Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда воспитания и развитие личности

 

Тема 15: Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда воспитания и развитие личности.

 

  1. Мотивы и потребности………………………………………………….…2
  2. Семья как субъект педагогического взаимодействия…………….……7

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мотивы и потребности

 

Мотив – от французского слова «motif» в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.

Понятия мотива и мотивации  включают в себя представление о  потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся  у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести  себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления  и о многом другом.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации  и соответствующих им двух типов  поведения:

1) внешней мотивации и  соответственно внешне мотивированного  поведения, 

2) внутренней мотивации  и соответственно внутренне мотивированного  поведения.

Внешняя мотивация — конструкт  для описания детерминации поведения  в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация  — конструкт, описывающий такой  тип детерминации поведения, когда  инициирующие и регулирующие его  факторы проистекают изнутри  личностного Я и полностью  находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой  активности. Люди вовлекаются в эту  деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних  наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для  достижения некой другой цели.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек  характерным для него образом  воспринимает и оценивает одну и  ту же ситуацию, и у разных людей  эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости  от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может  воспринимать по-разному.

Сиюминутное, актуальное поведение  человека следует рассматривать  не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как  результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это  предполагает рассмотрение мотивации  как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и  ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания  поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации  — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для  нормального существования и  развития. Потребность как состояние  личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что  требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что  требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние  повышенной возбудимости отдельные  психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние  нужды не будет полностью удовлетворено.

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие  — цель. Целью называют тот непосредственно  осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей  актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудителъное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Рассмотренные мотивационные  образования: мотивы, потребности и  цели — являются основными составляющими  мотивационной сферы человека. Мотивационная  сфера личности характеризуется  определенностью мотивов для  каждого человека, силой и устойчивостью, которая проявляется в длительном функционировании мотивации.

Мотивы классифицируются по критерию их содержания:

1) Мотивы, связанные с  общественно-социальными потребностями  личности.

- идейные (также идеологические) - связанные с мировоззрениями  мотивы;

- политические мотивы;

- нравственные мотивы - основаны  на принципах, нормах, ценностях  общества;

- эстетические мотивы - связаны  с потребностью человека в  прекрасном.

2) По источнику возникновения  классифицируются мотивы:

- социальные мотивы (патриотические);

- коллективистские - потребность быть включенным в коллектив, группу, общность;

- мотивы деятельности;

- поощрительные мотивы.

3) По видам деятельности:

- мотивы общественно-политической  деятельности, профсоюзной деятельности;

- мотивы учебно-преподавательской  и познавательной деятельности.

4) По времени проявления:

- постоянно действующие  мотивы (на протяжении всей жизни);

- длительно-действующие  мотивы (на протяжении многих  лет);

- кратковременно-действующие  мотивы.

5) По силе проявления:

- сильные,

- умеренные,

- слабые.

6) По степени устойчивости - сильноустойчивые, слабоустойчивые и среднеустойчивые.

7) По проявлению в поведении  человека:

- реальные (актуальные) - побуждают  к деятельности;

- потенциальные мотивы.

С первой по четвертую группу классификации мотивы еще классифицируются как отражающие содержательную сторону  личности, а с пятой по седьмую включительно - мотивы, характеризующие динамическую сторону личности.

Особое место занимают мотивы общения. Они связаны с  одной стороны с мотивами деятельности, а с другой - с поведением.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей  человеческого поведения рассматриваются  также интересы, задачи, желания  и намерения.

Интересы, задачи, желания  и намерения хотя и входят в  систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько  побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности  и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семья как субъект педагогического  взаимодействия и социокультурная среда  воспитания и развития личности

 

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в  течение всей его жизни. Вследствие сложности и многогранности этого  объединения существует много различных  подходов к изучению семьи, а также  определений самой семьи, встречающихся  в научной литературе.

«Семья не есть простая  сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений  между всеми членами семьи. Для  того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой  анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему  как целое» (Людвиг Фон Берталанфи).

«В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья» (А. И. Захаров).

«Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и  другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н. Я. Соловьев).

Семья – это «…исторически  конкретная система взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены  которой связаны брачными или  родственными отношениями, общностью  быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в  которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» (А. Г. Харчев).

Семья – это «…основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами  супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» (А. И. Антонов).

В настоящее время отношения  между супругами регламентируются российским законодательством, являющимся основой кодекса о браке и  семье. Существуют три самых общих  подхода к изучению семьи –  можно рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как  систему взаимоотношений.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим  предметом выявляет те или иные стороны  функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так  И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

• хозяйственно-экономическая;

• репродуктивная;

• воспитательно-образовательная;

• рекреативная[51] – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что  существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);

– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

Социально-педагогические аспекты  развития личности

 

Важной категорией для  понимания процесса развития ребенка  во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного  соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие характеризуется  наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму  и на различных этапах требует  особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре существует две полярные (и множество находящихся между ними) концепций развития:

  1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;
  2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего на прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие  сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Существует неравномерность  процесса развития, о два его типа:

  • Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;
  • Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, является необходимым  периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование  новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического  периода развития. Поэтому во время  кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные  сдвиги и смещения, изменения и  переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных  этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

  • Нечеткость границ периода;
  • Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
  • Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе  будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти  новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и  отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием  и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной  линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая  в своем внутреннем строении и  движении, изменение каждой части  личности определяется законами изменения  целого.

Развитие характеризуется  определенной динамикой – совокупностью  всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и  сцепления структурных новообразований  каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его  механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего  социальной.

Социальная среда является источником возникновения всех специфических  человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в  процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания  сути социальной ситуации развития и  роли социальной среды следует существование  оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение  в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине (семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение  деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат  и одновременно предпосылка овладения  новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном  обществе задача школы в обеспечении  этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную  социальную ситуацию взросления. Она  имеет системный характер, иерархическое  строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

  1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
  2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
  3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. – М.: Изд-во Омега, 2006
  2.    Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003
  3. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М., 2003
  4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев,2009
  6. Ильин Е.П. Мотиваци я и мотивы. СПб., 2000

 


Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда воспитания и развитие личности