Муниципальная собственность. 5
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филиал
РУДН в г. Перми
Факультет:
ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина:
Муниципальное парво
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 10
Студент Лоскутова Мария Павловна
Курс 1, группа ПЮ 08-1в
№ студенческого билета
3732080130
ПЕРМЬ
2009 год
Муниципальная собственность
- Понятие и порядок формирования муниципальной собственности.
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.
Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка» – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
На
территории муниципального
образования проживает население,
объединённое общими интересами в решении
вопросов местного значения.
Это местное сообщество, которое имеется
на территории любого муниципального
образования. Понятие «местное сообщество»
в российском законодательстве
не встречается. Однако закон гласит, что
местное самоуправление в Российской
Федерации – это «деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя
из интересов населения, его исторических
и иных традиций» (ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
п. 1 ст. 28). Здесь главными
моментами являются, во-первых,
то, что это «деятельность
населения», и, во-вторых,
что данная деятельность
осуществляется в соответствии с интересами
населения. В пункте 2 статьи 28 закона
говорится, что местное самоуправление
выступает в качестве выражения «власти
народа» и составляет тем самым
«одну из основ конституционного
строя Российской Федерации», то есть
население России – источник власти
на всей её территории.
Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»[16]. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:
- глава муниципального образования;
- представительный орган муниципального образования;
- структурные органы и подразделения местной администрации;
- орган управления муниципальным хозяйством;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
- другие организации с правом управления муниципальной
- собственностью.
Способами формирования муниципальной собственности являются способы предусмотрены действующим законодательством. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
- путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
- путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
- при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
- при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
- при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
- при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
- при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
- путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Право
муниципальной собственности
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
2. Объекты муниципальной собственности
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.
В состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят также: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
Стоит
отметить, что в исключительной
собственности муниципальных образований
находятся те объекты, которые имеют особо
важное значение для жизнеобеспечения
определённого населённого пункта
либо территории, для сохранения
историко-культурного наследия.
К таким объектам можно также
отнести, например, городские парки, памятники
культуры. Это свидетельствует о
социальной направленности
муниципальной собственности:
во-первых, управление объектами
муниципальной собственности наиболее
чувствительно влияет на жизнь
населения соответствующей территории
(в отличие от управления
многими другими формами собственности),
а во-вторых, многие объекты муниципальной
собственности социально ориентированы
(спортивные, образовательные и другие
объекты). Это одна из важнейших
особенностей природы муниципальной
собственности. Другой особенностью
является выполнение функции экономической
основы местного самоуправления: к
примеру, муниципальные предприятия –
в соответствии со ст. 113 ГК
РФ – являются коммерческим предприятиями;
к тому же имущество
органов местного самоуправления
составляет материальную
базу, обеспечивающую
их деятельность. Перечень объектов, подлежащих
передаче из государственной собственности
в муниципальную, содержится в Приложении
N 3 к постановлению Верховного Совета
РСФСР от 27 декабря 1991 г.
N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов
закреплен тем же постановлением от 27
декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента
РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень
документов, который необходимо представлять
муниципальным комитетам по управлению
имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов
федеральной собственности в муниципальную,
содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996
г.
N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив,
передача объектов (имущества), относящихся
к муниципальной собственности,
в государственную
Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно
разъяснению ВАС РФ принадлежащие
государственным предприятиям нежилые
помещения переходят в
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п.4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений. См. об этом также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15[2]).
3. Понятие местного бюджета и порядок его формирования (ст.35).
Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Государство содействует развитию местных финансов, гарантирует их защиту через соответствующую систему мер, в том числе и через целевые федеральные и региональные программы. Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.
Бюджеты
муниципальных образований
Минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета поселка, районного бюджета района в городе, городского бюджета города без районного деления, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы – соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования.
Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.
Контингент дохода - сумма взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного вида налога либо иного платежа.
Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования в расчете на одного жителя.
Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.
При
составлении проекта бюджета, уточнении
бюджета в ходе его исполнения
органы муниципального образования
в пределах своей компетенции
вправе: определять объем финансирования
из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому
развитию соответствующего муниципального
образования в пределах планируемых бюджетных
доходов, предоставленных дотаций, субвенций,
а также с учетом привлекаемых заемных
средств; определять направления использования
средств бюджета на инвестиции, собственные
целевые программы, а также на совместные
программы с органами государственной
власти или местного самоуправления иных
административно-
Отчет
об исполнении бюджета и отчеты об
использовании средств
- Понятие минимальных местных бюджетов.(ст. 37).
Расходная часть минимального бюджета определяется:
а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, которые учитываются вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:
- согласованной с вышестоящим органом власти суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;
-
решениями вышестоящих органов
власти об изменении
-
изменением индекса цен и
б)
минимально необходимой суммой затрат,
включаемых в бюджет развития данного
национально-государственного или
административно-
Решения органов местного самоуправления об утверждении бюджета, об использовании средств внебюджетных и валютного фондов, об утверждении отчета об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов, а также решения по иным вопросам, касающимся формирования бюджета или указанных фондов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим органом местного самоуправления, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего субъекта Федерации и муниципального образования.
В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
5. Доходы и расходы местных бюджетов (ст. 36).
Уровень
закрепленных доходов бюджета (за исключением
районных бюджетов районов в городах)
должен составлять не менее 70 процентов
доходной части минимального бюджета
соответствующего национально-государственного
или административно-
Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования Государственная Дума Российской Федерации, иные государственные органы власти закрепляют за бюджетами муниципального образования полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля (в процентах) подлежит соответствующей корректировке в сторону увеличения. Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из федерального бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами органов власти субъектов Российской Федерации.
Государственные органы власти Федерации и ее субъектов в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов муниципального образования дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.
Фактическое увеличение уровня закрепленных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования либо следствием введения в установленном порядке органами власти субъекта Федерации местных налогов и сборов, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год. В этих случаях такое снижение нормативов отчислений от регулирующих доходов может быть произведено только с согласия соответствующего органа власти, если иное не установлено законами Российской Федерации. К собственным доходам местных бюджетов относятся следующие виды доходов:
1)
местные налоги и сборы (
2)
налог на имущество с
3)
государственная пошлина за
4)
платежи за пользование
5)
налог с владельцев
6)
около 5-10 процентов от налогооблагаемой
прибыли предприятий и
7)
около 10-15 процентов от общей
суммы НДС по товарам
8)
около 50 процентов от подоходного
налога с физических лиц (
9) 100 процентов акцизов, взимаемых на территории муниципального образования (планируемый налог);
10)
100 процентов доходов от
11) 100 процентов средств от сдачи в аренду муниципального имущества и земли, находящейся в муниципальной собственности;
12) прочие налоги и сборы.
Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (см. Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г.*(74).
К
бюджету текущих расходов относятся
расходы на текущее содержание и
капитальный ремонт (восстановительный)
жилищно-коммунального