Мультимодальные перевозки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: Мультимодальные перевозки

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Планирование  перевозок и маркетинг на транспорте 4

Время логического  процесса и конкурентоспособность  предприятия 12

Вывод 18

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы технология транспортировки, особенно для мультимодальных  перевозок, связана с использованием в логистических цепях грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки  получили название терминальных перевозок. Одна из причин широкого распространения мультимодальных перевозок в логистике – существенное снижение себестоимости транспортировки при комбинировании нескольких видов транспорта. Если говорить о факторах, препятствующих развитию мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются многочисленные таможенные формальности, приводящие в ряде стран к незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.

Спрос на мультимодальные  перевозки обусловлен современными мировыми тенденциями, которые требуют  уменьшения временных и материальных затрат, четкого планирования и контроля за состоянием груза на всех этапах движения.

Мультимодальные перевозки  грузов наиболее востребованы на межконтинентальных направлениях, а также при доставке грузов в удаленные и труднодоступные  места нашей планеты.

Мультимодальные перевозки - это контейнерные грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта (автотранспортировка, грузовые авиаперевозки, судоходные перевозки и т.д.) и цепочки участников, между которыми очень важна четкая согласованность. При этом координацию общих действий по доставке грузов осуществляет организатор мультимодальной перевозки, а именно - транспортно-экспедиторская компания, предлагающая данную услугу.

 

 

 

  1. Планирование перевозок и маркетинг на транспорте

Планирование перевозок  является важным моментом транспортного процесса. Это объясняется как сокращением длительности циклов коммерческих операций, так и увеличением стоимости хранения, необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Так, затраты на производство некоторых товаров составляют лишь около 10% стоимости товара, в то время как стоимость доставки может составлять до 50%. Вот почему в условиях конкуренции одним из путей привлечения клиентов является оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок.

Оптимизацией проектирования доставки занимается логистика. Задачами логистики является конкретизация  и детализация организационных мероприятий, связанных с перевозкой (выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза), с целью снижения транспортных затрат, доставки грузов точно в срок, максимального удовлетворения требований заказчика перевозок.

Основой планирования перевозок  являются расписания и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Последнее предполагает анализ грузоперевозок за определенный период времени, как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Обследование грузопотоков может быть сплошным и выборочным.

Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах, выборочное - на отдельных маршрутах. Основные методы получения данных о грузопотоках подразделяются на отчетно-статистические и натурные. Основным же является отчетно-статистический метод, который применяется при анализе данных о прибыли от перевозки грузов на маршрутах и массы перевезенных грузов. Натурное обследование проводится анкетным или счетно-табличным методом.

Полученный в результате обследований грузопотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания  (графика) движения1.

Расписания и графики  должны обеспечить:

- удовлетворение потребностей  наибольшего числа заказчиков  перевозок;          

- максимальное использование  вместимости транспортных средств  по установленным нормам;

- минимизацию затрат времени  на перевозку;

- регулярность перевозок;

- эффективность использования  транспортных средств;

- взаимосвязь с графиками  и расписаниями других видов  транспортных средств;

- минимизацию порожних  пробегов транспортных средств.

Существуют следующие  виды расписаний:

- сводное расписание в  табличной форме - для всех  маршрутов за определенный период  времени;

- станционное расписание  по контрольному пункту - для конечных и промежуточных пунктов маршрутов;

- рабочие маршрутные расписания - для перевозки грузов по разовым заявкам или особых грузов.

Регулярность движения является качественным показателем планирования. Движение считается регулярным, если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или в пределах допустимых временных отклонений.

При планировании перевозок  рекомендуется создавать регулярный резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Как правило, такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.

Кроме составления текущих  планов перевозок, необходима также  разработка перспективных планов, позволяющих  оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке грузоперевозок2.

Перспективные планы базируются на аналитическом учете уже выполненных  пере возок и включают в себя:

1. Динамику изменения  объемов перевозок.

2. Классификацию заказчиков  перевозок на сезонных, постоянных, разовых.

3. Группировку грузополучателей  по направлениям, дальности, объему  перевозок.

4. Анализ изменения себестоимости  перевозок (с учетом амортизации).

5. Анализ недостатков  предыдущего планирования перевозок.

На основе перспективных  планов вырабатываются концептуальные подходы к глобальному планированию, вырабатываются рекомендации по маршрутизации и модернизации имеющегося списочного состава автопарка.

Маркетинг охватывает почти  все процессы организации производства, его планирование и реализацию продукции. Основными функциями современного маркетинга, в том числе и транспортного, являются обеспечение устойчивой работы предприятия, повышение его доходов и прибыли в условиях нестабильного спроса на производимые товары и услуги и усиления конкуренции. 

