Отчет по практике у мирового судьи судебного участка 3 Тюменского района Тюменской области Кр

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия

мировой экономики, управления и права»

(ГОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП»)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

ОТЧЕТ

по производственной практике у мирового судьи судебного участка №3 Тюменского района Тюменской области Криворучко А. Н.

Выполнил студент ЮФ

Тетюева А. И., гр. Ю-07-2

Руководитель от организации

Мировой судья судебного

участка № 3 Тюменского района ТО

Криворучко А. Н.

Руководитель от ТГАМЭУП

Даровских Ю. В.

Тюмень 2011

Содержание практики

Введение………………………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей

§1. История создания мировых судей в РФ……………………………………………………4

§2.Организационная структура управления………………………………………………….5

§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей………………...7

Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей

§1.Правовые основы деятельности……………………………………………………………..9

§2. Компетенция мировых судей………………………………………………………………9

§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО…………11

§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения…………………12

§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан ……………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………………………16

Приложения …………………………………………………………………………………...17

Введение

Я проходил практику у мирового судьи судебного участка №3 Тюменского района Тюменской области А. Н. Криворучко.

Целью моей практики было:

а) ознакомление с материалами дел, находящихся в архиве суда или в производстве у судьи-руководителя практики;

б) присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел для получения информации, которая может быть использована в упомянутых выше целях;

в) знакомство с обобщениями или обзорами судебной практики по отдельным категориям дел, подготовленными отделами по обобщению и анализу судебной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

г) самостоятельный анализ судебной практики по отдельным категориям гражданских дел;

д) получение от судей информации, содержащей в себе их мнение об эффективности конкретных норм права, их предложения о необходимости внесения изменений или дополнений в действующие нормативные правовые акты.

В связи с поставленной целью на практике я решал следующий круг задач:

  • ознакомление с нормативной основой мировых судей в РФ;

  • ознакомление с правовым статусом и общим порядком деятельности мировых судей в РФ.

Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей

§1. История создания мировых судей в РФ

В Российской Империи первые мировые судьи появились в 1864 году, в ходелиберальных реформ Александра II, а именно реформысудебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Современные исследования, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Как видно из Декрета о суде № 1 от 22.11(05.12).1917 Совнаркома РСФСР мировые судьи всего лишь были заменены на местные суды — а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды — как и мировые судьи — нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районахСССР до периода Перестройкирайонный народный суд состоял из одногосудьи и несколькихнародных заседателей — так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином «судья», термин «народный судья» — судья нижнего уровня, избираемый населением.

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.)

Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковых и специализированных. Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

9 декабря1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнению в действующую тогда Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации — России. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет». На практике эти положения реализованы не были.

В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 г. институт мировых судей не закреплялся. В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).

Впоследствии (11 ноября 1998 года) был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» — после чего начались в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России — через несколько лет, в целом, завершённые.

Первые мировые судьи в Тюменской области были назначены после принятия Тюменской областной Думой Закона «О мировых судьях Тюменской области» №179 от 06.05.2000.

§2.Организационная структура управления

судьи являются судьями общейюрисдикциисубъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков  субъектов Российской Федерации определено Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» №218-ФЗ от 29 декабря 1999 года. На основании Федерального закона №-218-ФЗ и закона Тюменской области «О мировых судьях» от 06.05.2000 №179 в Тюменской области были созданы 64 судебных участка.

В границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского районов по одному судебному участку, в границах Заводоуковского, Ишимского районов и города Ялуторовска - по два судебных участка, в границах города Ишима  три судебных участка, в границах Тюменского района – четыре судебных участка, в границах города Тобольска - пять судебных участков, в границах Калининского и Центрального административных округов  города Тюмени – по восемь судебных участков.  В границах Ленинского административного округа города Тюмени – одиннадцать судебных участков.

Территориальное деление судебных участков в границах одного района (города) осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Тюменской области по представлению председателя районного (городского) суда.

