Мотивы трудовой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении десятилетий  в отечественной экономике господствовал  технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу  угла ставили технологию, производственные планы, бюджеты, административные распоряжения а роль работников отодвигалась на второй план. В целом это привело к сужению трудовой мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности. Поэтому неудивительно, что поданным сравнительного исследования, работу считают главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — всего лишь 10% (Основы кадр менедж).           

Произошедшие в последние  годы изменения отношений собственности  лишь усугубило проблему трудовой мотивацию. Практика отвергла представление, согласно которому либерализация приватизация автоматически снимут вопрос и приведут к появлению высокой заинтересованности работников в производительном труде. Оно оказалось несоответствующим  современной хозяйственной реальности.

 Поэтому отечественным  предприятиям приходится идти  методом проб и ошибок, самостоятельно  нащупывая наиболее подходящий и действенные методы организации и поощрения труда.

 Руководители процветающих  фирм любят повторять, что главный  потенциал их предприятий заключен  в кадрах. Поэтому нужно научиться  эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит через  понимание мотиваций человека.

  Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему стимулирования труда.

 Поэтому в данной  работе нам необходимо выяснить  как возникает или чем вызываются  те или иные мотивы, как и  какими способами мотивы могут быть приведены в действие, какие стимулы есть в распоряжении органов управления, и как осуществляется стимулирование персонала к эффективному и производительному труду.

МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как было сказано, у каждого  человека есть потребности, которые  пробуждают в нем состояние устремленности удовлетворить их.

Побуждение - это состояние  недостатка в чем либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели ( цель в данном случае - это удовлетворение потребности). Психологи отмечают, что стремление ( побуждение) удовлетворить потребность служит мотивом к действию. А о мотивах труда можно сказать, что они формируются, если в распоряжении общества ( или субъекта управления имеется необходимый набор благ нужных для удовлетворения существующих потребностей человека;  для получения этих благ необходимы трудовые усилия работников; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

 Мотив труда формируется  только тогда, когда трудовая  деятельность является если не  единственным, то основным условием  получения блага. Если же критерием  в распределительных отношениях  служат другие факторы ( должность, квалификация, степени, разряды, звания и пр.), то формируются мотивы реализации этих факторов, которые необязательно предполагают трудовую активность работника, т.к. могут достигаться при помощи других видов деятельности.

 Большое значение для  формирования мотивов труда имеет  оценка вероятности достижения. Если получение искомого блага  не требует особых личных усилий, либо это благо очень трудно  получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется.

И в том, и в другом случае работник пассивен. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый «феномен выученной беспомощности», исключающий трудовую активность.

 Мотивы труда разнообразны. Они делятся по потребностям, которые работник стремится удовлетворить  посредством труда, по тем благам, которые требуются для удовлетворения  потребностей, по той цене которую работник готов заплатить за получения искомых благ. Общее у них всегда только то, что удовлетворение потребностей, получение желаемых благ обязательно связаны с трудовой деятельностью.

 На основе потребностей  можно выделить несколько групп  мотивов труда, это:

    мотивы содержательности  труда;

    мотивы его  общественной полезности;

    статусные мотивы, связанные с общественным признанием  плодотворности трудовой деятельности;

    мотивы получения  материальных благ;

    мотивы, ориентированные  на определённую интенсивность.

Следует отметить, что зачастую мотив выражает не одну, а сразу  несколько потребностей. Например, мотив получения материальных благ основывается на потребности в уважении и общественном признании ( людей состоятельных больше уважают и признают в обществе, у них больше прав и льгот, власти), на потребности в безопасности и защищённости ( например, человек с высокими доходами может обеспечить себе безоблачную жизнь после выхода на пенсию или при получении травмы, которая не позволит работать дальше) и, наконец, на физиологической потребности, которая требует удовлетворения самых элементарных человеческих нужд.

