Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу

Общая и специальная психология

 

 

 

Тема: Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Характеристика мотивационной сферы учения………………………4

 

  1. Особенности учебной деятельности младших школьников…………6

 

  1. Роль мотивов учения  в успешности обучения младших школьников………………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения  может быть назван центральным, так  как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы  заложить основу для умения, желания  учиться. Любой первоклассник, собирающийся в школу, на вопрос, хочет ли он учиться,  несомненно, ответит положительно.Малыш намерен учиться на отлично и радовать родителей своими успехами. Первое время сама позиция ученика, стремление занять новое положение в социуме–самый важный мотив, который определяет готовность и желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

Типична ситуация, когда  к середине учебного года у первоклассников гаснут радостные ожидания от учебы и пропадает интерес к учебной деятельности.  Эта трудность связана с тем, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Поэтому важно, чтобы учебный процесс был построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Мотивация оказывает самое  большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов  учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в  конечном счете, уже в старшем возрасте приводит к правонарушениям.

 

 

 

  1. Характеристика мотивационной сферы учения

 

Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее  время как психическое явление  она трактуется по-разному.Мотивация  – это внутренняя психологическая  характеристика личности, которая находит  выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему  миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой[7]

Н.В.Савин рассматривает  мотив как «побуждение, направленность, к деятельности, связанное с удовлетворением  определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих, направляющих человеческие действия и управляющих поступками»[6].  

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов полагают, что, мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий[9].

От того, как чувствует  себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые  он прилагает в своей учёбе. Поэтому  важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное  и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.Рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика.  По мере успешного выполнения заданий и получения за них положительных оценок эта цель закрепляется, выполнение заданий для ученика приобретает новый смысл, появляется новый мотив учения. Психологи А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др., обычно называют этот путь «сдвиг мотива на цель»[ 5].

По мнению А.К. Марковой к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы.К познавательным мотивам относятся: широкие познавательные,  ориентированные  на овладение новыми знаниями  фактами, явлениями, закономерностями;учебно - познавательные - ориентированные на усвоение способов и приемов добывания знаний; мотивы самообразования - ориентированы на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы совершенствования.Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы - долг и ответственность, понимание социальной значимости учения;узкие социальные или позиционные мотивы - стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;мотивы социального сотрудничества - ориентация на разные способы сдругим человеком.

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов подразделяют мотивы на внешние и внутренние - в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний. К внешней мотивации, например, относится соревновательная мотивации, которая  нередко приводят к неплохим результатам в учёбе. Слабые стороны учебной деятельности, поддерживаемые внешними мотивами: устойчивые представления о мире не образуются.

В.Г. Асеев, Г.И. Щукина выделяют осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Основу целенаправленного процесса учения составляютосознаваемые мотивы, но мотивация учения определяется и разного рода не вполне осознаваемыми учеником установками и потребностями.

Работа по формированию мотивов  учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор  компонентов и взаимосвязей и  представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный).Задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

 

  1. Особенности учебной деятельности младших школьников

 

Когда ребенок приходит в  школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с  действительностью. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной деятельностью. К компонентам учебной деятельности принято относить мотивацию,учебную задачу, учебные операции, контроль и оценку результатов.

Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий, идет смена ведущих видов деятельности: от игры к учебной деятельности. Мышление младшего школьника из наглядно-образного становится словесно-логическим. Все познавательные процессы интеллектуализируются, становятся произвольными и опосредствованными; формируется внутренний план действия. В учебной деятельности младшего школьника формируются теоретическое мышление и внутренний план действий. В идеале к концу младшего школьного возраста у ребенка должна

быть сформирована собственная  учебная деятельность, включающая теоретическое, познавательное отношение к действительности, способность формулировать познавательные задачи. В процессе решения собственно учебных задач идет развитие зачатков рефлексии. У большинства детей к окончанию начальнойшколы наглядно-образное мышление уступает место словесно-логическому. Дети уже в состоянии делать самостоятельно простейшие умозаключения. Наличие у детей внутреннего плана действий, позволяет оперировать некоторыми представлениями «в уме», что свидетельствует о зачатках абстрактно-теоретического мышления.

