Мотивы вступления в брак

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология семейных отношений»

На тему: «Мотивы вступления в брак»

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                                                Студентка  5  курса 

                                                                                   заочной формы обучения

                                                                                      факультета психологии

                                                                              специальность «Психология»        

 

 

Проверила :

Доцент, к.п.н.

 

 

 

 

2014

Содержание

  1. Мотивация.
  2. Основные мотивации брака
  3. Бессознательные мотивации
  4. Эволюция мотивов вступления в брак

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Прежде чем приступить к исследованию мотивов вступления в брак, следует сначала рассмотреть само понятие «мотив» и его природу. Для этого обратимся к трудам В.А. Ядова, в которых он раскрывает проблему внутренней регуляции социального поведения личности.

«В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или потребности. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные функции. Будучи глубинной основой всех мотивов поведения и отдельных поступков, потребности, однако, могут и не включаться в прямую поведенческую «цепочку», но как бы в скрытом, в снятом виде побуждают к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Если последние формируются как готовности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему».

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Этот термин прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

Е.П. Ильин (автор книги «Мотивация и мотивы») предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Мотивация - процесс формирования мотива.

Х. Хекхаузен включает в понятие «мотив» такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.

Но мотивы вступления в брак нужно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак.

Анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов вступления в брак позволяет выделить следующие семь интерпретаций семейно-брачных стратегий: с позиции социобиологии главный мотив заключения брака определяется репродуктивной функцией человека в рамках его биологического вида. Структурный функционализм, в свою очередь, рассматривает брачный выбор индивидов как стремление поддержать функционирование общества в целом.

Начиная от социально обусловленного спектра мотивов, и заканчивая непосредственным общением в рамках социальных ролей, теория семейных систем представляет весь спектр возможных мотивов заключения брака, как для женщины, так и для мужчины. В свою очередь, теория социального обмена предлагает оптимальное объяснение гендерным различиям мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. Представители обоих полов обладают разной культурной базой для «экономической сделки» - заключения брака. В целом, данная теория позволяет рассмотреть мотивы вступления в брак как реально существующие желания мужчин и женщин.

 

Основные мотивации брака

В современной психологии различают три мотивации на брак:

1.Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. И, в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет - все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.

2.Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежнее время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши - брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

 3.Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

 

Бессознательные мотивации.

К. Г. Юнг в своей книге «Брак как психологическое отношение» говорит о том, что очень часто мы не осознаем реальных мотивов вступления в брак и действуем бессознательно.

Бессознательные мотивации, по К. Юнгу, имеют как личностную так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

-общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

-уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

-ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

-интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

-взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

-жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

-порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

-выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие,

-месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

-боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Мотивация выступает ключевым аспектом личности, поскольку она придает поведению направление. Мотивы и цели тесно связаны между собой. Отношение «мотив - цель» является своего рода «вектором», задающим направленность и интенсивность деятельности. При этом цель формирует содержание этой деятельности. Определение характера целей осуществляется на основе выбора тех или иных общественных, жизненных и человеческих ценностей.

Таким образом, можно утверждать, что формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание этих взглядов определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

Эволюция мотивов вступления в брак

Подробно и глубоко тема целей брака освящена С. Троицким (1995). Он указывает, что в истории человеческой мысли встречаются две главные теории о браке. Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической. Первая видит смысл брака в размножении, в появлении потомства. Стремление иметь в браке продолжение своего существования, осложненное религиозными и патриотическими мотивами в виде желания иметь заместителей в служении богам и хранителей могил предков или защитников отечества, отражено как в древнеиндийских, греческих и римских законах, так и у классических писателей. Уже само наименование брака у греков и римлян указывает на эту цель. Matrimonium, то есть matris munus, означает, что сущность брака - прежде всего, в материнстве.

 Известно, что древнейший  полумифический римский законодатель  Нума Помпилий видел в детях продолжение существования родителей и главную цель брака. Августин Блаженный, резюмируя взгляд римского законодательства на брак, писал: «…По принятым для брачных документов формам брак бывает для рождения детей».

Аналогичные взгляды существовали и у греков. Они вступали в брак ради законных детей. «Гетер мы имеем для развлечения, конкубинат для телесного наслаждения, а жен мы имеем, чтобы иметь законных детей и хранительниц дома», - отмечал Демосфен. С другой стороны, если цель брака - дети, то где нет надежды иметь детей, там нет и брака.

Наряду с этой реалистической теорией в истории человеческой мысли столь же устойчива идеалистическая теория, которая видит источник брака не в основном стремлении организмов к сохранению своего существования в роде, а в другом, более высоком стремлении органического мира - стремлении к развитию, совершенствованию, к полноте бытия.

