Муниципальное имущество. 2

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие муниципального  хозяйства………………………………………5

2. Организационные структуры управления  пассажирским транспортом на территории муниципального образования…………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….17

Список используемых источников…………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа местного самоуправления в значительной степени зависит  от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в обществе в настоящий  момент. Для того чтобы дать научное  определение муниципального хозяйства, надо, прежде всего, установить родовое  понятие “хозяйство”, чтобы затем  на основе отличия данного вида хозяйства  дать определение термина “муниципальное хозяйство”.

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих  субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство  любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства  при осуществлении хозяйственной  деятельности напрямую зависят от формы  собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство  имеет ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений  на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения  понятия муниципального хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль повышения эффективности  управления транспортом существенно  возрастает. С одной стороны от развития транспортного комплекса  зависит эффективность работы физических и юридических лиц, а с другой стороны, сам рынок подразумевает  обмен товарами, что без использования  транспортных услуг практически невозможно. Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Муниципальный транспорт  имеет решающее значение для экономики  и жизненно важен для мобильности  населения, однако отсутствие достаточных  финансовых средств не позволяет  управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.

Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований  обусловили необходимость применения новых управленческих решений при  организации работы общественного  пассажирского транспорта. Это требует  создания новых систем управления, способных эффективно реагировать  на изменяющиеся условия среды и  потребности населения.

В контрольной работе рассмотрим два вопроса:

1.Понятие муниципального  хозяйства. 

2. Организационные структуры  управления  пассажирским транспортом  на территории муниципального  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие муниципального  хозяйства.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа  накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Известный российский исследователь  Л. Велихов указывает на особенность  муниципального хозяйства, которая  лежит, прежде всего, в его целях. По определению Велихова муниципальное  хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных  органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. (Л. Велихов  “Основы городского хозяйства”, 1928 г., стр. 217.)

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.1

В теории муниципального хозяйства  принято выделять две основные субъект-объектные группы (рис.1)




 


 

 

 

Рис.1 Субъекты и  объекты муниципального хозяйства.

Органы местного самоуправления играют особую роль в муниципальном  хозяйстве. Они должны учитывать  и пытаться сбалансировать интересы различных субъектов: населения  и отдельных социальных групп, предприятий, организаций, учреждений различных  форм собственности, а также направлять в единое русло для осуществления  комплексно-социально-экономического развития территории и удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества (населения).2


1 А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков. Основы управления муниципальным хозяйством. Изд. второе, допол. М.-13 с.

2 Юшина Е.А. Муниципальное управление.- М.,2003.- с.193-194.

Для того чтобы охарактеризовать структуру муниципального хозяйства  необходимо обозначить что:

1. Муниципальное хозяйство  - это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих деятельность  на территории муниципального  образования.

2. Деятельность, осуществляемая  этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение  общественных интересов.

3. Поскольку деятельность  осуществляют разнородные по  своей природе субъекты этой  деятельности, то необходим и  субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому  классифицируются элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяют следующие элементы муниципального хозяйства:

  • муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия, являясь по своей природе  явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном  или законодательном порядке  обязанностей) либо общественного (добровольного  по форме) принуждения.

Третья группа осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп  определить не просто роль и место  каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости  от этого цели деятельности этих элементов  в процессе управления муниципальным  хозяйством, учитывать их особенности.

С точки зрения того, какую  роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить следующие виды муниципального хозяйства.

1. Коммунальная  модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: главный  элемент системы - орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и  их расходование. Основную тяжесть  затрат на реализацию общественных интересов  и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины). Основным ресурсом являются налоги на население, недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных  на местное самоуправление, восполняется государством.

2.Комунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: участие  органов местного самоуправления в  сфере использования ресурсов территории; развитие территории через предоставление ограниченных прав в финансо - кредитной  деятельности и права ресурсной  ренты. Налоги с населения дополняются  возможностью обложения производителя  продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально - рентная модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: основное бремя по обслуживанию интересов  населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления; органы местного самоуправления - полноценный хозяйствующий субъект на своей территории.

Успешному развитию структуры  муниципального хозяйства содействует  становление его инфраструктуры.

Инфраструктура  муниципального хозяйства – комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.3

В составе современного муниципального хозяйства выделяются:

    • социальная инфраструктура (жилой фонд, детские учреждения, торговля, просвещение, здравоохранение, система социальной защиты и социального обеспечения)
    • коммунальная инфраструктура (обеспечение водными, энергетическими и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи). Ее специфика состоит в том, что она обслуживает не только  население, но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города
    • производственная инфраструктура, удовлетворяющая потребности производства, но не входящая в его технологический процесс.
    • деловая инфраструктура, которая включает в себя банки, страховые компании, инвестиционные фонды, выставочные комплексы и др.