Особенности транспортной услуги и транспортного рынка являются основой для выработки специфических подходов к использованию маркетинга на транспорте.

Основные направления  транспортного маркетинга можно  сформулировать следующим образом:

маркетинговое обследование экономики районов тяготения  транспортных предприятий и определение потребительского спроса на транспортные услуги по объему, направлениям, сегментам рынка и качеству транспортного обслуживания;

комплексное изучение и анализ транспортного рынка, конкурентов, размещения производительных сил и анализ транспортной обеспеченности регионов, предприятий и населения;

анализ собственных  ресурсов и издержек, разработка и  внедрение новых видов услуг, техники и технологий, определение  потребных инвестиций;

разработка гибкой тарифной политики на основе анализа спроса и предложений

тарифов конкурентов  и собственных издержек в целях  обеспечения определенного уровня доходов и прибыли транспортных предприятий;

активное воздействие  на транспортный рынок, организация  рекламы и стимулирования потребительских предпочтений;

планирование и прогнозирование  перевозок грузов, пассажиров и других видов транспортных услуг, оптимизация  товародвижения;

разработка мероприятий  по расширению транспортного рынка, его диверсификации, повышению качества перевозок и эффективности транспортного производства, совершенствованию системы управления производством, взаимодействию со смежниками и клиентурой;

формирование заказов, оформление перевозочных документов и расчетов по перевозкам и услугам;

управление маркетингом, контроль за выполнением планов перевозок  и своевременное реагирование на динамику транспортного рынка.

Каждое из указанных выше направлений представляет собой  совокупность большого объема работ по исследованию и прогнозированию тех или иных сфер деятельности различных видов транспорта. Поэтому работники службы маркетинга должны использовать информацию функциональных подразделений для решения основной задачи транспорта – наилучшего удовлетворения нужд и запросов потребителей в транспортных услугах и получения достаточной прибыли для функционирования отрасли.

Конкретные методы и способы  реализации этих направлений разрабатываются экономистами и маркетологами на каждом виде транспорта с учетом особенностей его функционирования и в зависимости от сферы деятельности и статуса транспортного предприятия. Одним из таких способов является организация системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО). При единой методологической направленности и структуре система фирменного обслуживания может существенно различаться по видам транспорта. Однако общими принципами ее функционирования должны быть: доступность, оперативность, комплексность, высокое качество обслуживания и гарантия выполнения услуг. Так, создаваемые на железных дорогах Центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) обеспечивают в одном месте максимальные удобства клиенту по решению всех вопросов, связанных с перевозкой грузов, занимаются подробным изучением транспортного рынка и запросов потребителей транспортных услуг, контролируют качество их выполнения3.

Значительная часть функций  транспортного маркетинга посвящена  планированию перевозок и формированию спроса на транспортные услуги. При этом надо отметить, что в маркетинге спрос или потребности грузовладельцев и пассажиров рассматриваются с точки зрения потребности в перемещении, а не потребности в транспортных средствах (вагонах, автомобилях, судах). С этой точки зрения транспортный маркетинг можно считать наиболее приемлемой методологической основой планирования и управления транспортно-дорожным комплексом как единой транспортной системой страны.

На конкретном транспортном предприятии, под которыми понимаются железные дороги, автокомбинаты и предприятия, авиационные и судовые компании, пароходства, транспортно-экспедиционные фирмы и специализированные предприятия транспортного сервиса, перечень основных направлений транспортного маркетинга несколько иной и может быть представлен в виде определенного алгоритма (рисунок 1).

 


Определение общих задач  и целей транспортного обслуживания

     

 

Анализ транспортного  рынка и изучение конкурентов

 

Экономическое обследование

районов обслуживания транспортного  предприятия и определение спроса на транспортные услуги

         

Анализ ресурсов и затрат, разработка ценовой стратегии, тарифов, скидок и надбавок

 

Поиск новых "ниш" транспортного  рынка, диверсификация транспортного  производства

         

Стратегическое и тактическое  планирование работ и транспортных услуг,

доходов, прибыли и необходимых инвестиций

         

Разработка мер по улучшению управления и повышению качества транспортных услуг

 

Стимулирование транспортного  рынка, реклама и продвижение 

транспортных услуг

         

Управление маркетингом, контроль и реагирование на динамику рынка


 

Рисунок 1.1 – Алгоритм реализации основных направлений транспортного  маркетинга

Как видно из рисунка 1, система транспортного маркетинга обеспечивает гибкое реагирование на динамику изменения транспортного рынка путем необходимого пересмотра ценовой политики при определенных, относительно небольших изменениях сегментов спроса на транспортные услуги. Однако при значительных изменениях на транспортном рынке возможен полный пересмотр задач и целей предприятия, разработка нового комплекса маркетинга4.

