Автоматизированная система учета лиц на административном участке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание рамка лист 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание рамка лист 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление рамка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление лист 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение рамка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основу  процесса управления в любой системе, в том числе и в органах  внутренних дел, составляет  информация.

Несмотря  на различия в функциональных обязанностях сотрудников полиции, занимающихся управленческой деятельностью и  непосредственно предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, охраной общественного порядка, перевоспитанием осужденных, их труд объединяет и отличает главная особенность  – сбор, обработка, анализ и синтез информации, выработка на этой основе различного рода управленческих решений  для достижения целей, поставленных перед системой органов внутренних дел.

Информационный  характер труда сотрудников полиции проявляется в самых различных видах выполняемой ими работы. Например, в деятельности оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного полиции при расследовании преступлений, проверке заявлений граждан, изучении и оценке оперативной обстановки на обслуживаемой территории или участке, планировании работы и т.п. Таким образом, труд большинства сотрудников полиции  в значительной мере заключается в оперировании осведомительной и управляющей информацией, а его технология есть по сути дела технология анализа и синтеза информации.

Важное значение для органов внутренних дел имеет оперативно-розыскная информация, которая является разновидностью правовой информации. Она не изолирована от сложных социальных процессов, которые происходят в обществе. Ее формирует и использует человек, как главный объект и субъект управления. А с появлением компьютеров и компьютерных сетей значительно возросла скорость обработки и передачи информации.

Первое, с чем сталкиваются сотрудники полиции  в процессе использования информации в борьбе с правонарушителями, является вопрос о ее источниках.

В самом общем понимании получение  информации осуществляется двумя путями:

  1. непосредственным отражением сотрудником органов внутренних дел происшедших или происходящих событий, когда он сам получает необходимую информацию;
  2. получение информации опосредованно, через определенные источники, в которых сконцентрирована информация.

От  количества и достоверности  информации зависят оценка оперативной обстановки, полнота и правильность принимаемых  решений, направленность планирования оперативно-розыскных мероприятий, четкость постановки задач  перед  исполнителями, эффективность контроля и достижение конечного результата – предупреждения, пресечения и  раскрытия преступлений.

Объектом исследования выступает отдел участковых уполномоченных полиции ОМВД России по городу Североуральску.

Предметом исследования является система ведения профилактических учетов в отделе участковых уполномоченных полиции ОМВД России по городу Североуральску.

Целью исследования является анализ деятельности по ведению профилактических учетов в отделе участковых уполномоченных полиции ОМВД России по городу Североуральску и разработка, на основе полученных данных, автоматизированной информационной системы учета лиц на административном участке.

Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы построения системы профилактического учета;
  2. провести анализ системы профилактического учета в отделе участковых уполномоченных полиции, выявить основные проблемы ведения профилактического учета;
  3. разработать на основе анализа существующей системы профилактического учета в отделе участковых уполномоченных полиции автоматизированной информационной системы учета лиц на административном участке;
  4. провести расчет экономической эффективности от внедрения проекта;
  5. разработать мероприятия по обеспечению безопасных для жизни и здоровья условий работы участковых уполномоченных полиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОСТАНОВКА рамка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и содержание профилактической  работы, осуществляемой участковым  уполномоченным полиции

 

1.1.1 Правовые основы, регламентирующие  организацию профилактической деятельности  участкового уполномоченного полиции

 

Одно  из центральных мест в деятельности участкового уполномоченного занимает общая и индивидуальная профилактика преступлений с лицами, состоящими на профилактическом учете. Высокий уровень преступности на административном участке – это отрицательный результат  организации деятельности участкового уполномоченного.  По этой причине результаты деятельности участкового уполномоченного, согласно действующим ведомственным нормативным актам, оцениваются по результатам предупреждения преступлений и административных правонарушений и складывающейся оперативной обстановке на участке, а так же принимаемым мерам по ее нормализации. [12]

Объектом  воздействия органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию личности правонарушителя.

При этом сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции  осуществляют профилактическую работу в отношении:

1)  лиц, состоящих в органах внутренних дел на учетах, в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения;

2)  лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений;

Нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию профилактической деятельности участкового уполномоченного, являются  Закон «О полиции» от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ, «Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции», объявленная Приказом МВД России от 16 сентября 2002 года № 900. 

