Моя профессиональная деятельность сегодня и завтра

Моя профессиональная деятельность сегодня  и завтра

 

Сегодня моя профессия – торговый представитель. Это новая для  России профессиональная деятельность. Ранее таких профессий не было. Остановимся кратко на том, чем занимается торговый представитель.

Торговый представитель вот уже несколько лет подряд входит в "горячую десятку" самых востребованных профессий. По мнению специалистов рынка труда, это объясняется в первую очередь тем, что такие сотрудники нужны практически каждой компании, предлагающей какие-либо товары или услуги населению, и в ближайшее время повышенный спрос на них сохранится.

Торговый представитель – это  посредник между компанией-поставщиком  и торговыми точками, либо между  предприятиями оптовой торговли и розничной сетью. Его работа заключается в продвижении продукции компании на вверенной ему территории, развитии существующей клиентской базы и поиске новых клиентов, приеме и обработке заказов, отслеживании сроков и сумм оплаты.

Различают несколько способов ведения  продаж. В первую очередь это «переводные» заказы, когда компания не занимается непосредственно отгрузкой товара, а только собирает заявки и передает их дистрибьютору. Второй способ заключается в следующем: компания собирает заказы, но доставка происходит не сразу, при этом торговый представитель заполняет бланк заказа, и клиент может по нему сам получить товар со склада. Третий вариант (Van Selling – торговля с колес) используется, если товар небольшого размера, но денежноемкий, и то количество, которое представитель может продать за день, помещается в его машине. Особенность состоит в том, что сотрудник компании выполняет в данном случае еще и функцию экспедитора, то есть отгружает товар и заполняет счета.

Разновидностью профессии торгового  представителя является позиция  менеджера в секторе HoReCa, он занимается продвижением товаров в отели, рестораны и казино.

В иерархии специалистов в области  продаж торговый представитель занимает одну из низших ступеней, поэтому уровень  образования соискателей не играет важной роли. Успешным может стать кандидат как со средним специальным, так и с неполным высшим образованием. Вторая составляющая – отличное знание товара (прежде всего это продукты питания, спиртные напитки, сигареты и оборудование для баров и ресторанов). Такие специалисты, как правило, напрямую взаимодействуют с владельцами ресторанов, а среди них бывает немало иностранцев, поэтому знание иностранного языка, а еще лучше нескольких, также стоит в ряду основных требований.

Наряду с мерчандайзером и торговым агентом позиция торгового представителя является началом карьеры в области продаж. Этой специальности в отечественных образовательных учреждениях не обучают. Необходимый опыт работы минимален (от полугода), а в некоторых компаниях даже его отсутствие не является препятствием для трудоустройства. Главное, чтобы кандидат обладал такими качествами, как коммуникабельность, презентабельный внешний вид, динамичность, ответственность и стремление построить свою карьеру в сфере торговли. Однако все же при прочих равных условиях предпочтение отдается соискателям, имеющим хотя бы минимальный опыт продаж, но в области того бизнеса, где лежат интересы компании, будь то продукты питания, косметические средства или ювелирные изделия.

Выделим качества торгового представителя, которые нужны ему в его профессиональной деятельности.

1) Первое и самое важное качество, которым должен обладать будущий  торговый представитель, - это коммуникабельность. Это разговорчивость, то есть  ярко выраженная способность  человека войти в любой магазин  (на психологически чужую территорию) и непринужденно вступить в беседу с незнакомыми людьми. Общительный человек может быть душой своего круга, но замыкаться за его пределами. Торгпред позволить себе такое просто не может. На его пути ежедневно встречаются люди, неприятные по тем или иным причинам. В этой ситуации только по-настоящему коммуникабельный человек сможет войти в магазин, оглядеться, выбрать цель и практически сразу начать разговор. Самое худшее впечатление оставляет торговый представитель, сиротливо зажавшийся в углу магазина и выжидающий тот самый момент, чтобы еле слышно, сбиваясь произнести: «Товар брать будете?». Это просто не позволительно, так как нужный человек, лицо, принимающее решение, может появиться в любой момент, и ТП должен быть готов сразу же «броситься» к нему.

2) Второе качество важное для  торгового представителя - это  внутренняя независимость. Известно, что торгпред большую часть  своего времени проводит в  «полях», то есть вне офиса.  Его работа постоянно требует  самостоятельного принятия решений. По существу трудовая деятельность торгового представителя не командная, а индивидуальная, и поэтому только независимые люди могут достичь высот в этой профессии.

3) Высокая самодисциплина. Приступая  к выполнению поставленных задач,  надо быть готовым к тому, что никто кроме тебя самого не сможет правильно организовать ваше рабочее время; что необходимый объем работы всегда будет превышать временные возможности, а начальник не будет стоять ежеминутно за спиной и направлять в нужную сторону. Только собственная способность пересилить лень и недомогание, побороть сон и грамотно распланировать свой трудовой день, принесет удачу и тогда, как показывает опыт, всегда останется достаточно времени на свои личные нужды.

