Муниципальная должность и муниципальный служащий: понятие, статус муниципальных служащих

 

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России»

 

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: Муниципальное право

 

 

Тема: Муниципальная должность и муниципальный служащий:

понятие, статус муниципальных служащих.

 

 

 

 

    Выполнил: Лебедева Светлана

                                                                                                                 Анатольевна                                   

                                                                                     3 курс, 722 группа, № зач. кн. 140

                                                                                                                                                                         

                                                                Преподаватель: 

                                                                Морозов Алексей Сергеевич

                                                                                                          

                                                               

                                                                                                                  

                                                       

                                                                                                                   

                                                              Оценка: 

                                                                                                                     

 

 

 

 

г. Новокузнецк 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ                                                       3

 

 

 

ГЛАВА 2. СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ                        8

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

                       И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ

 

    Муниципальный служащий — это гражданин РФ, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

   Исходя из приведенного определения, возможность осуществления функций муниципального служащего Федеральный закон об основах муниципальной службы связывает с тремя обстоятельствами: 1) наличие российского гражданства. Иностранцы и апатриды из числа возможных кандидатов в муниципальные служащие исключаются; 2) достижение совершеннолетия; 3) замещение муниципальной должности.

   Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     Должности муниципальной службы имеют основополагающее значение для понимания природы этой службы и определения правового положения муниципального служащего. Должность устанавливает круг обязанностей муниципального служащего, его права и ответственность.

 Должности муниципальной службы учреждаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

 Должности муниципальной службы имеют основополагающее значение для понимания природы этой службы и определения правового положения муниципального служащего. Должность устанавливает круг обязанностей муниципального служащего, его права и ответственность.

Должности муниципальной службы учреждаются  для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, избирательной  комиссии муниципального образования, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона об основах муниципальной службы муниципальные должности подразделяются на выборные и иные муниципальные должности.

Выборные муниципальные  должности — это должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.

Иные муниципальные  должности — это должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Так как по законодательному определению  муниципальная служба осуществляется на муниципальной должности, которая  не является выборной, следовательно, функции муниципальной службы реализуются в рамках полномочий, предусмотренных для иных муниципальных должностей (муниципальных должностей муниципальной службы). Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Каждый субъект РФ своим законом  утверждается реестр должностей муниципальной службы в субъекте. Далее в соответствии с этим законом должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Указанный реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной  службы, классифицированных по органам  местного самоуправления, избирательным  комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре представлены, прежде всего, образно говоря, распространенные должности муниципальной службы. Но помимо этого в реестре могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, — иначе говоря, например, его советников. Такие должности замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Федеральный закон 2007 г. содержит классификацию  должностей муниципальной службы. Они  подразделяются на следующие группы:

  1. высшие должности муниципальной службы;
  2. главные должности муниципальной службы;
  3. ведущие должности муниципальной службы;
  4. старшие должности муниципальной службы;
  5. младшие должности муниципальной службы.

Развивая  положения федерального законодательства, акты субъектов РФ и муниципальных  образований включают в группу высших должностей муниципальной службы первого заместителя и заместителей главы муниципального образования, главу местной администрации, не являющегося главой муниципального образования и занявшего должность по контракту, первого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним приравнивается председатель избирательной комиссии муниципального образования, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной службы.

Группу главных должностей составляют руководители комитетов, департаментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений органов местного самоуправления.

Группа ведущих должностей состоит из советников, помощников глав муниципального образования и местной администрации, их пресс-секретарей и референтов, а также руководителей отделов, управлений в составе комитетов и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.

Группа старших должностей включает начальника сектора, службы, группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специалистов администрации, юрисконсультов, заместителя руководителя территориального отделения администрации муниципального образования, системного администратора ГАС «Выборы» муниципального образования.

К группе младших должностей относят специалистов первой и второй категорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, управления, аппарата представительного органа муниципального образования, а также специалистов территориальной администрации.

Закон субъекта РФ в соответствии с классификацией указанных

должностей  определяет типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы относительно уровней профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной  службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на основе и в развитие закона субъект РФ соответствующие квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Не  все лица, работающие в органах  местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Например, водитель гаража, повара в столовой, уборщица, дворник  местной администрации - все они  состоят в штате по трудовому договору, однако в реестре муниципальный должностей по понятным причинам не значатся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СЛУЖАЩИХ

 

Правовой  статус муниципальных служащих включает права, обязанности, ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, гарантии и ответственность.