В структуру каждого судебного участка входят:

-мировой судья

-главный специалист судебного участка (помощник судьи)

-ведущий специалист судебного участка (секретарь судебного заседания)

-секретарь судебного участка

В объединенную канцелярию судебных участков входят:

-главный специалист судебных участков( заведующая объединенной канцелярии)

-секретарь по гражданским делам судебных участков

-секретарь по уголовным делам судебных участков

-секретарь по административным делам судебных участков

-специалисты первой и второй категории (архивариус)

-специалисты первой и второй категории (курьер)

Для организации деятельности мировых судей в пределах  Тюменской области  на основании Соглашения №-252 от 23.10.2000 между Администрацией Тюменской области  и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тюменской области  был создан отдел по обеспечению деятельности мировых судей . 8 января 2003 года Отдел был реорганизован в Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области.

Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области  в соответствии  с установленной компетенцией:

-осуществляет подбор кадров на должность работников аппарата мировых судей области  в соответствии с требованиями  Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года  №327 «О государственной гражданской службе Тюменской области»;

-изучает организацию деятельности мировых судей и принимает меры по её совершенствованию;

-организует судебное делопроизводство и архивную работу;

-обеспечивает мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства и информационно-правового обеспечения деятельности мировых судей;

-обеспечивает мировых судей материально-техническими средствами;

-организует реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями области;

-рассматривает обращения, жалобы и заявления граждан и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области;

-осуществляет иные меры по обеспечению деятельности мировых судей области.

Существующую схему управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области можно представить в виде следующей схемы:

Соглашение


Управление судебного департамента в Тюменской области

Правительство

Тюменской области



Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области

(с правами юридического лица)


Отдел

организационно-правового обеспечения

Отдел

кадрового обеспечения

Отдел по управлению имуществом и хозяйственному обеспечению

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Отдел

информационно- технического

обеспечения


Статистическая отчетность. Организация и контроль за состоянием делопроизводства на судебных участках. Правовая и договорная работа.

Прием и увольнение сотрудников. Ведение личных дел. Аттестационная работа. Обеспечение медицинского и пенсионного страхования. Организация повышения профессионального уровня.

Организация капитального ремонта, строительства и надзор за ними. Материально-техническое обеспечение.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности

Начисление и выдача денежного содержания.

Сопровождение и поддержка программ делопроизводства. Информационно-правовое обеспечение. Обслуживание компьютерной и оргтехники, систем безопасности.

Обеспечение информационно-правовыми системами и нормативно-правовыми материалами. Работа с Интернет сайтами судебных участков.

§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей

Начиная с 2003г. мировые судьи и работники аппарата судов проходят повышение квалификации в центре учебно-методической работы. Работа в этом направлении дает положительные результаты.

По результатам статистических данных начиная с 2003 года значительно улучшилось качество рассмотрения дел мировыми судьями. Процент утверждаемости обжалованных решений мировых судей в среднем по области вырос по уголовным делам с 41% до 97%, а по гражданским с 57% до 98%.

Несмотря на выросшую в значительной мере нагрузку по рассмотренным делам процент дел, рассмотренных с нарушением срока, остается небольшим. Однако проблема снижения нагрузки на мировых судей может быть решена только увеличением числа мировых судей в области.

Нагрузка на мировых судей по разрешению всех категорий дел возросла с 2001 г. по 2010 г. более чем в пять раз.

В 2001 г. каждый мировой судья в среднем рассматривал в месяц 39,2 дела, в 2002 г. – 67,3 дела, в 2003г. – 71 дело, в 2004 г. – 101,1 дела, а в 2005 г. 125 дел.

В истекшем году каждый мировой судья в среднем ежедневно разрешал 5,7 дела всех категорий. Но у нас есть такие судебные участки, на которые нагрузки по рассмотрению дел являются запредельными (г. Ялуторовск, г. Ишим, Уватский, Голышмановский, Заводоуковский районы, некоторые судебные участки г. Тобольска, г. Тюмени и Тюменского района).

В 2009 г. в сравнении с федеральными районными (городскими) судами области мировыми судьями разрешено 36% уголовных дел, 67% гражданских и 98% дел об административных правонарушениях, при численности по штату мировых судей 60 человек, против 187 по штату федеральных судей районного звена.