4) Четвертое качество, серьезно  влияющее на успешность торгового представителя, - это бесконфликтность. Полевая работа - очень нервная работа! То в магазине характерами не сойдешься, бывает что и «пошлют», а ты через неделю возвращаешься, и как ни в чем не бывало, продолжаешь искать пути к дальнейшему сотрудничеству. А в офисе супервайзер, начальники, кладовщики, которые только и ищут повода, чтобы выразить недовольство работой торгпреда. А в ответ приходится молчать.

5) И последнее важное качество  успешного торгпреда - личное  достоинство. Так уж сложилось, что значительная часть администрации торговых точек до сих пор остается под влиянием советской системы торговли, а потому продолжает исповедовать весьма специфичные принципы взаимоотношений с покупателями и в особенности с персоналом. При этом надо понимать, что торговые представители не относятся ни к первой, ни ко второй упомянутой группе, и отношение к ним еще хуже. Поэтому, надо создать нормальные, уважительные (может даже и партнерские) отношения, и для этого необходимо вести себя достойно с самого первого дня.

«Готовых» торговых представителей можно  найти среди мерчандайзеров и  торговых агентов. Последние не имеют  права проводить переговоры с  клиентами, самостоятельно принимать  решения, заключать договоры, ставить  подпись на документах, а лишь предлагают товар и оформляют заказ.

Коснемся функциональных обязанностей торгового представителя. Главная  задача торгового представителя  – сделать все необходимое, чтобы  магазины (киоски, супермаркеты) согласились  взять на реализацию продукцию компании, которую он представляет. Под «всем необходимым» обычно подразумевают следующие действия:

  • наладить отношения с руководителями торговых точек;
  • искусно преподнести информацию о фирме и ее продукции;
  • убедить клиентов в том, что именно эта продукция нужна потребителю;
  • заключить сделку, подписать контракт на поставку продукции.

Торговый представитель обязан следить за своевременной поставкой  товара в магазин, должен объяснять  продавцам, как правильно расставлять  его для лучшей продажи, «пробивать»  для товара наиболее выгодное место и контролировать, чтобы его сразу же выставили в торговый зал и он не залеживался на складе, а также рекомендовать отпускную цену. Проработав торговым представителем пару лет, такой специалист ценится на вес золота.

На плечи торгового представителя ложится ответственность за поступление платежей от точек розничной сети. Если он вовремя не распознал фирму-однодневку, которая исчезла вместе с отгруженной продукцией, то компания взыщет недостачу именно с него. Поэтому прежде чем заключать договор о поставке, он должен как можно больше узнать о потенциальном клиенте: как давно тот работает на рынке, насколько платежеспособен и так далее.

Кроме того, такой специалист обязан отслеживать, как реализуется продукция компании на его участке (любой магазин фиксирует эти показатели). На основании полученных данных он делает выводы, сколько товара, куда и когда нужно завезти. В его обязанности входит также подготовка еженедельных и ежемесячных отчетов руководству о проделанной работе.

Один из основных навыков, которым  должен обладать торговый представитель, – вождение автомобиля. За этим сотрудником  закреплена определенная территория, и в его интересах объехать ее в максимально короткие сроки, меньше простаивать в пробках, чтобы иметь достаточно времени на переговоры с клиентом. Ежедневные встречи с незнакомыми людьми, нестандартные ситуации требуют от него постоянной психологической готовности к принятию быстрых решений.

По мнению американских психологов, товаровед устает от торгового представителя уже на 4-й минуте, при этом последнему удается «пробежаться» в лучшем случае по 40 позициям прайс-листа. Поэтому обязательным навыком для такого специалиста является умение вести деловые переговоры: устанавливать контакт, использовать приемы эффективных коммуникаций, основанных на стремлении к совместному поиску решения задач, знать способы защиты от манипуляций.

Важно и знание основ тайм-менеджмента. Торговые представители работают не в офисе, график работы у них очень напряженный, поэтому они должны уметь четко планировать свое рабочее время и составлять расписание.

Размер заработной платы торгового  представителя складывается из оклада и процентов от продаж и зависит  от нескольких факторов:

  • количества обслуживаемых розничных точек;
  • количества товарных позиций заказчика;
  • квалификации торгового представителя;
  • предоставленных ресурсных возможностей для работы (автомобиль, связь, рекламная поддержка, специальный фонд для проведения промоакций и презентаций).

«Вилка» зарплат торгового представителя  колеблется: в регионах от $300–400 до $1000–1200, а в Москве от $500 до $2500.

Поскольку в подавляющем большинстве  случаев торговые представители  получают проценты от продаж, к плюсам профессии можно отнести хорошие возможности для повышения уровня дохода. В дополнение к основному окладу вполне реально заработать еще 30–80% от его суммы. Другим преимуществом служат достаточно реальные перспективы карьерного роста. При желании и старании через полгода-год усердной работы можно подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы. У регулярно выполняющего и перевыполняющего план сотрудника есть все шансы стать супервайзером, в подчинении которого находится уже несколько торговых представителей.