Ведущая роль в профилактике преступлений органами внутренних дел отводится участковым уполномоченным полиции, где большую  часть составляет деятельность, направленная на индивидуальную профилактику преступлений и административных правонарушений. 

Инструкцией по организации деятельности участкового  уполномоченного милиции, объявленной  Приказом МВД России от 16 сентября 2002 года № 900, на участкового возложены следящие обязанности:

1)  проводить ежемесячно анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках, вносить руководству горрайоргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов милиции;

2)  подготавливать и докладывать руководству горрайоргана внутренних дел предложения о направлении руководителям организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей и принятии конкретных мер по их устранению;

3)  осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес. В случае невыполнения ранее данных предписаний докладывать руководству горрайоргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4)  выявлять среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивать своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением;

5)  осуществлять инициативное выявление и документирование преступлений, квалифицируемых по статьям 115, 116, 117, 119, 150, 151, 213 части первой и второй, статье 222 части первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних; [18]

6)  отчитываться не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений;

7)  проводить периодически, не реже одного раза в квартал, проверку состояния технической укрепленности, пожарной безопасности на обслуживаемой территории и на объектах хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, оружия и боеприпасов, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, принимать совместно с другими подразделениями органов внутренних дел и заинтересованными организациями меры к устранению выявленных недостатков;

8)  осуществлять в ходе исполнения служебных обязанностей на обслуживаемой территории контроль за соблюдением гражданами, руководителями организаций правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, принимать к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации либо информировать о выявленных недостатках другие подразделения органов внутренних дел;

9)  участвовать совместно с сотрудниками территориальных органов ФМС России в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

10)  привлекать население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;

11)  информировать население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации.

 

1.1.2 Перечень категорий лиц, в  отношении которых осуществляется контроль

 

Согласно  Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, объявленной приказом МВД РФ от 16 декабря 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию  деятельности участковых уполномоченных милиции»,   участковый  уполномоченный осуществляет индивидуальную  профилактику преступлений с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Рассмотрим  перечень  категорий лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и сроки осуществления контроля. Таковыми являются:

1)  освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлено ограничение в соответствии с законом (до полного отбывания назначенного судом срока наказания условно-досрочно), - в течение срока, установленного приговором (постановлением) суда;

2)  осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы -  до погашения судимости;

3)  освобожденные от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям – в течение года со дня вынесения постановления;

4)  допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений – один год с момента постановки на учет;

5)  хронические алкоголики и наркоманы из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающие правонарушения – один год с момента постановки на учет;

6)  психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения и иные – до снятия их с учета психоневрологическими диспансерами.

Согласно  ведомственным нормативным актам  МВД Российской  Федерации на лиц, состоящих на профилактическом учете, ведутся  следующие виды учетов: [12,19]

1) списочный;

2) картотечный.

Надо  отметить, что законодательство не раскрывает такое понятие, как списочный  учет - оно является условным.   Информацию обо всех профилактируемых лицах участковый уполномоченный вносит в соответствующие разделы паспорта административного участка. Это позволяет участковым уполномоченным своевременно получать информацию о каждом лице, состоящем на профилактическом учете.

Кроме того, на каждое контролируемое  лицо  заполняется одна  контрольная  карточка (приложение № 3 к Инструкции по организации деятельности участкового  уполномоченного). [12] Карточка содержит следующие сведения:  наименование органа внутренних дел, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительство, домашний телефон, семейное положение  лица, состоящего на профилактическом учете (степень родства), основания  для осуществления контроля, сведения о правонарушениях, совершенных в период нахождения под контролем и отметки о проводимой работе со стороны участкового уполномоченного.

 

1.1.3 Обязанности участкового  уполномоченного полиции по работе  с лицами, состоящими на профилактическом учете

 

Участковый  уполномоченный, осуществляя индивидуально-профилактическую работу с лицами, поставленными на учет, обязан:[12]

1) Систематически собирать сведения, характеризующие образ жизни и поведение  лиц, состоящих на профилактическом учете  по месту их жительства при содействии нештатных сотрудников, граждан, с которыми установлены доверительные отношения, соседей или родственников.

2) Проверять их по учетам горрайоргана внутренних дел и в базах данных  информационного центра информационного центра  при  ГУ МВД, субъектов Российской Федерации на предмет совершения правонарушения.

3) Посещать их по месту жительства и вызывать в служебное помещение для принятия мер профилактического характера в случае нарушения данными лицами общественного порядка.

4) Незамедлительно докладывать рапортом руководству отдела МВД информацию, представляющую оперативный интерес о совершенном указанными лицами преступлении или административном правонарушении.

5) Осуществлять взаимодействие с другими службами и подразделениями отдела МВД и получать информацию о противоправном поведении лиц,  состоящих на профилактическом учете.

6) Осуществлять периодическую проверку на причастность к нераскрытым преступлениям со стороны указанных лиц, как на территории административного участка, так и за его пределами.

7) Устанавливать лиц, с которыми поддерживают отношения лица, состоящие на профилактическом учете   с целью выявления связей, положительно и отрицательного влиявших на их образ жизни и поведение.

8) Направить в 7-ми дневный срок сторожевую карточку в Федеральную Миграционную Службу субъектов Российской Федерации в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не прибывших по месту регистрации.

9) Направить в 10-ти дневный срок сторожевую карточку Федеральную Миграционную Службу субъектов Российской Федерации в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, не проживающих по месту регистрации и место проживания которых установить не представляется возможным. По данному факту инициативный рапорт представлять в оперативную часть отдела МВД для организации розыска указанных лиц.

10) В случае перемены места постоянного жительства лица, состоящего на профилактическом учете   незамедлительно направить информацию и все имеющиеся материалы по согласованию в группу УУП и ОДН в соответствующий отдел МВД, куда он прибыл для постоянного жительства.

11) При совершении профилактируемыми лицами правонарушений, либо преступлений,  принять меры, обеспечивающие своевременное привлечение их к административной или уголовной ответственности.

 

1.2 Аналитический обзор

 

Аналитический обзор программных продуктов  обеспечивающих деятельность участковых уполномоченных полиции, по организации  учета лиц подлежащих обязательному  учету в органах внутренних дел  провести достаточно трудно, в связи с их отсутствием. В настоящее время из всех присутствующих на рынке программных продуктов, предназначенных для обеспечения деятельности органов внутренних дел, программный комплекс «ЛЕГЕНДА» разработанный НТЦ "СОНАР-ПЛЮС" г. Краснодар, предоставляет возможность учета лиц подлежащих учету в комплексе с другими модулями криминалистических учетов. Рассмотрим данный комплекс.

Программный комплекс «ЛЕГЕНДА» разработанный  НТЦ "СОНАР-ПЛЮС" г. Краснодар.

Стоимость (одна лицензия) -  35 000 рублей.

Стоимость обслуживания в год (одна лицензия) – 12925 рублей.

Программный комплекс для учёта информации о  преступлениях и лицах их совершивших  в городских и районных органах  полиции. Комплекс должен эксплуатироваться  в локальной сети УВД и в  сетях горрайорганов с возможным  распределением по подразделениям. Передача данных может идти снизу вверх  в любом порядке.

Программный комплекс "ЛЕГЕНДА" позволяет вести:

1) учёт административной практики;

2) профилактический учёт;

3) учёт лиц, доставленных в дежурную часть;

4) учёт судимостей и данных об освобождении;

5) информационно-поисковые карты (ИПК) – лицо;

6) ИПК – вещь;

7) картотеку лиц, находящихся в федеральном и местном розыске;

8) картотеку событий;

9) картотеку учёта уголовных дел;

10) учёт транспортных средств;

11) лицензионно-разрешительная работу;

12) картотеку телефонов;

13) картотеку документов;

14) картотеку организованных преступных формирований;

15) учёт оперативной информации;

16) дела оперативного учёта.

Программный комплекс позволяет реализовывать:

1) оперативную работу в рамках информационно-поисковых задач на объёме данных в несколько сотен тысяч записей в локальной сети;

2) корректировку данных;

3) подкачку данных, пришедших из районов, подразделений;

4) контроль корректности данных;

5) формирование отчётных и первичных документов;

6) ответы на запросы;

7) поиск связей объектов учёта. Между любыми объектами возможны те или иные связи, с глубиной цепочки до 50.

