Мотивация учебной деятельности студентов

     СОДЕРЖАНИЕ 

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ  И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ

1.1 Понятие мотивации  и значение учебных мотивов

1.2 Мотивация  как обязательный компонент учебной  деятельности

1.3 Студент как  субъект учебной деятельности

ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

2.1 Мотивация  учения

2.2 Психологическая  характеристика отдельных сторон  мотивационной сферы учения

2.3 Роль положительного  уровня мотивации и познавательных  интересов студентов в мотивации  их учения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель: изучить факторы,влияющие на учебную деятельность

Задачи: дать определения понятию мотивация,учебная мотивация,рассмотреть мотивы учебной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ

     1.1 Понятие мотивации и значение учебных мотивов

          Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

     Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и  навыками. Учебная мотивация, тот  элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

     Принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
  2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.

     Познавательные  мотивы делятся на:

  1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями;
  2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
  3. мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

     Эти уровни познавательных мотивов могут  обеспечить наличие у студентов  так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

     Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов  в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.

     Учебные мотивы обладают содержательными и  динамическими характеристиками. К  первым относятся такие характеристики как:

  1. наличие личностного смысла учения для студента;
  2. наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения учащегося;
  3. место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчинённым.
  4. Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи постороннего, как внешний.
  5. уровень осознания мотива;
  6. степень распространённости мотива на разные типы деятельности.

     Что касается динамических характеристик, то они следующие:

  1. устойчивость мотивов, они могут быть как ситуативными, устойчивыми или относительно устойчивыми, связанными с определённым кругом предметов и заданий.
  2. модальность мотивов, она может быть положительной и отрицательной;
  3. сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т.д.

     Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения преподавателя; по ним он определяет характер мотивации  учения данного студента. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например за отрицательной модальностью – мотивами избегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива и т.д.

1.2 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности

          Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

     Эффективность учебного процесса прямым образом зависит  от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими. Наилучший случай, когда такими мотивами являются познавательные, что не всегда имеет место. Поэтому  мотивы деятельности учения делятся  на внешние и внутренние. Внешние  мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В подобном случае учение служит учащемуся  средством достижения других целей.

     Цель  учебной деятельности – получение  знаний, никакой другой цели сама эта  деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности  в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это  не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, студент учится потому, что хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью.

     Итак, учение может иметь различный  психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя»  учебной деятельности; б) служит средством  достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную  деятельность, является эта другая цель.

     Внешне  деятельность всех студентов похожа; внутренне, психологически, она весьма разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами деятельности. Именно они определяют для человека смысл выполняемой им деятельности. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идёт о  путях повышения эффективности  учебной деятельности.

     Формирование  лишь познавательной мотивации по отношению  к учебному предмету без учёта  мотивационной направленности личности может привести к своеобразному  снобизму. Человек будет стремиться удовлетворить лишь свою потребность  в знаниях, не думая о своих  обязанностях перед обществом. Вот  почему учебно-познавательная мотивация  всегда должна быть подчинена социальной. В конечном итоге студент должен стремиться к познанию, чтобы быть полезным обществу.

     1.3 Студент как субъект учебной деятельности

          Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.

     Студенчество  – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединённых институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени  возникновения первых университетов  в 11-12 веках. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью  отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.

     Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться  с трёх сторон:

    1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого индивида, его психических процессов и состояний.
    2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определённой социальной группе, национальности и т.д.
    3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врождёнными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

     Изучение  этих сторон раскрывает качества и  возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определённого возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные  сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных  психомоторных и других навыков.

     Если  же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления  и стабилизации характера и, что  особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Однако нередки немотивированный риск, неумение видеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

     Факт  поступления в вуз укрепляет  веру молодого человека в собственные  силы и способности, порождает надежду  на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко  возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном определении. Однако случается, что в это время  принимается решение в будущем  не работать по данной специальности.

     Довольно  часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это  явление особенно нежелательно при  выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и  личности.

     Студент выступает в качестве субъекта учебной  деятельности, которая прежде всего  определяется через два типа мотивов: мотивация достижения и познавательная мотивация.

     Во  время обучения в вузе формируется  прочная основа трудовой, профессиональной деятельности.

     Формирование  мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, сознание им себя субъектом  деятельности, носителем определённых общественных ценностей, социально полезной личностью. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

2.1 Мотивация учения

           Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу её применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции.

     Ведущими  учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимыми «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив – «профессиональный», на втором – «личного престижа», на третьем и четвёртом – оба этих мотива, на четвёртом ещё и «прагматический».

     Мотивы  учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние  мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся  средством достижения других целей. Например, ученик не любит математику и мечтает стать психологом. Но он знает, что без хорошего владения математикой поступить в университет  на факультет психологии невозможно. И вот желание стать психологом заставляет ученика старательно заниматься математикой. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность; в других же случаях ученик учится ради удовлетворения других потребностей, непознавательных. В этих случаях говорят, что у учащихся мотив не совпадает с целью. Итак, учение может иметь различный психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в роли мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности; б) служит средством достижения других целей. 

     2.2 Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения 

     Всякая  деятельность начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.

     Всякому человеку свойственна потребность  в новых впечатлениях, переходящая  в ненасыщаемую познавательную потребность. На неё преподаватель должен прежде всего опираться, актуализировать  её, сделать более чёткой, осознанной у большинства студентов. Если данная широкая познавательная потребность  не актуализирована, то учащийся не переходит  к другим – более активным формам побуждений, например к постановке целей.