Что касается минусов, то главным, пожалуй, является напряженный режим работы в условиях постоянного стресса: отсутствие жесткой маршрутизации, простаивание в автомобильных пробках, необходимость возврата денежных средств от недобросовестных клиентов. Высоким темпом в немалой степени объясняется и большая текучка кадров среди торговых представителей. В целях ее снижения некоторые компании вводят обязательное обучение новичков на внутренних тренингах и семинарах, подготавливая их к предстоящей работе. Большинство работодателей считают, что торговый представитель – профессия для молодых и энергичных, поэтому выдвигают возрастные ограничения – от 20 до 30–35 лет.

Работа торгового представителя  до сих пор в общественном сознании зачастую ассоциируется с продавцом  гербалайфа и «впаривателем», человеком, готовым ради сиюминутной выгоды поступиться любыми принципами. Как ни странно, но подобное отношение частенько можно встретить и у руководства торговых компаний. Считается, что торговый представитель дешев, легко заменяем, а низкая квалификация большинства ТП только подкрепляет эту веру. К торгпреду редко относятся как к сотруднику, вносящему значительный вклад в бизнес компании. И это в первую очередь отражается на его доходах! Но еще печальнее, что в результате у нас не формируется прослойка профессиональных торговых представителей. Общая ситуация на рынке труда создала тенденцию, что торгпред через несколько лет работы должен или подняться по карьерной лестнице, или превратиться в отработанный материал, неперспективного сотрудника, которого поместят на дно всех мотивационных схем, поощряя молодых и амбициозных. Однако после наработки солидного опыта, на такого торгового представителя смотрят как на неудачника.

Недостатком профессии является то, что торговому представителю, как правило, приходится быть универсалом, выполняя работу инкассатора, бухгалтера, грузчика, слесаря и водителя. Всё это очень сильно отвлекает от выполнения прямых обязанностей. Наконец в «полях» отсутствуют бытовые удобства: столовая (ТП постоянно находятся в поиске мест, где можно нормально поесть, а часто не обедают совсем из-за нехватки времени), туалетов и т. п.

Важнейшее преимущество профессии  торгового представителя - это определенная свобода. Не нужно сидеть в душном и скучном офисе «от и до». Можно позволить себе маленькие слабости: отклониться от маршрута, чтобы забежать по делам, забрать ребенка из детского сада, подремать минут двадцать и т.п. Весь рабочий день ты предоставлен сам себе, за исключением случаев поездок с супервайзером во время совместных визитов. Грамотный и опытный торгпред вскоре достигает такого уровня организации труда, который позволяет иметь массу свободного времени. Работа торгпреда позволяет человеку повысить самооценку. Ведь любые успехи целиком и полностью зависят только лично от ТП (а не от руководства, компании или полученного образования). Всё это позволяет многим (не всем, конечно) вырасти в самодостаточную, независимую и зрелую личность.

Что касается перспектив развития профессии, то проработав торговым представителем пару лет, такой специалист ценится на вес золота: за это время он успевает наработать довольно обширную клиентскую базу, «обрасти» полезными связями в сфере торговли, досконально изучить реализуемую продукцию и специфику ведения бизнеса. При желании он может сделать неплохую карьеру в своей компании: «торговый представитель – супервайзер – менеджер по продажам», а со временем перейти на руководящие должности в розничный или оптовый отделы.

Самое главное, что останется у  торгового представителя и сейчас и в будущем, это то, что он занимается продажами. Продажи - это не просто многочисленная передача товара от поставщика к клиенту, продажи - это непрерывный процесс самосовершенствования. Продажи - это психология победителя. родажи - это целый комплекс мероприятий на пути товара от поставщика к клиенту. Продажи включают в себя: 

  • Логистику;
  • Ценообразование;
  • Планирование;
  • Бюджетирование;
  • Работу с клиентами;
  • Документооборот.

На сегодняшний день значительное число компаний-производителей, ранее  выстраивавших свой бизнес в России с помощью собственных команд, отказываются от своих торгпредов, передавая их на баланс дистрибьюторских компаний. Уступая часть прибыли, производители экономят на упрощении административного процесса. Но, к великому сожалению, в дистрибьюторских компаниях (даже самых крупных) зачастую царит ненормальное, наплевательское отношение к полевому персоналу. Именно там склонны неожиданно пересматривать системы мотивации, завышать планы, перераспределять территории. Все это негативно сказывается на стабильности работы и степени удовлетворенности от нее, что приводит к высокой текучке персонала. У дистрибьюторов (за редким исключением) отсутствует дополнительный компенсационный пакет для сотрудников.

Если говорить о завтрашнем дне, я думаю, что торговые представители все-таки будут большими специалистами в маркетинге, чем сейчас, так как рынок у нас хоть и сформировался, но его механизмы пока не отлажены, а дистрибьюция работает вполне сносно и во взаимодействии с нашей российской, своеобразной, логистикой.


Моя профессиональная деятельность сегодня и завтра