МЧС России

Оглавление

Введение.

Вопрос № 3: МЧС России: основные задачи.

МЧС России – это министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Оно выступает в роли координатора и организующего центра по чрезвычайным ситуациям.

Основные задачи МЧС:

  1. Предупреждение чрезвычайной ситуации и организация защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  2. Организация деятельности органов управления, консолидация сил и средств по защите населения при возникновении чрезвычайной ситуации;
  3. Обеспечение связи: налаживание оповещения и организация передачи информации;
  4. Материально-техническое и финансовое обеспечение безопасности в чрезвычайной ситуации;
  5. Государственная экспертиза и надзор в области безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;
  6. Социальная защита пострадавших от чрезвычайной ситуации;
  7. Ликвидация чрезвычайной ситуации;
  8. Важнейшим элементом государственной политики в области защиты от ЧС является подготовка населения, которая в соответствии с законом осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

 

Тема 1.1. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.

Вопрос № 2: Влияние на организм человека вибрации и шума.

Все виды техники, имеющие  движущиеся узлы, создают механические колебания. Увеличение быстродействия и мощности техники приводит к  резкому повышению уровня вибрации (малые механические колебания, возникающие в упругих телах под воздействием переменных сил).

Если внешние силы воздействуют на человека с частотами, близкими к частотам колебательных  процессов в организме, возникает  явление резонанса с резким увеличением амплитуды колебаний, как всего тела, так и отдельных органов, что может привести к травмам позвоночника и костной ткани, нарушениям зрения, а у женщин возможны преждевременные роды. Для тела человека в положении сидя резонанс наступает при 4-6 Гц, для головы 20-30 Гц.

Информация о действующих  на человека механических колебаниях (в т.ч. вибрации) воспринимается вестибулярным аппаратом. Перевозбуждение рецепторов вестибулярного аппарата, возникающее при использовании транспортных средств (качка на море, длительная тряска в поезде или автобусе, поездка на машине по извилистой дороге, «болтанка» в самолете, при быстром подъеме или спуске в лифте, качание на качелях, вращение на карусели, езда верхом на лошади) приводит к возникновению болезни движения (укачивания).

Воздействие вибрации может  быть общим (передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека) и локальным (передается через руки). Длительное воздействие вибрации ведет к возникновению профессионального заболевания – вибрационной болезни, в развитии которой различают четыре стадии:

  1. Начальная стадия – характеризуется слабо выраженной болью в руках, снижением порога вибрационной чувствительности, спазмом капилляров, болями в мышцах плечевого пояса.
  2. Вторая стадия – усиливаются боли в верхних конечностях, наблюдается расстройство чувствительности, снижается температура и синеет кожа кистей рук, появляется потливость. При прекращении действия вибрации на первой и второй стадии лечение эффективно, а изменения обратимы.
  3. Третья и четвертая стадии – характеризуются интенсивными болями в руках, резким снижением температуры кистей рук, появляются нарушения в деятельности нервной, эндокринной, сердечнососудистой системы вплоть до спазмов сосудов головного мозга и сердца. У больных наблюдаются головокружения, головные и загрудные боли. Все изменения имеют стойкий характер и необратимы.

Шум – совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. К основным физическим характеристикам  шума относятся:

  • Частота. По частоте шумы делятся на низкочастотные (до 350 Гц), среднечастотные (350-800 Гц), высокочастотные – выше 800 Гц;
  • Уровень звукового давления, измеряемый в децибелах.

Шум в 10-20 дБ (шум листвы, леса и др. звуки природы) необходим человеку для нормального существования. Длительное воздействие повышенного и пониженного уровня шума оказывает вредное воздействие на организм человека: возникает переутомление и истощение клеток головного мозга, появляется бессонница, ухудшается внимание, снижается общая работоспособность и производительность труда; развивается гипертоническая болезнь, ослабление слуха вплоть до развития тугоухости. Длительное (в течение 5-7 лет) воздействие шума 80-90 дБ приводит к профессиональной глухоте. Тугоухость – стойкое снижение слуха, затрудняющее восприятие речи окружающих в обычных условиях.

 

Тема 1.2. Безопасность жизнедеятельности  в окружающей природной и жилой (бытовой) средах.

Вопрос № 1: Понятие и основные группы неблагоприятных  факторов жилой (бытовой) среды.