     Другой  важный аспект мотивационной сферы  – мотив, т.е. направленность активности на предмет. В обучении мотивом является направленность студентов на отдельные  стороны учебного процесса. Сюда входит направленность студента на овладение  новыми способами действий, и на овладение знаниями, и на получение  хорошей отметки, и на похвалу  окружающих, и на установление желаемых отношений со сверстниками.

     Учебное поведение побуждается всегда несколькими  мотивами.

     Особенности мотива как одной из сторон мотивационной  сферы в том, что он прямо связан со смыслом, с личностной значимостью  этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого человек учится, то это  принципиально перестраивает и  смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.

     Для того чтобы реализовать учебный  мотив, например, овладеть приёмами самообразования, надо поставить и выполнить много  промежуточных целей в учебном  труде: научиться видеть отдалённые результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней  учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.

     Интерес к учению, тесно связан с уровнем  сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение  и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов  и целей.

     Иногда  в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также  связь с ней способности к  самостоятельной постановке учебных  целей и их разрешению.

     Для эффективности формирования мотивации  учения надо стремиться воспитывать  в единстве её социальные и познавательные стороны, процессуальные и результативные аспекты. Это способствует становлению  основ творческой мотивации, состоящей  в овладении способами преобразования окружающей действительности и своей деятельности.

2.3Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения 

           Отмечена важность наличия у студентов активной направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных мотивов учения (направленности на усвоение знаний, направленности на овладение новыми способами усвоения знаний и т.д.). Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у студентов отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

     В старшем школьном и студенческом возрасте, отмечает психолог Н.С. Лейтес, активность в целом носит уже  преимущественно избирательный  характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.

     Становление мотивации учения в студенческом возрасте затрудняет:

     - устойчивый интерес к одним  предметам в ущерб усвоения  других предметов;

     - неудовлетворённость однообразием  форм учебных занятий, отсутствием  творческих и проблемно-поисковых  форм учебной деятельности;

     - отрицательное отношение к формам  жёсткого контроля со стороны  преподавателей;

     - сохранение ситуативных мотивов  выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем или  по уговорам родителей);

     - недостаточная устойчивость социальных  мотивов долга при столкновении  с препятствиями на пути их  реализации.

     Отмечена  большая избирательность познавательных мотивов, эта избирательность продиктована не только интересом к учёбе, но и  выбором профессии. Развитие избирательных  познавательных интересов является основой для дальнейшего развития всех специальных способностей.

     Продолжают  развиваться широкие познавательные мотивы – интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания. Интерес к знаниям  становится более глубоким, затрагивает  не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.

     Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес  к методам теоретического и творческого  мышления. Студентов интересует участие  в вузовских научных обществах, применение исследовательских методов  на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности познавательной деятельности, о чём  свидетельствует их интерес к  пособиям о культуре и рациональной организации умственного труда.

     Существенно развиваются мотивы и способы  самообразования, доминируют далёкие  цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели самообразования  вызывают принципиально новые способы  самообразовательной деятельности: осознание студентом своей учебной  деятельности и личности, соотнесения  их с требованиями общества, оценка этих особенностей и их преобразование, поиск и выработка новых личностных позиций, осознание самообразования  как особой деятельности, соотношение  задачи и способов самообразования, развёрнутый самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и  разумном самоограничении своей  деятельности.

     Появляется  новый мотив самообразования  – стремление к анализу индивидуального  стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.

     Социальные  позиционные мотивы, складывающиеся и в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для студента большую  роль, неприятия студента в групповом  коллективе вызывает неудовлетворённость  и беспокойство, отрицательные эмоции. Предстоящие сессии усиливают деловую  ориентацию студентов в отношении  с преподавателями. Вместе с тем  возрастает стремление студентов к  уважительным формам контроля со стороны  преподавателя.

     На  основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается  мировоззрение молодого человека как  основной регулятор его социально  обусловленного поведения. Наличие  мировоззрения является показателем  общей зрелости личности студента. Студент обладает рядом способов целепологания: умеет предвидеть последствия  достижения тех или иных целей; при  постановке системы целей определять ресурсы для реализации каждой из них.

     Для студентов в целом характерны стабилизация эмоций и освобождение их от противоречивости и конфликтности, значительно более устойчива  самооценка. Положительные эмоции также  сопровождают сложные виды самостоятельной  учебной работы студентов, многообразные  формы их общественной активности. Избирательный интерес обусловлен не непосредственно эмоциональным  отношением к предмету, а оценкой  непосредственно практической значимости предмета.

     Появляется  новый спектр положительных и  отрицательных эмоций, связанных  с целостным представлением о  самом себе с дифференцированной самооценкой. Чаще они приводят к  чувству обоснованной уверенности  в себе, в своих силах, а также в рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности, но в ряде случаев самосознание сопровождается отрицательными эмоциями, неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма  и определяющих направленность  поведения человека.

     Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и  навыками. Учебная мотивация, тот  элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

     Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация  личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними  мотивами имеется ввиду интерес  к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью  поощрения или наказания.

     В студенческом возрасте мотивы самообразования  сливаются с мотивами самовоспитания. В целом это способствует гармоничному развитию личности человека. Происходит обогащение личностным смыслом как  социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращение их в смыслообразующие. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Маркова А.К., Формирование мотивации учения ,1970.
    2. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности, Москва, 2005
    3. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, - Ростов н/Д: Феникс,2004
    4. Талызина Н.Ф., Формирование познавательной деятельности подростков, - М.: Просвещение, 1988.
Мотивация учебной деятельности студентов