Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет экономики и управлен
Кафедра – Государственного и муниципального управления
Контрольная работа
На тему:
Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития
Выполнила: студентка
IV курса 18401.30 группы
Симонова Юлия Андреевна
Проверила: Манукян Марине Мартиновна.
Самара, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… …………...……3
Глава 1. Состав муниципальной собственности и разграничение собственности по законодательству Российской Федерации………………….5
1.1 Понятие муниципальной собственности: сущность, цели, объекты………5
1.2 Объекты муниципальной собственности ………………………………...…5
1.3 Тенденции развития муниципальной
собственности в России…………………................. .............................. .............................. ..............8
Глава 2. Муниципальная собственность: проблемы
управления и перспективы развития……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...……
Введение
Тема «Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития» является актуальной в наше время.
Во-первых, пару лет назад такой формы собственности на территории страны не было. Сейчас она очень быстро и хорошо развивается.
Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ.
В России всё ещё осуществляется переход от командно - административной экономики к рыночной экономике. Основным принципом рыночной экономики, как известно, является многообразие форм собственности. Это свою очередь дало возможность развитию муниципальной собственности в России.
Также с распадом СССР в России начался развитие местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 8 посвящена регулированию местного самоуправления.
Как известно, местное самоуправление – это самое приближённое людям уровень власти, и на него ложиться большая ответственность, так как местное самоуправление решает самые насущные проблемы населения.
В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления.
Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. ъИнститут муниципальной собственности получил свое закрепление в Законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”1, в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.
В связи с этим целью написания реферата является муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития.
Методологическую основу составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности, системный, историко-юридический, метод сравнительного правоведения, анализа документов, а также метод анализа и синтеза.
Глава 1. Состав муниципальной собственности и разграничение собственности по законодательству Российской Федерации
1.1 Понятие муниципальной собственности: сущность, цели, объекты
Имущество государственной и муниципальной собственности в значительной своей части закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями, а также передается в ведение государственных и муниципальных учреждений. В этих случаях предприятия самостоятельно управляют полученным имуществом на основе вещного права - права хозяйственного ведения1. А у учреждений возникает на имущество, закрепленное за ними, право оперативного управления (ст.294, 296 ГК).
1.2 Объекты муниципальной собственности
Появление муниципальной собственности в России широко связано с рынком, развитием экономики в стране и последующими преобразованиями в административной сфере - реформой местного самоуправления.
Государственная административная реформа связана с решением проблем взаимодействия государственного и местного уровней власти, распределением полномочий и соответственно изменениями в уровне их имущественной обеспеченности.
В связи с этим в работе ставится проблема выбора теоретического подхода, наиболее продуктивного с точки зрения исследования проблем муниципальной собственности, оценки происходящего в экономике и в сфере административного управления с точки зрения выбора эффективного способа предоставления местных общественных благ на основе использования муниципальной собственности.
Обосновывается необходимость использования нормативного подхода, который в отличие от сложившегося позитивного подхода, описывающего существующие закономерности и процессы, ориентирует на исследование реальных потребностей местного сообщества, что служит в свою очередь основанием для более точной оценки достаточности муниципального имущества в производстве и предоставлении местных общественных благ.
Содержание категории "муниципальная собственность" исследуется с позиций общих характеристик собственности вообще и специфических особенностей муниципальной собственности как одной из форм собственности.
Собственность определяется как сложная совокупность общественных отношений, которые возникают между людьми по поводу производства, присвоения и отчуждения жизненных благ.
Муниципальная собственно
При этом ее содержание не сводится лишь к праву собственности по поводу имущества как объекта собственности. Категория "муниципальная собственность" отражает объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни местных сообществ, связанное с реализацией местными сообществами права на осуществление местного самоуправления в интересах удовлетворения их коллективных потребностей2.
Процесс создания муниципальной собственности описывается с помощью термина "муниципализация". Это формирование и увеличение муниципальной собственности в рамках существующих норм законодательства в интересах местного сообщества и в целях удовлетворения его потребностей.
Цели муниципализации, как показывает исторический опыт, могут быть следующие: концентрация сил и средств для осуществления муниципалитетом определенной политики территориального развития; облегчение условий кредитования и минимизация коммерческого риска в сферах деятельности, обслуживающих публичные интересы; удешевление услуг, потребляемых населением за счет устанавливаемых твердых (регулируемых) цен.
Пути возникновения муниципальной собственности3:
- собственность возникает как результат естественноисторическог
о процесса, "снизу", формируя ядро муниципального хозяйства (характерно для стран Западной Европы); - состав муниципальной собственности изменяется в результате изменения состава компетенции местного самоуправления, тенденции муниципализации и демуниципализации экономики сменяют друг друга;
- муниципальная собственность формируется не естественным путем, "снизу", а в ходе раздела государственной собственности, ее передачи в муниципальную и частную собственность, а также в ходе приватизации бывших госпредприятий (характерно для России).
Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Такие обязательства вытекают из положений Европейской хартии местного самоуправления (принята Европейским Советом 15 октября 1985 г.), согласно которым органам местного самоуправления в обязательном порядке должны выделяться собственные финансово-экономические средства.
Законодательство большинства европейских государств закрепляет принцип материально-финансовой автономии местного самоуправления. Например, Основной закон Германии и конституции ее земель гарантии обеспечения финансово-экономической автономии местного самоуправления связывают с закреплением полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному распоряжению собственными доходами и расходами, определению налоговых ставок и статей бюджета, а также полномочий исполнительного характера по взиманию налогов, исполнению бюджета, кассовым операциям и бюджетному контролю.
