Муниципальная собственность. 3
Содержание
Введение…………………………………………………………
Муниципальная собственность……………………………………………
1. Понятие и порядок
формирования муниципальной
2. Объекты муниципальной
собственности……………………………………………
3. Понятие местного бюджета
и порядок его формирования…………
4. Понятие минимальных
местных бюджетов……………………………………
5. Доходы и расходы
местных бюджетов……………………………………
6. Правовая основа
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах.
Важным моментом является то. Что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а, в конечном счете – на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.
Поэтому, тема изучения проблем
в сфере муниципальной
Целью данной работы является изучение особенностей муниципальной собственности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
– познакомится с понятием муниципальной собственности;
– показать формирование муниципальной собственности;
– рассмотреть понятие местного бюджета и его основные параметры
Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Конституции Российской Федерации2, в Гражданском кодексе РФ3, в Федеральном Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 и ряде других нормативно-правовых актах.
Муниципальная собственность.
- Понятие и порядок формирования муниципальной собственности
Впервые понятие «муниципальная собственность» было введено в России Законом от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР».5
Согласно ст. 8, 130, 132 Конституции РФ6 муниципальная собственность в РФ признается и защищается наравне с государственной и иными формами собственности.7
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует, наряду с другими формами собственности, муниципальную собственность (ст.8).
Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной.
Сфера управления муниципальной
собственностью связана с деятельностью
органов МСУ в отношении
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая - в частности, средства местного бюджета, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ9, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения, другого муниципального образования.
Муниципальная собственность
признается и защищается государством
наравне с иными формами
Муниципальная собственность – это самостоятельная форма (вид) собственности. Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10, в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
Право муниципальной формы собственности, закрепленной в ст. 8 Конституции РФ11, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и иных правовых актов.
Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданский способ основывается на переходе прав на объекты собственности путем заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.
Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъекта РФ.
В основу формирования муниципальной собственности должны быть положены следующие принципы:
– целевого соответствия требованиям федерального законодательства;
– достаточности собственности для обеспечения эффективного решения вопросов местного значения;
– соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообразующими объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.12
Первоисточником формирования
муниципальной собственности
Право муниципальной собственности
прекращается в случае гибели или
уничтожения имущества; при отчуждении
имущества другим лицам, в том
числе при приватизации; в порядке
разграничения муниципальной
В пределах установленной компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
- Объекты муниципальной собственности
Постановлением Верховного Совета РФ13 был утвержден следующий перечень объектов относящиеся к муниципальной собственности:
1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящиеся в управлении местных администраций; жилищно-эксплуатационные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий); городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и в городах местной администрации.
2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
3. Предприятия и объекты
общественного питания,
4. Предприятия розничной
торговли, общественного питания
и бытового обслуживания
Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.
- Понятие местного бюджета и порядок его формиров
ания
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) являются одним из звеньев бюджетной системы РФ. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий. 14
Бюджетный кодекс РФ15 дает следующее определение понятия «бюджет муниципального образования». Под ним понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).16 Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (ст. 15 БК РФ).17 Также средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ).18 Тем самым, местные органы власти наделяются государственными полномочиями на территории данного муниципального образования.
Термин местный бюджет
можно рассматривать как
Местные бюджеты характеризуются:
– широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;
– высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;
– гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.
К местным бюджетам следует отнести городские, районные бюджеты, районные бюджеты в городах (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования20.
Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ21 предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:
– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
– определение порядка
осуществления муниципальных
– осуществление
муниципальных заимствований и
управление муниципальным
Формирование местных бюджета должно осуществляться путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной бюджетно обеспеченности, устанавливаемых органами государственной власти. Составление проектов местного бюджета, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.22
Муниципальный бюджет должен
быть утвержден не позднее 31 марта
наступившего бюджетного года. Если бюджет
не был утвержден до 31 марта в
связи с отсутствием у
- Понятие минимальных местных бюджетов
Основой взаимоотношений
между бюджетами различных
Минимальный местный бюджет представляет собой расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
Бюджетный кодекс РФ23 взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный – «минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с минимальными государственными стандартами. При этом данные категории касаются бюджетов всех уровней, в том числе и федерального.
Минимальные государственные стандарты определены как государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь минимально
допустимая стоимость государственных
или муниципальных услуг в
денежном выражении, предоставляемых
органами государственной власти или
органами местного самоуправления в
расчете на душу населения за счет
средств соответствующих
Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности – важное условие выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.
- Доходы и расходы местных бюдже
тов
В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством местный бюджет формируется из доходной и расходной частей.
Доходы местных бюджетов представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.24
Доходы местных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 41БКРФ)25.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
– закреплённые налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации. К их числу относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, целевые сборы на содержание милиции, образование и благоустройство, налог на рекламу, регистрационные сборы;
– отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 58, 63 БК РФ26.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 – 42 БК РФ27, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: доходы от использования муниципального имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию; иные неналоговые доходы.
В целях выравнивания бюджетной
обеспеченности и в случае недостаточности
собственных доходов для
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование доходной части бюджета в пределах полномочий, установленных законодательством, с учетом следующих особенностей:
1. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
2. Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
3. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
4. Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.
Расходы местного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.28
Бюджетные расходы в зависимости от экономического содержания делятся на текущие и капитальные согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные расходы бюджета представляют собой его часть, обеспечивающую инвестиционную деятельность, в том числе инвестиции в действующие или создаваемые предприятия, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание бюджетной поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Также бюджетные расходы классифицируются в зависимости от приоритетности местных расходов. В соответствии с данным подходом расходы ранжируются на несколько групп, последовательность которых отражает степень первоочередности расходов. Это позволяет соответствующим образом распределить доходы местного бюджета.
В целом расходная часть местных бюджетов включает:
• расходы, связанные с
решением вопросов местного значения,
установленные
• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления; 29
• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
• ассигнования на страхование муниципальным служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;
• иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.30
- Правовая основа взаимоотношений местных бюджет
ов с вышестоящими бюджетами
Организация бюджетной системы, принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство Российской Федерации.
Бюджетное устройство основывается
на принципах: единства бюджетной системы
РФ; разграничения доходов и
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Единство бюджетной системы
РФ основывается также на взаимодействии
бюджетов всех уровней, которое осуществляется
через использование
Единство бюджетной системы РФ определяется и единой социально-экономической политикой России, включая налоговую политику.
Принцип разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной
системы РФ означает закрепление
соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти и местного самоуправления.
Данный принцип имеет определяющее
значение при разграничении компетенции
в системе органов публичной
власти. От того, как будут разграничены
источники доходов, во многом зависит
объем компетенции органов