Таким образом, мировые судьи, составляющие 24% от судейского сообщества районного мирового уровня, рассматривают основную массу гражданских дел и дел об административных правонарушениях (70 000 против 13 000 у районных судей).

Большое количество судебных дел, находящихся в производстве мировых судей, влияют на качество и сроки рассмотрения дел, а главное – судьи и сотрудники их аппарата физических не могут осуществлять контроль за исполнением судебных решений, кроме этого несовершенное законодательство, особенно КоАП РФ, когда дела об административных правонарушениях в отсутствии мирового судьи не вправе рассматривать федеральный районный суд, приводит к тому, что административные дела, из-за нарушения двухмесячного срока, установленного для их разрешения, вообще не рассматриваются.

Руководством областного суда и управления по обеспечению деятельности мировых судей ежегодно организуется семинары мировых судей Тюменской области.

В случае временного отсутствия мирового в том районе или городе, где имеется несколько судебных участков, замену организует председатель районного (городского) суда, а где один судебный участок – замена проводится приказом председателя областного суда.

При многих положительных моментах деятельности мировой юстиции области перед ней стоит ряд проблем, которые могут быть решены на федеральном и региональном уровне.

В частности, имеется настоятельная необходимость в увеличении количества мировых судей на 15-20 штатных единиц, данный вопрос может быть разрешен с вступлением в силу федерального закона об увеличении количества судебных участков.

На следующей схеме представлена динамика нагрузки на мировых судей Тюменской области:

Таким образом можно выделить следующие показатели, характеризующие деятельность мировых судей: количество рассмотренных дел; качество рассмотрения, то есть процент утверждаемости обжалованных решений; процент дел, рассмотренных с нарушением срока.

Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей

§1.Правовые основы деятельности

Нормативной базой деятельности мировых судей ( а именно в Тюменской области) выступают следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008);

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996);

3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998);

4. Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.1999);

5. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.02.2002);

6. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.12.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»;

7. Закон Тюменской области от 06.05.2000 N 179 (ред. от 01.03.2011) "О мировых судьях в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 25.04.2000);

8. Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 "О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата";

9. Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации".

Также Инструкция по судебному делопроизводству на судебном участке определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота судебного участка, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах судебных участков, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

§2. Компетенция мировых судей

Создание мировых судов как одного из элементов судебной системы России впервые было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Статья 28 этого же Закона в общих чертах определила основные положения деятельности мировых судей: мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Во исполнение требования этой нормы 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Закон), детально регламентирующий их деятельность и правовой статус.

Создание дополнительного звена (мировых судей) в судебной системе обусловлено необходимостью упрощения процедур и оперативности рассмотрения дел, подсудных мировому судье. Так, в статье 154 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) устанавливается сокращенный срок рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (вместо общего срока - до истечения двух месяцев). Главой 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) установлен иной (упрощенный) по сравнению с общим порядок производства по уголовным делам, подсудным мировому судье. В частности, статья 321 УПК РФ предусматривает срок начала судебного разбирательства не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела (общий срок - не позднее 14 суток).

Мировые судьи  являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Какие же споры полномочен рассматривать мировой судья и в разрешении каких ситуаций он сможет помочь? В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона  мировой судья рассматривает в первой инстанции восемь разновидностей дел, которые условно можно разделить на три группы: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью 1 статьи 31 УПК РФ; 2) гражданско-правовые споры: дела о выдаче судебного приказа; споры о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; 3) дела об административных правонарушениях.

Говоря о первой группе дел, разрешаемых мировым судьей, стоит отметить, что в части 1 статьи 31 УПК РФ предусмотрен довольно большой перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), фактически отвечающих требованиям подсудности мирового судьи, но исключенных законодателем из его компетенции. Как отмечает С.А. Разумов (Комментари к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Юристъ, 2004 г.), вошедшие в перечень составы преступлений требуют от судьи большего опыта, профессионализма и связаны с более значительными временными затратами для рассмотрения дела, нежели те, которые установлены для производства у мирового судьи. Например, убийство в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ) требует исследования психического состояния лица, совершившего данное деяние, детальной проверки неправомерного поведения со стороны потерпевшего. В этом случае, в частности, не исключены повторное назначение экспертизы, вызов дополнительных свидетелей, изучение мнения специалиста. Указанные обстоятельства могут исследоваться в течение достаточно длительного времени. Институт же  мировых судей создан прежде всего для более оперативного рассмотрения дел, не представляющих большой общественной опасности.

