Муниципальная финансовая система
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал ФГОУ
ВПО «Сибирская академия государственной
службы» в г. Новокузнецке
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Государственные и муниципальные
финансы»
тема:
Муниципальная финансовая система
Студент:
И.А.Кичайкина
группа Г – 661
Проверил:
преп. Р.С.
Ермолаев
Новокузнецк
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Роль муниципальной
финансовой системы в
1.1. Муниципальная финансовая система, ее функции и структура 5
1.2. Роль местного бюджета
2. Проблемы и
тенденции развития
2.1. Анализ доходов местных бюджетов на
примере Краснодарско- го края
2.2. Анализ расходов местных бюджетов
3. Регулирование
и дальнейшее развитие
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая наука является одной из самых интересных и захватывающих экономических дисциплин. Характер финансовых отношений, организация финансовых потоков не только влияют на деятельность государства, юридических и физических лиц, но и во многом определяют уровень их социально-финансового обеспечения; многие проблемы (социально-поведенческие, организационно-экономические) объясняются ошибками в финансовом управлении.
В условиях расширения рыночных отношений роль и значение финансовых и денежно-кредитных рычагов в целом и государственных и муниципальных финансов в особенности резко возрастают.
Финансовая
система и, прежде всего ее государственная
и муниципальная сферы
Тема «Муниципальная финансовая система» актуальна сегодня. Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации продолжается. Предстоит разрешить еще множество связанных с этим проблем и вопросов, нормативно-законодательных, финансовых, организационных, кадровых и т.д. Наиболее актуальными для муниципальных образований, их финансовых органов являются два вопроса: наполняемость доходной части бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
1.
Цель работы –
2.
Задача работы: рассмотреть функции
и структуру муниципальной
3. Объект исследования – муниципальная финансовая система в экономике страны и ее деятельность в целом.
4.
Предмет исследования –
5.
Методы исследования –
В пособии «Государственные и муниципальные финансы» под редакцией Г.Б. Поляка освещены роль и местно муниципальной финансовой системы в экономике России, ее структура.
В
статье А.Н. Домбровского отражены доходы
и расходы местных бюджетов в
г. Краснодаре.
1. РОЛЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ
1.1.
Муниципальная финансовая
Под муниципальными финансами понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
-государственных
средств, передаваемых органам
местного самоуправления
-собственных
средств муниципального
-заемных
средств или муниципального
Структура
муниципальных финансов определяет
самостоятельность данного
Муниципальные
финансы – это система
В России в состав муниципальных финансов включаются финансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.
Муниципальные финансы выполняют следующие функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Муниципальные
финансы функционируют на основе
перераспределения
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятия перед бюджетом. Результатом данной функции является формирование и использование централизованных фондов денежных средств.
Контрольная функция муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участниками которого являются государство, население, предприятия, за формированием и использованием централизованных денежных фондов.
Роль
и значение муниципальных финансов
определяются характером возложенных
на местные органы власти и управления
функций, административно-
От степени обеспеченности финансовыми ресурсами муниципального образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и социальную сферы.
За органами местного самоуправления закрепляются налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. (4, С.165)
К основным вопросам местного значения относятся:
-местные
финансы, формирование и
-распоряжение муниципальной собственностью;
-организация,
содержание и развитие
-организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;
-
организация, содержание и
Муниципальные финансы играют огромную роль в социально-культурной сфере. Это связано с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут более эффективно решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.
Система
муниципальных финансов включает в
себя следующие звенья: местные бюджеты,
внебюджетные фонды местного значения,
финансы предприятий, находящихся
в собственности местных
Традиционно под бюджетами муниципальных образований понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случае бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики. Поэтому бюджет муниципального образования есть документ, являющийся отражением реальных целей и задач муниципального образования.
(4, С.169)
Согласование бюджетных вопросов происходит и по горизонтали, и по вертикали. Соответственно, субъектами бюджетного процесса выступают органы власти и управления, а также субъекты, хозяйствующие на территории муниципального образования.
Бюджеты всех уровней существуют как относительно автономные, самостоятельные компоненты бюджетной системы. Выделение муниципальных бюджетов объясняется наличием внутри государства отдельных муниципальных образований, которые управляются органами местного самоуправления, отделенными от государственной власти. Средства муниципальных бюджетов относятся к муниципальной собственности. Необходимость муниципальных бюджетов объясняется потребностью органов местного самоуправления в фонде денежных средств, за счет которого возможно финансировать расходы исходя из круга вопросов местного значения.
