Законодательные основы российской системы управления промышленной сферой в пореформенный период (1861 – 1905 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к опыту России второй половины XIX начала XX веков обусловлено рядом объективных причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной станы в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики.1 Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство. Осмысление роли ряда государственных органов управления промышленным производством сможет оказать влияние на выработку направлений в области контроля и надзора на общегосударственном и местном уровнях. Отдельное изучение роли и деятельности экономических учреждений как самостоятельного инструмента государственной политики, при этом прослеживая связи с другими сферами жизни государства, даст более широкое представление о процессах модернизации России на рубеже веков.
Изучение экономического,
политического, правового прошлого
России оказывается весьма актуальным
в современный период переживания
распада Советского Союза, образования
новых национальных государств, попыток
национализации истории и памяти
о прошлом, а также осмысления
роли империи и ее наследия для
жизни постсоветского государства.
Тема «Законодательные основы российской
системы управления промышленной сферой
в пореформенный период (1861 – 1905
гг.)» является одной из самых
актуальных и востребованных на сегодняшний
день в связи со сложным положением
мировой экономики. Изучение истории
управления промышленностью дает материал
для сравнения и анализа
Деятельность государства
в сфере экономического, социального
и правового регулирования
Отсутствие стратегической
политики в отношении промышленного
производства России, недостаточное
урегулирование определенных процессов
в промышленной сфере и позиция
государства о том, что рыночные
отношения самостоятельно сформируют
конкурентную среду неизбежно приводит
к неравным условиям ведения производственной
деятельности различных хозяйствующих
субъектов, дестабилизирует развитие
определенных отраслей промышленности,
а также замедляет темпы
Предметом моей исследовательской работы является политика государства в экономической сфере.
Объектом исследовательской
работы является система управления
российской промышленностью в
Систематическое изучение российской
системы управления промышленности
России началось в дореволюционное
время. Еще в XVIII—начале XIX в. В. Н. Татищев,
М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и другие
в своих общих курсах истории
излагали фактический материал по истории
отдельных государственных
Интерес к торгово-промышленной политике царского правительства второй половины XIX в. проявился тогда, когда она еще не стала историей. Уже в конце 1850-х и в 1860-е гг. в прессе широко обсуждались правительственные меры для развития промышленных сил России. С 1870-х гг. выдвигается на первый план вопрос о правомерности и целесообразности активного насаждения царизмом крупной капиталистической промышленности. В буржуазных кругах такая политика расценивалась как неоправданная ни в научном, ни в практическом отношениях. Уделявшие много внимания этому вопросу народники делали вывод об искусственности развития в России крупной капиталистической промышленности. Однако ни в буржуазной, ни в народнической литературе мы не находим специальных исследований, посвященных политике царского правительства в области промышленности. Долгое время господствовало представление, что целостной программы такой политики не существовало и что промышленность и торговля рассматривались правительством как несамостоятельный элемент экономического развития страны в целом и главным образом с точки зрения интересов государственных финансов.
В правовом аспекте темы значительное наследие оставил один из крупнейших специалистов в области государственного права дореволюционной России — А. Д. Градовский (1841—1889)—разносторонний историк, публицист, профессор права Петербургского университета и Александровского лицея. Взгляды А. Д. Градовского развил его ученик Н. М. Коркунов (1853—1904). Его двухтомный курс «Русского государственного права» (СПб., 1893) содержит большой фактический материал по истории государственных учреждений XVIII—XIX вв. Много занимались вопросами истории государственных учреждений России и другие историки государственного права конца XIX — начала XX в. (В. В. Ивановский, В. И. Сергеевич).Уже со второй половины XIX в. появились отраслевые курсы государственного права в том числе и финансового.2
Научные работы таких выдающихся
ученых как И.И. Янжул, В.П. Литвинов-Фалинский,
М.И. Туган-Барановский отчасти
Для историка управления промышленностью XIX в. значительный интерес представляют статьи о законодательстве России и Государственном совете В. М. Кочакова,, исследования по истории финансов А. П. Погребинского, государственному контролю — А. Коняева, банкам — С. Я. Борового и И. Ф. Гиндина, Л.Н. Нисселович, 3А.Н. Быков.4
В 1901 г. вышла книга немецкого политэкономиста Г. Шульце-Геверница с предисловием II. Б. Струве.5 Автор ее имел возможность посетить Россию в 1892—1893 гг., где познакомился с рядом предпринимателей, общественных деятелей и представителей профессуры и личные впечатления старался подкрепить «изучением обширной русской литературы».Статья М. С. Балабанова «Промышленность России в начале XX века», вошла в изданный в 1909 г. меньшевистский сборник «Общественное движение России в начале XX века».6Первый раздел ее посвящен итогам промышленного развития страны к началу XX в., здесь автор высказывает ряд существенных наблюдений и заключений, касающихся особенностей и основных этапов экономической политики царского правительства.