Во всех случаях управление маркетингом, а по существу, спросом, осуществляется экономическими методами с использованием принципа "транспорт ищет клиента".

На всех видах транспорта созданы или формируются маркетинговые  структуры на различных уровнях  управления транспортной деятельностью. Службы маркетинга организованы в управлении и отделениях железных дорог, пароходстве и портах, акционерных и лизинговых транспортных компаниях воздушного, автомобильного и речного транспорта. Конкретную работу по изучению транспортного рынка, планированию, рекламе и формированию спроса на транспортные услуги проводят маркетологи Центров фирменного транспортного обслуживания в крупных транспортных узлах (Барановичский узел), на вокзалах, в аэропортах, туристических фирмах, автопредприятиях и т. п. Особенно широко развернута маркетинговая деятельность в международных перевозках грузов и пассажиров.

 В условиях экономического  кризиса сегодня на транспортных  предприятиях маркетинговые усилия  должны быть направлены на  решение двух задач:

улучшение качества транспортного  обслуживания  потребителей;

диверсификация высвобождающихся мощностей предприятий.

  Успешное решение  первой задачи позволит стимулировать  и активизировать формирование  спроса на услуги конкретного  транспортного предприятия.

  Многие транспортные предприятия  уже сейчас успешно решают  вторую задачу, осваивая нетрадиционные  виды деятельности (производство  товаров народного потребления,  аренда, ремонтный сервис и т. п.) и получая свыше 50 % дохода от непрофильных услуг. Однако эта работа требует системности и правовой основы. Для успешного решения поставленных проблем требуется постоянная, целенаправленная работа по изучению внешней среды, конкурентов, гибкого ценообразования, рекламы и стимулирования потребителей5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Время логического процесса и конкурентоспособность 
    предприятия

По оценкам специалистов, в США с начала 80-х годов  в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина достигается за счет распространения  логистической концепции. Зарубежная практика свидетельствует: логистика  позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы по сравнению с  другими производственно-экономическими системами. Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных  структур исключительно актуальна. Проведенный анализ существующих в  российской экономической науке  концепций логистики, показывает, что  они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленной  под влиянием новых объективных  процессов в мировой экономике.

В первой из конкурирующих  концепций, зародившихся на Западе в  середине ХХ века, и которая нашла  у нас сторонников, в основном, из числа бывших специалистов “снабженцев", обнаруживается стремление отождествить логистику с современными формами  материально-технического обеспечения  производственной и других видов  деятельности, а также сбыт продукции  в условиях рыночной экономики. При  этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих  этим подразделениям производственно-коммерческой деятельности “до" и “без” логистики6.

Не случайно все бывшие кафедры экономики и организации  материально-технического снабжения  либо превратились в кафедры логистики, либо вовсе исчезли. Указанная концепция  является, малосодержательной и бесперспективной, поскольку, во-первых, ориентируется  на улучшение локальных результатов  деятельности отдельных звеньев, безотносительно к конечному результату, уровню удовлетворения покупателей с минимальными издержками. Во-вторых, игнорирует современные достижения логистики в интегрированной производственной и материальной инфраструктуре. В-третьих, она способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим экономическим и организационным положениям, касающимся организации снабжения и сбыта, прикрываясь не всеми еще до конца осмысленным термином “логистика".

Вторая концепция, продолжая  считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую  оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового  обеспечения и др.).

Эта концепция является более  прогрессивной, поскольку отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры к логистической идее. Здесь объективные  предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают  как следствия глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике  и постепенной переориентации на рынок потребителей7.

Начиная с 60-х годов прошлого века практически во всех экономически развитых странах сбыт, как содержательная часть производственной инфраструктуры и организующий центр транспортных, информационных и финансовых потоков, становится функцией единой службы. Он реализует сквозные функции управления и регулирования (распределения) материальных потоков на фирмах-производителях, начиная с поступления материалов на склад до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым  объединяются управления такими ранее  независимыми процессами, как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.

Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая согласно второй концепции  может трактоваться как научная  организация управления инфраструктурными  потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с  целью более полного и своевременного обеспечения производства фирмы  и реализации выпускаемой продукции  с наименьшими издержками.

Определенным временным  недостатком этой концепции, является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации общему критерию, самого производства. Хотя именно здесь единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию, цель которого создание потенциальной потребительской  стоимости8.

Ограниченность такого подхода  в значительной степени связана  с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все  другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, и зависят от его требований.

Однако на рынке главное  не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или  услугах. Поэтому корпорации, стремящиеся  к успеху, поняли, что должны переходить к полной переориентации на рынок  потребителя, учитывать его потребности  и нужды. Ключом к успеху как раз  и служит “сквозная" рационализация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого  целого. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями единого воспроизводственного процесса. Этот поток включает в себя все стадии создания, распределения и потребления конечного продукта.