8) создать карту связей и просмотреть её графическое представление.

В комплекс "ЛЕГЕНДА" встроен генератор отчётных форм, запросов, диаграмм, позволяющий получать необходимые отчётные документы по базе данных. Кроме того, комплекс позволяет работать с фотоизображениями (получение, хранение, режимы просмотра и печати фото); с розыскными картотеками Лиц и Документов (федерального и местного розыска) и др. В программе предусмотрено взаимодействие распределённых задач, т.е. передача данных, приём данных федерального розыска.

Несмотря  на то, что комплекс "ЛЕГЕНДА" охватывает весь спектр деятельности полиции его внедрение и использование в ОМВД по городу Североуральску не может быть реализовано по следующим причинам:

  1. на территории Свердловской области введен в эксплуатацию программный комплекс «СТАТИСТИКА РЕГИОН», который не предоставляет ведение профилактических учетов;
  2. переход ГУ МВД России по Свердловской области, на программный комплекс «ЛЕГЕНДА» только для ведения профилактических учетов службой участковых уполномоченных полиции не целесообразен в связи с высокими материальными затратами: 1715000 рублей для покупки программного комплекса плюс 633325 рублей ежегодно для обслуживания;
  3. отсутствие локальной сети ОМВД России по городу Североуральску.

 

1.3 Задание на разработку  автоматизированной информационной  системы по учету лиц на административном участке

 

При разработке АИС должны быть учтены следующие требования:

1) для работы использовать вычислительную технику и программное обеспечение, состоящую на балансе группы участковых уполномоченных полиции (далее УУП) и отделения по делам несовершеннолетних (далее ОДН) ОМВД России по городу Североуральску;

2) Для разработки использовать СУБД MS Access 2010;

3) локальное использование АИС;

4) работу с флешь - носителей;

5) пользовательскую защиту паролем с шифрованием;

АИС по учету лиц на административном участке должно:

1) Обеспечить ввод и хранение данных необходимых для ведения профилактических учетов;

2) Обеспечить вывод на экран монитора и печать статистических данных профилактических учетов;

3) Обеспечить поиск по реквизитам лица состоящего на учете;

4) Обеспечивать автоматическое уведомление пользователя о проведении проверок лица состоящего на учете;

5) Соответствовать требованиям нормативных документов МВД России по учету лиц состоящих на профилактических учетах.

Интерфейс АИС должен обеспечить:

1) удобные средства ввода и редактирования данных;

2) удобную и простую систему навигации;

3) поддержку и активное использование манипулятора (мышь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОБЪЕКТА  АВТОМАТИЗАЦИИ рамка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Концептуальная модель

 

Концептуальная  модель автоматизируемого процесса является первым и наиболее важным этапом моделирования, включает в себя содержательное описание объекта и его основных функций, описание проблемных ситуации, входных и выходных переменных и способов их контроля.

 

2.1.1 Схема ведения профилактического  учета

 

На рисунке 2.1.1 представлена схема  ведения профилактического учета  в группе участковых уполномоченных полиции в ОМВД России по городу Североуральску.

Рисунок 2.1.1 - Схема ведения профилактического учета

 

 

Представленная на рисунке 2.1.1 схема  ведения профилактического учета дает только общее представление о данном виде деятельности. Выделим в отдельные схемы основные причины обращения  участковых уполномоченных полиции к картотеке на бумажных носителях, ведение которой является непосредственной обязанностью участковых уполномоченных описанных в пункте 1.1.2.

Схема постановки лица на профилактический учет в картотеку на бумажных носителях, представлена на рисунке 2.1.2, схема внесения изменений в картотеку на бумажных носителях, представлена на рисунке 2.1.3, схема обращения к картотеке на бумажных носителях при происшествии (преступлении) на административном участке представлена на рисунке 2.1.4.

 Рисунок 2.1.2 - Схема постановки Лица на профилактический учет с использованием картотеки на бумажных носителях

 

При имеющихся основаниях участковый уполномоченный осуществляет постановку лица на учет с последующим уведомлением заинтересованных лиц и контролирующих органов. Это значительное количество времени.