Факторы жилой среды  по степени опасности могут быть разделены на две основные группы: факторы, которые являются действительными  причинами заболеваний, и факторы, способствующие развитию заболеваний, вызываемых другими причинами.

Человек проводит в жилых и общественных зданиях от 52 до 85% суточного времени. Поэтому внутренняя среда помещений влияет на его самочувствие, работоспособность и здоровье. В зданиях формируется воздушная среда, которая находится в зависимости от состояния атмосферного воздуха и мощности внутренних источников загрязнения. Одним из самых мощных внутренних источников загрязнения воздушной среды закрытых помещений являются строительные и отделочные материалы, изготовленные из полимеров. Одним из самых распространенных источников загрязнения воздушной среды закрытых помещений является курение. В недостаточно проветриваемых помещениях загрязнение воздушной среды продуктами курения может достигать 60-90%.

Таким образом, основные источники  загрязнения воздушной среды  помещения условно можно разделить на пять групп:

  1. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным атмосферным воздухом;
  2. Продукты деструкции полимерных материалов;
  3. Антропотоксины;
  4. Продукты сгорания бытового газа;
  5. Продукты бытовой деятельности.

Тема 1.3. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Вопрос № 2: Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

Под опасным природным  явлением следует понимать стихийное  событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать негативные последствия для жизнедеятельности людей, а также экономики и природной среды.

Стихийное бедствие –  это катастрофическое природное  явление (или процесс), которое может  вызвать многочисленные жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Стихийные бедствия по природе  происхождения весьма разнообразны. Несмотря на это стихийные бедствия природного происхождения имеют  некоторые общие закономерности.

Во-первых, они никогда не ликвидируются полностью, так как человек постоянно использует окружающую среду для своего существования.

Вторая закономерность заключается в том, что количество экстремальных событий, ведущих  к возникновению стихийных бедствий, постоянно увеличивается, вместе с тем увеличивается и разрушительная сила бедствий, число жертв, моральный и материальный ущерб причиняемый ими.

Третья закономерность. Для любых видов стихийных  бедствий может быть установлена  пространственная приуроченность.

Четвертая закономерность позволяет связать силу и интенсивность стихийного бедствия с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсивность стихийного бедствия, тем реже оно повторяется с той же силой.

В зависимости от механизма  и природы происхождения опасные природные явления разделяются на группы (рис.1.)

Рис. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера

 

Тема 2.1. Психологические  аспекты чрезвычайной ситуации.

Вопрос № 2: Личность типа жертвы и личность безопасного  типа поведения.

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие  условия, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы:

  • социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия;
  • специфика поведения до чрезвычайного происшествия;
  • особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;
  • отношения, связывающие объект (субъект) и потерпевшего.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой можно понимать:

  • психологические (индивидуально-психологические и социально-психологические) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;
  • биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;
  • психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной дезадаптации, а в результате – развитии повышенно уязвимой личности.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, является особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекция).

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение – виктимным.

Если говорить о типологии  виктимности, то она определяется типом  ЧС, в которой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную виктимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Антиподом виктимной  личности будет являться личность безопасного  типа.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценки, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

Психофизиологическим  аспектом выступает деятельность психики  и мозга человека. Сталкиваясь  в процессе жизнедеятельности с  различными обстоятельствами, которые  могут быть обыденными ситуациями и  ситуациями экстремального характера, человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обуславливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания, основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

  • общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и от самих себя.

Содержание поведения  личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов:

  1. предвидение опасности;
  2. уклонение от опасности;
  3. преодоление опасности.

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводится к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить  свое поведение и таким образом  снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

 

Список используемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005. – 302 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высший балл» / В.И. Бондин, А.В. Лысенко – Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 352 с.

3. Безопасность  жизнедеятельности: Учебное пособие. 7-е изд., стер. \ О.Н. Русак, К.Р.  Малаян, Н.Г. Занько / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004 г. – 448 с.

4.Безопасность  жизнедеятельности: Учебник для  студентов средних проф. учеб. заведений  / С.В. Белов, В.А. Девисилов,  А.Ф. Козьяков и др.; Под общ.  ред. С.В. Белова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 423 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О.И. Лаптева; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – 2-е изд., дополн. и перераб. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. – 227 с.