Законодательство в сфере страховой деят-ти, страховое правоотношение, договор страхования и его условия, страховые санкции

Содержание.

Введение.

Глава I. правовые основы защиты государственной тайны.

1.1 Государственная  тайна, основные понятия.

1.2 Законодательство  России о государственной тайне.

1.3 Защита  государственной тайны.

Глава II. Трудовое право: дисциплинарная и материальная ответственность работника.

2.1 Трудовое  право.

2.2 Дисциплинарная  ответственность работника.

2.3 Материальная  ответственность работника.

Глава III. Законодательство в сфере страховой деят-ти, страховое правоотношение, договор страхования и его условия, страховые санкции.

3.1 Общая  характеристика законодательства  в сфере страховой деятельности.

3.2 Страховое  правоотношение.

3.3 договор  страхования и его условия.

3.4 Страховые  санкции.

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Законность  и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложились две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем, норм, законов современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, нормы законы, обогатить каждую из них. Правоведение отражает социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей. Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России.

Задачи  состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. 
 
 
 
 
 
 

Глава I. правовые основы защиты государственной тайны. 

    1. Государственная тайна, основные понятия.
 

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Правовой  базис института государственной  тайны составляет информационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Эта норма  разделяет всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два не пересекающихся множества – открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения –государственную тайну.

Правовую  основу этого института составляют также законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный  закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и  распоряжения Президента РФ, постановления  и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.

Базовым законом института государственной  тайны является Закон РФ «О государственной  тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Законодатель  так определяет понятие государственной  тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения в  области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно–розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

В области  государственной тайны применяются следующие понятия:

- носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

- система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов зашиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

- допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

- гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

- средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

- перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

- отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – введение в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;

- рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Для государственной  тайны устанавливается особенный  правовой режим, суть которого заключается  в жестком ограничении доступа  к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

 К органам защиты государственной тайны относятся:

1. межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;

3. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;

4. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;

5. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

Защита  государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Допуск  должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск  лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также  лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной  тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск  должностного лица или гражданина к  государственной тайне может  быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Прекращение допуска к государственной тайне  не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Законодательство  России о государственной тайне.

      Государство, природа которого во многом неоднозначна и противоречива, грани его располагаются где то между так называемой общесоциальной сущностью (во благо всего общества) и классовой (выражающей силу и господство одного класса над другим), своим неотъемлемым элементов имеет право, правовую настройку, иначе именуемую законодательство. право, будучи в целом объективным, вытекающим из объективной необходимости упорядочения, регламентирования отдельных отношений в обществе, и законодательства, выражающее взгляды и убеждения тех должностных лиц, которые причастным к его принятию и применению, а потому более субъективное, не обошло стороной и такую важную грань человеческой жизни как безопасность государства и общества, обеспечиваемую в том числе и сохранением в тайне тех сведений, которые составляют т.н. государственную тайну.

      Закон  О государственной тайне в  статье третьей определил состав этого законодательства. Законодательство   Российской   Федерации   о   государственной  тайне основывается  на  Конституции  Российской Федерации, Законе Российской Федерации  "О  безопасности"  и  включает  нормы этого Закона, а также положения   других  актов  законодательства,  регулирующих  отношения, связанные с защитой государственной тайны.

      Какие же это акты, конечно в данном случае речь идет о нормативно - правовых актах, акты индивидуального регулирования, акты применения права часть законодательства не являются, но все же оказывают порой значительную роль на принятие конкретного решения, в перую очередь это судебные решения. Концепция судебного прецедента в целом не характерна для российского правоприменения, однако же акты высших судебных инстанций имеют значительное сходство (как и отличия) с традиционным судебным прецедентом (См. например, С.К. Загайнова. Судебный прецедент: проблемы правоприменения в России).

      К этим законодательным актам относятся  в первую очередь Федеральные закон: кодифицированные - Уголовный Кодекс РФ 1996 года, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж, Кодекс РФ об административной ответственности 2002 года, специализированные закона об архивном деле, о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, об оперативно – розыскной деятельности, о гражданстве и прочие. - это акты законодательства в узком смысле, только нормы законов. Нормативное опосредование отношения по защите государственной тайны получили и в нормах подзаконных актов, как то:

  • Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны";
  • Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
  • Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 "Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 N 6339)

      Всего отношения в этой сфере регламентируют около 30 нормативных актов федерального значения. Термин Государственная тайна встречает однако же и в нормативных актах субъектов РФ, например, Уставах.

      Итак, можно сделать вывод о том, что существуют такого рода сведения, разглашение которых не отвечает интересам безопасности государства в первую очередь, его институтов, поскольку ущерб от их распространения может привести к существенным потерям и стать препятствием в сохранении прогрессивном развитии личности, общества и государства.

      Закон  закрепляет  как  собственно  перечень сведений,  могущих быть отнесенными к государственной тайне, так и, что так же важно, принципы отнесения сведений  к государственной тайне и засекречивания этих сведений.  тем самым воплотив  идею, закрепленную в Конституции РФ и максимально   возможно   гарантирующую   интересы  как  общества  (его формирования  и  отдельных  членов),  так и государства. Их количество невелико,  однако  же  значение, обусловленное в том числе и уровнем их абстрактности  и  формальности  таково, что вмещает в себя нормы всего законодательства  о  государственной  тайне.  Это принципы законности, обоснованности  и  своевременности.  Легальное  их  содержание таково. Законность   отнесения   сведений   к   государственной   тайне  и  их засекречивание  заключается  в соответствии  засекречиваемых сведений положениям  статей  5  и 7  Закона  о государственной тайне       и законодательству  Российской  Федерации о государственной тайне. (т.е. перечиню  сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих отнесения к таковой и соответственно засекречиванию)

      Обоснованность   отнесения  сведений  к  государственной  тайне  и  их засекречивание  заключается  в  установлении  путем  экспертной оценки целесообразности   засекречивания   конкретных   сведений,   вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

      Своевременность  отнесения  сведений  к  государственной  тайне  и  их засекречивание    заключается    в    установлении    ограничений   на распространение  этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Защита  государственной  тайны.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

К органам  защиты государственной тайны относятся:

межведомственная  комиссия по защите государственной  тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их

территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная  комиссия по защите государственной  тайны является

коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

       Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней

разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

       Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации  обеспечивают защиту сведений, составляющих  государственную тайну, в соответствии  с возложенными на них задачами  и в пределах своей компетенции.  Ответственность за организацию  защиты

сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и  организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ  с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций

создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции  которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

       Защита государственной тайны  является видом основной деятельности  органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

       Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.

       Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

       Допуск лиц, имеющих двойное  гражданство, лиц без гражданства,  а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

       Допуск должностных лиц и граждан  к государственной тайне предусматривает:

      - принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

    -   согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

      - письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

      - определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

      - ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

      - принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

       Объем проверочных мероприятий  зависит от степени секретности  сведений, к которым будет допускаться  оформляемое лицо. Проверочные мероприятия  осуществляются в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. Целью проведения проверочных

мероприятий является выявление оснований, предусмотренных  статьей 22 настоящего Закона.

       Для должностных лиц и граждан,  допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие социальные гарантии:

      - процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

      - преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

       Для сотрудников структурных  подразделений по защите государственной  тайны дополнительно к социальным  гарантиям, установленным для  должностных лиц и граждан,  допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная

надбавка  к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

       Взаимные обязательства администрации  и оформляемого лица отражаются  в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

       Устанавливается три формы допуска  к государственной тайне должностных  лиц и граждан, соответствующие  трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Наличие у должностных лиц и граждан  допуска к сведениям более  высокой степени секретности  является основанием для доступа  их к сведениям более низкой степени  секретности.

       Сроки, обстоятельства и порядок  переоформления допуска граждан  к государственной тайне устанавливаются  нормативными документами, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации.

       Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

       Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне

       Члены Совета Федерации, депутаты  Государственной Думы, судьи на  период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

       Указанные лица предупреждаются  о неразглашении государственной  тайны, ставшей им известной  в связи с исполнением ими  своих полномочий, и о привлечении  их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

       Сохранность государственной тайны  в таких случаях гарантируется  путем установления ответственности  указанных лиц федеральным законом.

       Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

       Основаниями для отказа должностному  лицу или гражданину в допуске  к 

государственной тайне могут являться:

      - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

      - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

     -  постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

     -  выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

     -  уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

       Решение об отказе должностному  лицу или гражданину в допуске  к государственной тайне принимается  руководителем органа государственной  власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Законодательство в сфере страховой деят-ти, страховое правоотношение, договор страхования и его условия, страховые санкции