Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения

 

План

Введение……………………………………………………………………3

1. История становления благотворительности в Российской империи…………………………………………………………………………5

1.1. Развитие благотворительности во время правления Петра I……….5

1.2. Расцвет русской благотворительности в Российской империи в конце 18 – начале 19 веков……………………………………………………….7

1.3. Система благотворительности в конце 19 в. - начале 20 века……11

2. Система благотворительной деятельности в Российской империи………………………………………………………………………….14

2.1. Основные направления, формы и типы благотворительных заведений…………………………………………………………………………14

2.2.  Роль значимых благотворительных обществ в Российской империи…………………………………………………………………………16

3. Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Благотворительность - это  эффективный инструмент социальной политики России на протяжении столетий. В связи с тем, что социальное законодательство в Российской империи  было практически не развито, вместо системы социальной помощи существовала система благотворительности.

Авторы статей о благотворительности  используют множество различных  трактовок и определений этого явления. Так в конце 19 века благотворительность определялась, как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.1

Актуальность темы данного реферата  связана с практической значимостью изучения и теоретического осмысления опыта благотворительности, выработанного веками русской истории, и в частности, в период Российской Империи. Необходимость исследования продиктована задачами возрождения благотворительности в России в наше время.

Изучение основ благотворительности  в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Изучение проблемы благоторительности занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России». Особого рассмотрения заслуживает наследие Е.Д. Максимова, которым было написано большое количество трудов, освещающих различные стороны общественного призрения и благотворительности в России. Об истории становления благотворительности в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), Афанасьев В.Г. и Соколов А.Р. в работе «Благотворительность в России: исторические аспекты проблемы». Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам благотворительности начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Гавлин М.Л. Обширный круг проблем благотворительности поднимает в своих монографиях и статьях Ульянова Г.Н.

Методологической основой работы являются научные принципы познния: историзм, объективность, комплексность, системность.

Объектом исследования является благотворительность в период Российской Империи,  как процесс развития отношений между государством, социальными институтами, гражданами, с одной стороны и социальными группами, с другой.

Предметом изучения в реферате являются учреждения помощи бедным, нуждающимся слоям населения, действовавшие в Российской империи, а также законодательные акты, регулирующие их деятельность.

Цель работы - выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности, исследование феномена благотворительности в период Российской Империи, и влияние этого процесса на развитие законодательной базы государства.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования в реферате решаются следующие задачи: охарактеризовать понятие, функции и основные категории благотворительности в Российской империи; рассмотреть теоретические подходы к благотворительности; описать деятельности значимых благотворительных обществ; исследовать развитие законодательства, регулирующего процесс благотворительности в данный перод истории .

Структура реферата включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

 

1. История благотворительности в Российской империи

1.1. Развитие благотворительности во время правления ПетраI

 

Становление отлаженной системы российской благотворительности принадлежит Петру I. Следует отметить что им были затронуты все важнейшие и основные вопросы благотворительности. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Император принимает значимые меры к урегулированию частной благотворительности, налаживает организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. В следствии действий Петра I, создается уже цельная система, отличающаяся известной выдержанностью и последовательностью.2

Заботясь о истинно нуждающихся, Император в 1700 году пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые работать не могут, и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать».3 В 1706 году митрополитом Иовом основан первый в России приют для незаконнорожденных детей. Император сочувствовал такому учреждению и немедленно определил на его содержание денежные средства.

В 1712 году Петр требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами». 4В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно».5

Большое внимание великий  преобразователь России обращал  и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг..

 По отношению к нищим,  способным к труду, Петр I постоянно  подтверждал, что их нужно привлечь  к работе, а больных и увечных  помещать в богадельни. Следуя  европейским примерам, он усиливает  наказания для здоровых нищих:  телесные наказания, каторжные  работы, денежные штрафы. Все эти узаконения Петра Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения (смирительные дома, прядильные дома, гошпитали, сиротские дома). В целях выяснить количество нуждающихся, Император предписал произвести переписи всех бедных.6

Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий  относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности –  к безразборчивой милостыне. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение  раздавать милостыню отдельным  категориям нуждающихся, но не заслуживающих  помощи. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни.

