Муниципальная финансовая система

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

Филиал ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной  службы» в г. Новокузнецке 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: «Государственные и муниципальные  финансы» 
 

тема: Муниципальная финансовая система 
 
 
 
 
 

Студент:

И.А.Кичайкина

группа  Г – 661

Проверил:

преп. Р.С. Ермолаев  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк

2008 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение                                                                                                               3

1. Роль муниципальной  финансовой системы в национальной  экономике   5

           1.1. Муниципальная финансовая система, ее функции и структура   5

           1.2. Роль местного бюджета                                                                  11

2. Проблемы и  тенденции развития муниципальных  финансов в России   17

           2.1. Анализ доходов местных бюджетов на примере Краснодарско- го края                                                                                                                 17

           2.2. Анализ расходов местных бюджетов                                            20

3. Регулирование  и дальнейшее развитие муниципальных финансов         24

Заключение                                                                                                         28

Список литературы                                                                                            30 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Финансовая  наука является одной из самых  интересных и захватывающих экономических  дисциплин. Характер финансовых отношений, организация финансовых потоков  не только влияют на деятельность государства, юридических и физических лиц, но и во многом определяют уровень их социально-финансового обеспечения; многие проблемы (социально-поведенческие, организационно-экономические) объясняются ошибками в финансовом управлении.

       В условиях расширения рыночных отношений  роль и значение финансовых и денежно-кредитных рычагов в целом и государственных и муниципальных финансов в особенности резко возрастают.

       Финансовая  система и, прежде всего ее государственная  и муниципальная сферы существенно  способствуют развитию экономики, росту  национального дохода, повышению  эффективности народного хозяйства, а, следовательно, и росту благосостояния населения.

       Тема  «Муниципальная финансовая система» актуальна  сегодня. Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации продолжается. Предстоит  разрешить еще множество связанных с этим проблем и вопросов, нормативно-законодательных, финансовых, организационных, кадровых и т.д. Наиболее актуальными для муниципальных образований, их финансовых органов являются два вопроса: наполняемость доходной части бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

       1. Цель работы – охарактеризовать  муниципальную финансовую систему.

       2. Задача работы: рассмотреть функции  и структуру муниципальной финансовой  системы; роль местного бюджета  в муниципальных образованиях.

       3. Объект исследования – муниципальная финансовая система в экономике страны и ее деятельность в целом.

       4. Предмет исследования – совершенствование  законодательной базы, доходы и  расходы бюджетных средств.

       5. Методы исследования – наблюдение, индукция, дедукция.

       В пособии «Государственные и муниципальные  финансы» под редакцией Г.Б. Поляка освещены роль и местно муниципальной  финансовой системы в экономике  России, ее структура.

       В статье А.Н. Домбровского отражены доходы и расходы местных бюджетов в  г. Краснодаре. 

 

1. РОЛЬ  МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ  В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

       1.1. Муниципальная финансовая система,  ее функции и структура 

       Под муниципальными финансами понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:

       -государственных  средств, передаваемых органам  местного самоуправления органами  государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

       -собственных  средств муниципального образования,  создаваемых за счет деятельности  органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной  собственности, плата за услуги и т.п.), местных налогов;

       -заемных  средств или муниципального кредита.

       Структура муниципальных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование  первой или третьей группы рождает  зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

       Муниципальные финансы – это система экономических (денежных) отношений, связанных с  аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления. (4, С.163)

       В России в состав муниципальных финансов включаются финансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.

       Муниципальные финансы выполняют следующие  функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

       Муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения централизованных финансовых ресурсов через систему  обобществленных фондов.

       Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятия перед бюджетом. Результатом данной функции является формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

       Контрольная функция муниципальных финансов заключается в их способности  следить за реальным денежным оборотом, участниками которого являются государство, население, предприятия, за формированием  и использованием централизованных денежных фондов.

       Роль  и значение муниципальных финансов определяются характером возложенных  на местные органы власти и управления функций, административно-территориальным  устройством государства и его  политико-экономической направленностью.

       От  степени обеспеченности финансовыми ресурсами муниципального образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и социальную сферы.

       За органами местного самоуправления закрепляются налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. (4, С.165)

       К основным вопросам местного значения относятся:

       -местные  финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

       -распоряжение  муниципальной собственностью;

       -организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образований;

       -организация,  содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;

       - организация, содержание и развитие  муниципального энерго-, газо-, тепло-  и водоснабжения и ряд других.

       Муниципальные финансы играют огромную роль в социально-культурной сфере. Это связано с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут более эффективно решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.

       Система муниципальных финансов включает в  себя следующие звенья: местные бюджеты, внебюджетные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся  в собственности местных органов  власти, муниципальный кредит.

