Муниципальная служба. 17

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине государственная служба

 

 

 

Тема: Муниципальная служба

 

 

 

 

                            

Выполнила: студентка

группы ________

________________________

 

 

 

 

 

Оренбург 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Понятие муниципальной службы……………………………….……................5

2 Признаки муниципальной службы.………..…………………............................8

3 Статус муниципального служащего…………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………….…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «муниципальной службы» до недавнего времени отсутствовало в нашем законодательстве и в научной литературе. Конституция Российской Федерации также не вводит такого понятия, в ее разделе «Права и свободы человека и гражданина» упоминается лишь о государственной службе.

Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства, поэтому изучение данной проблемы является актуальным. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны                     с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления                  и системы его органов.

Органы местного самоуправления - это самостоятельная часть профессионального  публично-властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток  на характер деятельности людей, работающих в них                               и реализующих их полномочия.

Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном  уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая «муниципальной службой».

Вопрос об особенностях муниципальной службы изучается рядом ученых, таких как: Махонин В.М., Фадеев В.И., Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Кутафин О.Е., Васильев М.А. и др.

Так, тема контрольной работы «Муниципальная служба» весьма актуальна в наше время. Так как муниципальная служба в Российской Федерации только формируется и испытывает недостаток в кадрах, обладающих современными профессиональными знаниями. Продолжается период становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, несмотря на то, что ограничены финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели. Ощущается потребность                    в развитии профессиональной компетенции, совершенствовании управления профессиональным развитием муниципальных служащих.1

Также все еще остается проблемами неустойчивый характер муниципального управления и несформированность деятельности муниципальной власти в решении главных проблем жизнедеятельности населения.

Для их решения необходимо законодательно устанавливать основные положения муниципальной службы.

Основной целью настоящей  работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением,                                      как муниципальная служба.

В этой связи можно  поставлены следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

- в первую очередь следует рассмотреть понятие, цели и задачи муниципальной службы;

- во - вторых, раскрыть признаки муниципальной службы;

- в - третьих, охарактеризовать правовые основы муниципальных служащих.

Таким образом, предметом  рассмотрения являются доминирующие определения  понятия муниципальная служба, мнения различных ученых                  по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие муниципальной службы

Для России муниципальная служба является новой формой службы.                 До перехода к организации местной власти на началах самоуправления понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, потому, что служащие местных органов власти – местных  Советов                            и исполнительных органов – являлись государственными служащими. Не было этого понятия и в первых законодательных актов государства о местном самоуправлении. Эта служба трактовалась как часть государственной службы. Государственный и муниципальный служащие рассматривались как одинаковые понятия. Получалось, что муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органах местного самоуправления. Этим нарушался принцип независимости местного самоуправления                           от государства, его самостоятельности и просматривалось вмешательство государства в дела местного самоуправления.

Конституция РФ с целью обеспечения  самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Эта норма в совокупности с другими конституционными положениями о местном самоуправлении (ст. 3, 130, 131, 132, 133 и др.) послужила основой для формирования модели местного самоуправления.2

В соответствии с Конституцией РФ законодательство разграничивает государственную  службу и муниципальную службу: Федеральный  закон от                31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную деятельность              по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно же Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Институты местного самоуправления создаются населением для эффективного ведения общественных дел местного значения, и люди, занимающие различные муниципальные должности, воспитываются                           и выдвигаются из среды населения муниципального образования. Каков человеческий потенциал самого муниципального образования, таков                         во многом и персонал органов местного самоуправления. Поэтому открытость деятельности органов местного самоуправления обществу и степень вовлечения граждан в управление местными делами муниципального образования характеризуют  уровень развития государства в целом как демократического и правового.

В общественной мысли внимание общества к муниципальному управлению справедливо  связывается с таким социально-правовым институтом как муниципальная служба. При этом всегда, когда говорится                     о муниципальной службе, имеется в виду не частные, а публично-правовые отношения, состоящие в том, что гражданин не только трудится в каком-либо органе местного самоуправления, а находится на службе у муниципального образования. Человек служит обществу, закону, а не «своим» начальникам, которые решают вопросы о его продвижении по службе. В этом проявляется особенность муниципальной службы, ее предназначение и производный                    от общества характер.

Муниципальная служба представляет собой  практическое участие гражданина в  осуществлении целей и функций местного самоуправления посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий                        по муниципальной должности.3 Именно исполнение, означающее не просто работу в определенный отрезок времени, отведенный на нее, или какое-либо количество подготовленных и подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между органом местного самоуправления и населением муниципального образования, гражданином, отношений способствующих достижению общественно значимых интересов каждого члена общества в демократическом правовом государстве. Именно такой подход к муниципальной службе позволяет осознать особенность правоотношений в сфере местного самоуправления. Именно в таком контексте понимается и развивается муниципальная служба в большинстве развитых демократических государств.

Таким образом, муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения                          и прекращения служебных отношений.

Муниципальная служба является механизмом реализации функций                   и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления                                  в муниципальной службе используются достижения различных наук - социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

На основе этого формируются  основные цели муниципальной службы:

- муниципальная служба должна  стать эффективной структурой  социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению;

- муниципальная служба может  успешно функционировать на нижних  уровнях управления, не дожидаясь  команд с «верхних этажей» власти,                        в соответствии с принципом оперативности управления;

- муниципальная служба способна  эффективнее разрабатывать природные,  экономические, человеческие ресурсы  муниципального образования посредством  самоорганизации местных коллективов                              и профессионального управления.

2 Признаки муниципальной службы

Муниципальной службе присущи  следующие отличительные черты                  и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия:

1. Муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, так как муниципальная деятельность является публично-властной деятельностью. Эта черта муниципальной службы сближает ее                     с государственной службой, тоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть (местное самоуправление) и власть государственная - формы публичной власти.

2. Муниципальная служба имеет  специфические задачи, связанные                    с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится, прежде всего, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, что предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.

К основным задачам муниципальной  службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина                 на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти,                          но и местного самоуправления.4

На муниципальную службу возлагается основная тяжесть работы                    по подготовке, принятию, исполнению и контролю решений органов местного самоуправления. При этом следует учитывать, что в ведении муниципальных образований находятся не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия, которыми, согласно ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться законом органы местного самоуправления.

Муниципальная служба призвана также  стоять на защите прав                           и законных интересов муниципального образования, его населения. Государство устанавливает конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантирует его право на судебную защиту, которое должны использовать органы местного самоуправления в случае нарушения полномочий местного самоуправления, законных интересов населения муниципального образования.

К задачам муниципальной  службы также относятся:

- обеспечение реализации положений законодательства РФ;

- организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций;

- формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления;

- подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

- оказание содействия федеральным органам государственной власти.5

3. Система правового регулирования муниципальной службы имеет три уровня: федеральный, субъектов РФ и муниципальный. Это, конечно, не может не обусловливать при наличии общих основ определенные различия в статусе муниципальных служащих различных муниципальных образований.

4. Вопросы формирования личного  состава муниципальной службы, аттестации  муниципальных служащих, а также  и некоторые другие решаются  муниципальными образованиями самостоятельно  на основе законодательства о  муниципальной службе и ее  собственных нормативных правовых актов.

5. Правовой статус муниципального  служащего и правовой статус  государственного служащего имеют  общие черты: 

- стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы;

- на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения                в полном объеме распространяются права государственного служащего и т. п.

6. Финансирование муниципальной  службы осуществляется за счет  средств местного бюджета. При  этом минимально необходимые  расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти (федеральными и субъектов Федерации) при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба основана на определенных основных принципах, закрепляемых Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.6 Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Такими принципами являются:

1. Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов                       и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями. Он вытекает из ч. 2 ст. 4 Конституции РФ                    и является общим для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в нашем государстве;

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия. Как известно, Конституция РФ (ст. 2) признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а согласно ст. 18 права                   и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими                             и определяют деятельность местного самоуправления, а значит,                                 и муниципальных служащих;

3. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления                     в пределах их полномочий. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность (ст. 12).7 Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью. Это самостоятельный институт местного самоуправления. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые закон относят к ведению муниципальных образований. Решения органов                      и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо призваны недействительными решением суда;

4. Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Он требует от муниципальных служащих знать свои права                       и обязанности, повышать уровень своих профессиональных знаний и навыков;

5. Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей, призванный обеспечить дисциплину в деятельности муниципальных служащих, формирование чувства их личной ответственности за порученное дело;

6. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе                        в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.                  Он основан на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане РФ имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе и право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

При этом необходимо отметить, что  данный принцип следовало бы закрепить  в Конституции РФ: в настоящее время ст. 32 Конституции РФ устанавливает право равного доступа лишь к государственной службе;

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых                                 к муниципальной службе Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций, предполагающий единство основ правового статуса муниципальных служащих: общие перечни ограничений, связанных                            с муниципальной службой, гарантий и т. д. Данный принцип отражает особенности правового регулирования муниципальной службы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее регулировании исторические и иные местные традиции;

8. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих                                     от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему соответствующие условия работы, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.д.;

9. Принцип внепартийности муниципальной службы имеет целью                     не допустить перехода муниципальной службы под контроль политических организаций.

Муниципальная служба в  Российской Федерации осуществляется                           в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления и об основах муниципальной службы и др., конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к ведению органов государственной власти Российской Федерации «регулирование основ муниципальной службы» (ст. 4).8 Это предполагает установление на федеральном уровне положений, определяющих, что следует понимать под муниципальной службой, каковы ее задачи и основные принципы организации, каковы основы статуса муниципальных служащих и т.д. Все эти положения закреплены в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

К компетенции органов  государственной власти субъектов Федерации относится законодательство о муниципальной службе (ст. 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Законодательное регулирование  вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Федерации в соответствии с Конституцией РФ                 и федеральными законами.

Законодательство субъектов  Федерации включает, как правило, не только законы о муниципальной  службе, но и законы об аттестации муниципальных  служащих, о системе оплаты труда  муниципальных служащих. Законами субъектов Федерации утверждаются реестры муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной                                 и государственной службы.

Законодательство о  муниципальной службе относит к  ее правовой основе уставы муниципальных  образований, а также иные нормативные правовые акты муниципальных образований.

В соответствии с законодательством  муниципальные образования определяют порядок прохождения муниципальной  службы, требования                          к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений муниципального служащего и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Статус муниципального  служащего

Правовой статус государственных и муниципальных служащих – определенная нормами права совокупность следующих правоустанавливающих элементов – прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, являющихся гражданами РФ, исполняющих должностные обязанности в области  государственных или муниципально-служебных отношений.9

Таким образом, статус муниципального служащего можно определить как систему законодательно закрепленных прав  и обязанностей в сфере реализации целей и задач муниципальной службы.

Законодательное закрепление основ правового статуса  было осуществлено   Федеральным законом от 7 февраля 2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», установившим основы правового статуса муниципальных служащих. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъекта  Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 2 и 7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалифицирующими признаками муниципального служащего являются:

- гражданство Российской Федерации;

- достижение 18 летнего возраста;

- замещение муниципальной должности;

- получение денежного вознаграждения из средств местного бюджета.

Законодательством многих субъектов Российской Федерации установлено, что на муниципальную службу принимаются граждане, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Классификация должностей согласно законодательству построена  на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом  муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение  вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность муниципальной  службы - штатная должность муниципальных  органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием  и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной                 в Уставе муниципального образования.

Муниципальные должности  подразделяются на:

- выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления),                а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных                   в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

- иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории – степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.10

Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы.                   В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба                          на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

Должности и категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:

- высшие должности  – заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;

- главные должности  – начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;

- ведущие должности  – заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;

- старшие должности  – помощник, главный специалист, ведущий специалист;

- младшие должности  – специалисты 1, 2 категории, просто специалисты. 11

Должности категории «В» отличаются от должностей категории “Б” еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.

Так, муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности,                        не являющейся выборной.

Граждане РФ имеют  равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения              к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.