Заслуживают внимания также
статьи в дореволюционных
Основным предметом советской
исторической науки являлись вопросы
социально-экономической
Важная заслуга в разработке истории экономической политики царского правительства принадлежит П. И. Лященко. Еще в 1927 и 1939 гг. он в своем курсе истории народного хозяйства СССР рассмотрел некоторые вопросы этой политики. А в расширенном и переработанном издании 1947—1948 гг. уделил ей гораздо большее внимание в специальном разделе «Экономическая политика и государственное хозяйство в 1860— 1890-х годах». П.И. Лященко считает, что после 1861г. «вся народнохозяйственная … политика государства» была направлена «на цели защиты интересов буржуазии и развитие капиталистической промышленности в стране», хотя «часто эти цели вступали в конфликт ... с покровительством землевладельческому дворянству». Автор придает важное значение фактору взаимоотношений России с системой капиталистического хозяйства Запада и влиянию этой системы на экономическую политику царского правительства: «С тех пор как Россия ликвидировала крепостной строй и окончательно вступила на путь капиталистического развития, она должна была войти в систему мирового хозяйства изанять в ней свое определенное место». Он справедливо указывает далее, что создание «собственной ... капиталистической экономики» было необходимо для России, «чтобы сохранить свою национальную независимость и экономическую самостоятельность ... от западного капитализма».10
В последующие годыбольше
других проблемами
И.Ф. Гиндин сосредоточивает главное внимание на выяснении значения правительственной политики в экономическом развитии России, ее активной роли и основных форм и методов воздействия на экономику. В классовом отношении правительственная политика по развитию промышленности и торговли в России, по мнению Гиндина, «выражала стремление старого самодержавно-бюрократического строя, во-первых, укрепить и продлить свое существование за счет развития капиталистической экономики и, во-вторых, обеспечить максимально возможное в новых условиях сохранение экономических и политических привилегий старого поместного дворянства. Такое приспособление вместе с тем означало стремление старого государства расширить свою социальную и политическую опору в лице русской буржуазии».
В 1974 г. вышла книга В. Я. Лаверычева по истории крупной буржуазии России в 1861 -1900 гг., содержавшая специальный раздел «Важнейшие тенденции экономической политики царизма». Отмечая значение экономической политики правительства как «мощного рычага перестройки народного хозяйства страны на капиталистические рельсы», автор вместе с тем показывает, что эта политика «не могла не деформироваться вследствие ограниченности подхода и учета узкокастовых экономических интересов привилегированного класса-сословия — дворян-помещиков».13
В 1974 г. на VI конференции английских и советских историков в Москве выступил В. И. Бовыкин, посвятивший свой доклад экономической и социальной эволюции России после крестьянской реформы 1861 г. и до первой русской революции. В.И. Бовыкин исходит из того, что «капиталистическия эволюция» стран, позже других оказавшихся вовлеченными в этот процесс, «представляла собой результат сложного взаимодействия закономерностей развития, имманентных их общественным структурам, и давления мирового капитализма». В этих странах, и в России в том числе, «перестройка феодальной общественной структуры оказалась возможна эволюционным путем при сохранении политической власти за старым правящим классом — дворянством, взявшим на себя инициативу капиталистических преобразований». Это наложило свой отпечаток на реализацию упомянутых преобразований. Пожертвовав крепостным нравом, правящие круги российского дворянства «попытались спустить па тормозах стихийный процесс ломки феодальных и утверждение капиталистических, отношений, канализировать его, введя в определенные границы, с тем чтобы дворяне, постепенно перестроив свои хозяйства на капиталистический лад, могли сохранить принадлежащую им земельную собственность и господствующее положение в обществе».14
Большой вклад в изучение и создание обобщающего стабильного курса истории государственных учреждений дореволюционной России внес Ерошкин Н.П. «История государственных учреждений дореволюционной России», в которой автор собрал материал по развитию ведомств до 1917 г.