       Традиционно под бюджетами муниципальных образований понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случае бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики. Поэтому бюджет муниципального образования есть документ, являющийся отражением реальных целей и задач муниципального образования.

       (4, С.169)

       Согласование  бюджетных вопросов происходит и по горизонтали, и по вертикали. Соответственно, субъектами бюджетного процесса выступают органы власти и управления, а также субъекты, хозяйствующие на территории муниципального образования.

       Бюджеты всех уровней существуют как относительно автономные, самостоятельные компоненты бюджетной системы. Выделение муниципальных бюджетов объясняется наличием внутри государства отдельных муниципальных образований, которые управляются органами местного самоуправления, отделенными от государственной власти. Средства муниципальных бюджетов относятся к муниципальной собственности. Необходимость муниципальных бюджетов объясняется потребностью органов местного самоуправления в фонде денежных средств, за счет которого возможно финансировать расходы исходя из круга вопросов местного значения.

       Понятие муниципального бюджета как компонента муниципальных финансов следует  характеризовать комплексно в таких  аспектах, как:

       -объективная  экономическая категория – муниципальные  бюджеты, являясь формой проявления  перераспределения отношений, носят объективный характер, выражают определенную часть экономических отношений. Как экономическая категория, муниципальный бюджет имеет материальное воплощение в виде фонда денежных средств органов местного самоуправления, образуемого посредством обособления части стоимости общественного продукта и используемого на удовлетворение локальных коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей территории. Данное использование выражается через движение стоимости в связи с ее перераспределением. Этот процесс проявляется посредством потоков мобилизуемых и потребляемых муниципалитетом денежных ресурсов; (4, С.170)

       -система  денежных отношений – муниципальные  бюджеты представляют собой совокупность  денежных отношений, возникающих  в связи с образованием и использованием денежных фондов органов местного самоуправления в процессе перераспределения национального дохода в целях обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения потребностей членов местного сообщества;

       -основной  финансовый план органов местного самоуправления – необходимость в муниципальном бюджете как в финансовом плане обусловлена требованиями рационального ведения муниципального хозяйства, учета источников доходов и предположительных направлений использования средств и их объемов. Как основной финансовый план, муниципальный бюджет охватывает всю совокупность доходов, а также текущих расходов и капитальных вложений;

       -активный  компонент муниципальной бюджетной  политики – муниципальный бюджет  становится основным источником  финансирования социальной сферы и инфраструктурного обустройства соответствующей территории; доходная часть бюджета ставится в зависимость от эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования;

       -экономический метод управления территорией – использование муниципального бюджета в качестве экономического метода управления территорией объясняется возможностью через данный фонд денежных средств оказывать влияние на процессы общественного регионального производства и воспроизводства, производить мониторинг экономических процессов в муниципальном образовании, полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления. (4, С.172)

       Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы РФ. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущий к сокращению доли стабильных доходных источников в пользу федерального и региональных бюджетов порождают проблемы финансовой стабилизации муниципальных образований. В местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу: через муниципальные бюджеты финансируется значительная доля расходов на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальную политику.

       Собственные налоговые доходы местных бюджетов в среднем по стране покрывают  около 7% расходных потребностей бюджетов. Многие муниципальные образования  за счет заимствований и доходов  от приватизации муниципальной собственности  финансируют текущие расходы, что означает фактическое удорожание издержек функционирования муниципального образования, снижение его эффективности. Массовое банкротство муниципальных унитарных предприятий, отвлечение бюджетных средств, погашение задолженности предприятий по налогам и пеням в форме безвозмездного списания – характерные черты для муниципальных образований.

       При недостаточности средств проблема несбалансированности муниципальных  бюджетов решается с помощью муниципальных  кредитов (займов). Важной формой муниципальных финансов выступает взаимный кредит, т.е. объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач развития территории. (4, С.173)

       Финансы муниципальных предприятий –  еще одно звено системы муниципальных  финансов. Основной причиной их существования считается постоянный объективный рост общественного значения тех предприятий, которые призваны удовлетворять массовые коллективные потребности населения. К муниципальным предприятиям относятся предприятия местной промышленности и социально-бытовой инфраструктуры (транспортные, коммунальные, дорожные и т.п.). Муниципальные предприятия призваны обслуживать социально-культурные и другие потребности населения. При этом местные органы власти регулируют цены и тарифы на оказываемые ими услуги, доходы от их деятельности незначительны. 

       1.2 Роль местного бюджета 

       Бюджеты муниципального образования являются составной частью финансовой системы  РФ. В правовом аспекте бюджет муниципального образования – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. (4, С.175)

       Местные бюджеты подразделяются на бюджеты: муниципальных районов, городских  поселений, сельских поселений, городских  округов.

       Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются:

       -широкой  сферой влияния, так как бюджетные  отношения пронизывают все стороны  территориального воспроизводственного процесса;

       -высокой  степенью действительности, обусловленной  перераспределительной природой  данной экономической категории;

       -гибкостью,  поскольку система бюджетных  методов регулирования существует  не как заданная, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

       Основная  задача местного бюджета для любого муниципального образования – финансовая поддержка сохранения признаков  муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления.

       Роль  местных бюджетов заключается в  следующем:

       -в  создании финансовой базы для  реализации функций органов власти  субъектов местного управления. Финансовые ресурсы, собранные  в местных бюджетах, необходимы  для создания денежных фондов административно-территориальных образований;

       -наличие  местных бюджетов дает возможность  регионам самостоятельно распоряжаться  и расходовать финансы на социально-экономические  нужды региона;

       -формирование  местных бюджетов дает возможность органам местного самоуправления направлять необходимые финансовые ресурсы на решение стратегических задач, осуществлять долгосрочное планирование и вкладывать денежные средства в виде инвестиций в развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;

       -развитие  и расширение производства приводят  к увеличению использования материальных  и трудовых ресурсов, а это  является одним из эффективных  методов борьбы с безработицей  на местном уровне.

       Местный бюджет выполняет распределительную и контрольную функции. (4, С.176)

       Распределительная функция концентрирует денежные средства в органах местного управления. В местный бюджет поступают денежные средства, доходы от использования, находящиеся  в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов и т.д. Аккумуляция финансовых ресурсов бюджета создает возможность обеспечивать равномерный рост экономического и социального развития муниципальных образований.

       Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, повышения эффективности производства. Важное значение при этом имеет социальная направленность бюджетных средств.

       Все доходы и поступления от источников финансирования, вносимые в бюджет, зачисляются на единый счет, и финансирование всех предусмотренных расходов происходит с единого счета.

       После формирования доходной части бюджета, т.е. когда известны источники поступления  финансовых ресурсов, необходимо обозначить расходные статьи бюджета. Роль распределительной функции заключается в перераспределении финансовых ресурсов между статьями местного бюджета и группами расходов, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ.

       Необходимость распределительной функции обусловлена наличием денежных средств в одной сфере (получение прибыли предприятиями и выплата налогов) и нехваткой финансирования таких сфер, как здравоохранение, образование, социально-культурная, жилищно-коммунальное хозяйство. Именно поэтому и возникает необходимость в перераспределении всех поступающих в муниципальный бюджет доходов по расходным статьям местного бюджета.

       Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных бюджетов, как все финансовые ресурсы, поступающие в местный бюджет, распределяются по затратным статьям, как они используются. Представители органов самоуправления определяют организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета. (4, С.177)

       Одной из важных задач контрольной функции местных бюджетов является контроль за использованием предоставляемых дотаций, за целевым расходованием субвенций, субсидий. Данная функция дает возможность проследить за исполнением всех составляющих метода прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета.

       Муниципальные доходы находятся в собственности  муниципальных образований. Местные  власти имеют право распоряжаться  ими и зачисляют их в муниципальные  денежные фонды – местные бюджеты  и внебюджетные фонды.

       Доходы  местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

       Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает  два способа формирования доходной части местного бюджета: административно-правовой и гражданско-правовой.

       В административно-правовом порядке  осуществляются мобилизации налоговых  поступлений в доходную часть  бюджета, различных налоговых поступлений, налоговых платежей (сборов, штрафов, пошлин). В гражданско-правовом порядке формируются бюджетные средства, полученные от приватизации (продажи) муниципального имущества, от сдачи имущества, в том числе земли, в аренду; доходы от местных займов и лотерей; дивиденды, полученные от доли муниципальных органов в уставном капитале юридических лиц и др.

       Доходная  часть муниципальных бюджетов состоит  из собственных и заемных средств, дотаций, субсидий, субвенций и безвозмездных  перечислений. (4, С.178)

       Доходы  местных бюджетов, формируются за счет собственных доходов и доходов за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемых им федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом различаются доходы поселений, городов и районов.

       Расходы местного бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления. Формирование местных расходов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

       В зависимости от экономического содержания расходы местных бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

       Капитальные расходы местных бюджетов – часть  доходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.

       Текущие расходы местных бюджетов предназначены  для обеспечения текущего функционирования органов местного самоуправления и  бюджетных учреждений. (4, С.186)

       В расходной части местного бюджета предусматривается создание резервного фонда органов местного самоуправления. Средства данного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших местно в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ и органами местного самоуправления.

       Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ, ее субъектов и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

Муниципальная финансовая система