 

 

 


3 Черная И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие.- Ростов-на – Дону.-2010.-С.37

2. Организационные структуры управления  пассажирским транспортом на территории муниципального образования.

Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим  фактором целостности, безопасности страны.4

Транспортный комплекс –  это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность  производства и качество жизни населения.5 Транспортный комплекс современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы).

Организация скоординированной  работы этих частей транспортного комплекса  требует управления со стороны органов местного самоуправления.6

Главной проблемой в практике управления транспортным комплексом в  муниципальных образованиях Российской Федерации на сегодня остается проблема недофинансирования необходимых элементов  этой системы, обеспечивающих возможности  функционирования и воспроизводства  всего транспортного комплекса.

 

 


4 Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов/А.В. Пикулькин.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.- с.384

5      Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. – 2005. – №1.

6   Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2009.- с. 22.

Основными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, трамваи, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в  определении оптимального количества транспортных средств, определения  социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств  на территории муниципального образования  являются основными вопросами в  управлении транспортом, наряду с соответствием  количества транспортных средств пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д.

Весь транспорт муниципального образования можно разделить  по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит  в оказании услуг по перевозке  пассажиров, т.е. в удовлетворении потребности  населения в перевозках.

В свою очередь, в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности, пассажирский транспорт подразделяется на массовый – общего пользования, общественный – индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы) и индивидуальный – личного пользования (личные автомобили).

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

К задачам муниципального управления в сфере транспорта относят:

  • обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
  • модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
  • приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
  • обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного управления по управлению транспортным комплексом состоят в следующем: принятие правил и порядка организации  работы; разработка схемы движения транспорта; разработка схемы развития улично-дорожной сети; установление тарифов на перевозки; разработка графиков и диспетчеризация движения транспорта; контроль соблюдения графиков движения; выдача муниципального заказа на пассажирские и грузовые перевозки, заключение контрактов; контроль экологических параметров работы транспорта.7

Для управления транспортным комплексом муниципального образования  в администрациях большинства крупных  городов созданы структурные  подразделения, ведающие вопросами  муниципального транспорта. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы  нормативно-правового регулирования  транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.

В собственности муниципальных  образований могут находиться транспортные предприятия. Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают предприятия  и организации различных форм собственности к транспортному  обслуживанию населения.


7 Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2009.-с.212.

 Они согласовывают  маршруты и графики движения  для массовых перевозок на  подведомственной территории.

Договорные отношения  между органами власти (администрацией) и перевозчиком могут быть оформлены  разными способами, один из них –  заключение государственного (муниципального) контракта на перевозку пассажиров. Наличие договорных отношений между  заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования  является обязательным, поскольку предусматривает  обязательства сторон, ответственность  за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность, как транспорта, так и пассажиров.

Таким образом, наиболее оптимальной  является организация транспортного  обслуживания населения в муниципальном  образовании, при которой основные, магистральные транспортные средства (троллейбусы, автобусы большой вместимости, трамваи) принадлежат муниципалитетам. Управление этой деятельностью целесообразно  осуществлять посредством создания и функционирования муниципальных  унитарных предприятий. Это позволит обеспечить транспортное обслуживание на основных пассажирских линиях.

Управление организацией транспортных перевозок в муниципальном  образовании со стороны местных  властей призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев потребителей транспортных услуг с минимальными потерями времени. Поэтому главным  комплексным критерием для оценки качества транспортного обслуживания муниципального образования является показатель общих затрат времени  на поездку (передвижение). Величина указанного показателя не должна превышать одного часа, в противном случае наступает  явление «транспортной усталости», которое приводит к резкому снижению производительности труда.

Основными субъектами систем управления пассажирским транспортом в современных условиях являются:

  • органы государственной власти (Российская Федерация, ее субъекты), выступающие в качестве системных инвесторов развития и поддержания работоспособности транспорта;
  • органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты) как генеральные заказчики транспортных услуг, регуляторы рынка их производства, проводимой тарифной и текущей субсидиарной политики;
  • население муниципальных образований, выступающее в роли потребителей услуг и частично финансирующее их производство в форме оплаты проезда;
  • лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.

Перспективной является схема  управления перевозками с выделением в отдельную структуру (муниципальное  предприятие) службы муниципального заказчика  транспортных услуг. Эта структура  ведает вопросами транспорта и содержания муниципальных дорог, и состоит из трех звеньев: администрация муниципального образования, служба муниципального (генерального) заказчика на транспортное обслуживание и предприятия пассажирского или грузового транспорта.