В литературе разных исторических периодов встречаются значительно отличающиеся друг от друга точки зрения на проводимую государством в конце XIX - начале XX в. промышленную политику. Современники по-разному видели цели: одни считали проводимую политику разумной и прогрессивной (С.Ю. Витте, Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, Д.И. Менделеев, Н. П. Игнатьев), другие считали ее опасной и рушащей основы традиционной России, при этом им приходилось признавать необходимость преобразований (Плеве, П. Л. Валуев).
В литературе советского периода встречается негативная оценка промышленной политики конца XIX - начала XX в. Это связано, в первую очередь, с главенствовавшей идеологией, которая отрицало положительный и прогрессивный характер дореволюционных преобразований. Советские авторы делали акцент на том, что вся государственная политика велась в интересах правящего класса и буржуазии. Доказывалось утверждение о эксплуатации рабочего класса. Некоторая прогрессивность государственной политики в промышленной сфере признавалась, и рост промышленных показателей не отрицался. Но это было следствием непомерной эксплуатации рабочего класса.
После распада Советского
союза отношение к
На сегодняшний день существует
значительное количество исследований
по различным государственным
Несмотря на наличие
определенного количества
Целью данной работы является исследования системы государственного управления промышленной сферой с 1861 г. по 1905 г., на основе изучения законодательной основы. Ее роль в модернизационных процессах в России.
В данной работе выдвигаются следующие задачи:
- Выделение основных методов управления российской промышленностью.
- Рассмотрение общих законоположений о российской промышленности и их роли в модернизации страны.
- Изучение протекционистской таможенной политики государства и ее результативности.
- Исследование промышленного налогообложения и его доли в государственном бюджете.
- Рассмотрение структурного положения промышленных ведомств.
- Рассмотрение функций Горного управления как главного органа в управлении горнодобывающей промышленностью в России, его задачи и направления деятельности.
- Изучение значения Департамента мануфактур и внутренней торговли в управлении фабрично-заводской промышленностью в России.
- Исследование фабричной инспекции как главного органа надзора и контроля над взаимоотношениями в фабрично-заводской промышленности.
- Изучение значения горной полиции для государства, ее функции и задачи.
Методы исследования и
изложения материала
Системный подход - это подход,
при котором любая система (объект)
рассматривается как
Метод типологизации, направленный на выделение обладающих определенными свойствами упорядоченные группы явлений с помощью идеализированной модели или типа. Система управления российской промышленностью была разделена на отдельные методы, являющимися самостоятельными проявлениями государственной политики.
Метод анализа и синтеза – разделение предмета исследования на составные части, исследования каждой по отдельности, выведение общего вывода по предмету. Система управления российской промышленностью была разделена на методы, законодательная база которых была проанализирована. После исследования был сделан общий вывод о роли государственного регулирования в промышленной отрасли.
Для данной работы большую
ценность представляют законодательные
акты правительства Российской империи,
которые затрагивают
Особое внимание уделяется
отдельнымзаконодательным актам, в
которых напрямую прослеживается цель
государственной политики в промышленной
сфере. Большое значение имеют
законы, касающиеся урегулирования социальных
и экономических
Работы историков концаXIX- началаXX в. имеют значение первичных источников для данного исследования. Исторические произведения А.М. Лоранского,22 М.С. Балабанова,23 П.К. Шванебаха,24 Я.Т. Михайловского25,А.Н. Быкова,26 В.П.Литвинова-Фалинского27и многих других дают бесценную информацию о промышленной политике государства.
В данной работе используются мемуары и биографические очерки видных политических деятелей, в которых непосредственно излагаются их точки зрения на стратегию промышленного развития и на деятельность государства (С.Ю. Витте,28 П.Б. Струве,29М.Х. Рейтерн30).
Большое значение имеют статистические источники дающие общее представление о социальных, экономических и промышленных показателях развития российского государства. Вработах В.Е. Варзара,31 И.Д. Ковальченко32, С.В. Воронковой33 представлены статистические сведения о темпах роста промышленности, количестве рабочих стачек, социальных показателях жизни рабочих и т.д.
