Муниципальная собственность. 2

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российский Государственный  Социальный Университет 

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

"Стратегическое управление развитием муниципальных образований"

на тему "Муниципальная собственность"

 

 

Выполнил студент 5 курса

Антонов К. А.

Специальность ГиМУ

Группа ГМУ-З-5

 

Научный руководитель

Гужин А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Электросталь, 2012

Содержание

Введение

1. Понятие и порядок формирования муниципальной собственности.

2. Объекты муниципальной  собственности.

3. Понятие  местного  бюджета и порядок его формирования.

4. Понятие минимальных  местных бюджетов.

5. Доходы и расходы   местных бюджетов.

6. Правовая основа  взаимоотношений  местных бюджетов с вышестоящими  бюджетами.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальное образование  — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Распоряжение муниципальной  собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В собственности города находятся  объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).

К объектам муниципальной  собственности города относятся  объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты  муниципального городского жилого фонда.

 

1. Понятие и порядок формирования муниципальной собственности.

Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования, то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые в то же время выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов  государственной собственности  очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать  о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка - городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

На   территории    муниципального    образования    проживает    население,  объединённое  общими  интересами  в  решении  вопросов    местного    значения.    Это   местное   сообщество,   которое    имеется    на    территории    любого    муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве  не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление  в  Российской Федерации - это «деятельность  населения  по  решению  непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,  исходя  из интересов населения,  его  исторических и иных традиций». Здесь главными   моментами являются,  во-первых,  то,  что   это «деятельность   населения»,    и,    во-вторых, что   данная    деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. Местное самоуправление выступает в качестве   выражения «власти народа» и составляет  тем   самым   «одну  из   основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России - источник власти  на всей ее территории.

Таким    образом,    из    выше    сказанного    следует,    что    население  муниципального    образования    также    является источником      власти      на   соответствующей  территории.  А  так  как  местное   сообщество    -   это,    по    сути,   население, проживающее  на  территории  муниципального  образования,  местное сообщество - источник власти на данной территории,  и принятие    решений,    в  том   числе  касательно   муниципальной   собственности,    здесь   осуществляется    от  лица   местного сообщества.

Итак,  главным  субъектом   владения,   пользования   и   распоряжения муниципальной  собственностью   является   местное сообщество    (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь   «управляют муниципальной собственностью».      И      на      этом      основании       являются    второстепенными    субъектами     права     муниципальной собственности.  К таковым можно отнести:

- глава муниципального  образования;

- представительный орган  муниципального образования;

- структурные органы и  подразделения местной администрации;

- орган управления муниципальным  хозяйством;

- муниципальные унитарные  предприятия и муниципальные учреждения;

-другие   организации   с   правом   управления   муниципальной собственностью.

Способами формирования муниципальной  собственности  являются способы, предусмотренные действующим законодательством. В  качестве  иллюстрации  можно  привести Закон  Московской  области  «Об  общих  принципах формирования,  управления  и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:

- путем взимания налогов  и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

-  путем приобретения  имущества на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

-    при    разграничении    государственной    собственности    в    Российской    Федерации    на    федеральную    собственность,  государственную    собственность    субъектов    федерации    и    муниципальную    собственность    в    порядке,    установленном законодательством РФ и Московской области;

-   при   передаче   объектов   федеральной   собственности   в   муниципальную   собственность   в   порядке,   устанавливаемом  федеральным законом;

-  при передаче объектов  государственной собственности  Московской области в муниципальную  собственность в порядке, установленном  настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с  настоящим Законом;

-  при разграничении  муниципальной собственности в  случае, если в границах территории  одного муниципального образования  имеются другие муниципальные  образования;

-  при объединении,  преобразовании или упразднении  муниципальных образований;

-  путем получения продукции,  плодов, доходов в результате  использования муниципальной собственности;

-  по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной  компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе  муниципальной собственности, порядке  ее приобретения и отчуждения; о ведении реестра муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью является исключительной компетенцией представительных органов  местного самоуправления.

2. Объекты муниципальной  собственности

К муниципальной собственности  закон относит средства местного бюджета, муниципальные   внебюджетные   фонды. Они выступают в качестве  финансовых ресурсов местного  самоуправления.

