Муниципальная собственность. 6
Контрольная работа
Муниципальная собственность
План
Введение
Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации
- Состав муниципальной собственности
- разграничение собственности
Глава 2. Управление муниципальной собственностью
Глава 3. Формирование муниципальной собственности
3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности
3.2 Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности
Заключение
Список литературы
Введение
Институт собственности
Институт собственности, имеющий
межотраслевой комплексный
В Российской Федерации признается
частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности. Гарантируя
защиту права собственности
Одно из важных мест в экономической основе местного самоуправления занимает муниципальная собственность.
Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законе "О собственности в РФ" 1990 г., Законе "О местном самоуправлении в РФ" 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии с действующей Конституцией "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.
Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы правоведов и юристов. Однако дело не ограничивается только теоретической борьбой. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных причин умеют, в конечном счете, попытки поменять сложившиеся отношения собственности, утвердить новый порядок этих отношений.
Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую ступень своего развития, но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой трудно выбраться.
В нашей стране в течение этого столетия дважды происходила ломка отношений собственности. Первая, связанная с событиями 1917 года, завершавшаяся катастрофой, последствия которой будут предметом исследований еще не одного поколения. Вторая происходит в наши дни, целью которой является вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать широкий слой частных собственников, социальной опоры нынешнего режима.
Что же такое собственность?
Самый простой ответ содержится в толковом словаре русского языка:
«Собственность - имущество,
принадлежащее кому-нибудь»
Юридическая энциклопедия дает определение собственности как системы «исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом, собственность - это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность».
В соответствии с общими
положениями о праве
В обществе с государственно-правовой
надстройкой экономические
Это выражается не только в
системе правовых норм, регулирующих
указанные отношения и
Итак, содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью.
Как правовой институт, в
свете теории гражданского права
право собственности
- Состав муниципальной собственн
ости
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного управления в РФ" (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии со ст. 29 Федерального
Закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" в
состав муниципальной собственности
входят средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, а также
муниципальные земли и другие
природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности,
муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
Согласно ст. 215 ГК РФ1 под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Все законы субъектов Российской
Федерации о местном
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
- Разграничение собственности
Процесс формирования муниципальной
собственности во многом зависит
от решения проблемы разграничения
собственности между Российской
Федерацией, субъектами РФ и муниципальными
образованиями. Порядок формирования
муниципальной собственности
. По субъектам. Субъектом
государственной собственности
является народ РФ и органы
государственной власти, а субъектом
муниципальной собственности - население
муниципального образования и
органы местного
. По объектам. Объектом
права государственной
. По основаниям приобретения
и прекращения права
. По содержанию. Права
собственника муниципальной
2. Управление муниципальной собственностью
Как мы выяснили, муниципальная
собственность не является разновидностью
государственной собственности. Статья
12 Конституции РФ определяет, что
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.
В настоящее время в
ряде субъектов РФ приняты законы
о местном референдуме, которые
позволяют сообществу граждан муниципального
образования непосредственно
В законах о местном
самоуправлении большинства субъектов
РФ относительно управления и распоряжения
собственностью муниципального образования
воспроизводятся нормы
3. Формирование муниципальной собственности
Право муниципальной собственности
возникает из оснований, предусмотренных
законами и иными правовыми актами.
Можно выделить административные и
гражданско-правовые способы. Административный
порядок предполагает волю одной
стороны - государства и реализуется
при издании акта органа государственной
власти. Более отвечают интересам
местного самоуправления способ перехода
прав на объекты собственности
Способами формирования муниципальной собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме тех способов, о которых говорилось выше (п. 3 подраздела "Разграничение собственности") плюс некоторые специфические для данного вида собственности способы. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области". В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
- путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
- путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
- при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
- при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
- при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
- при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
- при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
- путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Право муниципальной собственности
прекращается в случае гибели или
уничтожения имущества; при отчуждении
имущества другим лицам, в том
числе при приватизации; в порядке
разграничения муниципальной
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности
Муниципальная собственность (имущество плюс финансы) является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.
Собственником муниципального
имущества является муниципальное
образование как юридическое
лицо и субъект гражданского права.
От его имени функции собственника
исполняют представительные и исполнительные
органы местного самоуправления, уполномоченные
на то Уставом муниципального образования,
другими нормативно-правовыми
Как всякий ответственный
собственник муниципалитет
использование муниципального
имущества как инструмента
использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и /или коммерческого эффекта;
поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или коммерческого эффекта;
приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности;
Имущественная политика реализуется
через местные нормативно-
Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики:
недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;
препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;
сохранение монопольного
положения муниципальных
отсутствие системного подхода
к формированию муниципальной нормативно-
3.2. Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности
После вступления в силу федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право муниципальной собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП).
Однако это не освобождает
муниципалитеты от необходимости вести
собственный реестр муниципального
имущества, учитывающий не только объекты
недвижимости, но и другие основные
средства, находящиеся на балансе
муниципальных предприятий и
учреждений. Учетные карты составляются
по каждому учреждению и предприятию.
В реестре ежеквартально
Такой реестр практически
невозможно вести, не создав специальную
компьютерную базу данных по учету
муниципального имущества. Кроме учета,
база данных даст возможность структурного
анализа использования
Ведение реестра муниципальной
собственности требует
Заключение
Итак, к объектам муниципальной собственности согласно нашему законодательству отнесены:
жилищный и нежилой
фонд социально-культурного и
жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие социальные объекты,
инженерная инфраструктура городов, городской пассажирский транспорт, объекты внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов,
предприятия розничной торговли,
общественного питания и
учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта (кроме объектов областного значения).
Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая вопросы муниципальной собственности, может быть разделена на три самостоятельных блока:
формирование муниципальной собственности,
управление муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом и земельными ресурсами;
приватизация муниципальной собственности.
После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления осуществляют права собственника: владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права.
Список литературы
1.Конституция РФ. М., 1998.
2.ФЗ "Об общих принципах
организации местного
3.Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №30. Ст. 3595.
4.Воронин А.Г., Лапин В.А.
Основы управления
5.Гражданское право, учебник под редакцией Сергеева А.П. и Толстого Ю.К., ч. 1, СПб, 1996.
6.Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., 1952.
.Рой О.М. Система
.Тихомиров М.Ю. «Юридическая энциклопедия», изд. третье, М., «Юринформцентр», 2009.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации