3 границы вмешательства государства в экономику



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3

1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В     

   ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6

1.1 Трактовка экономических функций государства

в традиционной политэкономии…………………………………………………......6

1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования…………….  ………...8

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11

2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11

2.2 Функции государства в рыночной экономике

и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14

3 границы вмешательства государства в экономику………..14

3.1 Япония………………………………………………………………………………..21

3.2 Россия…………………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..………...31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….………..33

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны обеспечивало нормативное функционирование любой экономической системы. Оно представляет собою стержень существующей общественной системы, концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А.Смит. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет следующие негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. В условиях рынка порой игнорируются потенциальные негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. На сегодняшний день в условиях финансового и экономического кризиса экономика особенно нуждается в государственном регулировании. Кризисные явления выражаются в увеличении уровня безработицы и инфляции, падении уровня производства, следовательно, разорении предприятий различных форм собственности. Спекуляция на различных рынках усугубляет и без того критическое положение в мире. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что экономика без государства не способна самостоятельно справляться с конъюнктурными изменениями.

Анализ изученных источников и литературы. Роль и функции государства в историческом процессе постоянно менялись и совершенствовались. Проблема и изучение государственного регулирования экономики всегда интересовала теоретиков и ученых. Огромный вклад в исследование проблем рассматриваемой темы внесли теоретики учения о монополиях и конкуренции Р.Гильфердинг, К.Каутский, В. Ленин, Й.Шумпетер, Э.Чемберлин, Л.Робинсон.

Цель работы.  Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1)     описать эволюцию научных представлений о месте государства в экономике;

2)       рассмотреть функции государства в современной рыночной экономике;

3)       проанализировать существующие концепции государственного регулирования экономики, выявить их объективные основы, общие и отличительные черты, возможность их применения;

4)       выявить, каковы границы и направления государственного вмешательства.

Объект исследования - механизм государственного регулирования экономики.

Предметом исследования является система экономических отношений, образующих сущностную и содержательную основу формирования и функционирования механизма государственного регулирования экономики, его общих и специфических форм, функций и методов влияния на производственные и институциональные процессы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что представленный материал, касающийся государственного регулирования экономики, может послужить основой для принятия важных решений  со стороны государства по отношению к экономике. Ряд положений работы может быть применен в преподавании и изучении курсов "Экономическая теория", "Финансы, денежное обращение и кредит", "Деньги, кредит, банки", "Государственное регулирование экономики", спецкурсов по актуальным вопросам экономической теории и практики государственного регулирования в системе профессионального образования, повышения квалификации.


1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ

ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Трактовка экономических функций государства в традиционной

политэкономии

Возникновение и становление государственности уходит своими корнями вглубь истории. В ходе развития человечества роль и функции государства претерпели эволюционные и революционные изменения. Однако сущность государства, как политической формы организации жизни общества и деятельности публичной власти, всегда сохранялась. А вот формы и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Теоретические представления о государственном регулировании начали формироваться еще в ранней стадии становления экономической теории, к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. В центре исследований меркантилистов находились проблемы торгового и платежного баланса. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии. Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов. Ее представители в лице  А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство[1]. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Поэтому основными функциями государства, считал Адам Смит, должны быть: социальная поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных граждан; поддержание правопорядка и обороны; гарантированность основных экономических свобод, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

1.2 Кейнсианская теория

Подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 году “Общая теория занятости, процента и денег” Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы именно экономической политики государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить “эффективный спрос”, поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия".

Главными чертами кейнсианской модели государственного регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность в период экономического кризиса 30-х годов, первой и второй мировой войны, которые породили систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовавших более активной роли государства.

С начала 50-х гг. неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция “неоклассического синтеза” Пола Энтони Самуэльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Современная версия теории общественных благ была сформулирована П.Э. Самуэльсоном еще в статье "Чистая теория общественных расходов" (1954).

Посткейнсианцы (Джоан Робинсон, Пьеро Сраффа, Николас Калдор) в 60-70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

Однако 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы. Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неоклассическую. Попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, так как не отличалась цельностью; она отрицала при анализе макроэкономических процессов то, из чего исходила в микроэкономике. Более того, в 70-80-е годы новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, теория общественного выбора) заметно теснят кейнсианство.