Важно отметить, что Петр I вносит в дело российской благотворительности так много нового, осознавая, что требуются определенные источники средств для этого. Потому при нем: 1) вдвое был увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак; 2) запрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам; 3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей, кроме солдат; 4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям с целью обращения вырученных за эти работы денег «на общую монастырскую пользу»7; 5) сбор доброхотных подаяний в церквах; 6) штрафные деньги с раскольников обращать на богоугодные дела.8

Подводя итог обширной и  значимой деятельности Имератора Петра  в областе благотворительности, можно сказать, что петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации благотворительности для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени определяло помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным "кормовые" деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов.

 

1.2. Расцвет русской благотворительности в Российской империи в конце 18 – начале 19 веков

 

Ближайшие преемники Петра I мало заботились о полном проведении мер по благотворительности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям благотворительной деятельности произошло заметное ухудшение дела. Вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее «число нищих умножилось, а паче при церквах и в рядах».9  Застой в деле благотворительности продолжался до Екатерины II. С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении 18 века изменить социально-экономическую структуру страны.

Во время царствования Екатерины II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся – приказы  общественного призрения и местные  органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).10

 Крупнейшим делом   периода царствования Екатерины  II было учреждение двух больших  заведений для призрения незаконнорожденных  детей. Вопрос о них был серьезно  разработан под руководством  известного филантропа И.И. Бецкого  и получил практическое осуществление  с основанием в 1763 году в  Москве Воспитательного дома, а  в 1770 году – и в Петербурге. Устройством этих двух домов  было положено прочное начало  призрения незаконнорожденных детей  если не во всей Империи,  то в ближайших к столицам  губерниях. 11

Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная  мера Екатерины II, заключающаяся в  создании ею целой сети специальных  учреждений под названием «Приказов  общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании  «учреждения о губерниях» 1775 года. 12По этому закону, «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании: 1) народных школ; 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных; 4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и надзирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.13

Также создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.14

Подведем итог деятельности Екатерины и перечислим основные важные моменты:1) в этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; 2) открываются госпитали для бедных рожениц с анонимным отделением; 3)ссудные и вдовьи казны (кассы); 3) изданы указы, облегчившие участь арестантов и каторжников, отменена смертная казнь.

Складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности.  Законодательство этого периода  решительным поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением нуждающихмя занимались чиновники полиции и приказов.

Законодательным актом «Учреждения  для управления губерний Всероссийской  Империи», была заложена государственная  система общественного призрения, процветавшая долго и сохранившаяся  в общих чертах до наших дней.

Дело Екатерины продолжила Императрица Мария Федоровна, которая в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. В последствии Императрица основала Ведомство в которое входили Воспитательные дома, Сохранные казны и Коммерческие училища.15

 Особое внимание Мария  Федоровна обращала на Воспитательные  дома. Заботясь об устройстве  уже существующих, Императрица открывала  и новые учебные и благотворительные заведения: женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины; Павловский военно-сиротский институт;  Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов с обучением за плату и без платы. При Марии Федоровне были открыты училища для солдатских дочерей, для глухонемых детей, больницы, воспитательные дома.16

Самым значимым моментов в деятельности Императрицы было открытие Вдовьих домов в Санкт-Петербурге, и в Москве. Дома были открыты для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов. В 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов, которые впоследствии в память о Марии Федоровне были названы Мариинскими.17

Изучив конкретный период времени Российской Империи, можем  сказать, что особенностью было то, что вся благотворительная деятельность была сосредоточена преимущественно в руках государства и церкви. Объяснялось это несколькими причинами: во-первых, централизацией власти и дальнейшим ужесточением системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившимся к середине 19 в. сословным делением, фактически уничтожившим общественную деятельность как таковую. Российское общество нач. 19 в. жестко контролировалось властью, поэтому общество не способно было создать самостоятельные благотворительные движения, в-третьих, практически вся крупная торговля и промышленность контролировалась государством. В России еще не было достаточно сильного слоя зажиточных людей, способных финансово поддержать независимые благотворительные учреждения.

Однако выделяемых государственными и благотворительными организациями  средств в силу нужды и бедности в России не хватало на то, чтобы  система социальных учреждений могла  полноценно функционировать и развиваться. Стала очевидной необходимость  большего участия общественности в  делах попечения, свободного от правительственного контроля. Реформы 60-70-х годов по отмене крепостного права, введению земского и городского самоуправления дает толчок для роста общественно-филантропических организаций и заведений. В этот период активизируется деятельность частных лиц в оказании социальной помощи населению.

 

1.3. Система балготворительности в конце 19 в. - начале 20 в.

 

Материалы “Свода Законов” свидетельствуют также о том, что в России в конце 19 - нач. 20 вв. была сформирована вполне определенная, разветвленная система благотворительности. 18

В организации ее принимали  участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство.

Разнообразными были и учреждения, занимавшиеся благотворительностью и общественным призрением: сиротские дома, воспитательные и работные дома, богадельни.

В 90-е гг. в правительственных  и промышленных кругах активно обсуждался также вопрос о социальном обеспечении  рабочих, получивших увечья на производстве. При этом правительство склонялось к тому, чтобы ввести принцип ответственности  предпринимателей за травматизм. Именно в этом духе были составлены проекты  законов, предложенные Государственному Совету Министрами финансов И.А.Вышнеградским  в 1889 г. и С.Ю.Витте в 1893 г.19 Ввиду сопротивления промышленников эти проекты были отложены. Влияние несколько факторов и прежде всего: 1) состояние законодательства по благотворительности; 2) уровень духовной культуры общества; 3) уровень потребности населения в медико-социальной защите.20

За счет развития разлчиных  направлений благотворительности правительство планировало решить два вопроса: 1) взять под контроль общественное призрение в стране, управление этими процессами; 2) развивать все формы и виды благотворительности и общественного призрения с тем, чтобы снять в обществе социальную напряженность.

До начала 60-х годов 19 века развитие общественной благотворительности  тормозится из-за ряда причин: трудности  при регистрации обществ, подозрительное отношение со стороны государственной  власти. Но позже появляется  масса  новых обществ, носивших как общероссийский, так и местный характер. Этому  способствовало то, что право утверждать уставы благотворительных обществ, в задачи которых входило призрение  бедных, устройство ночлежных и работных домов, приютов для больных и  для детей, было передано в ведение Министерства внутренних дел и не требовало утверждения императором.

С конца 19 века в. намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности. Основные из них  - «адресность» помощи, рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей. Земская и городская  реформы возложили основную отвественность за социальную помощь на городское  и земское  общественное самоуправление. В функции дум и управ, земских органов входили: «попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства, устройство и заведывание благотворительными и лечебными заведениями, участие в мероприятиях по охране народного здравия, развитию средств врачебной помощи, попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений».21

Итак, во второй половине 19 – начале 20 вв. отечественная благотворительность получает особое развитие. Именно в этот период появляются новые формы и направления. Наиболее эффективным было сочетание государственной, частной и общественной форм помощи нуждающимся, значительно возросла общественная инициатива. К концу 19 века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

 

 

 

 

 

 

2. Система благотворительной деятельности в Российской империи

2.1. Основные направления, формы и типы благотворительных заведений

 

Основными направлениями  в благотворительности в России в период с 1721 г. по 1917 г. являлись: «а) правительственная; б) церковная; в) земская; г) общественная; д) частная.»22

Эти направления могли  взаимодействовать как в целом  в государстве, так и в отдельных  регионах.

Выделяют следующие формы и методы благотворительности в исследуемый период:

  1. Закрытые (делятся по видам заведений).
  2. Открытые (более гибкие и разнообразные): организация мероприятий в пользу объекта благотворительности (спектаклей, праздников, продаж); строительство объектов благотворительности (больниц, воспитательных домов); создание самих общественных заведений; материальные пожертвования; денежные пожертвования; пожертвование трудом и временем; попечительство (граждане становились попечителями заведений и помогали в их развитии); создание капитала; братства (церковные братства по своей инициативе брали на себя разнообразные функции в зависимости от нужд общества); прием детей на воспитание; стипендиальные программы.23

Все благотворительные  заведения по своему назначению разделялись  на шесть типов: «1) призрения (детей и взрослых); 2) дешевого и бесплатного проживания; 3) дешевого и бесплатного пропитания; 4) трудовой помощи; 5) лечебной помощи.»24

Частная благотворительность  имела разнообразные формы и направления. Назовем три основные тенденции:

  • частные благотворители организовывали и финансировали институты помощи и поддержки;
  • частные благотворители оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований;
  • частные благотворители осуществляли социальный патронаж над определенной категорией нуждающихся.25

Сторонников частной благотворительности  можно разделить на две группы. Приверженцы первой считали, что благотворительность оказывается всем, кто ее просит. Представители второй были уверены, что нужно оказывать благотворительность не всем, а только истинно нуждающимся.

