Муниципальная собственность

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………3

Муниципальная собственность………………………………………………………………...4

1. Понятие и порядок  формирования муниципальной собственности……………………...4

2. Объекты муниципальной  собственности…………………………………………………...6

3. Понятие местного бюджета  и порядок его формирования………………………………..7

4. Понятие минимальных  местных бюджетов………………………………………………..9

5. Доходы и расходы  местных бюджетов……………………………………………………10

6. Правовая основа взаимоотношений  местных бюджетов с вышестоящими  бюджетами..................................................................................................................................13

Заключение……………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах.

Важным моментом является то. Что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а, в конечном счете – на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Поэтому, тема изучения проблем в сфере муниципальной собственности одна из самых актуальных.

Целью данной работы является изучение особенностей муниципальной собственности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

– познакомится с понятием муниципальной собственности;

– показать формирование муниципальной собственности;

– рассмотреть понятие местного бюджета и его основные параметры

Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Конституции Российской Федерации2, в Гражданском кодексе РФ3, в Федеральном Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 и ряде других нормативно-правовых актах.

 

 

Муниципальная собственность.

  1. Понятие и порядок формирования муниципальной собственности

Впервые понятие «муниципальная собственность» было введено в России Законом от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР».5

Согласно ст. 8, 130, 132 Конституции РФ6 муниципальная собственность в РФ признается и защищается наравне с государственной и иными формами собственности.7

 Конституция Российской Федерации признает и гарантирует, наряду с другими формами собственности, муниципальную собственность (ст.8).

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной.

Сфера управления муниципальной собственностью связана с деятельностью органов МСУ в отношении предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципальных образований (МО). В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации8 муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями понимаются городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая - в частности, средства местного бюджета, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ9, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения, другого муниципального образования.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Можно выделить два основных способа защиты муниципальной собственности: административный и судебный.

Муниципальная собственность – это самостоятельная форма (вид) собственности. Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10, в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

Право муниципальной формы собственности, закрепленной в ст. 8 Конституции РФ11, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и иных правовых актов.

Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданский способ основывается на переходе прав на объекты собственности путем заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъекта РФ.   

В основу формирования муниципальной собственности должны быть положены следующие принципы:

– целевого соответствия требованиям федерального законодательства;

 –  достаточности собственности для обеспечения эффективного решения вопросов местного значения;

 – соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообразующими объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.12

Первоисточником формирования муниципальной собственности выступает государство, т.к. муниципальная собственность в РФ возникла на базе государственной и государство активно воздействует на экономику муниципального образования.

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной компетенции,  органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

 

  1. Объекты муниципальной собственности

Постановлением Верховного Совета РФ13 был утвержден следующий перечень объектов относящиеся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящиеся в управлении местных администраций; жилищно-эксплуатационные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий); городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и в городах местной администрации.

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты  общественного питания, учреждения  народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся  в ведении Министерства сельского  хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также  предприятий и организаций Министерства  путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного  транспорта Министерства транспорта  Российской Федерации, связанных  с обеспечением питания пассажиров  в поездах, судах и рабочего  снабжения).

Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

 

  1. Понятие местного бюджета и порядок его формирования

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) являются одним из звеньев бюджетной системы РФ. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий. 14

Бюджетный кодекс РФ15 дает следующее определение понятия «бюджет муниципального образования». Под ним понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).16 Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (ст. 15 БК РФ).17 Также средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ).18 Тем самым, местные органы власти наделяются государственными полномочиями на территории данного муниципального образования.

Термин местный бюджет можно рассматривать как юридическую, так и экономическую категорию. С юридической точки зрения местный бюджет представляет собой правовой акт, в форме решений представительных органов местного самоуправления. С помощью этого реализуется принцип демократизма в бюджетной и управленческой деятельности. Такие решения могут быть представлены отчетами об исполнении бюджета, сводными бюджетными росписями. Если выделить понятие местного бюджета как экономическую категорию, то его сущность проявляется в формировании денежных фондов, предназначенных для осуществления местного самоуправления.19

Местные бюджеты характеризуются:

– широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

– высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;

– гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

К местным бюджетам следует отнести городские, районные бюджеты, районные бюджеты в городах (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования20.

Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ21 предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

–  определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

–   определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

 – предоставление  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из местных бюджетов;

 – определение порядка  осуществления муниципальных заимствований;

 –  осуществление муниципальных  заимствований и управление муниципальным  долгом.

Формирование местных бюджета должно осуществляться путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной бюджетно обеспеченности, устанавливаемых органами государственной власти. Составление проектов местного бюджета, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.22

Муниципальный бюджет должен быть утвержден не позднее 31 марта наступившего бюджетного года. Если бюджет не был утвержден до 31 марта в связи с отсутствием у представительного органа необходимых сведений, то в этом случае бюджет должен быть принят в течение двух недель после получения сведений.

 

  1. Понятие минимальных местных бюджетов

Основой взаимоотношений между бюджетами различных уровней является необходимость достижения так называемого минимального бюджета, т.е. проводимого в соответствие с закрепления в соответствии с социальной политикой определенных гарантий для жителей данного региона.

Минимальный местный бюджет представляет собой расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.

Бюджетный кодекс РФ23 взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный – «минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с минимальными государственными стандартами. При этом данные категории касаются бюджетов всех уровней, в том числе и федерального.

Минимальные государственные стандарты определены как государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности – важное условие выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.

 

  1. Доходы и расходы местных бюджетов

В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством местный бюджет формируется из доходной и расходной частей.

Доходы местных бюджетов представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.24

Доходы местных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 41БКРФ)25.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

– закреплённые налоговые доходы  местных бюджетов от местных  налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации. К их числу относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, целевые сборы на содержание милиции, образование и благоустройство, налог на рекламу, регистрационные сборы;

– отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 58, 63 БК РФ26.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 – 42 БК РФ27, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: доходы от использования муниципального имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию; иные неналоговые доходы.

В целях выравнивания бюджетной обеспеченности и в случае недостаточности собственных доходов для покрытия расходных полномочий, а также для возмещения муниципальному образованию выпадающих доходов, связанных с передачей ему части государственных полномочий, бюджет субъекта осуществляет безвозмездные перечисления нижестоящему бюджету в виде дотаций (для покрытия нехватки собственных доходов на реализацию минимального бюджета), субсидий (для долевого целевого финансирования отдельных расходов), и субвенций (для целевого финансирования переданных государственных полномочий).

Органы  местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование доходной части  бюджета в пределах полномочий, установленных  законодательством, с учетом следующих  особенностей:

1. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

3. Внесение    изменений   и   дополнений   в   правовые   акты  представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

4. Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Расходы местного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.28

Бюджетные расходы в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджета представляют собой его часть, обеспечивающую инвестиционную деятельность, в том числе инвестиции в действующие или создаваемые предприятия, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание бюджетной поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Также бюджетные расходы классифицируются в зависимости от приоритетности местных расходов. В соответствии с данным подходом расходы ранжируются на несколько групп, последовательность которых отражает степень первоочередности расходов. Это позволяет соответствующим образом распределить доходы местного бюджета.

В целом расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления; 29

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

• ассигнования на страхование муниципальным служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;

• иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.30

 

  1. Правовая основа взаимоотношений местных бюджетов с вышестоящими бюджетами

Организация бюджетной системы, принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство Российской Федерации.

Бюджетное устройство основывается на принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Единство бюджетной системы РФ основывается также на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих источников доходов местных бюджетов, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Единство бюджетной системы РФ определяется и единой социально-экономической политикой России, включая налоговую политику.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и местного самоуправления. Данный принцип имеет определяющее значение при разграничении компетенции в системе органов публичной власти. От того, как будут разграничены источники доходов, во многом зависит объем компетенции органов местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

– право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Муниципальная собственность