2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ

2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук. На протяжении всей истории человечества государство в разной степени и формах, но постоянно участвовало в экономических процессах в рамках всего народного хозяйства, в сферах экономики, в отраслях и регионах, в отдельных субъектах хозяйствования, во внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленное макроэкономическое воздействие различных государственных структур[2] на процесс развития национального хозяйства в целом и его сфер в частности. Конечной глобальной целью государственного регулирования экономики является обеспечение устойчивого прогрессивного социально-экономического развития общества, направленного на рост благосостояния нации.

Необходимость государственного регулирования экономики объективными обстоятельствами. С одной стороны, вмешательство государства в экономику вытекает из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику. Во-первых, это поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности. Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий. Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей. Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага охрана общественного порядка. Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики налогов, трансфертов. Таким образом, в условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Исходя из сущности, определяются и цели государственного регулирования экономики:

1.   Обеспечение экономической стабильности (выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний):

-регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

-обеспечение экономического роста;

-поддержка устойчивости национальной валюты;

-обеспечение полной занятости;

-внешнеэкономическое равновесие;

2.Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

-обеспечение территориальной целостности;

-обеспечение правовой основы функционирования экономики;

-поддержка внутреннего порядка;

3.Обеспечение социальной стабильности:

-социальная обеспеченность различных слоев населения;

-предоставление социальных услуг;

-обеспеченность населения общественными благами;

4.Координация хозяйственной деятельности:

-обеспечение информацией о конъюнктуре рынка и перспективах развития народного хозяйства;

-разработка мотивационного механизма (системы поощрения и санкций);

5.Поддержка конкурентной среды:

-создание экономических и правовых условий, правил системы;

-конкурентных отношений и защита конкурентной среды;

-борьба против недобросовестной конкуренции;

-борьба с монополизмом;

-разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности;

-поддержка мелкого среднего предпринимательства;

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране и в конкретной период. Именно эта острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.

2.2 Функции государства в рыночной экономике и основные методы

государственного регулирования экономики

Экономическая роль государства в любом обществе реализуется через совокупность конкретных функций. Как и роль государства, так и выполняемые им функции бывают разными не только в разных моделях взаимоотношений государства и экономики, но и разной в рамках одной модели, с различными конкретно-историческими условиями разных стран. Кроме того, экономическая роль государства и выполняемые функции не могут быть одинаковыми в государствах со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой и в государствах с переходной экономикой. Здесь также большое значение имеют конкретные специфические условия. Эти различия обусловлены многими факторами объективного, материального порядка, а так же под влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием как менталитет.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

1)  государственного экономического планирования;

2)  бюджетно–налоговой системы;

3)  денежно – кредитной политики.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.  

В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Однако опыт функционирования административно-командной и рыночной систем свидетельствуют о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп. Поэтому организация планирования не только необходима, но и возможна в рыночной экономике. Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного капитала. Это ресурсы государственного и частного сектора экономики.

Во-вторых, государство через финансово- промышленные группы, крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности, как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.

Государственное вмешательство через разработанные программы предусматривает субсидирование и кредитование из бюджета жилищного строительства, проведение структурной, антикризисной и финансовой политики. Системой плановых ориентиров государство имеет возможность скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления, как безработица, инфляция, неравновесие совокупных рынков и т.д.

Бюджетно-налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по его стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Государственный бюджет представляет собой бюджет центрального правительства, совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Каков характер и направление бюджетных расходов? Значительное место среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укрепление его здоровья. Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение, внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Основным  источником  доходной  части  бюджета  являются  налоговые поступления. Под налогом понимается принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.  Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части  бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили  налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Денежно-кредитная политика является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемая Центральным банком.  Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской  системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного  бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы. К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

1)  целевое кредитование;

2)  установление кредитных «потолков»;

3)  контроль над установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование  той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах. Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль над уровнем процентных ставок связан с установлением

Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы  за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке. Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

3 границы вмешательства государства в экономику