Mеханизм административно-правового регулирования общественных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по административному  праву

ВАРИАНТ № 1

Mеханизм административно-правового регулирования

общественных  отношений

 

 

 

 

 

СОДЕЖАНИЕ

Введение

    1. Понятие и основные элементы механизма административно-правового регулирования. Его назначение и особенности.

1.1. Стадии и способы административно- правового регулирования

1.2. Принципы административного права

1.3. Административно - правовые нормы

1.4. Виды административно – правовых норм

1.5. Акты официального толкования административно - правовых норм

1.6. Акты применения административно – правовых норм

1.7. Административно – правовые отношения

   2. Понятие и классификация норм административного права. Чем нормы административного права отличаются от норм гражданского права, уголовного права, конституционного права?

   3. Задача

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву — регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право — это самостоятельная  отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового  регулирования. Именно предмет административного  права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. 
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. 
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. 
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. 
Тем не менее следует отмечать строго определены средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. 
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. 
Цель данной работы — определение сущности механизма административно-правового регулирования, уяснение и описание природы административно-правовых отношений, изучение понятия и классификации административно-правовых норм. 
Понятие механизма административно-правового регулирования 
Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

 

Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

    1. представляет собой совокупность юридических средств;
    2. средства носят административно-правовой характер;
    3. объектом воздействия выступают управленческие отношения;
    4. направлено на решение задач общества и государства;
    5. активизирует субъекты управленческих отношений;
    6. повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
    7. обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. принципы административного права;
  2. административно-правовые нормы;
  3. акты официального толкования административно-правовых норм;
  4. акты применения административно-правовых норм;
  5. административно-правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

1.1.СТАДИИ И СПОСОБЫ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Стадии административно-правового регулирования:

    1. регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
    2. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
    3. конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
    4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
    5. защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие  способы  административно - правового регулирования:

  1. императивный  (категорический, властный) способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  2. диспозитивный  (автономный) способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
  3. рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
  4. поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

 

 

 

 

 

1.2.ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Основополагающие идеи, руководящие  начала, лежащие в основе административного  права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

    1. определяют юридическую природу административного права;
    2. закрепляются в административно-правовых нормах;
    3. являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
    4. выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
    5. обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного  права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законностиСубъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализмаПроявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизмаЗаключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливостиТребование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителемВсе граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Можно назвать два способа  закрепления принципов административного  права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется  из анализа содержания нормативного правового акта.

 

 

1.3.АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

  1. являются разновидностью юридических норм;
  2. объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения управленческие;
  3. административно-правовые нормы средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  4. устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  5. содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  6. имеют представительно-обязывающий характер;
  7. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  8. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  9. во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Mеханизм административно-правового регулирования общественных отношений