В научной  литературе различают общегражданские  и служебные права и обязанности  служащих1. Каждый муниципальный служащий обладает правами и несет обязанности человека и гражданина наравне с другими гражданами. Кроме того, для успешного осуществления своих функций по муниципальной службе муниципальный служащий наделяется специальными служебными правами и обязанностями, которыми другие граждане не обладают.

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.

Права муниципального служащего — это  гарантированная государством мера его возможного поведения. К служебным правам муниципального служащего относятся:

  1. право требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий и создания условий для их исполнения;
  2. право принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
  3. право запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
  4. право посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  5. право вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы в любые инстанции;
  6. право на продвижение по службе, включая переход на государственную службу, увеличение размера должностного содержания с учетом результатов работы, отношения к исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации;
  7. право на повышение квалификации, прохождения переподготовки за счет средств местного бюджета;
  8. право участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной муниципальной или государственной должности;
  9. право знакомиться со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщать к личному делу свои объяснения;
  10. право требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;
  11. право обращаться в вышестоящие муниципальные органы, суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
  12. право объединяться в профессиональные союзы для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  13. право на пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы.

 Помимо закрепленных в законодательстве служебных прав, на муниципальных служащих возлагается ряд обязанностей. Обязанности муниципального служащего представляют собой юридически закрепленную меру должного поведения. Муниципальный служащий обязан:

  1. соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  3. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  4. соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
  5. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  6. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  7. беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  8. представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  9. сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения такого гражданства;
  10. соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом 2007 г. и другими федеральными законами;
  11. сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Муниципальная служба связана с осуществлением публичной власти. Поэтому жизненно необходимы правовые препятствия возможных злоупотреблений властью. В этих целях законом установлены ограничения прав (правоограничения) муниципальных служащих. Правоограничения муниципальных служащих направлены не на ущемление гражданских прав служащих, а на обеспечение независимости их служебной деятельности, нормальных условий работы аппарата муниципальной службы.

Муниципальный служащий не вправе:

  1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  2. быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
  3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  4. состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не Поручено участвовать в управлении этой организацией;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
  6. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
  7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
  8. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
  9. выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
  10. принимать участие в забастовках;
  11. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений;
  12. образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Неотъемлемым элементом юридического статуса муниципальных служащих являются гарантии их прав. Гарантии юридических  прав принято определять как условия  и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту)2.

В соответствии с Федеральным законом об основах  муниципальной службы муниципальному служащему гарантируются:

  1. условия работы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;
  2. денежное содержание и иные выплаты;
  3. ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней, а за выслугу лет — большей продолжительности;
  4. медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
  5. пенсионное обеспечение, приравненное к пенсионному обеспечению государственных служащих в Российской Федерации;
  6. обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;
  7. обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в результате выполнения служебных обязанностей;
  8. защита, в том числе и членов его семьи, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с осуществлением им должностных полномочий в порядке, установленном законом.

Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований могут  устанавливаться дополнительные гарантии для муниципальных служащих.

Для обеспечения  трудовой дисциплины муниципальных  служащих установлена дисциплинарная ответственность. Статья 14 Федерального закона об основах муниципальной службы 1995 г. гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Муниципальное право России: учебник / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин [и др.]; отв. Ред. С. А. Авакьяр. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
  2. Муниципальное право России: учебник / Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007. – 382 с.
  3. Муниципальное право России: учебник / А. В. Малько, С. В. Корсакова. – М.: - изд. Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 398 с. – (Основы наук).
  4. Муниципальное право России: учебник  для вузов / Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, А. В. Павлушкин; под. ред. к. ю. н. Н. А. Игнатюк. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 319 с.
  5. Муниципальное право России: учебник  для вузов / А. Н. Кокотов, И. В. Выдрин. – М.: Норма – Инфра – М, 202. – 368 с.

1 См.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.

М., 1994. С. 145

2 См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе.

М., 1979. С. 194 


Муниципальная должность и муниципальный служащий: понятие, статус муниципальных служащих