 Наиболее значимыми  задачами, стоящими перед службой  заказчика транспортных услуг  являются организация и координация  формирования и развития целостной  системы управления сферой пассажирского  транспорта и контроль полноты  и качества выполняемой транспортной  работы. Служба заказчика транспортных  услуг распределяет на конкурсной  основе объемы перевозок между  муниципальными и частными перевозчиками,  устанавливает графики движения, осуществляет оперативный контроль  работы транспорта.

Непосредственное управление движением и учет работы подвижного состава на маршрутах осуществляются муниципальными и частными предприятиями, которые находятся на втором уровне системы управления пассажирскими  перевозками.

Органы местного управления могут быть наделены полномочиями по финансированию муниципальных транспортных предприятий-перевозчиков для компенсации  перевозки льготных категории пассажиров.

Для финансирования организаций  пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок  и качества оказанных услуг, в  его основе лежит усредненная  цена одного пассажиро-километра с  действием поправочных коэффициентов  в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.8

Основной производственной единицей муниципального общественного  пассажирского транспорта является транспортная организация – перевозчик пассажиров или груза.

Пассажирский транспорт  входит в предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку пассажиров, хранение, обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

 

 


8 Королев С.А. Услуги по перевозке пассажиров / С.А. Королев // НДС: проблемы и решения. – 2010. – №5. – С.19.

В составе предприятия  пассажирского транспорта выделяют следующие группы подразделений: основное производство (перевозка), вспомогательное (техническое обслуживание) и обеспечивающие службы (обеспечение ресурсами).

Каждое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, имеет в своем составе пять основных служб: техническую (техническое  обслуживание подвижного состава); эксплуатационную (управление перевозочным процессом); экономическую (планирование производственной деятельности); службу безопасности движения; кадровую службу.

Предприятия и организации  пассажирского транспорта самостоятельно утверждают организационную структуру  управления.

Для повышения эффективности  управления движением и оперативности  принятия управленческих решений в  последнее время широко внедряются автоматизированные системы диспетчерского управлении движением, транспортные единицы (трамвай, троллейбус) оснащаются специальными устройствами, которые передают сигнал на пульт диспетчера.

Основным направлением оптимизации  транспортных потоков на территории муниципальных образований является снижение концентрации транспорта, ведущей  к повышенной аварийности на дорогах  и загрязнению атмосферы выхлопными газами. С этой целью муниципалитеты вводят запреты на прохождение на отдельных участках городской территории грузового автотранспорта, создают  скоростные участки городских магистралей, вводят в строй параллельные участки  наиболее популярных маршрутов.

 

 

 

 

Заключение

Муниципальное хозяйство  в результате двойственности своей  природы занимает промежуточное  положение между государственными и частными формами хозяйственной  жизни.

          Муниципальное хозяйство можно рассматривать как совокупность субъектов и объектов, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения. В силу своего особого места оно несет черты как государственного, так и частного хозяйства.

Способы приобретения доходов  ставят его в один ряд с иными  хозяйствующими субъектами, а право  на регулирование хозяйственных  отношений на своей территории и  общественный характер распределения  прибыли свидетельствует о принадлежности данного вида хозяйства к общественному  сектору и властным отношениям. Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, соответствующих виду и объемам задач, стоящих перед муниципальным образованием.

 В контрольной работе раскрыто значение муниципального управления транспортным комплексом, проведена систематизация понятий и элементов транспортного комплекса, показано, что организационное устройство управления транспортного комплекса является сложной системой, состоящей из многих звеньев, которые ответственны за разные направления деятельности по управлению транспортным комплексом.

Наиболее оптимальной  является организация транспортного  обслуживания населения в муниципальном  образовании, при которой основные, магистральные транспортные средства (троллейбусы, автобусы большой вместимости, трамваи) принадлежат муниципалитетам. Управление этой деятельностью целесообразно  осуществлять посредством создания и функционирования муниципальных  унитарных предприятий. Это позволит обеспечить транспортное обслуживание на основных пассажирских линиях.

Список используемой литературы

  1. А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков. Основы управления муниципальным хозяйством. Изд. второе, доп. – М.-1998.-138с.
  2. Юшина Е.А. Муниципальное управление.- М.,2003.- с.193-194с.
  3. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие.- Ростов-на – Дону.-2010.-269с.
  4. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов/А.В. Пикулькин.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.- 543с.
  5. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. – 2005. – №1. – С.41-44.
  6.    Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2009.- 352 с.
  7. Самойлов Д.С. Городской транспорт: учебник для вузов Д.С. Самойлов, В.А. Юдин. – М.: Деловой двор, 2008. – 287с.
  8. Зотов В.Б. Муниципальное управление: учебник для вузов / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – 2-е изд., доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 279с.
  9. Королев С.А. Услуги по перевозке пассажиров / С.А. Королев // НДС: проблемы и решения. – 2010. – №5. – С.17-22.

 

 


Муниципальное имущество. 2