В полном соответствии с европейскими муниципально-правовыми стандартами Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.130) впервые в истории отечественного конституционализма учредила муниципальную собственность в качестве самостоятельной формы (вида) собственности, которая не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит равной правовой защите наряду с другими основными формами собственности (частной и государственной).
Приведенные конституционные нормы детализируются и конкретизируются в положениях главы 8 "Экономическая основа местного самоуправления" Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.3 Тенденции развития муниципальной собственности в России
Тенденции развития муниципальной
собственности в первую очередь
связаны с развитием местного
самоуправления. Организация местного
самоуправления входит в круг фундаментальных
проблем, функционирования демократического общества и
государства.
Процессы реформирования
всех сторон общественной жизни в
современной России проходят в условиях
кардинальных изменений гражданского
сознания, когда демократические
формы организации жизни
Особую актуальность данной проблемы
на современном этапе придают следующие
обстоятельства:
- необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур.
- потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
- острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления.
- отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.
Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление:
- власть, действующая в пределах, установленных законом;
- наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами;
- власть с четко обозначенными функциями в государстве;
- наличие выборных органов местного самоуправления.
В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:
- на современном этапе развития российского государства осуществляется переход от общегосударственной собственности к многообразию форм собственности, включая и муниципальную, требующий регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;
- в России производство представлено крупными предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;
- в России осуществляется, и по сей день не завершена экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что процесс разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;
- развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.
Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используются в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма4.
В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах.
В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, так как органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
Еще одной положительной стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.
Муниципальная собственность способствует развитию микросреды бизнеса, особенного мелкого; появлению новых организационно-правовых форм функционирования предприятий; организационно-правовой интеграции и диверсификации предприятий. Пограничное значение имеет функция демократизации отношений муниципальной собственности, ибо развитие содержания, границ, структуры муниципальной собственности характеризует переход от гипермонопольной государственной формы собственности к полифункциональным ее формам и производственным отношениям.5 Это позволяет говорить, что муниципальная собственность как экономический феномен является основой независимости и самостоятельности местной экономики, гарантом наиболее эффективного использования местных ресурсов.
В российской действительности выделяются факторы формирования и развития муниципальной собственности:
- масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация;
- муниципальное участие в экономике своей территории и контроль за экономическими процессами со стороны органов местного самоуправления;
- привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета;
- расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения социальной защиты населения.
В реальной жизни существует
множество различных экономичес
Можно сказать, что
В конечном счёте, отношения муниципальной собственности должны обеспечить условия равновесного состояния воспроизводственной системы территории. Одним из главных вопросов при решении данной проблемы является создание и обеспечение функционирования соответствующей инфраструктуры, которая с одной стороны, создаёт непосредственные материальные условия реализации эколого-социальных интересов населения. С другой стороны, обеспечивает реализацию экономических интересов своих субъектов, что выражается в функционировании институциональной и рыночной инфраструктуры местных органов самоуправления.
В этом параграфе было рассмотрено тенденции развития муниципальной собственности в России. Мы увидели, что местное самоуправление и муниципальная собственность находятся в развивающемся положении, и от их развития зависит решения многих проблем нашего государства.
Но теперь уже понятно, что с помощью местного самоуправления и муниципальной собственности можно решить много проблем существующих в нашем государстве, и на них ложиться в этом вопросе большая ответственность.
Глава 2. Муниципальная собственность: проблемы управления и перспективы развития
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Оно призвано решать и регулировать различные экономические, социальные, политические, экологические и др. вопросы, возникающие на местном уровне. Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления6.
В таких условиях, безусловно, муниципальные образования теряют свою экономическую свободу и состоятельность, что в свою очередь, понижает эффективность местного самоуправления. Муниципалитеты вынуждены предпринимать все необходимые меры по изменению сложившейся ситуации. Так, муниципальная собственность служит основой деятельности муниципального образования и инструментом управления платежеспособности и финансовой устойчивости региона.
В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.
Анализируя данную проблему, можно выделить несколько подходов к определению эффективности использования имущества.
Во-первых, с точки зрения размеров получаемого дохода. Таким показателем может служить удельный вес доходов бюджета от хозяйственного использования имущества (с учетом поступлений от налогообложения имущества; без учета поступлений от налогообложения имущества).
Во-вторых, с точки зрения общественной пользы. Только качественные показатели (например, снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов).
В-третьих, с точки
зрения экономии бюджетных средств
(широко использовался в
В отношении объектов муниципальной собственности следует оценивать степень целесообразности, а не степень эффективности использования. Если же говорить об эффективном управлении, то степень эффективности необходимо оценивать уровнем удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении тех или иных проблем. Оценить эффективность управления только количественными показателями не представляется возможным, так как управление муниципальными финансами и собственностью это специфическая сфера деятельности, в которой зачастую важно не количество решенных вопросов, а качество их решения.
При оценке эффективности управления финансами и собственностью следует исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Поскольку основной целью деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечение его основных жизненных потребностей в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, мы не можем прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т.п.).
В данном случае
необходимо, прежде всего, ответить
на вопросы, насколько в
Поэтому необходимы различные
подходы к оценке эффективности
управления доходной и расходной
частями местного бюджета, различными
объектами муниципальной
При оценке эффективности
управления муниципальной собственностью
следует разделить объекты
Можно провести данный анализ
и с позиции трех аспектов, с
помощью которых оценивается
эффективность использования
Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта муниципального имущества.
Следовательно, одной из важнейших задач муниципального образования является повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.
Одним из методов повышения
эффективности управления муниципальной
собственностью является проведение конкурсов
на должности руководителей