Формирование внутреннего  плана действий и развитие произвольности оказывают влияние на функционирование всех психических процессов младшего школьника.Выполняя все более сложные учебные задания, ребенок приучается сам контролировать свои действия.

Успешность или неудачи ребенка в учебной деятельности оказывает огромное влияние на его интеллектуальное и личностное развитие. Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают адекватную самооценку, сознание собственной компетентности, уверенность. У плохо успевающих младших школьников чаще складывается низкая и заниженная самооценка. Такие дети перестают стремиться к успеху, у них ослабевает мотивация к учению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль мотивов учения в успешности обучения младших школьников

 

 

 

 Мотив – это  направленность школьника на отдельные  стороны учебной работы, связанная  с внутренним отношением ученика  к ней. Не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения.

Содержание  учебной деятельности - овладение  обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая  деятельность должна побуждаться адекватными  мотивами. Ими могут быть только мотивы, связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного совершенствования.В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, т.к. ребенок приобретает новую социальную позицию. Интерес к школе, любознательность положительное отношение к процессу учебы – позитивные стороны мотивации младших школьников. Так, любознательность является формой проявления высокой умственной активности ребенка. Вера в авторитет учителя, доверчивость, готовность выполнять любое задание – это все формы социальных мотивов, которые доминируют в младшем школьном возрасте.

Из наиболее часто встречающихся мотивов учения первоклассников следует выделить мотив соответствия позиции школьника, который может включать в себя стремление выполнять требованияучителя, подчиняться правилам школьного распорядка и пр.  Стремление к выполнению роли школьника, несомненно, мотивирует ученика к выполнению необходимыхдействий, однако остается внешним по отношению к содержанию деятельности.

Довольно часто встречается и порой становится доминирующей в младших классах мотивация достижения успеха и, соответственно, при неблагоприятном варианте развития — избегания неудачи.Школьники, мотивированные на достижение успеха, ставят перед собой цель, ищут способы для достижения этой цели, обучение доставляет им удовольствие, приносит удовлетворение результат их деятельности. Противоположные таким ученикам  - школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Такие ученики не уверены в себе, бояться критики, всегда пытаются избегать неудач.

Большое место в мотивации  младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учителя или родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.  Отметочная мотивация требует особого внимания, т.к. дети стремятся получить отметку ради престижа или чтобы порадовать родителей, а не собственно ради знаний.Мотивация достижения обязательно должна быть задействована в учебной деятельности. Она позволяет получать положительные эмоции от повышения собственной компетентности и способна действовать гораздо дольше, чем познавательная мотивация.

Мотив самообразования у младших школьников проявляется в интересе к дополнительным источникам знаний, например, чтении дополнительной литературы.

К концу младшего школьного  возраста у ребенка формируется  учебно-познавательный мотив, который  трансформируются из интереса к отдельным  фактам, знаниям к способу добывания  этих знаний. Это один из главных мотивов, благодаря которому эффективность учебной деятельности возрастает.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним  мотивом, а целой системой разнообразных  мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Педагогу необходимо владеть информацией о мотивации познавательной и социальной, о значимости мотивации ободрения, о способах изучения и формирования мотиваций.Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, исследовательские методики, создание условий для проявления способностей учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая все вышесказанное, с уверенность можно сказать, что мотивационная сфера – ядро личности. Для учащегося, соответственно, необходимо развитие мотивации обучения. Формирование и развитие мотивации учебной деятельности - сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться хорошо или отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес, который занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и способствует успешности школьного обучения.

Зная тип мотивации, учитель  может создать условия для  подкрепления соответствующей положительной  мотивации. Если это мотивация, связанная  с результатом учения, то условиями  для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых  знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью  учения, то условиями для ее поддержания  могут быть информация о достигнутых  результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная  организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская  методика, создание условий для проявления их способностей.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Хрестоматия по псиохолгии. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982.
  3. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивов учения у дошкольников и младших школьников. М.: МГУ, 2001.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.
  5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.
  6. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопросы психологии. 1987. №5.
  7. Мотивация младших школьников к учению [Электр.ресурс] –Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/508424/
  8. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002.
  9. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. -М.: Просвещение,1994

 

 


Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения