Муниципальная служба, её содержательные моменты и особенности

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Муниципальное управление»

Вариант № 5

Тема: Муниципальная служба, её содержательные моменты  и особенности.

                                                                      
 
 
 

                                                                          Выполнила студентка

                IV курса,

                спец. «ГиМУ»

                гр.411

                Абрамова Алла Сергеевна

                                                                           Преподаватель:

                                                                           Борзов Сергей Михайлович 
 
 
 

Москва

2010

Содержание: 

  1. Понятие, задачи и функции муниципальной  службы................................3
  2. Принципы муниципальной службы и их значение....................................6
  3. Классификация должностей.........................................................................8
  4. Права и обязанности муниципального служащего……..........................11
  5. Проведение аттестации и квалифицированного экзамена муниципальных служащих……………………………….........................15
  6. Тесты……………………………………………………………………….17

     Список  используемой литературы…………………………………………..18 

  1. Понятие, задачи и функции  муниципальной службы

      Муниципальная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления. Она осуществляется муниципальными служащими, которыми являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления. Федеральным законом N 154-ФЗ 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, в частности, что до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих. В настоящее время действует Федеральный закон РФ N 8-ФЗ 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", в котором муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

      Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

      Раньше  данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

      Органы  местного самоуправления – это самостоятельная  часть профессионального публично-властного  аппарата страны. Это накладывает  свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в них и реализующих  их полномочия. Названная деятельность – служба – понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании...

      Местное самоуправление осуществляет свою власть на местном уровне, в реализации этой власти ей помогает специальная служба, именуемая “муниципальной службой”.

Основными задачами муниципальной  службы являются:

  1. обеспечение наряду с государственной службой  прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
  2. обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
  3. подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
  4. защита прав и законных интересов муниципального образования.

      Если  говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, одна из важнейших функций: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть, а отличия заключаются лишь в уровне осуществления публичной власти  и некоторые другие особенностях.

      Итак, под функциями муниципальной  службы следует понимать основные направления  практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

      Каждый  институт муниципальной службы, выполняет  наряду с общими, также специфические функции. Например, для института аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений. 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  муниципальной службы и их значение
 

      Правовое  установление принципов муниципальной  службы обуславливает функционирование соответствующих органов, деятельность муниципальных служащих, устойчивость служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о муниципальной службе.

      Изучение  принципов муниципальной службы дает ответ на вопрос: что является главным в институте муниципальной  службы, что постоянно сопутствует системе служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института муниципальной службы. Основное значение принципов муниципальной службы заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.

      Принципы  муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные  закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

        Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный  доступ граждан, владеющих государственным  языком Российской Федерации,  к муниципальной службе и равные  условия ее прохождения независимо  от пола, расы, национальности, происхождения,  имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм  и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность  муниципальной службы;

5) доступность  информации о деятельности муниципальных  служащих;

6) взаимодействие  с общественными объединениями  и гражданами;

7) единство  основных требований к муниципальной  службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая  и социальная защищенность муниципальных  служащих;

9) ответственность  муниципальных служащих за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

10) внепартийность  муниципальной службы.

  1. Классификация должностей
 

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.                                                                                                      

При составлении  и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр  должностей муниципальной службы в  субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре  должностей муниципальной службы в  субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

       Должности муниципальной службы  подразделяются на следующие  группы:

1) высшие  должности муниципальной службы;

2) главные  должности муниципальной службы;

3) ведущие  должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие  должности муниципальной службы.

        Соотношение должностей муниципальной  службы и должностей государственной  гражданской службы субъекта  Российской Федерации с учетом  квалификационных требований к  соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Для замещения  должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные  требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Права и обязанности муниципального служащего

Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление  с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки качества  исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение  организационно-технических условий,  необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

3) оплату  труда и другие выплаты в  соответствии с трудовым законодательством,  законодательством о муниципальной  службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодного оплачиваемого  отпуска;

5) получение  в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение  квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

8) защиту  своих персональных данных;

9) ознакомление  со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение  индивидуальных трудовых споров  в соответствии с трудовым  законодательством, защиту своих  прав и законных интересов  на муниципальной службе, включая  обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное  обеспечение в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

 Муниципальный  служащий, за исключением муниципального  служащего, замещающего должность  главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  

В обязанности муниципального служащего входит:

1) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  конституции (уставы), законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностной инструкцией;

3) соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы граждан и организаций;

4) соблюдать  установленные в органе местного  самоуправления, аппарате избирательной  комиссии муниципального образования  правила внутреннего трудового  распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной  информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не  разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральными законами тайну,  а также сведения, ставшие ему  известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь  государственное и муниципальное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять  в установленном порядке предусмотренные  законодательством Российской Федерации  сведения о себе и членах  своей семьи, а также сведения  о полученных им доходах и  принадлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

9) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской  Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать  ограничения, выполнять обязательства,  не нарушать запреты, которые  установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению подобного конфликта.

     Муниципальный служащий не вправе  исполнять данное ему неправомерное  поручение. В случае подтверждения  руководителем данного поручения  в письменной форме муниципальный  служащий обязан отказаться от  его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
5. Проведение  аттестации и квалифицированного  экзамена муниципальных служащих.
 

      Аттестация  служащих имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения  муниципальной службы невозможно без  периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д. Данные задачи являются общими.

      Аттестацию  можно характеризовать как общую  и персональную, очередную, внеочередную. Иногда проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения  четко поставленной задачи.

      Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда. Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

      Аттестация  служащих является правовым средством  расширения демократических начал  в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством  обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т.д.

      Содержание  и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.

      Механизм  аттестации представляет собой способ организации и осуществления  аттестационной деятельности, содействующий  реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.

      Право – важнейший компонент механизма  аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация  аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.

      Следует отметить, что в отдельных органах  могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к  присвоению специального звания. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.

      Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий  орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной  службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

  1. Тесты
 

1.Муниципальным  служащим является:

1) гражданин,  исполняющий обязанности на муниципальной  должности по трудовому договору, на постоянной основе и за  денежное вознаграждение;

2) любое выборное  должностное лицо местного самоуправления

3) лицо, исполняющее  обязанности по техническому  обеспечению деятельности органов  местного самоуправления, но не  находящееся на муниципальной  должности;

4) депутат представительного  органа муниципального образования

Ответ: 1)

Гражданин, исполняющий обязанности на муниципальной должности по трудовому договору, на постоянной основе и за денежное вознаграждение 

2. Аттестация  муниципальных служащих проводится:

1) один раз  в год

2) не чаще  одного раза в два года

3) не реже  одного раза в четыре года

4) по мере необходимости

Ответ: 2),3)

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Муниципальная служба, её содержательные моменты и особенности