закону "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" юридические  лица, являющиеся коммерческой организацией с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

  • Свидетельство о регистрации компании или выписка из Торгового реестра страны происхождения компании или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
  • Устав иностранной компании или иной документ, заменяющий устав;
  • Справка из банка о наличие открытого расчетного счета компании и ее платежеспособности;
  • Решение об учреждении предприятия с иностранными инвестициями в Российской Федерации;
  • Справка о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • Квитанция об уплате регистрационного сбора;
  • Доверенность на лицо, представляющего интересы компании по регистрации.

    Представляемые  документы должны быть легализованы или иметь проставленный апостиль, а также переведены на русский языки заверены нотариусом.

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Головная  иностранная организация, создающая  филиал на территории Российской Федерации, представляет в федеральный орган положение о филиале иностранного юридического лица, в котором должны быть указаны:

  • Наименование филиала и его головной организации;
  • Цели создания и виды деятельности филиала;
  • Состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;
  • Порядок управления филиалом.

    В этот документ могут включаться и  другие сведения, отражающие особенности  деятельности филиала.

    Оценка  вложения капитала в основные фонды  филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимости оценки должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.

    Срок  регистрации совместного предприятия составляет пять рабочих дней с момента поступления документов в соответствующий регистрирующий орган. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа.

    Если  представительство интересов иностранного юридического лица в России носит постоянный характер, оно может быть аккредитовано в России с целью получения определенных льгот и преимуществ.

    Аккредитация  иностранного юридического лица:

  1. Дает возможность иностранной фирме получить льготы по уплате НДС при аренде служебных и жилых помещений (неаккредитованные фирмы этой льготы не получают);
  2. Дает право иностранной фирме на аккредитацию в Российской Федерации ее иностранных сотрудников, что легализует их присутствие и трудовую деятельность в Российской Федерации;
  3. Позволяет фирме беспошлинно на время ввозить в Российскую Федерацию офисное оборудование (мебель, оргтехнику и т. д.) и автомобили, необходимые для осуществления своей деятельности.
Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России. 2