Еще одной особенностью мотивов  труда является их направленность «на  других» и «на себя», т.е. «Что работник отдает обществу?» и «Что получает взамен?». Причем чем глубже разрыв между этими понятиями, тем  меньшее значение имеют для работника  такие трудовые мотивы, как долг перед людьми, обществом в целом, желание приносить своим трудом пользу не только себе, а окружающим. Это наиболее явно прослеживается, если существующий уровень оплаты труда  работника оказывается значительно  ниже стоимости необходимых ему  продуктов.

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Материальное денежное стимулирование

Деньги - это наиболее очевидный  и наиболее используемый способ, которым  организация может вознаградить сотрудников. Применение теории потребностей Маслоу к заработной плате позволяет сделать вывод о том, что она удовлетворяет многие потребности различного типа - физиологические, потребности уверенности в будущем и признании. Отсюда вытекают основные функции заработной платы:

    воспроизводственная;    статусная;   стимулирующая.

Воспроизводственная функция, как известно, состоит в обеспечении  работнику расширенного воспроизводства  его рабочей силы на принятом социально-нормативном  уровне потребления. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к остальным  функциям, тем более в российских условиях, когда по сути все вопросы оплаты труда концентрируются исключительно на возможности достижения достойного уровня жизни. Главное свойство заработной платы - быть основной частью фонда жизненных средств работника. Без этого она не может выполнить ни воспроизводственную ни стимулирующую функцию. К сожалению, на практике так и происходит. По оценке специалистов Института труда , в 1990 году минимальная заработная плата (80 руб.) была в полтора раза выше прожиточного минимума. В январе 1992 года, прежде всего из-за либерализации цен, она сравнялась со стоимостью прожиточного минимума, а в настоящее время составляет менее 20%.

Воспроизводственная функция  заработной платы еще больше нарушается при задержках с ее выплате.

На основе теории Герцберга можно заключить, что воспроизводственная функция заработной платы есть гигиенический фактор, при отсутствии или недостаточной степени которого у человека возникает неудовлетворение работой, что естественно будет приводить к понижению производительности труда.

Статусную функцию заработной платы можно полагать реализованной, если статус, определяемый размером заработка  соответствует трудовому статусу  работника в рамках рассматриваемой  общественной структуры под «  статусом» принято подразумевать  положение человека в той или  иной системе социальных связей и  отношений; соответственно трудовой статус - это место данного работника  по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Размер вознаграждения за труд - один из важнейших показателей этого статуса. Например, начальник какого-либо подразделения организации стоит по статусу выше рядового работника этого подразделения. По этому статусная функция будет выполняться если оклад, начисляемый начальнику будет выше, чем оклад рядового работника.

С одной стороны, это может  стимулировать работников низших рангов к более эффективной деятельности с целью получения более высокой  должности и соответственно более  высокого заработка (или любой другой должности с большим окладом), конечно, при условии, что размер оплаты сотрудников на предприятии  не относиться к разряду сведений конфиденциальных.

Следующая - стимулирующая - функция с позиции руководства  наиболее важна: выгодно, чтобы работник выполнял свои функции с наибольшей отдачей. На основании теории ожидания можно сделать вывод, что только при наличии определенных условий  рост заработной платы стимулирует  повышение производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать ей большое значение, т.е. она, как уже говорилось выше, должна быть основным источником дохода. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью труда, и конкретно в то, что увеличение производительности обязательно приведет к росту заработной платы, т.е. размер вознаграждения должен определяться индивидуальным вкладом каждого в общий результат. Вклад же этот воплощает профессионализм, инициативу и трудовые усилия.

Многие отечественные  ученые и специалисты отмечают, что  заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными  результатами труда. Отрыв оплаты отличных трудовых усилий работников вызывает замещение в их сознании трудовой основы заработной платы потребительской, т.е. они определяют ценность вознаграждения не личным трудовым вкладом, а тем, что  можно приобрести за полученную заработную плату, а это ведет к ослаблению и гашению стимулирующей функции  заработной платы. Более того, в своих  притязаниях работник исходит не из того, сколько он может заработать, а из желаемого «потолка» оплаты, который человеку свойственно поднимать  все выше и выше, в следствии чего ощущение несправедливости оплаты становится постоянным. Соответственно уменьшается и удовлетворенность заработной платой даже и в случае если бы она повышалась с ориентацией целиком на притязания, за ними все равно не угнаться.