В работе используются архивные данные, опубликованные на сайте Российского государственного исторического архива. Представлены сведения из фондов: Департамента государственной экономии Государственного совета,34Комитета министров,35Горного департамента Министерства торговли и промышленности,36 В.И. Вешнякова,37Департамента промышленности, науки и торговли Государственного совета.38
Глава 1. Законодательные и финансовые методы управления промышленностью.
Во второй половине
XIX - начале XX вв. в России проводились
масштабные социально-
Несмотря на серьезные социальные издержки: частые злоупотребления, нечестность, самоуправство фабрикантов вызывали резкое недовольство рабочих, дорога капитализму была открыта реформами 60-х - 70-х годов XIX в.
В последней трети XIX в. заметно
увеличилась товарность сельскохозяйственного
производства, купеческий капитал резко
увеличил свои обороты. Высокими темпами
росла отечественная
Именно с именем С.Ю. Витте большинство российских ученых связывают процесс быстрого промышленного развития, который наблюдался в последнее десятилетие XIX века. П.Б. Струве так высказывался о министре финансов: « “”Экономический гений” Витте следует искать не в плохих трактатах по политической экономике, написанных чужими руками, а в государственном творчестве, свободном от пут доктрины и с какой-то державной легкостью разрешавшем трудности, перед которыми останавливались мудрецы и знатоки». 41
Стремительное развитие промышленного производства Российской империи с середины XIX века явилось, среди прочих, результатом деятельности государства по реализации одной из основных своих функций – функции управления, что позволило России за относительно короткий срок занять достойное место среди промышленно развитых держав мира.
Можно констатировать, что
четко выстроенный вертикальный
тип управленческих связей сделал возможным
создание единой структуры государственных
органов управления в сфере промышленного
производства. Управление промышленным
производством Российской империи
второй половины XIX – начала XX веков
в большинстве своем было сосредоточено
в Министерстве финансов и Министерстве
государственных имуществ. Структура
органов управления заводами, фабриками
и мануфактурами осуществлялась
в рамках Министерства Финансов Департаментом
Торговли и Мануфактур. В целях
«содействия правительству в
изыскании мер в пользу торговой
и мануфактурной
Структура государственных
органов на местном уровне включала
в свой состав, прежде всего, губернатора,
осуществляющего функции
Другой отраслью промышленности – горным делом, ведал специализированный орган – Горный департамент. История этого ведомства начинается с 13 июня1806 года (в него были переданы дела упразднённой Берг-коллегии). Структурно Горный департамент до 1874 г. входил в сферу деятельности Министерства финансов, затем учреждение было передано под контроль Министерства государственных имуществ (с 1894 года — Министерство земледелия и государственных имуществ). Относящееся к горному делу законодательство главным образом содержится в Горном уставе. Полицейские функции в горном деле осуществляла Горная полиция. Подчинялась ведомство горному начальнику и горному управлению, а они, в свою очередь, - Горному департаменту, который структурно входил в Министерство финансов. Таким образом, горная полиция находилась не в Министерстве внутренних дел, а в Министерстве финансов. Это учреждение было аналогом фабричной инспекции, только по горному делу.
Государственное управление
в любых отраслях имеет свои рычаги
и способы контроля. Промышленная
отрасль не является исключением. Государство
стремилось полностью контролировать
все стороны промышленного
- Законодательный метод управления промышленностью;
- Протекционистская таможенная политика;
- Промышленное налогообложение;
- Ведомственное текущее управление российской промышленностью;
- Социально-административное управление промышленностью.
Именно эти методы управления должны были, по мнению государства, стимулировать промышленное производство, но при этом она полностью оставалась под контролем властей.
- Законодательный метод управления российской промышленностью.
Законодательство являлось для
государства главнейшим
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Законодательные традиции
- Законодательный оган власти
- Законодательный орган субъекта федерации
- Законодательный поцесс в РФ
- Законодательный процесс
- Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России
- Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России
- Законодательные основы добросовестного приобретения и защита права собственности добросовестного приобретателя в Российской Федерации
- Законодательные основы, задачи и организация планирования ветеринарных мероприятий при ликвидации инфекционных болезней животных
- Законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации
- Законодательные основы правового положения и ответственности иностранных граждан и лиц без гражданств
- Законодательные основы, регламентирующие должностные преступления (преступления, связанные с исполнением своих обязанностей)