 

Рисунок 2.1.3 - Схема внесения изменений в картотеку на бумажных носителях

 

При наступлении событий влияющих на состояние учета основаниях участковый уполномоченный осуществляет внесение изменений с последующим уведомлением заинтересованных лиц и контролирующих органов.

Рисунок 2.1.4 - Схема обращения к картотеке на бумажных носителях при происшествии (преступлении) на административном участке

 

В данном случае участковый уполномоченный полиции обращается к картотеке  на бумажных носителях для: проведения анализа хранимой информации, определения  круга подозреваемых, выявления связей, что требует значительных затрат времени.

 

2.1.2 Проблемные ситуации при использовании картотеки на бумажных носителях

 

Основная проблема, при использовании  картотечного учета на бумажных носителях, состоит в отсутствии оперативного доступа к самой картотеке, которая, как правило, находится в служебном помещении.

Большое количество времени отнимают такие действия как:  поиск информации; внесение изменений и дополнений; ведение статистических отчетов; проведение плановых и иных проверок лиц, состоящих на учете; анализ сложившейся ситуации (например, при совершении преступления на административном участке) и иные действия, связанные с обращением к картотеке.

Частое обращение к картотеке  на бумажных носителях может привести к порче, износу и утрате документов. Утрата собранной в картотеке  информации может произойти и в результате чрезвычайного происшествия (например, пожар) и от банального прорыва водопроводной трубы. Информация не имеет резервных копий, из за высоких материальных затрат требующихся для изготовления дубликатов, и полученный таким образом архив так же несет в себе вышеперечисленные недостатки.

Не надо забывать и о том, что  ведение профилактического учета  основная, но далеко не единственная обязанность, участкового уполномоченного. Сотрудник может просто забыть о наступлении какого - либо события, требующего принятия мер (например, о времени проведении плановой проверки или совершения лицом, состоящим на профилактическом учете, более трех нарушений).

Исходя из выявленных проблем, перед проектируемой автоматизированной информационной системой ставятся следующие задачи: информативность, оперативность, сохранность, мобильность.

 

2.1.3 Требования к проектируемой автоматизированной информационной системе

 

Принимая во внимание изложенные в  пункте 2.1.2 возникающие при эксплуатации  картотеки на бумажных носителях недостатки и возникающие проблемные ситуации, изложим требования к проектируемой автоматизированной информационной системе:

-   обеспечивать доступ сотрудника  к хранимой информации в возможно  короткий срок;

-   обеспечить наглядный просмотр  хранимой информации;

- обеспечить получение аналитических  и статистических данных посредством  автоматизированной обработки информации;

- автоматически и посредством  запросов предупреждать о времени  наступления значимых событий;

- обеспечить сохранность и защиту информации;

-  обеспечить возможность составление  запросов и отчетов, сотрудником,  не имеющим специализированного  образования в области вычислительной  техники;

- обеспечить в автоматическом режиме сохранение на персональном компьютере получаемых результатов по запросам в формате MS Excel;

- обеспечить возможность резервного  копирования без использования  специальных средств, посредством  простого копирования базы данных  штатными средствами операционной  системы;

И главное, система призвана не заменить, существующую картотеку, а сократить время, затрачиваемое на получение результата, предоставить участковому уполномоченному эффективный инструмент реализации собранной информации.

 

2.2 Функциональная модель автоматизируемого процесса

 

На рисунке 2.2.1 представлена глобальная функция автоматизированного объекта «Повышение оперативности». Начальными данными являются условия запроса сотрудника к информационной системе, результаты проверки, внесение изменений. Выходными данными результат запроса, статистические отчеты и предупреждение системы о наступлении значимого события.

 

 

 

Рисунок 2.2.1 – Функциональная модель «Повышение оперативности»

Для работы по выполнению глобальной функции необходима ее более подробная  декомпозиция.

 

Рисунок 2.2.2 – Функциональная схема контроля за правопорядком и профилактики

 

 

Рисунок 2.2.3 – Функциональная схема реагирования на обращение граждан

 

Для реализации поставленной задачи требуется исключить из процесса получения информации обращение  сотрудника к картотеке на бумажных носителях, схемы представлены на рисунках 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6.

Автоматизированная система учета лиц на административном участке