Муниципальное имущество

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Муниципальное управление»

 Вариант № 10

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

Факультет МиМ

Специальность ГМУ

Группа дневная

№ л.д. 09мгд11622

Скопцова  Д.Н.

Проверил: Комов В.Э.

Тула-2013г.

 

   Содержание……………………………………………………………Стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Муниципальная собственность  занимает важное место в составе  экономической основы местного самоуправления.

В соответствии с действующей  Конституцией «в Российской Федерации  признаются и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности». Таким  образом Конституция закрепила  наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. Целью данной работы является рассмотреть правовое регулирование муниципальной собственности в Российской Федерации, объекты, относящиеся к муниципальной собственности, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состав муниципального имущества

 

Правовое регулирование муниципальной  собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти1.

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной  собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении закрепили  нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Рязанской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой  же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам  
(недвижимому имуществу, недвижимости) относятся:

- земельные участки; 

- участки недр;

- обособленные водные  объекты; 

- все, что прочно связано  с землей, т.е. объекты, перемещение  
которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том  
числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.  
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной  
регистрации воздушные суда и морские суда, суда внутреннего  
плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может  
быть отнесено и иное имущество.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ недвижимым имуществом признается  
также предприятие как имущественный комплекс.

Для целей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О  
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  
с ним" под недвижимым имуществом (по Федеральному закону от 21  
июля 1997 г. N 122-ФЗ) понимается имущество, права на которое  
подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным  
Федеральным законом. Данное понятие включает:

- земельные участки; 

- участки недр;

- обособленные водные  объекты; 

- все объекты, которые  связаны с землей так, что  их перемещение  
без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе  
здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние  
насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

Для целей НК термин "недвижимое имущество" применяется в значении ГК РФ, при этом могут быть использованы уточнения. В частности, к имуществу, расходы на приобретение которого контролировали  
налоговые органы (в рамках налогового контроля за расходами  
физического лица), относилось недвижимое имущество за исключением  
многолетних насаждений2.

Обязательной государственной  регистрации подлежат права на  
недвижимое имущество и на отдельные виды транспортных средств, не  
относящихся к недвижимому имуществу (автотранспортные средства).  
Государственная регистрация прав на недвижимость - юридический акт  
признания и подтверждения государством возникновения, ограничения  
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое  
имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация  
является единственным доказательством существования  
зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое  
имущество может быть оспорено только в судебном порядке.  
Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ  
путем внесения записей в Единый государственный реестр прав. Датой  
государственной регистрации прав является день внесения  
соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр  
прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту  
нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного  
округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение  
соответствующего органа от государственной регистрации могут быть  
обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (см. ст.  
2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на  
недвижимое имущество и сделок с ним").

Государственной регистрации подлежат права собственности  и другие  
вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии  
со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные  
и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.  
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое  
имущество подлежат государственной регистрации ограничения  
(обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека,  
доверительное управление, аренда. Обязательной государственной  
регистрации подлежат права на недвижимое имущество, право,  
устанавливающие документы на которое оформлены после введения в  
действие Федерального закона "О государственной регистрации прав  
на недвижимое имущество и сделок с ним" (см. ст. 3 Федерального  
закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество  
и сделок с ним").

Федеральным законом "О государственной регистрации  прав на  
недвижимое имущество и сделок с ним" установлены:

- основные понятия  в сфере государственной регистрации  прав и  
сделок с недвижимым имуществом;

- функции, права  и обязанности органов в системе  государственной  
регистрации прав на недвижимое имущество и государственной  
регистрации сделок с недвижимым имуществом;

- ответственность  при государственной регистрации  прав на  
недвижимое имущество;

- правила государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Операции с муниципальным имуществом

 

В гражданском  законодательстве РФ установлены особенности  
обязательной регистрации прав:

- на недвижимость  в кондоминиуме;

- на недвижимость, установленных судом; 

- на вновь  создаваемую недвижимость;

- на земельные  участки и недвижимость;

- на предприятие; 

- аренды недвижимости;

- собственности  на квартиры в ЖСК. 

Кроме того, существуют особенности регистрации перехода прав  
собственности на недвижимость, а также регистрации прав на  
недвижимость в отдельных регионах.

Правила удостоверения  государственной регистрации прав (на  
недвижимость) установлены в ст. 14 Федерального закона "О  
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  
с ним". Проведенная государственная регистрация возникновения и  
перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется  
свидетельством о государственной регистрации прав (на  
недвижимость). Проведенная государственная регистрация договоров и  
иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной  
регистрационной надписи на документе, выражающем содержание  
сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается  
Правилами ведения Единого государственного реестра прав. Формы  
свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными  
субъектами РФ и администрациями городов до установления единой  
формы свидетельства, признаются юридически действительными.

Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (далее - ОАО). При этом должны быть определены состав и стоимость приватизируемого имущественного комплекса, что, в свою очередь, требует3

- проведения  инвентаризации подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия;

- составления  промежуточного баланса приватизируемого  унитарного предприятия; 

- аудиторской проверки  приватизируемого унитарного предприятия;  

- определения  стоимости чистых активов приватизируемого  унитарного предприятия; 

- установления  стоимости земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса приватизируемого унитарного предприятия; 

- определения  состава и стоимости не подлежащих приватизации (исключаемых) активов унитарного предприятия.

По результатам  проделанной работы необходимо сформировать передаточный акт приватизируемого унитарного предприятия.

Порядок инвентаризации

При проведении инвентаризации необходимо дать ответы на следующие вопросы: 

1) какие виды  имущества и обязательств подлежат приватизации; 

2) на какую  дату следует проводить инвентаризацию;  

3) кто должен  проводить инвентаризацию; 

4) каков порядок  внесения корректив в учетные  регистры, связанных с исправлениями  возможных ошибок, выявленных при  проведении инвентаризации.

Достоверность показателей статей бухгалтерского баланса (в том числе промежуточного) подтверждается результатами полной инвентаризации имущества и обязательств организации. Исходя из этого инвентаризации должно быть подвергнуто все имущество организации независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее унитарному предприятию, но числящееся на его забалансовом учете, а также имущество, фактически находящееся на унитарном предприятии, но не учтенное по каким-либо причинам. Конкретного порядка определения сроков проведения инвентаризации (ее начала, окончания и т.д.) законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не содержит. Поэтому при выборе периода проведения инвентаризации приватизируемого предприятия необходимо руководствоваться общими правилами4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных  актов.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Государственной регистрации подлежат права собственности  и другие  
вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии  
со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные  
и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

 

 

 

 

 

 

Тест

 

Муниципальное имущество является:

- разновидностью  акционерной собственности

- разновидностью  кооперативной собственности 

- одной из  форм государственной собственности

- частной формой  собственности

- самостоятельной формой собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 21. 07. 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 29. 12. 2010).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011).
  3. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебн.-практ. пособие. - М.:Дело, 2009.
  4. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. – М.: Юристъ, 2007.
  5. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  6. Муниципальная собственность и инвестиции. - М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2008.
  7. Широков Л.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: 2007.
  8. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов/Под общ. ред. П.Г. Грабового. - Смоленск: Изд-во "Смолин Плюс", М.: Изд-во "АСВ", 2009.
  9. Уткин Б. Право приватизации: Проблемы правоприменительной практики. Юриспруденция М. 2007.

1 Широков Л.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: 2007. С. 47.

2 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебн.-практ. пособие. - М.:Дело, 2009. С. 84.

3 Муниципальная собственность и инвестиции. - М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2008.С. 79.

4 Уткин Б. Право приватизации: Проблемы правоприменительной практики. Юриспруденция М. 2007. С. 90.