Понятие муниципального бюджета как компонента муниципальных финансов следует характеризовать комплексно в таких аспектах, как:
-объективная
экономическая категория –
-система
денежных отношений –
-основной финансовый план органов местного самоуправления – необходимость в муниципальном бюджете как в финансовом плане обусловлена требованиями рационального ведения муниципального хозяйства, учета источников доходов и предположительных направлений использования средств и их объемов. Как основной финансовый план, муниципальный бюджет охватывает всю совокупность доходов, а также текущих расходов и капитальных вложений;
-активный
компонент муниципальной
-экономический метод управления территорией – использование муниципального бюджета в качестве экономического метода управления территорией объясняется возможностью через данный фонд денежных средств оказывать влияние на процессы общественного регионального производства и воспроизводства, производить мониторинг экономических процессов в муниципальном образовании, полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления. (4, С.172)
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы РФ. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущий к сокращению доли стабильных доходных источников в пользу федерального и региональных бюджетов порождают проблемы финансовой стабилизации муниципальных образований. В местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу: через муниципальные бюджеты финансируется значительная доля расходов на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальную политику.
Собственные налоговые доходы местных бюджетов в среднем по стране покрывают около 7% расходных потребностей бюджетов. Многие муниципальные образования за счет заимствований и доходов от приватизации муниципальной собственности финансируют текущие расходы, что означает фактическое удорожание издержек функционирования муниципального образования, снижение его эффективности. Массовое банкротство муниципальных унитарных предприятий, отвлечение бюджетных средств, погашение задолженности предприятий по налогам и пеням в форме безвозмездного списания – характерные черты для муниципальных образований.
При
недостаточности средств
Финансы
муниципальных предприятий –
еще одно звено системы муниципальных
финансов. Основной причиной их существования
считается постоянный объективный рост
общественного значения тех предприятий,
которые призваны удовлетворять массовые
коллективные потребности населения.
К муниципальным предприятиям относятся
предприятия местной промышленности и
социально-бытовой инфраструктуры (транспортные,
коммунальные, дорожные и т.п.). Муниципальные
предприятия призваны обслуживать социально-культурные
и другие потребности населения. При этом
местные органы власти регулируют цены
и тарифы на оказываемые ими услуги, доходы
от их деятельности незначительны.
1.2
Роль местного бюджета
Бюджеты
муниципального образования являются
составной частью финансовой системы
РФ. В правовом аспекте бюджет муниципального
образования – форма
Местные бюджеты подразделяются на бюджеты: муниципальных районов, городских поселений, сельских поселений, городских округов.
Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются:
-широкой
сферой влияния, так как
-высокой
степенью действительности, обусловленной
перераспределительной
-гибкостью,
поскольку система бюджетных
методов регулирования
Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования – финансовая поддержка сохранения признаков муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления.
Роль местных бюджетов заключается в следующем:
-в
создании финансовой базы для
реализации функций органов
-наличие
местных бюджетов дает
-формирование
местных бюджетов дает
-развитие
и расширение производства
Местный бюджет выполняет распределительную и контрольную функции. (4, С.176)
Распределительная функция концентрирует денежные средства в органах местного управления. В местный бюджет поступают денежные средства, доходы от использования, находящиеся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов и т.д. Аккумуляция финансовых ресурсов бюджета создает возможность обеспечивать равномерный рост экономического и социального развития муниципальных образований.
Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, повышения эффективности производства. Важное значение при этом имеет социальная направленность бюджетных средств.
Все доходы и поступления от источников финансирования, вносимые в бюджет, зачисляются на единый счет, и финансирование всех предусмотренных расходов происходит с единого счета.
После формирования доходной части бюджета, т.е. когда известны источники поступления финансовых ресурсов, необходимо обозначить расходные статьи бюджета. Роль распределительной функции заключается в перераспределении финансовых ресурсов между статьями местного бюджета и группами расходов, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ.
Необходимость
распределительной функции
Контрольная
функция позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в
Одной из важных задач контрольной функции местных бюджетов является контроль за использованием предоставляемых дотаций, за целевым расходованием субвенций, субсидий. Данная функция дает возможность проследить за исполнением всех составляющих метода прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета.
Муниципальные доходы находятся в собственности муниципальных образований. Местные власти имеют право распоряжаться ими и зачисляют их в муниципальные денежные фонды – местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает два способа формирования доходной части местного бюджета: административно-правовой и гражданско-правовой.
В
административно-правовом порядке
осуществляются мобилизации налоговых
поступлений в доходную часть
бюджета, различных налоговых
Доходная часть муниципальных бюджетов состоит из собственных и заемных средств, дотаций, субсидий, субвенций и безвозмездных перечислений. (4, С.178)
Доходы местных бюджетов, формируются за счет собственных доходов и доходов за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемых им федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом различаются доходы поселений, городов и районов.
Расходы местного бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Формирование местных расходов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
В зависимости от экономического содержания расходы местных бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы местных бюджетов – часть доходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.
Текущие расходы местных бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. (4, С.186)
В расходной части местного бюджета предусматривается создание резервного фонда органов местного самоуправления. Средства данного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших местно в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ и органами местного самоуправления.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ, ее субъектов и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.