Благотворительные общества и учреждений распределялись также по определенным ведомствам: Министерства Внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства, Министерства земли и государственного имущества, Министерства Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства духовного и др.26

В России к концу 19 в. существовала достаточно развитая система социального призрения, которая базировалась, в основном, на частной и общественной благотворительности. Вместе с тем, в Российской импреии существовали предусмотренные законодательством такие крупные благотворительные ведомства и общества, как Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Российское Общество Красного Креста, Попечительство о народной трезвости и др.,

Одной из наиболее распространенных форм благотворительности в России являлось призрение. Сюда относилось «около 54,6% всех благотворительных заведений империи.»27 Заведения, относившиеся к этой группе делились на 2 категории: а) для призрения и воспитания детей; б) для призрения взрослых.28

На примере Мариинского  ведомства рассмотрим основные направления деятельности:

1. Призрение младенцев. 

2. Опека над подростками:  детские приюты, где все призреваемые  в обязательном порядке проходили  курс народной школы.

3. Призрение слепых и  глухонемых.

4. Призрение престарелых  и оказание врачебной помощи.29.

Итак, автор реферата выделяет пять направлений благотворительности, определяет формы, методы и основные тенденции данного вида деятельности в Российской империи, что позволит выполнить поставленную  цель в работе.

 

2.2. Роль значимых благотворительных обществ в Российской империи

 

Специальные благотворительные  учреждения представляли собой две  группы: благотворительные общества и благотворительные заведения.30

Как определяет Лозовская Е. Г: «Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении».31Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей системе.32

Одним из самых крупных  обществ в начале XIX в. было Императорское Человеколюбивое общество, возникшее почти сразу же после прихода к власти Александра I. Первоначально общество приняло название «Благодетельного общества». 33

В 1805 г. оформилась структура  Человеколюбивого общества. Были созданы:

- «Благодетельный комитет», в задачи которого входило  налаживание контактов с иностранными  и отечественными филантропами;

- «Ученый комитет», занимавшийся  сбором и анализом сведений  о возможных улучшениях в плане  благотворительной деятельности;

- «Попечительский комитет», в обязанности которого входило  «оказание денежной помощи истинно  бедным и несчастным людям»34.

В качестве основных задач деятельности Человеколюбивого общества были выделены: забота о дряхлых, престарелых и немощных; трудоустройство неимущих; помощь в воспитании сирот и детей бедных родителей35.

В 19 веке особое внимание было обращено на организацию медицинской помощи нуждающимся. В 1802 г. по решению Александра I был создан особый Медико-филантропический комитет.

Комитет разработал программу медицинской помощи, которая была одобрена императором. В обязанности комитета входили: домовое призрение бедных больных; организация по городу специальных «диспенсариев» (лечебниц для приходящих), где больные могли бесплатно лечиться и получать лекарства; помощь пострадавшим на улице от несчастных случаев; организация лечебниц для больных, страдающих инфекционными заболеваниями; призрение «искаженных природой или случаем, воспитание глухонемых и слепых»36.

Пример бескорыстной деятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к созданию в 1867 г. Российского общества попечения  о больных и раненых воинах, которое в 1879 г. было преобразовано  в Российское общество Красного Креста. В основу деятельности Общества был положен принцип полной самостоятельности в мирное время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек для создания такой организации – отделения Красного Креста. Сфера деятельности Общества постепенно расширилась и в его задачи вошло оказание помощи нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров.37

Несмотря на некоторую  аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные пожертвования  и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось  около 100 тыс. членов и 450 местных отделений  по всей России.38 Одним из ведущих направлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставалась социальная помощь и поддержка, оказываемые населению. При этом особое внимание уделялось беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническими заболеваниями, детям, обитателям трущоб.

Возникли общества попечения  о тюрьмах, вспомоществования учащимся, посещения бедных, попечения о  гувернантках, подаяния помощи братьям-славянам и другие.

Новый уровень своего развития общественная благотворительность начинает в начале 20 века, когда создаются общероссийские организации, созываются всероссийские съезды по вопросам общественного призрения.

Подводя итоги сказанного о самых значимых благотворительных обществах и заведениях в период империи в России, автор реферата отмечает, что наряду с индивидуальными формами благотворительности, возникали общественные организации, бравшие на себя функцию объединения благотворительных пожертвований, привлечения добровольцев для решение тех или иных социальных проблем. В России инициатива создания таких обществ часто исходила от членов императорской семьи

Законодательство Российской империи как фактор развития благотворительного движения