В    состав    муниципальной собственности в  качестве материальных  объектов  входят также:   имущество органов  местного самоуправления,     муниципальные     земли     и     природные     ресурсы,   находящиеся    в    муниципальной    собственности; муниципальные     предприятия     и    организации,    муниципальные    банки    и    другие     финансово-кредитные     организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения,  муниципальные  учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить,  что  в  исключительной  собственности  муниципальных образований находятся  те объекты, которые имеют особо   важное   значение   для жизнеобеспечения   определенного   населённого   пункта   либо   территории,   для  сохранения историко-культурного  наследия.  К  таким  объектам  можно  также отнести, например, городские  парки, памятники культуры. Это   свидетельствует о   социальной    направленности    муниципальной    собственности:    во-первых, управление   объектами муниципальной   собственности   наиболее   чувствительно  влияет   на   жизнь   населения   соответствующей   территории   (в отличие     от  управления   многими    другими    формами    собственности),    а    во-вторых,    многие   объекты   муниципальной собственности   социально   ориентированы   (спортивные,  образовательные  и   другие   объекты).   Это одна   из   важнейших особенностей    природы      муниципальной      собственности.        Другой      особенностью      является    выполнение    функции экономической основы местного самоуправления: к  примеру, муниципальные предприятия - являются  коммерческим  предприятиями;    к   тому    же     имущество     органов    местного  самоуправления     составляет материальную     базу,     обеспечивающую     их деятельность.  Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря г. N 3020-1.  При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же  постановлением от 27 декабря 1991 г. и распоряжением  Президента  РФ  от  18  марта 1992  г.  Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Напротив, передача объектов (имущества), относящихся   к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»).

Весьма важен вопрос о  передаче из государственной в муниципальную  собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к  муниципальной собственности. В  соответствии с Приложением №3 к  постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной  собственности относятся нежилые  помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных  Советов (местной администрации), в  том числе здания и строения, ранее  переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению  ВАС РФ принадлежащие государственным  предприятиям нежилые помещения  переходят в муниципальную собственность  лишь в случае, если эти помещения  ранее были переданы в ведение  указанных предприятий исполнительными  органами местных Советов.Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального предприятия, а также иные лица вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений.

3. Понятие местного бюджета и порядок его формирования.

Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных  внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Государство содействует развитию местных финансов, гарантирует их защиту через соответствующую систему мер, в том числе и через целевые федеральные и региональные программы. Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований  составляются при использовании  основных финансовых и бюджетных  понятий, установленных законодательством.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих территориальных  уровней и бюджета соответствующего национально-государственного и административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Минимальный бюджет - расчетный  объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бюджета города без районного  деления, покрывающих гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности  расчетного объема закрепленных доходов  покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями  по решению органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов.

Минимальные социальные и  финансовые нормы и нормативы - соответственно в натуральном или денежном выражении  единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными  и другими услугами.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования  доходов и расходов поступают  в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и  других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий  финансовый год.

Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в  случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования.

Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.

Контингент дохода - сумма  взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного  вида налога либо иного платежа.

Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования  в расчете на одного жителя.

Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том  числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов  над расходами или дефицит  бюджета и его предельный процент  по отношению к расходам; дотации  и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.

При составлении проекта  бюджета, уточнении бюджета входе  его исполнения органы муниципального образования в пределах своей  компетенции вправе: определять объем  финансирования из своего бюджета мероприятий  по социально-экономическому развитию соответствующего муниципального образования  в пределах планируемых бюджетных  доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств; определять направления  использования средств бюджета  на инвестиции, собственные целевые  программы, а также на совместные программы с органами государственной  власти или местного самоуправления иных административно-территориальных  образований, на внешнеэкономическую  деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых и: экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели; увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции и общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели; определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите; образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды; объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.

Отчет об исполнении бюджета  и отчеты об использовании средств  внебюджетных и валютного фондов составляются органами местного самоуправления. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям  доходов и расходов в установленном  порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов и расходования средств).

4. Понятие минимальных местных бюджетов.

Расходная часть минимального бюджета определяется:

а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, которые  учитываются вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:

-   согласованной с  вышестоящим   органом   власти   суммой  затрат  в  связи   с  изменением   состава   объектов,   подлежащих бюджетному  финансированию;

-  решениями вышестоящих  органов власти об изменении  социальных и финансовых    норм и  нормативов;

-    изменением индекса  цен и тарифов    по расчетам   вышестоящих   исполнительных     органов   власти,   осуществляемым   в установленном порядке;

б) минимально необходимой сунной затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно-территориального образования. Законодательством обеспечиваются гарантии гласности при принятии решений по вопросам, связанным с бюджетом, внебюджетными и валютным фондами.

