Мотивы вступления в брак и отношение к нему у современной молодежи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО  «Марийский государственный университет»

Педагогический  институт

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050706 – Педагогика и психология

Кафедра психологии развития и образования 
 
 

Контрольная работа

по

Основам психологии семьи и семейного  консультирования

на тему:

«Мотивы вступления в брак и отношение к  нему у современной  молодежи» 
 
 
 
 

            Выполнила:

            Студентка 44 группы

            4 курса  з/о Пс ФПП

                                        Мосолова А.А.

            Проверила:

              Чернова Е.П., к.п.н. 
             
             

            Йошкар-Ола, 2011

Содержание: 

1. Мотивы  вступления в брак ………………………………………………………3

2. Отношение  современной молодежи к браку……………………………………7

3. Литература………………………………………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Мотивы вступления  в брак

      Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане.

      Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

      Отношения в семье в значительной степени  определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

      По  мнению Шнейдер Л.Б., в современной психологии различают три мотивации на брак:

      1. Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И, неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

      2. Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши  - брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

      3. Мотивация на определенного  человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

      Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение  к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации. [4]

      В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака молодые люди вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различных понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.

      1. Доминирование полового  влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

      2. Потребность быть  любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего возраста детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая односторонняя потребность – быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих с корнями в детство. Эта эгоцентрическая, невротическая потребность проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т.п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых в браке так много.

      3. Способность любить. Уровни способности «любить» различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви, надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которой подобно смерти.

      С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

      А. В. Петровский указывал, что степень  эмоциональной близости — это  особое качество настоящей семьи, и  трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. [5]

      Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

1. обоюдное  актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

2. общность  интересов, когда совпадение интересов,  общее увлечение принимают за  родство душ;

3. уязвленное  самолюбие, которое побуждает  достичь «заветного» любой ценой,  стимулирует азарт и жажду  победы через обладание «непокорным»;

4. ловушка  неполноценности, в которой сливаются  воедино установка благодарности  и ощущение реализации «последнего  шанса»;

5. интимная  удача, когда успех в сексуальных  отношениях сводится к предвосхищению  хорошего брака;

6. взаимная  легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

7. жалость,  она же в вариантах вины, долга,  воспринимается как «собственная  доблесть» и позволяет играть  на сцене жизни весьма благородную  роль;

8. порядочность, когда брак стимулируется мнением  ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

9. выгода, когда человек обретает посредством  такого союза пристанище, финансовое  и материальное благополучие;

10. месть,  когда выбор партнера и вступление  в брак совершают «назло обидчику»;

11. боязнь  одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

        Браков, заключенных по описанным  выше основаниям, немало. Причину  К. Юнг связывает с искусственной  бессознательностью родителей. Он  полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они - раньше или позже - станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.

      За  рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь. [1] 

                  2. Отношение современной молодежи к браку

      Отношение современной молодежи к семье и семейным ценностям стоит достаточно остро, но неправильно говорить о том, что она стала так остра исключительно по причине того, что современная молодежь безнравственна.

      Обстановка окружающего мира отражается на каждом из нас и наверное просто невозможно не столкнуться с определенной степенью отсутствия культуры в современном обществе, в которое молодежь также входит, но молодежь подвержена этой атаке ни чуть не в большей степени, чем более старшее поколение. Наверное, было бы правильно сказать, что современная молодежь подстраивает вложенные в них представления о семейной жизни под окружающую их обстановку и решение относительно создания своей собственной семьи принимает исходя их обстоятельств, а не вопреки им.

  Наиболее весомым фактором, сдерживающим стремительное принятие решения о вступление в брак, является отсутствие жилищной площади, на которой бы молодая семья могла бы жить.

      Довольно  часто можно встретить примеры  молодых пар, которые поженились как только смогли приобрести отдельную  жилплощадь. Безусловно, кто-то может  возразить, что многие молодожены после  свадьбы живут с родителями одного из супругов и не испытывают проблем, однако современная молодежь стремится быть независимой. Причем независимость проявляется не только в желании жить отдельно, подчиняясь только самим себе, но независимость проявляется и в заботе о том, чтобы не нагружать своих родителей еще большими хлопотами, которые, безусловно, появляются в семье, если в ребенок после свадьбы в родительский дом приводит супругу или супруга. Именно поэтому современная молодежь старается рассматривать вариант совместного проживания с родителями после вступления в законный брак как один из последних вариантов.

      Не  стоит забывать и про психологический  фактор. Вступление в брак, создание новой молодой семьи это очень  ответственный шаг, решится на который  обоим молодым людям не так  то просто. За определенный период своей жизни каждый из влюбленных привык к своим определенным статусам: сотрудник фирмы, сын (дочь), лидер в компании и так далее. Статус же мужа (жены) является для каждого из них чем-то новым и неизвестным. При этом каждый из них прекрасно осознает, какая ответственность на него ложиться при приобретении данного статуса. Если касательно мужчины, то это ответственность за жену, за обеспечение семьи местом проживания, продуктами, одеждой и другими материальными ценностями. Конечно, не менее важны и аспекты межсемейных взаимоотношений, такие как поддержка, понимание, поиски компромиссов – все эти обязанности приходят к мужчине вместе с новым статусом мужа и для того, чтобы осмыслить все это требуется время. То же самое можно сказать и про девушку, которая вступая в брак, приобретает статус жены.

      Современная молодежь, зная некоторые трудности  семейной жизни из примера своих  родителей, дядь и теть, бабушек и  дедушек, а также других родственников  и друзей, старается, прежде чем вступать в брак, обеспечить свою будущую семьи как можно большим количеством различных благ, тем самым оберегая себя заранее. Такое внимательное отношение к своей будущей семье свойственно большинству представителей молодого поколения. Трудно сравнить данную позицию с отрицанием института семьи, скорее наоборот. Молодежь старается его усовершенствовать, или хотя бы подстроить его под окружающую их реальность. 

      Вывод: таким образом, для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Андреева  Т.В. Психология семьи: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2007. – 384 с.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:

Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. - 192 с.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебн. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 2е изд., расшир. и доп. - СПб: Питер, 2000. - 656 с, ил. (Серия «Мастера психологии»).

Мотивы вступления в брак и отношение к нему у современной молодежи