Названные негативные тенденции  ( обесценивание рабочей силы, неоправданная дифференциация в оплате труда и низкая ее стимулирующая роль) набрали такую силу, что можно говорить об исчезновении в экономике России заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату, не связанную с общественной оценкой ни количество, ни качество, ни результатов труда.

Рассмотрим некоторые  системы оплаты труда, применяемые  как в России, так и за рубежом.

С точки зрения простоты и доступности наиболее подходящей для многих работников являются повременная  повременно-премиальная система  оплаты труда. Однако их существенный недостаток заключается в том, что  отсутствие серьезных стимулов для  человека за работой которого к тому же необходим постоянный контроль, снижает производительность труда

Системы основанные на сдельной оплате труда, тоже достаточно просты и понятны. Но они трудоемки с точки зрения ведения расчетов, требуют специалистов-нормировщиков, большого документального оформления с учетом изменений в технологии, массы первичных платежных документов ( нарядов, рапортов) и т.п. К тому же установление норм времени и расценок зачастую порождают конфликты: каждый претендует на большее по сравнению с тем, что диктуется технологией выполнения работ. Однако «сдельщина» лучше других систем оплаты стимулирует производительность труда. Зависимость очень наглядная: выпустил больше единиц продукции - больше и получил. Что же касается недостатков, то главный состоит в том, что в погоне за увеличением выработки работник порой забывает о качестве, губит оборудование.

В последнее время, в частности, в МНТК «Микрохирургия глаза», которым  руководит Святослав Федоров, используют и долевые системы оплаты труда. Каждому работнику устанавливают  его процентную долю в прибыли, полученной от деятельности подразделения фирмы. Хотя, по большому счету, подобный подход можно расценить как разновидность  сдельно-повременной системы.

 

Ведь своеобразной нормой оплаты ( расценкой) является «доля» каждого работника в общей прибыли. Присутствует элемент «повременности»: при расчете заработной платы обязательно учитывается фактически отработанное время. Недостаток этой системы в том, что не всегда, даже в принципе, возможно рассчитать долю каждого работника в общей прибыли. Например, на одном из отделений конвейера, где вся бригада выполняет одну и ту же работу. Контроль за каждым человеком из этой бригады экономически не выгоден. Здесь возможно оценить только работу бригады в целом, и поэтому оклады у всех работников данной бригады будут одинаковой (при том условии, если все они отработали одинаковое количество часов). Это может вызвать чувство несправедливости у тех работников, которые хотят лучше трудиться и соответственно больше получать. Но даже при наличии такой инициативы, но при разных способностях эти работники внесут неодинаковый вклад в общее дело, а заработную плату получат одинаковую. Следовательно, они, согласно теории справедливости, будут снижать свою выработку, что отразится на результатах работы бригады в целом.

На многих предприятиях существуют дополнительные доплаты за выслугу  лет, т.е. общее количество времени, проработанное на одном предприятии. Как мы думаем, это только лишь снижает  текучесть кадров и никак не отражается на эффективности труда. Подтверждением этому является, например, то, что  компания «Nissan», второй по величине японский производитель автомобилей, вводит новую систему оплаты для менеджеров, которая будет поощрять не стаж работы, а достижения. Начиная с июля 1994 г. «Nissan» снизила уровень базовой оплаты, которая обуславливалась стажем работы, и увеличила размер оплаты пропорциональный трудовому вкладу . Этот шаг показывает растущее разочарование японских компаний в традиционной системе оплаты, основанной на стаже работы. Но тут мы опять же сталкиваемся с проблемой учета.

Поэтому на многих российских предприятиях оклад изменяется только тогда, когда работник меняет свою должность. Здесь сфера влияния статусной  функции заработной платы, плюсы  и минусы которой были рассмотрены  выше.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что денежное вознаграждение заставляет людей трудиться эффективнее  при условии, что работник придает  ему большое значение, что она  напрямую связана с результатами труда, и если работник уверен в наличии  устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и  производительностью труда Но часто бывает трудно или экономически невыгодно, а то и в принципе невозможно оценить индивидуальный вклад работника, и в соответствии с этим назначить ему заработную плату. Поэтому во многих случаях материальное денежное вознаграждение не может побудить людей работать производительнее, а ведь именно эта задача стоит перед системой стимулирования в целом.