Объяснение брака из стремления к совершенству, к полноте бытия присутствует уже на первых страницах Библии, объясняющей творение жены стремлением Адама получить себе восполнение. Эта теория представлена и в распространенном почти повсюду сказании о творении человека как андрогинна и в древнегреческих брачных обрядах и мистериях, в частности в наименовании брака «телос», что в переводе означает «конец» в смысле завершения.

В древней философии эту теорию развивал Платон. Брачная любовь - «эрос», - полагал Платон, это не что иное, как влечение к целостности, возвышающее человека к изначальному совершенству, исцеляющее его и делающее блаженным.

Та же идеалистическая теория представлена и в трудах немецких философов-идеалистов, таких как Фихте, Гегель, Шлейермахер.

В Российском государстве до 17 века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало.

Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

С разделением общества на классы и появлением частной собственности приоритет над всеми иными (нравственными, психологическими, эстетическими) мотивами заключения брака имели утилитарные соображения (накопление собственности и передача её по наследству, экономический расчёт и т. д.). Следствием этого стал брак, заключаемый не по личному выбору, а по принуждению лиц (родители, опекуны, помещики, начальство по месту службы и т. д.), у которых будущие супруги находятся в зависимости, или по экономическим расчётам, религиозным соображениям и т. д.

Социалистические преобразования общества, обеспечивая равноправие мужчины и женщины, способствуя распространению в массах коммунистической морали, ведут к нравственному обогащению отношений между полами. Коммунистическим идеалом таких отношений является гражданский брак, основанный на любви. Соответственно этому ведущим мотивом вступления в брак в нашей стране являлась любовь как главная и определяющая сила в добровольном, равноправном, свободном от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союзе мужчины и женщины.

В период становления рыночных отношений в России в конце ХХ века институт брака приобретает новый смысл, сохраняя и прежние советские особенности. Так, проведенные Т.А. Гурко исследования вступающих в брак в 1980-х гг. показывали, что мотивация вступления в брак часто не совпадала с мотивами создания семьи. Для одних заключение брака фактически означало юридическую регистрацию факта добрачной беременности невесты, для других - возможность легализовать имеющиеся или предполагаемые сексуальные отношения, отделиться от родителей если не физически, то хотя бы психологически и статусно. Немаловажную роль имело и приобретение брачного статуса в связи с постановкой на учет для получения жилья, с предоставлением семейного общежития, желанием «закрепиться» в городе, избежать распределения «в глубинку» после окончания учебы.

Обратимся непосредственно к исследованиям мотивов вступления в брак.

Задача первых исследований состояла в том, чтобы собрать самую общую информацию о молодежи, вступающей в брак, и выделить факторы, отрицательно влияющие на формирование молодой семьи. Эти исследования давали фактический материал для разработки различных проектов о помощи молодым семьям, мер по подготовке молодежи к браку.

Если сравнивать мотивы создания семьи у молодежи в начале XXI века и в середине XX века, то можно сделать вывод, что за последние 40-50 лет мотивация образования семьи не претерпела серьезных трансформаций.

Таким образом, моральный подход к браку является преобладающим и в советской, и в постсоветской России. В тоже время заметны различия во мнениях молодежи относительно брака по расчету. Если в середине XX века, по данным социологических исследований, количество респондентов, заключивших брак по расчету, было незначительно, то, по данным исследований после 1990-х годов, общественное мнение стало допускать брак по расчету в значительно большей степени.

Мотивы вступления в брак зависят от многих социальных, экономических, а так же личностных факторов. Но, не смотря на постоянные изменения этих факторов со временем, общие тенденции сохраняются и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами.

Мотивация является важнейшим аспектом личности, поскольку она придает поведению направление. Мотивы и цели тесно связаны между собой.

Мотивы вступления в брак зависят от многих социальных, экономических, а так же личностных факторов. И, не смотря на постоянные изменения этих факторов со временем, общие тенденции сохраняются. Мотивация вступления в брак сохраняет преемственность с предыдущими поколениями, но проявляются некие особенности, характерные именно для настоящего времени.

Выяснив мотивы, наиболее влияющие сегодня на решение зарегистрировать отношения, и обобщив их, мы увидели, что молодые люди, согласно популярной в психологии классификации мотивов, придерживаются мотивации на определенного человека, следуя своим чувствам и эмоциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Социальная психология семьи. - СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006
  2. Дементьева Н.Ф. Проблемы становления молодой семьи. М.: Изд-во «Наука», 1999.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПБ.: Питер, 2006
  4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Карабанова. М.: Гардарики, 2004
  5. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. - СПБ.: КАРО, 2007

Мотивы вступления в брак