При анализе второй группы дел, подсудных мировому судье, также надо учитывать некоторые особенности, например при выдаче мировым судьей судебного приказа. Понятие судебного приказа раскрывается в статье 121 ГПК РФ. Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично (без судебного разбирательства и вызова должника и кредитора) на основании заявления (кредитора) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. При вынесении судебного приказа необходимо учитывать требования, предусмотренные статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

требование органа внутренних дел, подразделения судебных приставов о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

К третьей группе дел, рассматриваемых мировым судьей, относятся дела об административных правонарушениях. В статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приведен перечень правонарушений, подсудных мировому судье. Например, самовольная добыча янтаря, уничтожение или повреждение чужого имущества, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение, нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и другие.

Также отметим, что федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт 1.1 ст. Закона).

§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО

На данный момент в Тюменской области приняты две целевые программы по борьбе с правонарушениями:

  • Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменском муниципальном районе на 2008-2010гг. (решение районной Думы от 30.05.2008 № 551, с измен. и доп. от 26.12.2008 №655);

  • Комплексная межведомственная программа «Комплексное оказание помощи» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2009-2011 годы (утверждена 15.01.2009).

Комплексной программой были определены три основных направления в сфере общественной безопасности: профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью и безопасность дорожного движения, отметили в пресс-службе.

Пристальное внимание в ОВД района уделяется снижению уровня преступности несовершеннолетних. В целях профилактики безнадзорности и преступности юных нарушителей инспекторами ОВД и участковыми уполномоченными за четыре месяца 2007 года организовано 54 рейда в населенных пунктах района, проведено 403 профилактические беседы с учащимися общеобразовательных учреждений.

В основном наказывают нарушителей за административные правонарушения, распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом виде, совершение общественно-опасных деяний. Ответственность за совершенные правонарушения несут не только несовершеннолетние нарушители порядка, но и их нерадивые родители. Условия наказания определены в виде штрафов и постановке на учет в ОВД района.

Эффективность работы по профилактике правонарушений красноречиво подтверждает статистика. На территории Тюменского района отмечается значительное снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними - в 2,7 раза, с 74 за четыре месяца пошлого года до 27 за аналогичный период этого года, добавили в пресс-службе.

Последовательная реализация комплексной программы по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью, координация прокуратурой области деятельности правоохранительных органов привела к снижению подростковой преступности в Тюменской области.

По данным ИЦ ГУВД по Тюменской области в 2010 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 34% (с 1487 до 980), в том числе особо тяжких – на 40,4 % (с 52 до 31), тяжких – на 17,4% (с 269 до 222).

На 39% сократилось количество совершенных подростками тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, на 11% - изнасилований; на 26,7% - грабежей; на 18,2% - разбоев; на 10% - угонов транспортных средств; на 18,3% - краж.

Правоохранительные органы Тюменской области продолжают работу по противодействию преступности несовершеннолетних и в 2011 году.

§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения

Ответственность судей является важной гарантией обеспечения законности и реализации задач правосудия для целей поддержания правового государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования к судье, которые он обязан соблюдать в профессиональной и внеслужебной деятельности. В свою очередь ст. 121 данного Закона предусматривает дисциплинарную ответственность судей в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи за нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Согласно уголовному законодательству превышение должностных полномочий и злоупотребление ими квалифицируются как преступления должностных лиц против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако данные преступления совершают не только гражданские служащие, но и иные представители власти. С учетом особого положения последних преступления, совершаемые ими, затрагивающие интересы государства, выделены в отдельную главу УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ издал Постановление от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 19), в котором разъяснен порядок привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими.

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими определена в ст. ст. 285, 286 УК РФ.

