Муниципальное образование. 4



18

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………2

1. Принципы формирования территории муниципального образования…4

2. Установление границ муниципального образования

3. Изменение границ муниципального образования

4. Основные модели территориальной организации местного самоуправления: территориальная (районная), поселенческая (волостная), двухуровневая

5. Типы муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, внутригородские районы в городах федерального значения

Тест

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы формирования территории муниципального образования

 

Муниципальное образование — городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных в муниципальный район, в пределах которого осуще­ствляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, мес­тный бюджет и органы местного самоуправления.

Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие:

−        наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

−        устав муниципального образования;

−        обособленная муниципальная собственность;

−        местный бюджет;

−        органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.

Особенности территорий МО:

1. Территорию городского или сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.

3. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения.

4. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.

5. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

2. Установление границ муниципального образования

 

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями [2]:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

10) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

13) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

14) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

15) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изменение границ муниципального образования

 

Законы должны обязательно предусматривать мнение населения при решении вопросов изменения границ  территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Процесс изменения границ МО:

1) выдвижение инициативы

2) выявление местного населения (референдум)

3) принятие закона субъекта РФ об изменении границ МО

4) внесение изменений в устав МО (регистрирует Министерство юстиции)

Результаты подлежат опубликованию.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений или населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24  ФЗ  № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ФЗ № 131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 % относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные модели территориальной организации местного самоуправления: территориальная (районная), поселенческая (волостная), двухуровневая

 

Сложившаяся на сегодня практика организации местного самоуправления может быть представлена в виде ряда моделей: территориальная (районная), поселенческая (волостная) и двухуровневая.

Территориальная (районная) модель

Предполагает выделение района как единого муниципального образования, которому подчинены населенные пункты районного подчинения (волости, поселки). Преимуществом модели служит то, что более крупное муниципальное образование может располагать достаточным бюджетом, позволяющим ему решать проблемы входящих в него населенных пунктов. К недостаткам этой модели можно отнести низкую степень инициативности граждан организовывать на этом уровне полноценную работу в сфере самоуправления.

Поселенческая (волостная) модель

При использовании этой модели статусом муниципального образования наделяется определенный круг административно-территориальных единиц (города, волости, сельсоветы), тогда как на уровне административного района или его подразделения создаются органы государственной власти на местах.

Это связано с отсутствием на районном уровне представительных органов муниципальной власти.

Таким образов власть на уровне субъекта осуществляется на 2-х уровнях сразу: субъекта федерации и района. К несомненным преимуществам модели относится то, что власть муниципального образования в этом случае территориально больше приближена к населению, а потому и подконтрольна ему.

Недостатком же является отсутствие возможности у малых территориальных образований иметь право на реализацию местного самоуправления.

Двухуровневая модель

Включает в себя наделение правами муниципального образования сразу двух субрегиональных уровней: районного и поселкового, с соответствующим разделением между ними полномочий, собственности и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Типы муниципальных образований: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, внутригородские районы в городах федерального значения

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

1.                  сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

2.                  городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.

3.                  муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.

В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

4.                  городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5.                  внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города федерального значения и Уставом внутригородского муниципального образования.

В Москве существует 125 внутригородских муниципальных образований, в Санкт-Петербурге — 111 внутригородских муниципальных образований.

С 2006 года все внутригородские муниципальные образования в других городах прекратили существование.

В Тульской области существует 179 муниципальных образований:

4 городских округа,

23 муниципальных района,

40 городских поселений,

112 сельских поселений.

Административным центром Тульской области является город Тула.

Вторым по величине городом Тульской области является город Новомосковск.

Население Новомосковска по оценке Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2009 года составляет 133 тыс. человек, из них мужчин — 45,1 % и женщин — 54,9 %. Численность населения городского округа (с пригородами) — 145,5 тыс. чел [5].

                                                                                                        Таблица 5.1             

Показатель

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность населения (без пригородов)

76

107

134

146

146

134

134

132

130

128

126

124

133

 

                                             Рис. 5.1. Изменение численности населения г.Новомосковска

Новомосковск является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тульской области — городским округом. Его официальное наименование — муниципальное образование город Новомосковск.

Местное самоуправление осуществляется на основании устава.

Представительным органом местного самоуправления является собрание депутатов. Он состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Его возглавляет глава муниципального образования, избираемый депутатами из своего состава.

23 ноября 1997 года состоялись первые муниципальные выборы, на которых были избраны Глава муниципального образования и Муниципальный Совет. Первым всенародно избранным главой города и района стал Николай Николаевич Минаков. С мая 2009 года главой муниципального образования является Елена Анатольевна Козина.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация. Её формирует и возглавляет глава администрации, который назначается по контракту, заключаемому по результатам конкурса, сроком на 5 лет. В 1991 году, с началом перехода к местному самоуправлению, губернатор Тульской области назначил главой администрации Новомосковска и Новомосковского района Станислава Алексеевича Шеденкова. С 1 июня 2009 года обязанности главы администрации исполняет Вадим Анатольевич Жерздев.

29 июня 2008 года в Новомосковске и районе прошёл референдум по изменению статуса на городской округ. В голосовании приняло участие более 60 % жителей города и окрестных поселений, более 90 % проголосовали за объединение района в составе города. В начале июля Тульская областная Дума провела ряд заседаний, посвящённых статусу Новомосковска, и постановила, что отныне муниципальное образование является не районом, а городским округом, а населённые пункты Рига-Васильевка, Сокольники, Спасское и Гремячее стали микрорайонами объединённого Новомосковска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется:

1) федеральным законом

2) постановлением правительства РФ

3) населением муниципального образования

4) решением главы муниципального образования

5) законом субъекта Федерации, в пределах которого находится

муниципальное образование.

 

Ответ: законом субъекта Федерации, в пределах которого находится

муниципальное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Осуществление власти в обществе и в государстве связано с территориальным устройством. При этом каждый уровень власти реализует свои властные функции в границах определенной территории. Подразделение территорий государства на отдельные территориальные образования осуществляется для обеспечения наиболее эффективного управления в обществе. Местное самоуправление есть одна из форм осуществления власти на местах, в пределах территорий, отведенных для этих целей государством.

Таким образом, территориальная основа местного самоуправления представляет собой совокупность норм, регулирующих территориальное устройство муниципального образования, определяющих состав земель муниципального образования, его границы и порядок их установления путем изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция и государственная символика Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.- М.: Эксмо, 2009. – 64 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в ред. от 3 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http:// www.referent.ru.

3. Система муниципального управления: учеб. для вузов. 3-е изд./ Под ред. В.Б. Зотова. − СПб.: Питер, 2007. − 560 с.

4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник/ В.Е. Чиркин. − 3-е изд., перераб. − М.: Норма, 2008. − 448 с.

5. http://ru.wikipedia.org.

 

 

 

 

 

 

 



Муниципальное образование. 4