Материально-социальные стимулы

Как и материально-денежные стимулы, материально-социальные стимулы  являются внешними вознаграждениями. Но следует заметить, что иногда "гигиенические факторы" Герцберга могут становиться стимулами, и наоборот стимулы могут трансформироваться в условия возникновения мотивов ("гигиенические факторы"). При получении вознаграждения, которое выполняет функции стимула оно утрачивает последнюю. Это можно показать на следующем примере. Работнику пообещали, что если он повысит производительность своего труда его переведут на другую, например, более интересную работу. Здесь перевод на другую работу - стимул, но после того, как он получит это благо (стимул) перевод перестает выполнять роль стимула и становится условиями (точнее их изменением). Поэтому можно сказать, что когда есть потребность в благе и есть возможность его получить - это стимул, если же благо получено и потребность удовлетворена, то бывший стимул становится "гигиеническими факторами", если же потребность не удовлетворена или удовлетворена частично - благо продолжает играть роль стимула.

К ним относят:

создание необходимых  условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную  освещенность, темп, режим труда  и др. Хотя всегда предпринимались  попытки стандартизировать условия  труда, в результате ряда исследовательских  работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не существует. Достаточно иметь два-три варианта организации  рабочего места, разработанных с  учетом основных индивидуальных типов, чтобы работник мог выбрать из них вариант, более соответствующий  его индивидуальности. Индивидуализация условий труда является одним  из резервов повышения его производительности. Способами такой индивидуализации могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов  или подбор рабочего поста, задания  в соответствии с индивидуальными  особенностями работника.

Эти способы могут быть использованы в процессе рационализации и особенно проектирования различных  элементов производственной среды (освещенности, рабочего места, темпа  и режима труда, автоматизированности, функциональной музыки и др.), объединяемых нами общим понятием условий труда.

Возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы. Например, М. П. Виноградов сформулировал понятие монотонности следующим образом: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителен, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы» . Он предложил следующие пять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:

    объединение чрезмерно  простых и монотонных операций  в более сложные и разнообразные по содержанию;

    периодическую  смену операций, выполняемых каждым  рабочим, т. е. совмещение операций;

    периодические  изменения ритма работы;

    введение дополнительного  перерыва;

    введение посторонних  раздражителей (функциональная музыка).

Несколько по-иному, можно  сказать более «психологично», видит  пути предупреждения и преодоления  монотонности в работе Н. Д. Левитов

Первый путь. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком  случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют  также результаты работы.

Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе  работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой  и тем меньше переживает состояние  монотонности.

Второй путь. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

Третий путь. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих  действий, чтобы иметь возможность  отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь. Можно создать  внешние условия, ослабляющие впечатление  однообразия работы. В некоторых  случаях, например, достаточно перенести  работу яз закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

Пятый путь. Введение функциональной музыки.

В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные  перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное  соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой  работы могут быть и другие не менее  важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда.

   

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние  работающих, относят авторитет и  особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость  членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных  лидеров в неофициальных группах  и отношение этих лидеров к  производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость поведения в сложной обстановке и т. д. Частые конфликты отнимают слишком много моральных и физических сил, которые могли бы быть использованы в труде.

Здесь интересен японский опыт, обеспечивающий реализацию "человеческого  потенциала", особенностями которого, по мнению X. Йосихары, следует считать такие основные признаки (основы кадр. менеджмента):

1. Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности.  Почему японские руководители  так беспокоятся о стабильности  рабочей силы? Стабильность служит  стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной  общности, улучшает отношения рядовых  сотрудников с руководством и  помогает получать информацию  от опытных рабочих.