Очевидно, что при таком  методологическом подходе несколько  архаичным выглядит классификация (деление) логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды. Такое “дробление” имеет смысл  лишь при условии, что они являются звеньями основной цепи - общего охвата и оптимизации потоковых процессов. При подходе “условного деления" в содержание предмета логистики  входит оптимальная организация  самих потоков, в результате которой  устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений, например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортировки различными видами транспорта сырья комплектующих  изделий, оборудования.

Кроме того, появляется возможность  решения целого ряда специфических, локальных логистических задач  внутри этих подразделений, в том  числе, по подготовке к реализации оптимальных  решений распорядительного логистического центра.

Практика показывает, что  необходимо четкое определение и  размежевание границ и задач, которые  решает логистика производства, снабжения, транспортная и складская логистика, информационная и финансовая логистика  от традиционной научно-практической деятельности в области экономики  и организации соответствующих  подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение  этих прикладных экономических наук.

Все ранее рассмотренные  концепции, тем не менее, органически  связывают теорию, методологию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками9.

Сейчас выделяют новые  современные концепции развития логистики как научной организации  управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную  последовательность: в военных операциях, медицине, банковской деятельности, здравоохранении, юриспруденции и др. путем их рационализации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности.

Каждая из сфер экономической  деятельности имеет свои логистические  цели, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения  своих специфических задач. В  этих направлениях одно из ведущих  мест, бесспорно, принадлежит транспортной логистике. Приращение новых научных  подходов требует теоретического осмысливания прорывных логистических форм и  методов, применительно для пространственно-временных  потоковых процессов в различных  видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический  арсенал.

"Что измерено, то управляемо". Эта фраза - ключ к пониманию  огромного значения логистики  для капитала современной корпорации.

Сегодня, в век жесткой  конкуренции при определении  эффективности предприятия на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей клиента. Для этого  необходимо измерять выполнение логистических  операций, чтобы точно знать какую  пользу она приносит клиентам. Например, если компания, осуществляя поставки, не обеспечивает их своевременности  и не интересуется реакцией клиентов, то она вряд ли увеличит число заказов. Если для клиентов точность и скорость поставок важнее цены, то они обратятся  к другому поставщику.

Без информации о том, насколько  успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать  правильный выбор направления развития. Менеджеры по логистике должны сосредоточить  внимание не только на измерениях внутри фирмы, но и учитывать внешние  факторы, которые, суммируясь, удовлетворяют  потребности клиентов.

Существует прямая взаимозависимость  между измерениями логистики  и эффективностью выполненных работ. Таким образом, эффективные меры измерения параметров материально-технического обеспечения становятся ключом к  деловому успеху. Они являются важным способом выявления стратегии компании, если сфокусировать внимание на показателях  развития. Именно эти показатели полностью  отслеживают процессы поиска и приобретения, а также выполнение заказа в показателях  времени, стоимости и качества. Эффективность  выполнения работ должна определяться исходя именно из этих показателей10.

Информационные технологии, которые быстро становятся мощным инструментом для измерения эффективности  логистических мероприятий, способны дать объективную оценку затрат на материально-техническое обеспечение  и выполнение работ. Это поможет  компаниям прекратить обслуживание нерентабельных клиентов. Зная, какие  особенности представляемых товаров  и услуг привлекают клиентов, и  обслуживание кого-то из них приносит прибыль, руководство компании может  сфокусировать внимание на выигрышных позициях, тем самым, повышая свою конкурентоспособность11.

 

Вывод

Единственная задача логистики - обеспечивать своевременное и точное исполнение заказов внешних и  внутренних потребителей. Стало быть, обслуживание потребителей представляет собой ключевой элемент логистической  стратегии.

Истоки маркетинга, ориентированного на потребителя, коренятся в общей  маркетинговой концепции, которая  сводится к следующим основным идеям: (1) нужды и запросы потребителей важнее, чем продукты и услуги; (2) продукты и услуги приобретают значимость только тогда, когда они доступны и желательны для потребителей; (3) прибыль важнее, чем объем продаж.

Важная роль стратегии  маркетинга заключается в том, что  она позволяет обозреть все виды деятельности, имеющие отношение  к привлечению и сохранению потребителей. А логистика представляет собой  ключевую сферу компетентности, которая  может составить сердцевину стратегии. В той мере, в какой фирма  строит свои конкурентные преимущества на компетентности в логистике, она  обладает уникальными чертами, которые  другим трудно воспроизвести. Однако конкуренция  не стоит на месте. Поэтому логистическую  деятельность следует рассматривать  в контексте жизненного цикла, на протяжении которого запросы потребителей постоянно меняются.