Дисциплинарная ответственность судей регулируется ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в которой указывается, что дисциплинарное взыскание может быть наложено за совершение "дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей)"; а в ст. 11 главы 4 Кодекса судейской этики дисциплинарный проступок определяется путем обратной ссылки (нарушение норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и положений настоящего Кодекса). В Кодексе судейской этики регламентировано поведение судьи путем изложения общих требований, предъявляемых к поведению судьи (глава 1), правил поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности (глава 2), правил поведения судьи во внеслужебной деятельности (глава 3). Но несмотря на это, на наш взгляд, явно недостаточна нормативная регламентация понятий "правонарушение", "дисциплинарный проступок" для объективного решения вопроса о привлечении судьи к ответственности. Также не восполняет пробел в обычном понимании нормативного регулирования ответственности и закрепление в ст. 3 "Требования, предъявляемые к судье" Закона "О статусе судей в Российской Федерации" некоторых запретов и стандартов должного поведения, а также указание в ч. 5 ст. 8.1 данного Закона о том, что судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае непредставления сведений или недостоверности сведений о доходах.

§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы адресованные мировому судье соответствующего судебного участка подаются через помощников мировых судей в установленные часы приема, либо направляются по почте заказным письмом с уведомлением.

Поступившие в адрес мирового судьи документы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. На данных документах проставляется дата принятия, входящий номер. По просьбе обращающегося лица на копии поступившего документа, помощник мирового судьи соответствующего судебного участка проставляет дату принятия, входящий номер, указывая знак Л/П – личный прием, свою фамилию и должность. Лицо, обратившееся в суд, после приема его документов, проставляет свою роспись в соответствующей графе журнала учета входящей корреспонденции, принятой на личном приеме.

Поступившие на личном приеме документы незамедлительно передаются мировому судье соответствующего участка.

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы, поступившие в адрес мирового судьи, регистрируется в день поступления в журнале учета входящей корреспонденции, и не позднее следующего рабочего дня передается мировому судье соответствующего судебного участка.

 Исковое заявление подается в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны:

 1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

 Исковое заявление обязательно подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

 В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.

 К исковому заявлению прилагаются:

 1.    его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

2.    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3.    доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

4.    документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

5.    текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

6.    доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

7.    расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

 Отказ в принятии искового заявления

 1. Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:

 1) заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;

2) заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым федеральными законами не предоставлено такое право;

3) в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

2) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

3) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

 Оставление искового заявления без движения

 1. Судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

2. В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.

3. На определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

 Возвращение искового заявления

 1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если:

 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;

2) дело неподсудно данному суду;

3) исковое заявление подано недееспособным лицом;

4) исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;

5) в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6) до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

2. О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

3. Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

Заключение

Я проходила производственную практику на судебном участке №3 Тюменского района Тюменской области в период с 01.07.2011 по 29.07.2011 г.

Руководителем практики был назначен Мировой судья судебного участка №3 по Тюменского района ТО Александр Николаевич Криворучко.

Задачи и функции, возложенные на мирового судью, реализуются через его полномочия.

Главным полномочием мирового судьи является разбирательство административных, гражданских, некоторых уголовных иных дел по первой инстанции, т. е. принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам.

Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых мировым судьей, составляют гражданские дела. Условно их можно разбить на три группы:

  • дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;

  • дела особого производства.

Гражданские и уголовные дела рассматриваются мировым судьей единолично, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае если судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

Организация работы основывается, прежде всего, на ее планировании.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема граждан и делопроизводства.

Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний, как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (так называемые выездные заседания), и т.п.

Ознакомилась с деятельностью мировых судей, порядком рассмотрения дел у мирового судьи, структурой аппарата мирового судьи, процессуальными документами (протоколы, решения, судебные приказы, определения, постановления), должностными обязанностями секретаря судебного заседания мирового судьи и делопроизводителя мирового судьи.

Во время прохождения практики мне поручалось выполнение различных заданий. Я посещала судебные заседания, во время которых совместно с секретарем судебного заседания вела протокол, работала с корреспонденцией, совместно с секретарем вела прием граждан.

В процессе прохождения практики я закрепила свои теоретические знания, полученные в области юриспруденции, приобрела новые навыки.