2. Постоянное присутствие  руководства на производстве. "Каждое  утро я обхожу завод, чтобы  поздороваться с сотрудниками, удостовериться, что на местах не разбросаны  и не оставлены без внимания  никакие детали, узнать, что происходит  на сборочном конвейере", —  говорит один из директоров  фирмы. Такое поведение типично  для руководителя японского предприятия.

3. Гласность и ценности  корпорации. Все уровни управления  и рабочие пользуются общей  базой информации о политике  и деятельности фирмы, в результате  чего развивается атмосфера участия  в общей ответственности, что  улучшает взаимодействие и повышает  производительность. Так, на дочернем  японской фирме "Sharp" в Австралии президент раз в полгода собирает руководителей и служащих конторы, завода, склада для обсуждения обстановки в компании. Кроме того, президент встречается по очереди с группой из шести сотрудников во время утреннего и послеобеденного чая.

По "теории зет" каждый работник имеет свободы и работает самостоятельно, без надзора. Такое  доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей. Этим и объясняется высокий  уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.

Японский служащий отождествляет  себя с нанявшей его корпорацией  и убежден, что он является важным и необходимым ее лицом и что  ее судьба лежит на его плечах. Одним  из проявлений такого отождествления является то, что японцы очень много  работают для компании (они, как правило, используют не более половины отпусков; рабочий день заканчивается только по завершении необходимого объема работ; при этом завершение рабочего дня "минута в минуту" считается признаком  дурного тона).

Другим методом отождествления работников с компанией является поощрение частных и прямых связей. Существует несколько систем общения: утренние митинги, цеховые собрания и собрания малых групп (кружков  качества и ритуальных групп). На них  управляющий фирмой обращается к  служащим с изложением политики компании, после чего часто проводится утренняя гимнастика, заканчиваемая скандированием типа: "Будем работать напряженно".

Японские фирмы часто  проводят церемонии празднования открытия нового офиса, начала нового года или  начала службы пожизненно нанятых служащих (1 апреля каждого года), выдающихся рекордов явки на работу и др. Каждую осень устраиваются спортивные встречи  и один или два раза в год  — коллективные туристические поездки.

 

    Продвижение по  службе - один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.

 Словом, повышение в  должности позволяет работнику  самоутвердиться, почувствовать  себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе.

В современных условиях экономики  России эти материальные неденежные стимулы могут особенно широко использоваться в связи с невыплатами и потому невозможностью эффективного денежного стимулирования.

Морально-психологические  стимулы

Эти стимулы ориентированы  на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного  выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

Рассмотрим конкретный пример на производстве: рабочего, выпускающего определенные детали.

Над каждым работником в  компании устанавливается определенный контроль, т.е. проверяется как он выполняет свои функции, но контролировать деятельность всего персонала невозможно. Поэтому, если мы следим за качественным выполнением одних его функций, то он автоматически перестает или выполняет неудовлетворительно другие свои функции. Например, мы следим за количеством изготовленных им деталей. Осознавая это он повышает их изготовление в количестве. Казалось бы, факт роста производительности труда налицо, но увеличение количества никак не означает повышение качества, а как раз таки наоборот, чтобы минимизировать свои усилия работник будет меньше уделять внимание на качество продукции чтобы повысить ее количество. Тогда органам управления придется установить контроль еще и за качеством деталей, увеличивая таким образом издержки.

Но и тогда рабочий  может найти пути минимизации  усилий, неудовлетворительно выполняя, или не выполняя неконтролируемые со стороны предприятия функции. В  данном примере рабочий может  малоэффективно использовать ресурсы, т.е. не будет следить за тем, чтобы  уменьшить их расход. Наш пример можно продолжать до тех пор, пока мы не перечислим весь набор обязанностей этого рабочего. При этом чтобы  производительность росла, компании нужно  будет установить контроль за всей деятельностью работника, что с экономической точки зрения крайне нецелесообразно. В рассмотренном примере все сложности возникали из-за того, что рабочий стремился избежать работы. Он полностью попадает под действие «теории Х», которая гласит, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия и т.д. Откуда главный вывод: людей нужно принуждать работать, т.е. устанавливать над ними контроль.

Мотивы трудовой деятельности