Решения органов местного самоуправления об утверждении бюджета, об использовании  средств внебюджетных и валютного фондов, об утверждении  отчета об исполнении    бюджета  и использовании средств внебюджетных и валютного фондов, а также  решения по иным вопросам, касающимся формирования бюджета или указанных  фондов, подлежат опубликованию в средства массовой информации в сроки, установленные соответствующим органом местного самоуправления, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего субъекта Федерации и муниципального   образования.

В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств  внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

5. Доходы и расходы  местных бюджетов.

Уровень закрепленных доходов  бюджета (за  исключением   районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее     70     процентов     доходной     части      минимального    бюджета      соответствующего    национально-государственного или административно-территориального   образования,   а   при   отсутствии  такой   возможности   в связи   с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования  Государственная Дума Российской Федерации, иные государственные органы власти закрепляют за бюджетами муниципального образования полностью или в  твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля (в процентах) подлежит соответствующей корректировке в сторону увеличения. Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из федерального бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы власти Федерации и ее субъектов в  пределах своей компетенции утверждают для бюджетов муниципального образования, дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.

Фактическое увеличение уровня закрепленных доходов в текущем  финансовом году, явившееся результатом  финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования  либо следствием введения в установленном  порядке органами власти субъекта Федерации  местных налогов и сборов, не может  служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год. В этих случаях такое снижение нормативов отчислений от регулирующих доходов может быть произведено  только с согласия соответствующего органа власти, если иное не установлено  законами Российской Федерации. К собственным  доходам местных бюджетов относятся  следующие виды доходов:

1) местные налоги и сборы (земельный  налог, доходы от реализации  недвижимости, лицензионные

сборы за право производства и торговли спиртными напитками  и пивом, подакцизными товарами, налог  с розничных продаж, налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортный налог, налог на нужды образовательных учреждений и другие);

2) налог на имущество с юридических и физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

3) государственная пошлина за отдельные виды деятельности;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

5) налог с владельцев транспортных средств;

6)   около 5-10   процентов от налогооблагаемой    прибыли предприятий и организаций    (планируемый муниципальный налог на прибыль из части бюджета субъекта Федерации);

7) около 10-15 процентов  от общей суммы НДС по товарам  отечественного производства, за  исключением драгметаллов и драгкамней (планируемый муниципальный налог);

8) около 50 процентов от подоходного налога с физических лиц (планируемый    муниципальный налог с физических лиц);

9)  100 процентов акцизов,  взимаемых на территории муниципального  образования    (планируемый  налог);

10) 100  процентов доходов от приватизации  и реализации муниципального имущества и часть от реализации государственного имущества в соответствии с государственной  программой приватизации;

11)   100   процентов  средств  от   сдачи   в   аренду  муниципального   имущества   и   земли,   находящейся   в   муниципальной собственности;

12)  прочие налоги и  сборы.

Расходы бюджетов, предусмотренные  бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального  обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету  развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.

В ходе исполнения бюджета  орган местного самоуправления вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной  классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению  расходования средств. Свободный остаток  средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы  превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные  средства), не подлежат изъятию органом  субъекта Федерации.

Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, в акции и другие ценные бумаги, а также о предоставлении процентных и беспроцентных бюджетных ссуд принимает орган местного самоуправления, в том числе и с учетом предложений  исполнительного органа власти субъекта Федерации, только при условии обеспечения  финансирования плановых расходов и  зачисления средств, полученных от этих операций, в свой бюджет.

6. Правовая основа  взаимоотношений местных бюджетов с вышестоящими бюджетами.

Основу    формирования   системы бюджетного   федерализма    составляет   Конституция Российской   Федерации.   Российская система  бюджетного федерализма включает в  себя:

-  бюджетные  потоки  (федеральный  бюджет и  89 бюджетов  субъектов плюс межбюджетные  потоки  внутри  каждого из субъектов);

- налоговый федерализм;

- блок финансовых трансфертов;

- блок федеральных программ;

- блок целевых бюджетных  фондов;

- блок дотаций и субвенций.