Муниципальная служба. 8
Содержание контрольной работы:
1. Государственная политика в области развития местного самоуправления
2.
Муниципальная служба
1.
Государственная политика в
Основные
положения государственной
Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления[1].
Государственная
политика в области развития местного
самоуправления направлена на обеспечение
преемственности деятельности федеральных
органов государственной
Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
В
то же время местное самоуправление
признается и гарантируется государством
как форма самоорганизации
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации местное
Участие
граждан в осуществлении
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав.
Конституцией
Российской Федерации названы важнейшие
вопросы местного значения: управление
муниципальной собственностью, формирование,
утверждение и исполнение местных
бюджетов, установление местных налогов
и сборов, осуществление охраны общественного
порядка. Федеральные и региональные
законы относят к вопросам местного
значения также иные вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования.
Кроме того, муниципальные образования
вправе принимать к рассмотрению
вопросы, не исключенные из их ведения
и не отнесенные к ведению других
муниципальных образований и
органов государственной
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Положения
Конституции Российской Федерации,
определяющие основные принципы осуществления
местного самоуправления, явились результатом
осмысления отечественного опыта организации
местной власти с учетом сформулированных
в Европейской хартии местного самоуправления
общих для демократических
Особую роль играет местное самоуправление в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.
Органы
государственной власти должны не только
создавать правовую и экономическую
основы деятельности муниципальной
власти, но и разъяснять населению
государственную политику в области
развития местного самоуправления, способствовать
тому, чтобы граждане имели реальную
возможность участвовать в
Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества. Это станет возможным только при активном гражданском участии жителей, при постоянной обратной связи между местной властью и местным сообществом.
Развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов.
Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.
Поддержка
местного самоуправления со стороны
государства и создание условий
для устойчивого
Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства[3].
Для достижения указанной цели эта политика должна быть направлена:
· на обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
· на создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;
· на обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.
В рамках каждого из названных направлений предстоит решать следующие задачи:
1.
Обеспечение реализации
а) создание условий для реализации конституционных прав граждан, прежде всего прав:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления;
участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;
б)
законодательное определение
в)
создание эффективной системы
формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения;
формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;
организацию системы разъяснения населению конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
2.
Создание условий для
а) создание условий для реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное решение таких вопросов местного значения, как:
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, включая землю;
формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;
осуществление охраны общественного порядка;
б) создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан:
на жилище;
на охрану здоровья и оказание медицинской помощи;
на
обеспечение общедоступного образования
в муниципальных
в) завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово-экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования прежде всего за счет:
·
перераспределения средств
·
выработки принципов
· активного формирования муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базы местного самоуправления;
·
развития рынка недвижимости и инвестиционной
политики, обеспечивающей привлечение
доходов населения и
·
создания благоприятных условий
для предпринимательства, эффективного
использования местных
г) разграничение полномочий и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;
органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
д) формирование системы эффективного государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации;
е) создание условий для взаимодействия муниципальных образований, в том числе на региональном, федеральном и международном уровне;
ж) научно-методическую и организационно-методическую поддержку со стороны государства деятельности органов местного самоуправления;
з) создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах местного самоуправления;
и) информационную поддержку местного самоуправления.
3.
Обеспечение государственных
а) защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
б) защиту муниципальной собственности;
в)
обеспечение минимальных
г) обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической деятельности муниципальных образований;
д) обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
е) обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;
ж) обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
з) обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются;
и)
формирование муниципального права
как комплексной отрасли права,
выработка стратегии
к) проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления;
л) разработку современных муниципальных управленческих технологий.
· Государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
· единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики;
· комплексный подход к реализации государственной политики;
· взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе реализации государственной политики;
· преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;
· всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;
· невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;
· контроль со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики.
Государство
в лице федеральных органов
· правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
· формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;
· принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
· бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
· передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;
· методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;
·
подготовка и повышение квалификации
кадров для местного самоуправления,
в том числе повышение
·
информационная поддержка местного
самоуправления, в том числе разъяснение
населению конституционных
·
широкое использование
Комплексное
использование указанных
Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.
Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:
·
улучшение условий жизни
· обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;
·
устойчивое самостоятельное развитие
муниципальных образований.
2. Муниципальная служба
Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:
муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
должности
муниципальной службы — должность
в органе местного самоуправления,
аппарате избирательной комиссии муниципального
образования, которые образуются в
соответствии с уставом муниципального
образования, с установленным кругом
обязанностей по обеспечнию исполнения
полномочий органа местного самоуправления,
избирательной комиссии муниципального
образования или лица, замещающего муниципальную
должность.
Муниципальный служащий
1.
Муниципальным служащим
2.
Лица, исполняющие обязанности по
техническому обеспечению
Муниципальные служащие имеют особый правовой статус, схожий со статусом государственных служащих.
Законодательством, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами местного самоуправления определяются права и обязанности, ответственность муниципальных служащих, гарантии их деятельности, ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы.
При проведении выборов и референдума для муниципальных служащих устанавливаются специальные ограничения. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения - не могут привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию; осуществлять сбор подписей, проводить агитацию в ходе служебных командировок.
Муниципальные
служащие не могут пользоваться преимущественным
правом доступа к средствам массовой
информации, а также использовать
материальные и организационно-технические
средства, обеспечивающие выполнение
их должностных полномочий, в целях
проведения сбора подписей и предвыборной
агитации. Муниципальные служащие,
зарегистрированные кандидатами, на время
их участия в выборах